Композиция школьных зданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:49, реферат

Описание работы

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.
Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей,
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………. 2
2. Композиция школьных зданий ……………………………………. 3
3. Схема функционального зонирования школы здания …………... 7
4. Требования к основным вспомогательным помещениям ………. 8
5. Горизонтальные и вертикальные коммуникации ……………….. 14
6. Требования пожарной безопасности и путей эвакуации ………... 17
7. Требования для физически ослабленных лиц ………………….… 18
8. Генплан, озеленение и благоустройство …………………………. 20
9. Отечественный и зарубежный опыт строительства …………….. 22
10. Примеры работ ………………………………………………….... 26
Литература ………………………………………………………….… 31

Файлы: 1 файл

Реферат школа много.doc

— 7.32 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Введение  …………………………………………………………….  2

2. Композиция школьных зданий …………………………………….  3

3. Схема функционального зонирования школы здания  …………...  7

4. Требования к основным вспомогательным помещениям  ……….  8

5. Горизонтальные и вертикальные коммуникации  ………………..  14

6. Требования пожарной безопасности и путей эвакуации  ………... 17

7. Требования для физически ослабленных лиц  ………………….… 18

8. Генплан, озеленение и благоустройство  …………………………. 20

9. Отечественный и зарубежный опыт строительства …………….. 22

10. Примеры работ  ………………………………………………….... 26

Литература  ………………………………………………………….… 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Школа – наиболее массовый вид  общественных зданий. Тема средних учебных заведений сегодня как никогда актуальна. Рост строительства жилья, проектирование новых жилых районов вызывает необходимость возведения как минимум 2-3 школ в год в Республике.

Общеобразовательные школы в Республике Беларусь являются государственными учебными и воспитательными учреждениями для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.

Главным признаком классификации  общеобразовательных школ является их назначение. По этому признаку они  подразделяются на три типа: начальные, девятилетние и одиннадцатилетние.

Основным типом общеобразовательных школ являются одиннадцатилетние школы в составе I – XI классов, дающие учащимся полное среднее образование.

В тех случаях, когда  по различным причинам, не представляется возможным организовать одиннадцатилетние  школы, используются девятилетние неполные средние школы в составе I – IX классов или начальные школы в составе I – IV классов.

Кроме обычных общеобразовательных  школ существуют также школы- интернаты, в которых учащиеся не только учатся, но и живут.

Широкое развитие получили школы «продленного дня», в которых все учащиеся или отдельные группы школьников находятся под наблюдением педагогов в течение всего дня, возвращаясь к родителям только вечером. Группы продленного дня охватывают, как правило, учащихся с I по IV класс.

Для молодежи, работающей на производстве, существуют вечерние школы рабочей молодежи.

Одной из разновидностей одиннадцатилетних  школ являются специальные школы  – средние общеобразовательные  учебные заведения, имеющие определенный уклон, дающие повышенный уровень образования  в какой-либо области: иностранного языка, математики, физики, биологии, литературы, искусства и т.д.

Другим важным признаком классификации  школьных зданий является вместимость, зависящая от количества параллельных классов. Различают одно- (280-336 мест), двух- (560-672 мест), трех- (840-1008 мест), четырех (1120-1344) комплектные школы.

Верхним пределом вместимости зданий общеобразовательных школ принято 1400 – 1500 ученических мест.

 

2. Композиция школьных  зданий 

 

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.

Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:

разделения всех учащихся на отдельные  группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей,

объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного  воспитания.

Основным элементом школы является класс, в котором должны быть созданы  все необходимые условия для нормального учебно — воспитательного процесса и гигиенического режима. Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В такую секцию входят 4 — 5 классных помещений или учебных ка­бинетов, рекреации и туалетные, а при рассредоточенных гардеробах — еще и гардеробная.

Учебные, жилые и учебно — жилые  секции объединяются в блоки помещений  для учащегося младшего, среднего и старшего возраста.

Помещения не входящие в состав учебных  блоков и секций, объединяются по своему функциональному назначению в группы:

общешкольных учебных и учебно — производственных помещений,

учебно — спортивных помещений  и помещений для культурно  — массовой работы,

помещений общешкольного назначения (столовые, буфеты, помещения административно  — хозяйственного, медицинского обслуживания и др.).

Важными факторами, влияющими на композицию школьных зданий, являются планировка и взаимное расположение учебных  секций, отличающиеся большим раз­нообразием.

В настоящее время в отечественной  практике наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреацией. Этот тип учебной секции является пожалуй, оптимальным для младшего и среднего возраста.

Для старшего возраста более приемлема  учебная секция с односторонним  расположением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответствует кабинетной системе обучения в старших классах.

В отечественной и зарубежной практике применяются также другие типы учебных  секций:

класс — рекреация и секции, объединяющие меньшее число классов, для младших школьников,

секции, объединяющие до шести классов  или кабинетов, для старших школьников,

классные секции, в которых рекреации  отделены от классов узким коридором  или лестницей.

В отношении взаимного расположения учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школьное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с различной ориентацией, однако это вызывает, подчас, чрезмерное удлинение школьного здания. Этого можно избежать при параллельном расположении нескольких учебных секций или блоков. Для достижения большей компактности зданий применяется двух и трехсторонняя ориентация классов и классных секций, что однако ставит классы в разные условия и ограничивает возможности постановки зданий на различно ориентированных участках.

