Ландшафтное проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:30, реферат

Описание работы

Ландшафтный дизайн - это сфера деятельности, направленная на формирование комфортной архитектурной среды с использованием средств озеленения, геопластики, водных устройств, малых архитектурных форм, декоративного покрытия, элементов освещения. Основной задачей ландшафтного дизайна является создание комфортной среды для жизнедеятельности человека по экологическим, функциональным и эстетическим показателям. Необходимо, прежде всего, формирование комфортной среды, характеризующейся нормативными показателями температуры и влажности воздуха, ветрового и шумового режимов, инсоляции и обеспечения благоприятных условий для произрастания растений.

Содержание работы

Введение
1. Регулярные цветочные композиции
2. Ландшафтные цветочные композиции
3. Типология объектов ландшафтного дизайна. Факторы, влияющие на их формирование
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ландш реф.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

Чаще  всего создают сложные живописные группы из различных кустарников  и многолетников. Такое сочетание  обеспечивает высокий декоративный эффект даже на небольшой территории. В любом случае при создании группы необходимо: во-первых, найти наиболее подходящее место для ее размещения, во-вторых, правильно и со вкусом подобрать растения, в-третьих, красиво  и живописно разместить их по отношению  друг к другу.

Количество  кустарников и многолетников  в группе зависит от их размера  и планировочного решения. Чем крупнее  растения, тем их нужно меньше. Групповые  посадки могут служить различным  целям. Группы, подобно солитерам, могут  быть акцентом лужайки. Очень эффектно можно оформить вход в дом, украсить уголок для отдыха, подчеркнуть поворот  дорожки. Искусство построения и  размещения групп заключается в  том, что растения должны выглядеть  естественно, гармонично сочетаться с  остальными примыкающими посадками (плодовыми  деревьями, кустарниками). Группа лучше  всего воспринимается на газоне или  же на фоне почвопокровных растений. Плотность  посадки растений в группе зависит  от их биологических особенностей. Увлекаться густыми посадками не следует, так как со временем, разрастаясь, растения начинают теснить друг друга. Высокие многолетники с крупными листьями высаживают по 1-2 шт. на 1м2, средневысокие - по 3-4, средней высоты - 6-12, низкие - 20-25, карликовые и мелколуковичные - до 50 шт. на 1 м2. При подборе растений в группы обязательно учитывается сочетаемость их по окраске. Контраст и нюанс представляют собой два важнейших эстетических принципа, которые используются как основа при создании красочных комбинаций. Гармоническими могут быть сочетания красок, формы, структуры растений. Контраст - это резко выраженная противоположность, внезапное отклонение, что вносит оживление в композицию. Например, рядом с можжевельником обыкновенным колоновидной формы для контраста посажен можжевельник казацкий распростертой формы. Но злоупотреблять контрастами не следует, так как они утомляют и могут придать участку хаотичный вид. Григорян А.Г. Ландшафт современного города. - М.: Стройиздат, 1986

По  окраске цвета подразделяют на теплые и холодные. Красный, желтый, оранжевый - это теплые тона. Мягкие - оранжевый  и желтый - хорошо сочетаются с голубым, лиловым, фиолетовым. Красный цвет - броский, особенно хорош в сочетании с белым и желтым цветами. Синий, зеленый, фиолетовый - это холодные тона. Синий прекрасно сочетается с розовым, красным и белым. Зеленый цвет сочетается со всеми теплыми тонами, белый - со всеми цветами, растения серебристого и серого цветов являются нейтральными по окраске. В последние годы появились новые тенденции в формировании ландшафтной группы. Все чаще на приусадебных участках создают группы, состоящие из цветочных, овощных и пряноароматических культур. Например, на участке (5x2 м) левые и правые углы заполняют ноготками. Между ними размещают кабачки и одну тыкву. В центре на переднем плане располагают маки, слева от них - свеклу, а справа - морковь и квадрат из синих или розовых васильков. Перед всем этим размещают бордюр из нежно-зеленого салата. Эффектно выглядят группы из пряноароматических трав и цветочных культур. Так, чабрец (тимьян) хорошо сочетается с крокусом, котовником, майораном, сальвией, гвоздикой-травянкой. Вполне можно создать группу из одних пряноароматических растений, например из душицы, майорана, чабера, чабреца, любистока или из иссопа, базилика, амаранта и огуречной травы. По времени цветения можно создать группы из одновременно цветущих видов или же из видов, сменяющих по цветению друг друга. Горохов В.А., Расторгуев О.С. Инженерное благоустройство городских территорий и населенных мест. - М.: Стройиздат, 1994Становятся все более популярными ландшафтные композиции из цветов и камней. К ним следует отнести: минирокарий, миниальпинарий, каменистые стенки, рокарии, альпинарии, морены, альпийские лужайки, альпийские и каменистые сады.

