Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:49, реферат
Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.
Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей,
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.
Введение ……………………………………………………………. 2
2. Композиция школьных зданий ……………………………………. 3
3. Схема функционального зонирования школы здания …………... 7
4. Требования к основным вспомогательным помещениям ………. 8
5. Горизонтальные и вертикальные коммуникации ……………….. 14
6. Требования пожарной безопасности и путей эвакуации ………... 17
7. Требования для физически ослабленных лиц ………………….… 18
8. Генплан, озеленение и благоустройство …………………………. 20
9. Отечественный и зарубежный опыт строительства …………….. 22
10. Примеры работ ………………………………………………….... 26
Литература ………………………………………………………….… 31
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………. 2
2. Композиция школьных зданий ……………………………………. 3
3. Схема функционального зонирования школы здания …………... 7
4. Требования к основным вспомогательным помещениям ………. 8
5. Горизонтальные и вертикальные коммуникации ……………….. 14
6. Требования пожарной безопасности и путей эвакуации ………... 17
7. Требования для физически ослабленных лиц ………………….… 18
8. Генплан, озеленение и благоустройство …………………………. 20
9. Отечественный и зарубежный опыт строительства …………….. 22
10. Примеры работ ………………………………………………….... 26
Литература ………………………………………………………….… 31
1. Введение
Школа – наиболее массовый вид общественных зданий. Тема средних учебных заведений сегодня как никогда актуальна. Рост строительства жилья, проектирование новых жилых районов вызывает необходимость возведения как минимум 2-3 школ в год в Республике.
Общеобразовательные школы в Республике Беларусь являются государственными учебными и воспитательными учреждениями для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.
Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назначение. По этому признаку они подразделяются на три типа: начальные, девятилетние и одиннадцатилетние.
Основным типом
В тех случаях, когда по различным причинам, не представляется возможным организовать одиннадцатилетние школы, используются девятилетние неполные средние школы в составе I – IX классов или начальные школы в составе I – IV классов.
Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также школы- интернаты, в которых учащиеся не только учатся, но и живут.
Широкое развитие получили школы «продленного дня», в которых все учащиеся или отдельные группы школьников находятся под наблюдением педагогов в течение всего дня, возвращаясь к родителям только вечером. Группы продленного дня охватывают, как правило, учащихся с I по IV класс.
Для молодежи, работающей на производстве, существуют вечерние школы рабочей молодежи.
Одной из разновидностей одиннадцатилетних школ являются специальные школы – средние общеобразовательные учебные заведения, имеющие определенный уклон, дающие повышенный уровень образования в какой-либо области: иностранного языка, математики, физики, биологии, литературы, искусства и т.д.
Другим важным признаком классификации школьных зданий является вместимость, зависящая от количества параллельных классов. Различают одно- (280-336 мест), двух- (560-672 мест), трех- (840-1008 мест), четырех (1120-1344) комплектные школы.
Верхним пределом вместимости зданий общеобразовательных школ принято 1400 – 1500 ученических мест.
2. Композиция школьных зданий
Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.
Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей,
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.
Основным элементом школы
Учебные, жилые и учебно — жилые секции объединяются в блоки помещений для учащегося младшего, среднего и старшего возраста.
Помещения не входящие в состав учебных блоков и секций, объединяются по своему функциональному назначению в группы:
общешкольных учебных и учебно — производственных помещений,
учебно — спортивных помещений и помещений для культурно — массовой работы,
помещений общешкольного назначения (столовые, буфеты, помещения административно — хозяйственного, медицинского обслуживания и др.).
Важными факторами, влияющими на композицию школьных зданий, являются планировка и взаимное расположение учебных секций, отличающиеся большим разнообразием.
В настоящее время в
Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним расположением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответствует кабинетной системе обучения в старших классах.
В отечественной и зарубежной практике применяются также другие типы учебных секций:
класс — рекреация и секции, объединяющие меньшее число классов, для младших школьников,
секции, объединяющие до шести классов или кабинетов, для старших школьников,
классные секции, в которых рекреации отделены от классов узким коридором или лестницей.
