Всё о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:33, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть учение о ноосфере.
Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:
- рассмотреть учение Вернадского о ноосфере;
- рассмотреть влияние человека на природу и техносферу;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Ноосфера……………………………………………………………………………4
1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере……………………………………….....4
1.2. Влияние человека на природу. Техносфера…………………………………...6
1.3. Трансформация биосферы в ноосферу………………………………………...8
1.4. Противоречия в системе: природа-биосфера-человек……………………….13
1.5. Единство и многообразие органического мира………………………………17
1.6. Жизнь как биологический круговорот веществ………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 55.96 Кб (Скачать файл)

природных ресурсов, удовлетворение нужд человека  и  общества  любой  ценой.

Последствия    непродуманного,    некомплексного     и,     как   следствие,

антигуманного  воздействия  на природу  удручают.  Технические  ландшафты  из

отходов  производства,  уничтожение  признаков  жизни  в   целых   регионах,

загнанная в резервации природа  — вот реальные плоды  отрицательного  влияния

человека, вооруженного техникой,  на  окружающую  среду.  Все  это  является

также следствием недостаточного взаимодействия естественных  и общественных

наук в осмыслении данной проблемы. [3, с.110]

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Трансформация  биосферы в ноосферу

 

       Благодаря  взаимосвязи всего существующего  космос  оказывает  активное

влияние на самые различные  процессы жизни на Земле.

       В. И.  Вернадский, говоря о факторах, влияющих  на  развитие  биосферы,

указывал среди прочих и космическое влияние. Так, он  подчеркивал,  что  без

космических светил, в частности  без Солнца,  жизнь  на  Земле  не  могла  бы

существовать. Живые организмы  трансформируют космическое излучение  в  земную

энергию (тепловую, электрическую,  химическую,  механическую)  в  масштабах,

определяющих существование биосферы.

       На существенную  роль космоса в  появлении   жизни  на  Земле  указывал

шведский ученый, Нобелевский  лауреат  С.  Аррениус.  По  его  мнению,  занос

жизни  на  Землю  из  космоса  был  возможен  в  виде   бактерий   благодаря

космической пыли и энергии.  Не  исключал  возможности  появления  жизни  на

Земле из космоса и В. И. Вернадский.

       Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (например, Луны  на

морские  приливы  и  отливы,  солнечные  затмения)  люди  подметили  еще   в

древности. Однако многие века связь космоса с Землей осмысливалась  чаще  на

уровне научных гипотез и догадок или вообще вне рамок науки. Во  многом  это

было  обусловлено  ограниченными  возможностями  человека,  научной  базы  и

имевшегося инструментария. В XX столетии знания о влиянии космоса  на  Землю

существенно пополнились. И  в  этом  есть  заслуга  и  российских  ученых,  в

первую  очередь   представителей   русского   космизма   —   А.Л.Чижевского,

К.Э.Циолковского, Л.Н.Гумилева, В.И.Вернадского и др.

       Понять, оценить и выявить масштабы  влияния космоса,  и  прежде  всего

Солнца, на земную жизнь и  ее проявления во  многом  удалось  А.Л.Чижевскому.

Об  этом  красноречиво  свидетельствуют  названия  его  работ:   «Физические

факторы исторического процесса», «Земное эхо  солнечных  бурь»  и  т.п.  [6,

с.121]

       Ученые  давно  обратили  внимание  на  проявления  активности  Солнца

(пятна, факелы на его  поверхности,  протуберанцы).  Эта   активность  в  свою

очередь  оказалась  связанной  с  электромагнитными  и  другими  колебаниями

мирового  пространства.  А.Л.Чижевский,   проведя   многочисленные   научные

исследования по астрономии, биологии и истории, пришел  к  выводу  об  очень

значительном влиянии  Солнца и его активности на биологические и социальные

процессы на Земле («Физические  факторы исторического процесса»).

       В 1915 г. 18-летний А.Л.Чижевский, самозабвенно изучавший астрономию,

химию и физику,  обратил  внимание  на  синхронность  образования  солнечных

пятен и на одновременную  активизацию  боевых  действий  на  фронтах  Первой

мировой войны. Накопленный  и  обобщенный  статистический  материал  позволил

ему сделать данное исследование научным и убедительным.

       Смысл  его концепции, основанной  на  богатом  фактическом  материале,

состоял в доказательстве  существования  космических  ритмов  и  зависимости

биологической  и  общественной   жизни   на   Земле   от   пульса   космоса.

