Архитектура Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Китайская архитектура принадлежит к одной из древнейших культурмира. Ее национальный характер проявляется в ярком художественномсвоеобразии, преемственности развития конструктивной и планировочной систем, специфической духовной сущности, позволявшей ей переосмыслять все иноземныеновшества в рамках собственной традиции и оказывать влияние на характер и пути развитияархитектуры всего региона Дальнего Востока.

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 2.03 Мб (Скачать файл)

3

Вступление

Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Давнее наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с более отсталыми соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).

С политической точки  зрения Китай в течение нескольких тысячелетий проходил через циклически повторяющиеся периоды политического  единства и распада, причём в ряде случаев частично или полностью  становился частью иностранных государств (например, империй Юань и Цин). Территория Китая регулярно подвергалась нашествиям извне, однако большинство захватчиков  рано или поздно подвергались китаизации и ассимилировались в китайский  этнос, а территории их государств обычно включались в территорию Китая. Современное  китайское государство и общество является результатом многовекового  культурного и политического  взаимопроникновения и взаимодействия с многочисленными окружающими  азиатскими народами, сопровождавшегося  перемещениями многомиллионных  людских масс и многовековой ханьской ассимиляцией. При этом необходимо учитывать, что традиционная китайская  историография включает суверенные государства других народов (монголов, маньчжуров и др.) в хроникально-династийную  историю Китая, игнорируя собственные  исторические традиции этих народов  и рассматривая их государства как  исторические части Китая. Китай  является родиной одной из самых  старых и самых сложных цивилизаций  мира, и возможно, единственной, где  физический тип населения не менялся  в течение 5 тысячелетий. Китай имеет  историю, насчитывающую 5 000 лет  художественного, философского и политического развития. Хотя региональные различия создают  ощущение разнообразия, общность языка  и религиозно-этических взглядов объединяют культуру Китая, в рамках которой были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм. Конфуцианство было официальной идеологией большую часть истории Имперского Китая, и знание конфуцианских текстов было первичным критерием для входа в имперскую бюрократию.

С усилением экономической  и военной экспансии в Китай  стран Запада в середине XIX столетия, в Китае получили распространение, в национальной интерпретации, идеи социальной и 

После образования  КНР в декабре 1949 года были приняты четыре Конституции (в 1954, 1975, 1978 и 1982 годах). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982), КНР — социалистическое государство демократической диктатуры народа. Высший орган государственной власти — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе.

Из-за большого количества депутатов в период между сессиями функции ВСНП выполняет избираемый из числа депутатов Постоянный Комитет (около 150 человек). 

4

К выборам допускаются  только депутаты от политической организации, зародившиеся в Европе. Коммунистической партии Китая и восьми так называемых демократических партий, входящих в Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Собственные органы законодательной власти действуют на территории специальных административных районов Гонконга и Макао.

Все депутаты ВСНП являются представителями блока коммунистов и демократов.

Председатель КНР — Ху Цзиньтао (кит. 胡锦涛), генеральный секретарь ЦК КПК. Это представитель уже четвёртого поколения руководителей страны.

Переход властных полномочий к этому поколению начался  в 2002, когда Ху Цзиньтао сменил Цзян Цзэминя на посту генерального секретаря ЦК КПК. В марте 2003 Ху Цзиньтао был избран Председателем КНР, а в сентябре 2004 — Председателем Центрального Военного Совета (ЦВС) ЦК КПК. Ранее все эти посты также занимал Цзян Цзэминь. 8 марта 2005 сессия китайского парламента (Всекитайского собрания народных представителей) одобрила просьбу Цзян Цзэминя об отставке с поста Председателя Центрального Военного Совета КНР. Позднее этот пост также занял Ху Цзиньтао, что завершило процесс смены власти в высшем руководстве страны.

Центральный Военный  Совет КНР был учреждён в 1982 году. Его первым председателем был Дэн Сяопин, в 1990 году на этом посту его сменил Цзян Цзэминь. Посты председателей ЦВС ЦК КПК и ЦВС КНР в нынешней политической системе Китая, как правило, совмещает один человек.

Военный совет и  его руководитель играют важную роль в китайской политической системе. Так, в 1989 занимавший этот пост Дэн Сяопин, к этому времени уже ушедший с высших партийных и государственных постов, практически единолично  принял решение о подавлении выступлений на площади Тяньаньмэнь.

