Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:49, реферат
Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.
Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей,
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.
Введение ……………………………………………………………. 2
2. Композиция школьных зданий ……………………………………. 3
3. Схема функционального зонирования школы здания …………... 7
4. Требования к основным вспомогательным помещениям ………. 8
5. Горизонтальные и вертикальные коммуникации ……………….. 14
6. Требования пожарной безопасности и путей эвакуации ………... 17
7. Требования для физически ослабленных лиц ………………….… 18
8. Генплан, озеленение и благоустройство …………………………. 20
9. Отечественный и зарубежный опыт строительства …………….. 22
10. Примеры работ ………………………………………………….... 26
Литература ………………………………………………………….… 31
Повсеместно создаются школьные музеи. Задания на проектирование школ не предусматривают для этих целей специального помещения. Рекомендуется устанавливать музейные экспонаты преимущественно в рекреациях. Однако на практике для школьного музея часто выделяют отдельное помещение из учебного фонда.
При планировке школьного здания необходимо заранее учитывать потребность в выделении музейно-выставочных зон. Эти зоны частично могут создаваться в вестибюле, в фойе у актового зала, в рекреациях.
Соответственно росту основных учебно-воспитательных помещений модернизируются и помещения обслуживающего назначения: столовая, административно-хозяйственные службы, медицинское обслуживание.
Медицинский пункт в школе состоит из медицинской комнаты и кабинета зубного врача, в школе-интернате – из кабинета врача и зубного врача, процедурной и изолятора в составе палат для заболевших детей, изоляционных палат с отдельным входом и санузлом, буфета-раздаточной, ванной и уборной с умывальником в шлюзе.
Изолятор должен располагаться на первом этаже с отдельным входом. Кабинеты врачей и процедурная в школах-интернатах должны быть смежными и иметь сообщение как с группой спальных помещений, так и с изолятором.
В группу служебных помещений входят учительская и комната учебных пособий, кабинет директора и заведующего учебной частью, канцелярия, комната технического персонала и хозкладовая, в школах-интернатах – кабинет старшего воспитателя и комнаты дежурных воспитателей. Канцелярия и кабинет директора должны располагаться на первом этаже, желательно вблизи вестибюля, комната технического персонала – у входа в школу.
В состав хозяйственных помещений школ-интернатов входят: кастелянтская и комнаты починки белья, платья и обуви, кладовые для сезонной одежды и обуви, для индивидуального спортинвентаря. Эти помещения могут располагаться в подвалах здания.
При создании новых экспериментальных
и типовых проектов школьных зданий
уточнилась функциональная группировка
основных помещений. Чётко выявилась
зона помещений для младших
В соответствии с нормами и требованиями в современных школах предусмотрена безбарьерная доступность для инвалидов во все помещения, соответствующая ширина проходов, лифты, пандусы, гардеробы, санитарные узлы.
Помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации следует размещать в «открытой» зоне школы с обеспечением их планировочной связи с вестибюлем; помещения используются в учебной и во внеклассной работе, а в вечернее время и выходные дни — для организации творческой деятельности внешних посетителей.
Помещения мастерских для обработки металла, древесины, комбинированной мастерской и вспомогательные помещения при них следует размещать на первом этаже здания. При этом предусматривается отдельный вход в склад готовой продукции и материалов. Помещение для установки специального оборудования размещается смежно или объединяется с комнатой мастера (инструментальной).
5. Горизонтальные и вертикальные коммуникации
Горизонтальные коммуникации.
Минимальную ширину главных коридоров общественного здания рекомендуется принимать 1,8 м, второстепенных — 1,2 м (при длине не более 10 м). (Рис.4)
Коридоры делятся на следующие виды: коридоры с односторонней застройкой, с двухсторонней застройкой, смешанной застройкой и спаренные коридоры с помещениями по внешним сторонам и между ними. В коридорах необходимо проектировать естественное освещение, при этом максимальная длина коридора при освещении с двух торцов — 48 м, при освещении с одного торца — 24 м, при большей длине необходима организация световых карманов, расстояние между которыми должно составлять не более 24 м, а расстояние между световым карманом и окном в торце коридора — не более 30 м. Ширина светового кармана должна быть не менее половины его глубины.
Рис.4
Вертикальные коммуникации.
Лестницы
Лестницы и лестничные клетки подразделяются на:
тип 1 — внутренние, размещаемые в лестничных клетках;
тип 2 — внутренние открытые;
тип 3 — наружные открытые;
Обычные лестничные клетки.
Л1 — с остекленными или открытыми проемами в наружных стенах на каждом этаже;
Л2 — с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в покрытии;
Незадымляемые лестничные клетки:
HI —со входом в лестничную клетку с этажа через наружную воздушную зону по открытым переходам, при этом должна быть обеспечена незадым- ляемость перехода через воздушную зону;
Н2 — с подпором воздуха в лестничную клетку при пожаре;
НЗ — со входом в лестничную клетку с этажа через тамбур-шлюз с подпором воздуха (постоянным или при пожаре).
Для обеспечения тушения пожара и спасательных работ предусматриваются пожарные лестницы:
П1 — вертикальные;
П2 — маршевые с уклоном не более 6:1.