Минирокарий - тип модульного цветника, который может размещаться в декоративных контейнерах или в специально созданных емкостях. Оригинальность такой каменистой композиции состоит в том, что она полностью повторяет облик настоящего большого рокария, соответствует размерам и ассортименту используемых растений - это карликовые сорта растений и медленно растущие почвопокровные виды. Обязательный элемент такой ландшафтной композиции - туфовые камни с высаженными на них растениями.

Миниальпинарий отличается от минирокария лишь тем, что в его композиции используются растения только высокогорной флоры.

Каменистая  стенка - ландшафтная композиция из камней и цветов. Чаще всего она  служит оформлением склона или террасы. В ее ландшафтном оформлении используются, в основном, ампельные растения.

Рокарий - ландшафтная композиция (плоскостная или высотная), предназначенная для показа разнообразия и красоты растений различных форм и видов в искусственно созданной каменистой среде. Для рокариев используют камни одной породы, с грубыми обломками (известняк, песчаник, порфит, гранит, ракушечник), композиция образуется из нескольких крупных каменных глыб и большого количества мелких камней. Растения для рокария подбирают по принципу колористического единства и гармонии с остальными элементами ландшафта.

Альпинарий - ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в  сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для  альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов. Самое идеальное размещение альпинария - на восточном или северо-восточном  склонах. При создании альпинария используют естественный камень, гальку, песок, а  цветы дополняют мхом, кустарником, карликовыми деревьями. Желательно, чтобы альпинарий размещался обособленно, имел красивый фон и естественное окружение. Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яргина 3.Н. Город - ландшафт. - М.: Мысль, 1986 Альпинарий должен представлять собой фрагмент горного пейзажа. Создать альпинарий - дело непростое. Прежде чем начать его сооружение, необходимо очень тщательно обдумать: где, в каком месте, и почему именно там, вы хотите расположить альпинарий. Альпинарий сооружают в таком месте, где он будет вписываться в ландшафт, не нарушая общей планировки территории ландшафтного объекта. Целесообразнее всего расположить альпинарии на холмистой, неровной местности. Желательнее всего использовать склоны, расположенные на восточной, юго-восточной и юго-западной сторонах. Если же альпинарий расположен на южном склоне, то сажать там можно только солнцелюбивые и засухоустойчивые растения. Очень сложно устраивать альпинарий на северном склоне - для него нужно тщательно подбирать тенелюбивые виды и неприхотливые растения.

Светоцветовые ландшафтные композиции

Светоцветовые ландшафтные композиции представляют собой различные вариации подсветки  средств ландшафтного дизайна - растительности, геопластики, камней, водных устройств, малых архитектурных форм.

Подсветка ландшафтных композиций осуществляется с использование приемов и  технических возможностей светоцветового дизайна для выполнения утилитарных  и архитектурно-художественных задач.

