Контрольная работа по «Архитектура предприятия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Понятие архитектуры предприятия. Управление портфелем информационных технологий. Информационная архитектура. Архитектура прикладных решений.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине Архитектура предприятия Зориной Л.В..docx

— 352.11 Кб (Скачать файл)

Получение результата в виде модели бизнес-архитектуры предприятия  в первую очередь связано с  двумя группами исполнителей:

¦ специалистами-предметниками (бизнес-консультантами);

¦ специалистами технологического профиля (моделировщиками).

Роль специалистов-предметников очень  сложно переоценить. Одной из характерных  проблем является либо отсутствие нормативной  базы, регламентирующей деятельность организации, либо необходимость ее квалифицированной интерпретации.

Одним из частых заблуждений является убеждение, что если дать моделировщику  должностные инструкции и другие нормативно-методические документы, описывающие  деятельность предприятия, то он сможет построить адекватную модель бизнес-процесса. На практике это далеко не так.

Как правило, предприятие, заказывающее консалтинговые работы по моделированию  бизнес-процессов, изначально не является процессно-ориентированным. Это напрямую отражается на форме изложения нормативной  базы, регламентирующей процесс деятельности. Кроме того, равно как и понимание  того или иного закона требует  зачастую юридической консультации, разъяснение «производственных» регламентов  требует тесного взаимодействия как со специалистами, знающими специфику  деятельности конкретной компании заказчика, так и со сторонними экспертами, имеющими опыт решения аналогичных  задач.

Совокупность вышеперечисленных  обстоятельств определяет обязательное участие в подобных проектах консультантов, разбирающихся как в тонкостях  моделируемой области бизнеса, так  и в методах и инструментах создания комплексной модели бизнес-архитектуры  предприятия. Главная цель совместных действий бизнес-консультантов и  технологов состоит в приведении первоначального хаоса отрывочных понятий, разнородных регламентов  к четко выверенной структуре  взаимосвязанных процессов, реализующих  заложенные в их основу цели.

Ролевую функцию бизнес-консультантов  можно определить в рамках решения  следующего комплекса задач:

¦ интерпретация задокументированных  нормативных, правовых и технологических  документов предприятия и представление  их в виде исходных данных для моделирования  по согласованной форме;

¦ восполнение «белых» пятен  в существующей системе регламентов  предприятия с последующим представлением соответствующих исходных данных по недостающим частям модели;

¦ разработка сценариев и критериев  оценки состояния бизнес-процессов  предприятия и предоставления по установленным форматам исходных данных для их формализации в рамках модели.

Необходимо дать следующие краткие  ремарки в отношении перечисленного комплекса задач.

Вопросы интерпретации нормативной  базы и последующего их позиционирования на процессное представление деятельности предприятия являются нетривиальной  и довольно затратной по времени  задачей, анализ которой носит системный  характер и, как следствие, требует  взаимосвязанного рассмотрения большого количества регламентных документов. Зачастую требуются серьезная правовая экспертиза отдельных вопросов, дополнительная проверка логики, непротиворечивости, актуальности и других аспектов. По сути, данный этап является «инвентаризацией»  представления консультантов и  руководителей предприятия о  целевых процессах деятельности организации.

Очень важным для успешной командной  работы бизнес-консультантов и моделировщиков является установление «языка» общения. Очевидно, что для ускорения реализации процесса проектирования моделей технологическим  специалистам желательно, чтобы исходные данные сразу же представлялись в нотациях используемой инструментальной среды. Для выполнения этих требований необходимо, чтобы бизнес-консультанты имели навыки работы в данной среде либо были предварительно обучены. Это далеко не всегда возможно, более того, вызывает серьезное психологическое сопротивление вследствие:

¦ необходимости ознакомления с  новой терминологией и ключевыми  принципами;

¦ новой рабочей среды;

¦ подозрения, что на них перекладывают  чужую часть работы.