К.Э.Циолковский так оценил труд своего  коллеги:  «Молодой  ученый  пытается

обнаружить  функциональную  зависимость  между  поведением  человечества   и

колебаниями в деятельности  Солнца,  и  путем  вычислений  определить  ритм,

циклы и периоды этих изменений  и колебаний,  создавая  таким образом новую

сферу человеческого  знания.  Все  эти  широкие  обобщения  и  смелые  мысли

высказываются  Чижевским  впервые,  что  придает  им  большую   ценность   и

возбуждает интерес. Этот  труд  является  примером  слияния  различных  наук

воедино на монистической  почве физико-математического анализа».

       Лишь  через много лет  высказанные   А.Л.Чижевским  мысли и выводы  о

влиянии  Солнца  на  земные  процессы   были   подтверждены   на   практике.

Многочисленные  наблюдения   показали   неоспоримую   зависимость   массовых

всплесков нервно-психических  и сердечно-сосудистых заболеваний  у  людей  при

периодических   циклах   активности   Солнца.   Прогнозы   так    называемых

«неблагоприятных дней»  для здоровья — обычное дело в  наши дни. [6, с.123]

       Интересна  мысль Чижевского о том, что  магнитные возмущения на  Солнце

в силу единства Космоса  могут  серьезно  сказываться  на  проблеме  здоровья

руководителей государств. Ведь  во  главе  большинства  правительств  многих

стран стоят немолодые  люди.  Происходящие  на  Земле  и  в  космосе  ритмы,

конечно же, влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно  это  опасно  в

условиях тоталитарных, диктаторских режимов. А если  во  главе государства

стоят аморальные или психически  ущербные  личности,  то  их  патологические

реакции  на  космические  возмущения  могут  привести  к  непредсказуемым  и

трагическим  последствиям  как для народов своих стран,  так   и   всего

человечества  в  условиях,  когда  многие  страны  обладают  мощным  оружием

уничтожения.

       Особое  место  занимает  утверждение   Чижевского  о  том,  что   Солнце

существенно влияет не только на биологические, но и социальные  процессы  на

Земле.  Социальные  конфликты  (войны,  бунты,  революции),   по   убеждению

А.Л.Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашего

светила.  По  его  подсчетам,  во  время  минимальной  солнечной  активности

происходит  минимум  массовых  активных  социальных  проявлений  в  обществе

(примерно 5%). Во время  же пика активности Солнца  их число достигает 60%.

       Многие  идеи  А.Л.Чижевского  нашли   свое   применение   в   области

космических и биологических  наук.  Они  подтверждают  неразрывное  единство

человека и космоса, указывают  на их тесное взаимовлияние.

       Весьма  оригинальными  были  космические   идеи  первого  представителя

русского космизма Н.Ф.Федорова.  Он  возлагал  большие надежды на  будущее

развитие  науки.  Именно  она,  по  мнению  Н.Ф.Федорова,  поможет человеку

продлить его жизнь, а  в перспективе сделать  бессмертным.  Расселение  людей

на другие планеты из-за большого скопления станет  необходимой  реальностью.

Космос  для  Федорова  —  активное  поприще  человеческой  деятельности.   В

середине XIX в. он предлагал  свой вариант перемещения  людей  в  космическом

пространстве.  По  мнению  мыслителя,  для   этого   надо   будет   овладеть

электромагнитной  энергией  земного  шара,  что  позволит  регулировать  его

движение в мировом  пространстве и  превратит  Землю  в  космический  корабль

(«земноход») для полетов в космос.  В  перспективе,  по  замыслам  Федорова,

человек объединит все  миры и станет «планетоводом». В  этом  особенно  тесно

проявится единство человека и космоса.

       Идеи  Н.Ф.Федорова о расселении  людей на  другие  планеты развивал

гениальный ученый в области  ракетостроения К.Э.Циолковский. Ему принадлежит

также ряд оригинальных философских  идей.  Жизнь,  по  Циолковскому,  вечна.

«После каждой смерти получается одно и то же — рассеяние... Мы  всегда  жили

и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется,  без  памяти

о прошлом... Кусочек материи  подвержен бесчисленному  ряду  жизней,  хотя  и

разделенных громадными промежутками времени...»1. В этом  мыслитель весьма

близок к индусским  учениям о переселении душ, а  также к Демокриту.

       На основании  диалектической в своей основе  идеи  о  всеобщей  жизни,

везде  и  всегда  существующей  посредством перемещающихся  и вечно живых

атомов,  Циолковский  пытался  построить   целостный   каркас   «космической

философии».

