Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:33, реферат
Цель данной работы – рассмотреть учение о ноосфере.
Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:
- рассмотреть учение Вернадского о ноосфере;
- рассмотреть влияние человека на природу и техносферу;
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Ноосфера……………………………………………………………………………4
1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере……………………………………….....4
1.2. Влияние человека на природу. Техносфера…………………………………...6
1.3. Трансформация биосферы в ноосферу………………………………………...8
1.4. Противоречия в системе: природа-биосфера-человек……………………….13
1.5. Единство и многообразие органического мира………………………………17
1.6. Жизнь как биологический круговорот веществ………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………………...22
функциям, которые они выполняют, и возникли двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная системы и органы чувств.
В XVIII—XIX веках ученые потратили много усилий для систематизации
всего многообразия растительного и животного мира. Появилось направление в
биологии, получившее название «систематики». Были созданы классификации
растений и животных в соответствии с их отличительными признаками. Основной
структурной единицей был признан вид, а более высокие уровни составили
последовательно род, отряд, класс.
На Земле существует 500 тыс. видов растений и 1,5 млн. видов
животных, в том числе позвоночных — 70 тыс., птиц — 16 тыс., млекопитающих
—12540 видов. Подробная систематизация различных форм жизни создала
предпосылки для изучения живого вещества как целого, что впервые осуществил
выдающийся русский ученый Вернадский в своем учении о биосфере. [7, с.78]
1.6. Жизнь как
биологический круговорот
В зависимости от характера питания строится пирамида питания,
состоящая из нескольких трофических уровней. Низший занимают автотрофные
организмы, питающиеся неорганическими соединениями, прежде всего растения.
На более высоком уровне
располагаются гетеротрофные
в пищу биомассу растений. Затем идут гетеротрофы второго порядка,
питающиеся гетеротрофами первого порядка, т. е. травоядными животными и т.
д.
Пирамида
питания связана с
выглядит следующим образом:
Один из важнейших принципов экологии — принцип устойчивости, в
соответствии с которым, чем больше трофических уровней и чем они
разнообразнее, тем устойчивей биосфера.
Экология показала также, что живой мир — не совокупность живых
существ, а единая система, сцементированная множеством цепочек питания и
иных взаимоотношений. Если даже небольшая часть его погибнет, погибнет и
все остальное. В то же время, как писал Н.Винер, «сообщество простирается
лишь до того предела, до которого простирается действительная передача
информации».
К важным
выводам экологии можно
Вернадским. 1. Каждый организм может существовать только при условии
постоянной тесной связи со средой, т. е. с другими организмами и неживой
природой. 2. Жизнь со всеми ее проявлениями произвела глубокие изменения на
нашей планете. Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы все
шире распространялись на планете, стимулируя перераспределение энергии и
веществ. 3. Размеры популяции возрастают до тех пор, пока среда может
выдерживать их дальнейшее увеличение, после чего достигается равновесие.
Численность колеблется вблизи равновесного уровня.
Принцип равновесия играет в живой природе огромную роль. Равновесие
существует между видами и смещение его в одну сторону, скажем, уничтожение
хищников, может привести к исчезновению жертв, у которых не будет хватать
пищи. Естественное равновесие существует и между организмом и окружающей
его неживой средой. Великое множество равновесий поддерживает общее
равновесие в природе.
Равновесие в живой природе не статично, как равновесие кристалла, а
динамично, представляя собой движение вокруг точки устойчивости. Если эта
точка не меняется, то такое состояние называется гомеостазом («гомео» — тот
же, «стасис» — состояние). Гомеостаз — механизм, посредством которого живой
организм поддерживает параметры своей внутренней среды, противодействуя
внешним воздействиям, на таком постоянном уровне, который обеспечивает
нормальную жизнь. Кровяное давление, частота пульса, температура тела — все
это обусловлено гомеостатическими механизмами, которые работают настолько
хорошо, что мы обычно их не замечаем. В пределах «гомеостатического плато»
действует отрицательная обратная связь, за пределами его — положительная
обратная связь, и система гибнет. [8, с.56]
Заключение
В данной
работе рассмотрены
о ноосфере.
В заключении
можно сделать следующие
В учении Вернадского о биосфере живое вещество преобразует верхнюю
оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается,
человечество становится основной планетарной геолого-образующей силой.
Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую
ответственность за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо
и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу
непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять
свои потребности с возможностями биосферы.
Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая
новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, и прежде
всего опять-таки на биосферу.
Отрицательным как для природы, так и для общества становится
бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо
последствия его из-за высокого уровня развития производительных сил
зачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологические
проблемы.
На Земле существует 500 тыс. видов растений и 1,5 млн. видов
животных, в том числе позвоночных — 70 тыс., птиц — 16 тыс., млекопитающих
—12540 видов. Подробная систематизация различных форм жизни создала
предпосылки для изучения живого вещества как целого, что впервые осуществил
выдающийся русский ученый Вернадский в своем учении о биосфере.
Список литературы
1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука, 1998.
2. Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. — М.: Наука, 1997.
3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003.
4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.
5. Казначеев В.П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. — М.:
Наука, 1999.
6. Концепции современного естествознания. / Под ред.проф.В.Н.Лавриненко,
В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 1999.
7. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.
8. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. — М.: Паимс, 1992.
9. Чижевский А. Л. Космический пульс жизни. — М.: Мысль, 1995.