 

В зависимости от вместимости и  общей планировочной структуры  школьные здания обычно имеют от одного до трех этажей (в жилых районах с высокой плотностью населения и на затесненных участках допускается строительство четырехэтажных школьных зданий), спальные корпуса школ — интернатов — до четырех этажей.

В отечественной практике здания начальных  школ обычно строятся одноэтажными, одно и двухкомплектных средних школ - двухэтажными, школьные здания трех и более комплектные — трех, четырехэтажными.

Школьные здания и комплексы  большей вместимости часто имеют  смешанную этажность:

учебные блоки младших классов  — двухэтажные,

средних классов — трехэтажные,старших  — четырехэтажные.

Это отражает дифференцированный подход к определению этажности в  зависимости от возрастных особенностей учащихся.

При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов.

В связи с тем что в нашей  практике в школьном строительстве  применяются, как правило, тяжелые  капитальные конструкции (кирпич, сборный  железобетон), увеличение этажности  обеспечивает большую экономичность  в строительстве. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педагогов, облегчить связи с участком.

Однако улучшение функционально  — технологических качеств школьных зданий при снижении этажности имеет  свои пределы: в определенных условиях коммуникации в малоэтажных зданиях большей вместимости могут чрезмерно удлинится. Нахождение оптимального решения во взаимодействии этих факторов является главной задачей при определении этажности зданий школ и школ — интернатов.

Существенным фактором, определяющим основу архитектурной композиции школьных зданий, является характер взаимосвязи между отдельными функциональными груп­пами школьных помещений.

По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три  осовных типа:

Централизованные (рис.1),

блокированные (рис.2),

и павильонные (рис.3).

Здание школы или школы —  интерната централизованного типа представляет собой один основной учебный  или учебно — жилой корпус, к  которому могут примыкать зальные  корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных для строи­тельства в северных районах. Достоинство такой композиции — экономичность в строительстве и эксплуатации, минимальная площадь охлаждения, компактность и небольшая площадь застройки (что весьма существенно при строительстве на участках ограниченной величины), короткие связи между отдельными группами школьных помещений.

Блокированные школьные здания, являющиеся в настоящее время наиболее распространенными, состоят из ряда отдельных корпусов — блоков (учебных, учебно — жилых, зальных и др.) связанных между собой теплыми перехоами или непосредственно примыкающих друг к другу. Такая композиция обычно применяется при проектировании зданий большей вместимости, предназначенных для строительства в средней полосе (II и III строительно — климатические районы), а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности.

Достоинством этой композиции является возможность:

хорошо рассредоточить коллективы учащихся для создания оптимальных педагогических и гигиенических условий при сохранении удобных и относительно коротких связей между отдельными группами помещений,

обеспечить для каждой функциональной группы школьных помещений органически  присущее ей планировочно — конструктивное решение,

добиться сочетания расчлененности объемов и компактности общей  композиции.

Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных сейсмических районах и районах с крутопадающим рельефом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и отрицательные качества:

положительные — лучшая изоляция отдельных групп помещений от распространения шума, запахов и т. п.,

отрицательные — ухудшение взаимосвязи  между отдельными группами помещений, удлинение коммуникаций.

В практике школьного строительства  встречаются и другие приемы композиции. Так, например, в некоторых школьных зданиях централизованной или блокированной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастерские или учебные секции младших классов и т. д.

 

Рис.1 Центральный тип здания

 

 

 

Рис.2 Блочная композиция здания

 

 

 

Рис.3 Павильонный тип здания

 

3. Схема функционального  зонирования школы здания

При проектировании школьного здания возникает сложная задача формирования единой композиции, состоящей из многих и разнообразных элементов. В  практике решения этой задачи встречаются композиции трех типов: централизованная, блочная и павильонная.

 

Спортивный блок

 

 

4. Требования к основным  вспомогательным помещениям

 

Здания общеобразовательных школ состоят из следующих основных групп  помещений:

- Учебные, учебно-производственные и учебно-спортивные помещения;

- Рекреации  и помещения для  культурно – массовой работы;

- Столовые и буфеты;

- Вспомогательные, служебные и  медицинские помещения;

- Хозяйственные и другие помещения.

Наиболее распространенным типом  классного помещения является так называемый «продольный» класс с трехрядной расстановкой двухместных парт или столов и односторонним естественным освещением.

Основные учебные помещения  следует размещать в наземных этажах, изолированно от помещений, являющихся источниками распространения шума и запахов.

Высота помещений зависит от их функции и размеров в плане. В современной отечественной  практике высота этажей школьных зданий принимается 3,3 м, высота спортивного  зала-до 6 м.

 Полный состав и размеры  помещений общеобразовательных школ и интернатов различной величины даны в ТКП.

Этажность школьных зданий зависит  от их величины и объемно-пространственной структуры, градостроительной ситуации. Строительные нормы рекомендуют  проектировать одно- и трехэтажные  школьные здания, в особых случаях допускаются четырехэтажные. Часто этажность школ бывает смешанной. Это отражает дифференцированный подход к разным возрастным группам школьников или связано с выделением в самостоятельный объем зальных помещений.

Информация о работе Композиция школьных зданий