Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:30, реферат
У него, как правило, нет мучительных поисков окончательного решения. В процессе эскизирования он создает столько вариантов и настолько разных, что почти каждый из них — это основа самостоятельного проекта и его можно было бы дорабатывать до окончательного решения. Но мысль и фантазия автора продолжают работать, родник идей все бьет, и новые оригинальные варианты ложатся на бумагу.
Введение
Рождение, ранние годы
Обучение в МУЖВЗ
Начало самостоятельного творческого пути
Саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина
Советский павильон в Париже
«Золотой период» (1922—1933 годы)
Гаражи
Клубы
Центральный парк культуры и отдыха им. Горького (Москва)
Дом-мастерская архитектора
40—70-е годы, последние годы жизни
Заключение
Используемая литература
В «Махорке» наметились архитектурно-конструктивные приёмы, определившие облик архитектуры XX века и которые до сих пор являются актуальными и активно применяются в современном строительстве.
Саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина
После смерти В. И. Ленина в начале 1924 года, встал вопрос
об увековечивании его памяти и сохранении
тела. 22 февраля 1924 года Мельников получил предложение
принять участие в конкурсе на проектирование саркофага для Мавзолея В. И. Ленина, архитектурный проект которого
осуществлял А. В. Щусев. Правительственная
комиссия по увековечиванию памяти В. И. Ленина
под председательством Ф. Э.
Архитектурная идея моего проекта, — вспоминал позднее Мельников, — состояла из четырёхгранной удлинённой пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовывавшими при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, верхний стеклянный покров получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключала необходимость обрамлять стыки частей саркофага металлом.
В июле 1924 года член Комиссии
по увековечиванию памяти В. И. Ленина Л. Б. Красин назн
Факт создания К. С. Мельниковым саркофага для тела Ленина рассматривается многими как своеобразная «охранная грамота» архитектора в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Советский павильон в Париже
В ноябре 1924 года, после установления дипломатических отношений между СССР и Францие
Павильон представлял собой лёгкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Большая часть площади наружных стен павильона была остеклена. Прямоугольное в плане здание перерезалось по диагонали ведущей на второй этаж открытой лестницей, на которой было сооружено оригинальное перекрытие в виде наклонных перекрещивающихся деревянных плит. Справа от лестницы была сооружена вышка-мачта, увенчанная серпом и молотом и буквами «СССР».
Находясь в Париже, Мельников разрабатывает также проект застройки небольшого участка, отведённого на выставке для советского Торгсектора. По проекту архитектора возводятся небольшие «бутики» — торговые киоски, пилообразно блокированные друг с другом. В архитектуре комплекса Торгсектора прослеживается влияние как основного павильона СССР, так и торговых киосков московского Ново-Сухаревского рынка, над цветовым оформлением которого Мельников продолжал работать в Париже, высылая эскизы рабочим в Москву.
«Золотой период» (1922—1933 годы)
Появление в 1922—1923 годах
первых новаторских произведени
Начиная с 1927, мой авторитет вырос в монопольный захват … вот так поступит любовь и с Вами, если она Вас полюбит.
Гаражи
Результатом известности Мельникова, которую принесло ему строительство павильона СССР для Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, стал заказ проекта гаража для Парижа вместимостью в тысячу машин. Мельников разработал два альтернативных варианта: полупрозрачный стеклянный куб со стоянками в десять этажей и поднятое над уровнем земли здание с консольно-подвесными конструкциями. Парижским проектам не суждено было реализоваться, однако ряд возникших при их проектировании архитектурных идей был использован К. Мельниковым при строительстве гаражей в Москве.
В 1926 году Мельников заинтересовался
схемой движения автомобилей при
парковании и в результате выдвинул
предложение о «прямоточной системе»
паркования, при которой резко сокращались
помехи и передвижения автомобилей при
занятии и покидании парковочного места.
В соответствии с этой системой К. С. Мельников
спроектировал здание гаража на Бахметьевской
улице, имеющее в плане форму параллелограмма,
с четырьмя по-разному решёнными фасадами —
в связи с различием их функций. Разработанная
Мельниковым система позволила разместить
в гараже на Бахметьевской улице 104 больших автобуса марки «Лейланд», сэкономить
пространство и получить существенные
эксплуатационные преимущества: при установке
на место и выезде автобусов избегалась
обычная в других типах гаражей необходимость
маневрирования и движения задним ходом.
Внутри гаража отсутствуют перегородки —
здание выполнено по типу крытого манежа. Металлические
Гараж на Новорязанской улице
Гараж в плане имеет
необычную форму, напоминающую гигантскую подкову. Столь необычная планировка
гаража была выбрана Мельниковым из-за
неудобной треугольной формы выделенного
под застройку участка. Причём разработанная
им подковообразная схема парковки машин обеспечивала
компактное размещение максимально возможного
количества грузовиков на данной площади
и их удобный въезд и выезд из гаража. На Новорязанскую улицу выходят экспрессивные то
Гараж ВАО «Интурист»
Созданное в 1929 году Государственное акционерное общество (ГАО) по иностранному туризму в СССР «Интурист» первоначально не располагало собственной материальной базой. В 1933 году ГАО «Интурист» было слито с Всесоюзным акционерным обществом «Отель» и получило в своё распоряжение несколько гостиниц, ресторанов и автотранспорт. Растущая с каждым годом материальная база «Интуриста» вызвала необходимость строительства отдельного гаража для автотранспорта всесоюзного общества.