Даже в случае, если технологам удается все-таки бескомпромиссно  «продавить» решение об обязательности консультантов работать в инструментальной среде, то это оборачивается в  конечном итоге значительными временными потерями на частые консультации по устранению пользовательских ошибок, равно как  и на переделки представленных исходных данных в другую форму.

Более правильным является согласие технологических специалистов на работу бизнес-консультантами в привычной  для них среде: Word, PowerPoint, VisioStudio, Excel и других стандартных редакторах. Соответственно, технологические консультанты берут на себя нагрузку по интерпретации  и преобразованию в нужный формат исходных данных.

Как правило, состав исходных данных включает в себя:

¦ неформализованное описание бизнес-процессов;

¦ состав операционных данных;

¦ состав операционных документов;

¦ состав правовой базы;

¦ состав технических ресурсов;

¦ состав организационных ресурсов.

Применительно к проблеме взаимопонимания  бизнес-консультантов и технологов-моделировщиков наибольшие сложности вызывает описание логики бизнес-процессов.

Во многом процесс налаживания  конструктивного взаимодействия технологических  и бизнес-консультантов является взаимным сближением в части совместно  используемой терминологии, подходов и методов описания деятельности организации. При успешном выполнении проекта бизнес-консультанты существенно  повышают свой информационный уровень, а моделировщики – свои знания в предметной области моделирования.

В дальнейшем при проведении аналогичных  проектов это позволяет каждой из сторон лучше предвидеть возможные  проблемные вопросы и соответственно работать над их предупреждением. Особый эффект заключается в том, что  «взаимно обогатившиеся» опытом по непрофильным областям бизнес-консультанты и технологи-моделировщики  не пытаются в новых проектах решать «не свои» задачи и таким образом  экономить бюджет проекта, а четко  осознают необходимость поддержки  специализации и распределения  ответственности.

Четкое распределение ролевых  функций внутри группы консультантов  существенно облегчает не только исполнение проекта, но его защиту перед  заказчиком. В целом должно быть реализовано следующее распределение  ролей.

Бизнес-консультанты полностью несут  ответственность за:

¦ правильность отображения логики (сути) моделируемых процессов;

¦ обоснование методов и критериев  оценки бизнес-процессов;

¦ обоснование методов и критериев  оптимизации процессов.

Технологические консультанты полностью  несут ответственность за:

¦ полноту и удобство функционала, необходимого для реализации постановок задач бизнес-консультантов в  части оценки и оптимизации бизнес-процессов;

¦ дружелюбность интерфейса;

¦ оптимальность проектирования базы моделей с учетом перспективы  их расширения и уточнения;

¦ устойчивость работы автоматизированной системы, поддерживающей созданные  модели;

¦ качество реализации общесистемных  функций – администрирование, управление доступом, обеспечение информационной безопасности и т. д.

В том случае если технологам и  бизнес-консультантам не удается  поделить свои полномочия и зоны ответственности, то уже на этапе сбора и обобщения  исходных данных следует ожидать  серьезных задержек в сроках исполнения проекта.

В вопросах разделения полномочий и  ответственности внутри консультационной группы заказчик должен принимать активное участие. Данное участие должно начинаться не на этапе непосредственного исполнения, а раньше – на этапе формирования проектной команды. В противном  случае возможности что-либо изменить в порядке исполнения и обеспечения  нужного качества будут существенно  сужены.

На этапе формирования проектной  группы заказчик должен обеспечить требуемый  баланс между бизнес– и технологическими консультантами и, таким образом, исключить  перекосы в пропорциях требуемых  компетенций для качественного  исполнения проекта.

Необходимо отметить, что установление баланса необходимо не только между  группой технологов и бизнес-консультантов, но и внутри групп. Возможными типовыми направлениями компетенций, которые  должны поддерживаться внутри групп, могут  быть следующие.

Группа бизнес-консультантов:

¦ общесистемный бизнес-аналитик –  отвечает за разработку концепции моделирования  «как есть» и «как должно быть», которая  является основой для дальнейшего  построения модели, затем курирует проект согласно выбранной методологии, следит, чтобы проект шел согласно выбранному направлению, и осуществляет его корректировку.