Китай расположен в Восточной Азии. С востока омывается водами западных морей Тихого океана. На северо-востоке Китай граничит с КНДР и Россией, на севере — с Монголией, на северо-западе — с Россией и Казахстаном, на западе — с Киргизией, Таджикистаном и Афганистаном, на юго-западе — с Пакистаном, Индией, Непалом и Бутаном, на юге — с Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом. Площадь территории Китая составляет 9,6 млн км². Китай является самой большой страной в Азии и третьей по площади страной в мире, уступая только России и Канаде. Единый китайский часовой пояс — UTC+8.

Суммарная длина  сухопутных границ Китая составляет 22 117 км с 14 странами. Побережье Китая тянется от границы с Северной Кореей на севере до Вьетнама на юге и имеет длину 14 500 км. Китай омывается Восточно-Китайским морем, Корейским заливом, Жёлтым морем и Южно-Китайским морем. Остров Тайвань отделён от материка Тайваньским проливом.

Архитектура является важной частью китайской культуры. Одними из главных достижений китайской архитектуры являются  Великая китайская стена,  Запретный город в Пекине и многие другие. 

Глава 1

5

Зодчество

Китайская архитектура  принадлежит к одной из древнейших культур мира. Ее национальный характер проявляется в ярком художественном своеобразии, преемственности развития конструктивной и планировочной систем, специфической духовной сущности, позволявшей ей переосмыслять все иноземные новшества в рамках собственной традиции и оказывать влияние на характер и пути развития архитектуры всего региона Дальнего Востока.

Как свидетельствуют  археологические открытия, самые  ранние образцы жилищ пещерного  типа и деревянных конструкций датируются V—III тыс. до н.э. (неолитические культуры Хэмуду ,Луншань , Яншао); принципы градостроения складываются в период становления государств Ся (XXIII-XVI вв. до н.э.) и Шан-Инь (XVI-XII/XI вв. до н.э.); истоки ландшафтной архитектуры, согласно письменным источникам, восходят к царским заповедникам XXI—XVI вв. до н.э. Эволюционный путь традиционной китайской архитектуры продолжается до конца XIX в., после которого наступает этап поиска новых национальных форм в синтезе с общемировым архитектурным процессом. В китайской культуре высшими из искусств неизменно считались музыка, каллиграфия и поэзия. Архитектура в силу «телесности» форм рассматривалась скорее как искусное ремесло, нежели изящное искусство. Если в европейской культуре со времен античной Греции и древнего Рима тон задавали трактаты по эстетике и теории искусства и архитектуры, история которых сохранила имена наиболее прославленных зодчих, то в Китае носителями архитектурной традиции были древние каноны и «семейные династии строителей», из поколения в поколение в процессе практической деятельности передававшие в устно Все основные конструктивные принципы и планировочные схемы были сформированы самое позднее к III в. до н.э. Главные из них: деревянная стоечно-балочная конструкция на высоком основании (стереобате), создававшемся из утрамбованной земли и облицовывавшемся камнем; прямоугольная конфигурация как основа плана строений,дворов, комплексов, городов; ориентация их по сторонам света с выделением центра; система двора сыхэюань в качестве единицы пространственной ком-позиции; принцип симметрии; ориентация на центральную северо-южную ось; проявляемая на всех уровнях четкость архитектурной и планировочной «субкординации»; обращение входа (фасада)к югу. Все это сохраняло актуальность на протяжении всего существования Поднебесной. Причины поразительной устойчивости архитектурной традиции следует искать в картине мира, зародившейся в глубокой древности. Восходящий к мифическим и религиозным представлениям, гадательной практике и хозяйственной деятельности древних китайцев «код» единого вселенского порядка — Пути-дао , гармонии человека (общества, государства) и природы (Неба и Земли), зашифрованный в виде три-грамм и гексаграмм «И цзина» («Канон перемен») / «Чжоу и» («Чжоуские перемены»; VIII—VII вв. до н.э. ), стал мировоззренческой основой Китая. Архитектура как часть общей культуры являлась, по сути, опредмеченным выражением «небесных образцов и образов земли» — символов и чисел «И цзина» и могла приобретать разную смысловую нагрузку в интерпретации более поздних философских учений, религиозных доктрин, эстетических школ. Положения конфуцианства и даосизма, правила системы фэн-шуй (букв, «ветер-вода», геомантия),этические и эстетические идеалы китайского общества стали взаимОсновополагающая идея китайской культуры о единстве Неба, Человека, Земли (сань цай —«три начала», «три ценности») сделала «фундаментом» архитектуры принцип сбалансированности и гармонии архитектурных форм и условий естественного ландшафта, их созвучности идейно-художественному замыслу и функциональному назначению. Представление о взаимозависимости