Проект был выполнен в
Архитектурной мастерской Моссовета
№ 7, возглавляемой в то время К. С. Мельниковым,
в соавторстве с архитектором В. И. Курочкиным.
Фасад гаража был трактован архитектором
как экран, в центре которого (в специальной
круглой «витрине») непрерывно мелькают
проезжающие по внутреннему спиральному пандусу автомобили
Клубы
В 20—30-е годы XX века в СССР
началось активное клубное строительство,
чему в немалой степени
Дом культуры им. И. В. Русакова
Клуб им. Русакова — первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах.
Клуб фабрики «Буревестник»
Построен для обувной фабрики «Буревестник». Небольшой клуб расположен на длинном и узком участке земли. Он состоит из длинного прямоугольного корпуса со зрительным залом на 700 мест и застеклённой башни с небольшими залами для различных культурных мероприятий. В 2002 году здание клуба было передано спортивно-оздоровительному комплексу «Татами-клуб» и было отреставрировано на его средства. Несмотря на несколько спорных решений (подверглась переделке уникальная система вентиляции; зрительный зал второго этажа превращен в дискотеку; увеличена высота окон в фойе) внешний облик и общий дух мельниковской постройки сохранён. В настоящее время здание выкуплено Фондом содействия сохранению русского наследия «Русский авангард».
Центральный парк культуры и отдыха им. Горького (Москва)
В конце 20-х годов XX века К. С. Мельников разработал проект планировки партера Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО). По этому проекту была реализована новая планировка ЦПКиО от входа до Нескучного сада взамен планировки И. В. Жолтовского, оставшейся от первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Мельниковская планировка партера ЦПКиО в основном сохранилась до наших дней.
В центре партера Мельников задумал фонтан, в котором «архитектура формировалась струями самой воды». По причине острой критики конструктивистов и лично К. С. Мельникова в начале 30-х годов фонтан по его проекту осуществлён не был, и на том же месте был сооружён иной по характеру фонтан архитектора А. В. Власова.
Постановлением Правительства Москвы от 9 февраля 1999 г. N 89 «О принятии под государственную охрану вновь выявленных объектов садово-паркового искусства» ЦПКиО им. Горького принят на государственную охрану как памятник садово-паркового искусства регионального значения. В связи с объявленной мэром Москвы Сергеем Собяниным реконструкцией ЦПКиО им. Горького в прессе появились сообщения, что чертежи Константина Мельникова утрачены и сохранение планировки К. С. Мельникова невозможно. ]Существуют публикации с чертежами ЦПКиО Константина Мельникова. В частных собраниях есть фотографии проекта парка К. С. Мельникова.
В 1960-е годы после посещения ЦПКиО им. А. М. Горького К. С. Мельников писал: «Планировка первого парка выполнена по моему проекту и под моим наблюдением и эта планировка сохранилась до настоящего времени.» Далее Мельников сожалеет, что в отличие от планировки парка фонтан был реализован не по его проекту. Так как в 1960-е годы планировка ЦПКиО по утверждению Константина Степановича Мельникова соответствовала его плану, то для реставрации мельниковской планировки Парка Горького достаточно найти фактический план или авиасъёмку парка конца 50-х начала 60-х годов и использовать сохранившиеся копии его чертежей.
Дом-мастерская архитектора
Одним из самых известных творений зодчего, а по мнению некоторых исследователей наследия К. С. Мельникова — вершиной его творчества и шедевром русской архитектуры, стал построенный им в 1927—1929 годах для себя и своей семьи новаторский дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве.
Объёмная композиция дома
представляет собой два разновысоких
вертикальных цилиндра одинаков
После смерти Константина Мельникова, его дом был неофициально превращён в сравнительно закрытый музей, хозяином и хранителем которого вплоть до 2006 года являлся сын Константина Степановича, художник Виктор Мельников. В настоящее время между собственниками дома ведутся споры относительно тематики создания государственного музея в Доме Мельникова. Тем временем здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии.
40—70-е годы, последние годы жизни
С конца 1930-х годов Мельникову
становится всё труднее реализовывать
новаторские идеи в архитектуре —
его проекты часто критикуются, а в советской
архитектуре утверждается эстетическая сист
Наряду с проектированием
Мельников ещё с 1920-х годов
занимался и педагогической деятельностью,
в частности, преподавал в московском Вхутемасе (1921—
Весной 1949 года Мельников получил назначение на архитектурную кафедру Саратовского автодорожного института, где проработал в общей сложности около двух лет сначала старшим преподавателем, затем исполняющим обязанности профессора. В саратовский период жизни К. С. Мельников участвует в ряде конкурсов, среди которых проект интерьера Центрального универмага г. Саратова (был осуществлён с некоторыми отклонениями), проект реконструкции площади им. Кирова в Саратове, проект планировки и застройки посёлка Вязовка Саратовской области[2]. В этот же период по проекту К. С. Мельникова и скульптора С. Д. Шапошникова в с. Искорость (ныне г. Коростень Житомирской области Украины) сооружается памятник дважды Герою Советского Союза С. А. Козаку . Памятник Козаку является последним реализованным проектом К. С. Мельникова и единственным произведением архитектора, находящимся за пределами территории России.