Концепция моделирования систематизирует  знания о предметной области, предлагая  общие принципы и подходы к  ее описанию, которые могут быть оформлены как отдельный документ, если сложность предметной области  высока, но обычно постулаты концепции моделирования представляют собой один из первых разделов документа «Соглашение о моделировании», закрепляющего набор договоренностей между заказчиком и исполнителем (см. главу 3 и приложение 4). Обязанности общесистемного бизнес-аналитика должны быть поручены сотруднику исполнителя, как обладающему знаниями выбранной методологии моделирования, так и достаточно изучившему специфику предметной области. Данная роль выделяется при высокой сложности поставленной задачи, сложность в этом случае в основном определяется уникальностью разрабатываемого решения и степенью прозрачности предметной области;

¦ консультанты по специализированным направлениям (технология, финансы, кадры, право, информационно-технологическое  обеспечение и т. д.) – эксперты в требуемой предметной области, могут быть сотрудниками заказчика или привлекаться как третья сторона – как заказчиком, так и исполнителем – при формировании концепции моделирования, анализе и оптимизации бизнес-процессов, построении модели «как есть» и «как должно быть»;

¦ эксперты по оценке и оптимизации  бизнес-процессов – сотрудники исполнителя, а возможно, и заказчика, обладающие знаниями и навыками применения специализированных методик и соответствующих инструментальных средств по оценке и оптимизации  деятельности предприятия, привлекаются на стадии анализа построенных моделей, при моделировании процесса «как должно быть».

Группа специалистов по моделированию (технологические консультанты со стороны  исполнителя):

¦ технолог – является носителем  знаний по технологии моделирования, а  именно знания методологии, выбранной  для осуществления проекта, и  обладает навыками работы в инструментальной среде, реализующей данную методологию, отвечает за оптимальную формализацию поставленной задачи.

Постановку задачи технологу осуществляет общесистемный бизнес-аналитик, работает в тесной связи с консультантами по специализированным направлениям и  экспертами по оценке и оптимизации  бизнес-процессов;

¦ администратор – отвечает за сбор данных в единый репозиторий, поддерживаемый средствами инструментальной среды  моделирования;

¦ системный администратор –  технический специалист, отвечает за правильное функционирование инструментальной среды моделирования, в том числе  осуществляет ее установку и настройку, разграничивает права доступа;

¦ программист – владеет навыками программирования на встроенном языке  инструментальной среды моделирования, реализует запросы бизнес-аналитика  по адаптации функционала программного обеспечения под потребности  конкретного проекта.

В условиях одновременной работы над  созданием модели нескольких специалистов крайне важным является обеспечение  единого унифицированного подхода  к формализации. Только при условии  четкого контроля за соблюдением всеми участниками соглашений по моделированию можно получить непротиворечивую работоспособную модель. Наилучшим организационным решением являются определение и закрепление единой точки сбора (объединения) всех моделей в репозиторий и наделение соответствующими полномочиями специально выделенного ответственного лица (в предлагаемой «ролевой разнарядке» им является администратор), оно же должно поддерживать в актуальном состоянии соглашения по моделированию, своевременно оповещая всех участников проекта о вносимых изменениях.

Особо следует подчеркнуть роль программиста. При всей высокой универсальности  современных инструментальных средств  моделирования существует необходимость  учета специфики как самой  бизнес-архитектуры предприятия, так  и используемых подходов по ее оценке и оптимизации. По этой причине наличие  в команде специалистов-технологов квалифицированного программиста является условием максимальной подстройки под  задачу заказчика. Как правило, в  большинстве инструментальных средств  моделирования существует сервис по созданию самостоятельных специализированных модулей. Разумеется, здесь нельзя впадать  в другую крайность – заниматься разработкой того функционала, который  уже существует в рамках стандартных  возможностей инструментальной среды. Для этого по каждому случаю инициирования  специализированных разработок нужно  принимать взвешенные решения на уровне общесистемного бизнес-аналитика.

Информация о работе Контрольная работа по «Архитектура предприятия»