В отношении взаимного
В зависимости от вместимости и общей планировочной структуры школьные здания обычно имеют от одного до трех этажей (в жилых районах с высокой плотностью населения и на затесненных участках допускается строительство четырехэтажных школьных зданий), спальные корпуса школ — интернатов — до четырех этажей.
В отечественной практике здания начальных школ обычно строятся одноэтажными, одно и двухкомплектных средних школ - двухэтажными, школьные здания трех и более комплектные — трех, четырехэтажными.
Школьные здания и комплексы
большей вместимости часто
учебные блоки младших классов — двухэтажные,
средних классов — трехэтажные,старших — четырехэтажные.
Это отражает дифференцированный подход к определению этажности в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов.
В связи с тем что в нашей практике в школьном строительстве применяются, как правило, тяжелые капитальные конструкции (кирпич, сборный железобетон), увеличение этажности обеспечивает большую экономичность в строительстве. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педагогов, облегчить связи с участком.
Однако улучшение
Существенным фактором, определяющим основу архитектурной композиции школьных зданий, является характер взаимосвязи между отдельными функциональными группами школьных помещений.
По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три осовных типа:
Централизованные (рис.1),
блокированные (рис.2),
и павильонные (рис.3).
Здание школы или школы —
интерната централизованного
Блокированные школьные здания, являющиеся в настоящее время наиболее распространенными, состоят из ряда отдельных корпусов — блоков (учебных, учебно — жилых, зальных и др.) связанных между собой теплыми перехоами или непосредственно примыкающих друг к другу. Такая композиция обычно применяется при проектировании зданий большей вместимости, предназначенных для строительства в средней полосе (II и III строительно — климатические районы), а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности.
Достоинством этой композиции является возможность:
хорошо рассредоточить коллективы учащихся для создания оптимальных педагогических и гигиенических условий при сохранении удобных и относительно коротких связей между отдельными группами помещений,
обеспечить для каждой функциональной группы школьных помещений органически присущее ей планировочно — конструктивное решение,
добиться сочетания
Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных сейсмических районах и районах с крутопадающим рельефом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и отрицательные качества:
положительные — лучшая изоляция отдельных групп помещений от распространения шума, запахов и т. п.,
отрицательные — ухудшение взаимосвязи между отдельными группами помещений, удлинение коммуникаций.
В практике школьного строительства встречаются и другие приемы композиции. Так, например, в некоторых школьных зданиях централизованной или блокированной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастерские или учебные секции младших классов и т. д.
Рис.1 Центральный тип здания
Рис.2 Блочная композиция здания
Рис.3 Павильонный тип здания
3. Схема функционального зонирования школы здания
При проектировании школьного здания возникает сложная задача формирования единой композиции, состоящей из многих и разнообразных элементов. В практике решения этой задачи встречаются композиции трех типов: централизованная, блочная и павильонная.
Спортивный блок
4. Требования к основным вспомогательным помещениям
Здания общеобразовательных
- Учебные, учебно-производственн
- Рекреации и помещения для культурно – массовой работы;
- Столовые и буфеты;
- Вспомогательные, служебные и медицинские помещения;
- Хозяйственные и другие
Наиболее распространенным типом классного помещения является так называемый «продольный» класс с трехрядной расстановкой двухместных парт или столов и односторонним естественным освещением.
Основные учебные помещения следует размещать в наземных этажах, изолированно от помещений, являющихся источниками распространения шума и запахов.
Высота помещений зависит от их функции и размеров в плане. В современной отечественной практике высота этажей школьных зданий принимается 3,3 м, высота спортивного зала-до 6 м.
Полный состав и размеры помещений общеобразовательных школ и интернатов различной величины даны в ТКП.
Этажность школьных зданий зависит от их величины и объемно-пространственной структуры, градостроительной ситуации. Строительные нормы рекомендуют проектировать одно- и трехэтажные школьные здания, в особых случаях допускаются четырехэтажные. Часто этажность школ бывает смешанной. Это отражает дифференцированный подход к разным возрастным группам школьников или связано с выделением в самостоятельный объем зальных помещений.