Высота этажа общественного здания может быть равна, как правило, 3,3 м; 3,6 м; 4,2 м. Из этого расчета и проектируются лестницы. Высота в школе как правило принимается 3,3 м. и выше
Лестницы могут быть одно-, двух-, трех- и четырехмаршевыми. Лестница состоит из проступи и подступенка. Ширина проступи — 300 мм, высота подступенка — 150 мм. (Рис.5)
Ширина лестничного марша в общественном здании должна быть:
1,35 м — главных лестниц, ведущих в помещения для основного пребывания людей;
1,2 м — эвакуационных лестниц;
0,9 м — лестниц, ведущих в помещение с количеством одновременно пребывающих в нем до 5 человек.
Рис.5
6. Требования пожарной безопасности
и путей эвакуации
Эвакуационные и аварийные выходы
Выходы являются эвакуационными, если они ведут:
а) из помещений первого этажа наружу:
- непосредственно;
- через коридор;
- через вестибюль (фойе);
- через лестничную клетку;
- через коридор и вестибюль (фойе);
- через коридор и лестничную клетку;
б) из помещений любого этажа, кроме первого:
- непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
- в коридор, ведущий
- в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
в) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А и Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в «а» и «б»; выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б.
Выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания.
7. Требования для физически ослабленных лиц
Категории инвалидов:
Инвалиды-колясочники
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Инвалиды по зрению (слепые и слабовидящие)
Инвалиды по слуху (глухие и слабослышащие)
Входная группа
Тамбуры
Глубина тамбуров должна быть 1,8 м. не менее при ширине не менее 2,2 м.
После того, как инвалид вошел в тамбур, он должен закрыть входную дверь, а затем открыть следующую дверь в вестибюль здания.
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании "от себя" должна быть не менее 1,2 м., а при открывании "к себе" - не менее 1,5 м. при ширине не менее 1,5 м (Рис.6)
Рис.6 Схема тамбура с размерами
8.Генплан, озеленение и благоустройство
Важной составляющей комплекса общеобразовательного учреждения является школьный участок (Рис.7), который разбивается на функциональные зоны:
- Физкультурно-оздоровительную.
- Учебно-опытную;
- Хозяйственного двора;
- Зону отдыха, в том числе
для подвижных игр различных
возрастных групп, площадки
Рис. 7. Планировка участка школы:
1 – здание школы, 2, 7 – игровая и спортивная площадки, 3 – зоологическая площадка, 4 – участок для занятий по растениеводству, 5 – географическая площадка, 6 – площадка для занятий на воздухе
Спортивную зону не следует размещать со стороны окон учебных помещений
Продольные оси площадок легкоатлетической и для спортивных игр рекомендуется располагать в направлении север – юг. Участки учебно-опытной зоны должны хорошо инсолироваться и отделяться от спортивной зоны полосой зеленых насаждений.
Коллекционно-селекционные участки следует располагать в удалении от спортивных площадок. Метеорологическая и географическая площадки должны размещаться на открытом месте в удалении от здания не менее чем на 35м.
Площадка для отдыха должна располагаться вблизи от выходов на участок из соответствующих учебных секций.
Хозяйственный двор рекомендуется располагать со стороны входа в производственные помещения школьной столовой и смежно с учебно-опытной зоной.
Защитная зеленая полоса по границам участка устраивается шириной не менее 1,5м, а со стороны улицы – 6-10м. Посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а около спортивных площадок – колючих кустарников и плодовых деревьев не допускается.
Площадки оборудуются современными малыми архитектурными формами и спортивным инвентарём. Выполняются все требования по рациональному доступу школьников, а так же маломобильных групп населения и инвалидов-колясочников к зданию. Это пониженные борта, пандусы и пешеходные дорожки с минимальным уклоном и металлические поручни. Подходы к школе должны предусматриваться со стороны всех жилых групп микрорайона.
Не должен остаться без внимания
вопрос транспортного обслуживания:
при проектировании необходимо предусматривать
парковочные места для
Рис. 8. Генплан школьного участка
9.Отечественный и зарубежный опыт строительства
Рис.9. Типовой проект универсального здания общеобразовательной школы на 32 класса(1280... 1320 мест):
а-первый этаж, б-второй этаж:
1-классы, 2 - рекреационные залы, 3-вестибюль
с гардеробом, 4-учебные мастерские,
5-кабинет директора и
Централизованная композиция представляет собой один корпус той или иной формы, иногда с примыканием к нему зальных помещений. К числу достоинств школьных зданий этого типа относится компактность и небольшая площадь застройки, короткие связи между помещениями, экономичность в строительстве и эксплуатации. Однако централизованный тип композиции применяется в основном для школ небольшой вместимости. ( Рис.10)
Блочная композиция, при которой здание состоит из ряда отдельных корпусов-блоков, примыкающих друг к другу или связанных теплыми переходами, обычно применяется для школ большой вместимости. Блочная композиция обладает многими достоинствами: позволяет обеспечивать оптимальную ориентацию помещений и относительную изоляцию возрастных групп учащихся, осваивать высокосейсмичные районы и сложный рельеф, применять планировочные и конструктивные решения и параметры, соответствующие функциональным особенностям каждого блока. Гибкость блочной композиции дает возможность удачно использовать разнообразные градостроительные ситуации. Школьные здания блочного типа являются наиболее распространенными в современной практике.
Павильонная композиция