       Ученый  полагал, что жизнь и разум  на Земле не являются  единственными

во  Вселенной.  Правда,  в  качестве  доказательства  он  использовал   лишь

утверждение  о  том,  что  Вселенная  безгранична,  и  считал   это   вполне

достаточным. Иначе, «какой  бы  смысл  имела  Вселенная,  если  бы  не  была

заполнена  органическим,  разумным,  чувствующим   миром?».   На   основании

сравнительной молодости  Земли  им  делается  вывод  о  том,  что  на  других

«старших планетах жизнь  гораздо более совершенна». Более  того,  она  активно

влияет на другие уровни жизни, включая земную. [6, с.125]

       В   своей  философской  этике   Циолковский  сугубо  рационалистичен   и

последователен.  Возводя  в  абсолют  идею   постоянного   совершенствования

материи, Циолковский  видит  этот  процесс  следующим  образом.  Не  имеющее

границ космическое пространство  населено  разумными  существами  различного

уровня развития. Есть планеты,  которые  по  развитию  разума  и  могущества

достигли высшей степени  и  опередили  другие.  Эти  «совершенные»  планеты,

пройдя  все  муки  эволюции  и  зная  свое  печальное прошедшее   и   былое

несовершенство, обладают моральным  правом  регулировать  жизнь  на  других,

примитивных пока планетах, избавлять их население от мук развития.

       Именно  таким  образом  Циолковский   представляет   себе   технологию

«гуманитарной помощи». «Совершенный  мир»  берет  все  заботы  на  себя.  На

других, более низких по развитию планетах  им  поддерживается  и  поощряется

«только  хорошее».  «Всякое  уклонение  ко  злу или страданиям   тщательно

исправляется. Каким путем? Да, путем  отбора:  плохое,  или уклонившееся  к

дурному, оставляется без потомства... Могущество  совершенных  проникает на

все планеты, на все возможные  места жизни и всюду. Эти места  заселяются  их

собственным зрелым родом. Не подобно ли это тому, как  огородник  уничтожает

на своей земле все  негодные растения и оставляет только самые лучшие  овощи!

Если  и  вмешательство  не  помогает,  и   ничего,   кроме   страданий,   не

предвидится, то и весь живой  мир безболезненно уничтожается...».

       К.Э.Циолковский наиболее глубоко из современников изучал  и освещал

философские проблемы освоения космоса. Он полагал, что  Земле  во  Вселенной

принадлежит  особая  роль.  Земля  относится  к  более   поздним   планетам,

«подающим надежду». Лишь небольшому числу таких планет будет дано  право на

самостоятельное развитие и  мучения, в том числе и Земле.

       В ходе  эволюции со временем будет  образован союз всех разумных  высших

существ космоса. Сначала  — в виде союза населяющих ближайшие солнца,  затем

— союза союзов и так  далее,  до  бесконечности,  поскольку  бесконечна  сама

Вселенная. [6, с.128]

       Нравственная,  космическая  задача  Земли   —  внести  свой  вклад   в

совершенствование космоса. Оправдать  свое  высокое  предназначение  в  деле

совершенствования мира земляне  могут, лишь покинув Землю и выйдя  в  космос.

Поэтому  Циолковский  видит  свою  личную  задачу  в  помощи   землянам   по

организации  переселения  на  другие  планеты  и  расселения  их   по   всей

Вселенной. Он подчеркивал, что суть его  космической  философии  заключается

«в переселении с Земли  и в заселении Космоса».  Именно  поэтому  изобретение

ракеты для Циолковского было отнюдь не самоцелью  (как  полагают  некоторые,

видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а методом проникновения в  глубины

космоса.

       Ученый  полагал, что многие  миллионы  лет  постепенно  совершенствуют

природу  человека  и  его  общественную   организацию.   В   ходе   эволюции

человеческий организм претерпит  существенные  изменения,  которые  превратят

человека,  по  существу,  в   разумное   «животное-растение»,   искусственно

перерабатывающее  солнечную энергию.  Тем самым будет  достигнут   полный

простор для его воли и  независимости  от  среды  обитания.  В  конце  концов

человечество  сможет  эксплуатировать  все  околосолнечное  пространство   и

солнечную энергию. А  со  временем  земное  население  расселится  по  всему

околосолнечному пространству.

       Идеи  К.Э.Циолковского о единстве  разнообразных миров космоса,  его

постоянном совершенствовании, в том числе и самого  человека,  о выходе

человечества  в  космос  заключают  в  себе   важный   мировоззренческий   и

гуманистический смысл.

       Сегодня  уже возникают и практические  проблемы  влияния  человека  на

космос. Так, в связи с  регулярными космическими  полетами  есть  вероятность

непреднамеренного заноса в  космос, в  частности  на  другие  планеты,  живых

Информация о работе Всё о ноосфере