6

природных явлений  и человеческой деятельности обусловило особую требовательность к выбору места для строительства. Предпочтение отдавалось таким местам, где было уравновешено действие начал инь (земное, темное) и ян (небесное, светлое) и пяти элементов у син и где циркулирующая внутри земли жизненная энергия ци («пневма», «космическое дыхание»; была максимально приближена к поверхности земли. При строительстве учитывались изгибы и впадины ландшафта, линии и контуры, которые очерчиваются светилами на небесном своде. Лишь при сбалансированности, гармонии архитектуры и окружающего мира достигалась, как считали носители традиции, цель благоприятного влияния «культурной среды» на человека, общество и государство.

Согласно «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (135—87/86 до н.э.; ),еще в IV в. до н.э. выбор места для захоронения умерших, почитаемых священными патронами рода, осуществляли кань юй цзя («гадатели по [небесному] своду и [земной] колеснице», каньюй — другое название фэн-шуй). Система фэн-шуй, восходящая к погребальному обряду, сформировавшаяся в качестве самостоятельной дисциплины в эпоху Хань и по сей день демонстрирующая свою жизнеспособность, учит, как следует располагать сооружения, чтобы поставить их под защиту благоприятных сил и предохранить от вредоносных, а также гармонизировать человеческую деятельность с природными явлениями. Главное внимание при выборе места уделялось возвышенности (горе, холму и т.д.) как небесной защитнице и воде (реке, озеру и т.д.) как источнику жизни. Если местность не имела подходящих естественных условий, их создавали искусственно — прорывали каналы, насыпали холмы, а также возводили высокие башни или пагоды, получившие распространение с приходом в Китай буддизма План всякой китайской постройки и композиция архитектурного ансамбля тесно связаны с представлениями древних китайцев о Вселенной: небо — ян, круг, творчество, движение.

Храмы и алтари, связанные с культом Неба, обычно имели в плане круг; алтари, связанные с культом земли, плодородия и злаков, — квадрат. Дворец и трон правителя должны были занимать сторону инь , т.е. обращены к югу .Согласно конфуцианскому учению, это означало править путем ритуала, соблюдая правильные отношения между правителем и подданными, высоким и низким : тот, кто обращен лицом к югу, — правитель, высокое; к северу — вассал, низкое; в соответствии с даосизмом, это позволяло осуществлять правление Поднебесной посредством недеяния (у вэй;), пребываяв покое и следуя естественному дао. Древнейшее ритуальное сооружение мин тан («пресветлый зал/престол»), служившее местом для инициации, моления Небу, официальных приемов правителя, представляло собой квадратное в плане строение без стен с четырьмя выходами и круглым верхом, которым соответствовали четыре стороны света, земля и небо. Древнейшие упоминания о мин тан содержатся в «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы», XI—III вв. до н.э.) и «Хуайнань-цзы» («[Трактат] Учителя из Хуайнани», II в. до н.э); по легендам, первый мин тан появился в эпоху мифического императора Хуан-ди (XXVII—XXVI вв. до н.э.).восходит к древнейшим представлениям (кон. II тыс. до н.э.) о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан — «пять сторон»: север, юг, запад, восток и центр), символизирует сбалансированность человеческого общества по примеру мира природного. Центр (чжун ) понимается как канал стяжения Неба и Земли. Так, конфигурация поселения, относящегося к неолитической культуре Лянчжу (уезд Уцзиньсянь, пров. Цзянсу), по мнению археологов, совпадает с формой ритуального цуна (восьмигранной нефритовой регалии с круглым канальцем в середине; квадрат и круг в цуне символизируют Землю и Небо, отверстие в центре показывает канал,по которому осуществляется взаимосвязь Земли и Неба; изображения

Информация о работе Архитектура Китая