Ландшафтное освещение организуется с целью:

-создать определенный световой комфорт;

-акцентировать внимание на определенных элементах композиции и подчеркнуть ее яркий художественный образ;

-оказать положительное эмоциональное воздействие на человека;

-декорировать светом торжественные и праздничные мероприятия в ландшафтных объектах. Бергунов А.Н. Архитектурное проектирование садов и парков. - М.: Стройиздат, 1980

В качестве средств освещения ландшафтных  композиций используются: торшерные  светильники со сферическим или  эллипсоидным опаловым плафоном без  защитного экрана. Но их широкое  использование нежелательно, поскольку  они освещают в основном кроны  деревьев, а не поверхность земли, а также создают весьма существенное световое загрязнение. Гораздо более  привлекательными являются светильники, излучающие свет в основном в горизонтальном направлении, что позволяет их эффективно использовать для освещения как  простых, так и сложных ландшафтных  композиций. При этом достаточно хорошая  освещенность деревьев и кустарников  формирует ощущение безопасности у  запоздалых прохожих и позволяет  рельефно выявить архитектурно-художественные качества растений. Но самым оптимальным  выбором, как с точки зрения экономичности, так и удачного дизайна, стали  бы торшерные светильники с овальным прозрачным плафоном и встроенным многоярусным экраном. Такие светильники будут  способны обеспечить комфортный свет, даже находясь на относительно большом  расстоянии от края освещаемой территории. Минимальным в этом случае будет  и световое загрязнение. Для организации  декоративного освещения все  чаще применяются светильники на сверхярких светодиодах. Для освещения крупных ландшафтных композиций используют светодиодные прожектора, светодиодную линейку, а также приборы с различным количеством светодиодов в корпусе, которые предназначены для "заливания" световым потоком клумб, плоскостей партеров, рабаток, дорожек, водоемов и др. Для акцентирующего освещения ландшафтных композиций используются прожекторы заливающего света. Они оснащаются эффективной концентрирующей оптикой, которая обеспечивает оптимальное для этой цели светораспределение. Наибольшее значение в ландшафтных объектах приобретает декоративное освещение. С помощью хорошо выполненного декоративного освещения можно достичь хорошего зрелищного эффекта и большого эмоционального воздействия. С использованием приемов декоративного освещения осуществляется разнообразная подсветка ландшафтных композиций. Декоративное освещение основано на "ночной модернизации" композиционного решения за счет введения световых лучей. Для создания декоративного освещения фирмы предлагают широкий спектр светильников, особенно для растительных группировок.

Растительные  группировки - композиции из деревьев, кустарников, цветов - являются основными  элементами формирования ландшафтных  объектов. Их подсветка обладает большим  психологическим воздействием на человека. Мягкий свет листвы, оригинальный силуэт кустарника оказывают успокаивающее  воздействие, отвлекают от суеты. Освещение  растительных группировок должно обеспечить визуальный комфорт. Для достижения декоративных эффектов светильники  могут быть включены в структуру  растений и выявлять характер листвы или силуэт. Освещение может осуществляться с уровня земли, различный эффект можно получить за счет применения ламп разного цвета и их размещения. Бергунов А.Л. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города. - Л.: Стройиздат, 1982

Густые  кроны деревьев, чтобы выявить  их объем, заливают светом с одной  или двух сторон, при этом во втором случае более эффективно разноспектральное освещение. Прозрачную крону дерева "пронизывают" светом снизу, а куст высвечивают изнутри, что обеспечивает необычный декоративный вид. Хроматический свет хорош при смешанных посадках разнородных по цвету деревьев и для усиления сезонного колорита ландшафтных композиций. Так, для придания летней листве сочного изумрудно-зеленого оттенка применяют приборы с ртутными или зелеными металлогалогенными лампами, а для выявления осенней палитры - светильники с натриевыми или желтыми металлогалогенными источниками. В зимнем пейзаже покрытые снегом ветви хвойных деревьев могут освещаться "холодными" оттенками света, а их стволы - "теплыми". Белизна берез на фоне темной группы хвойников может быть подчеркнута подсветкой их ствола с земли, а силуэты елей выразительны на освещаемых заснеженных полянах. Кружевной узор легких акварельных цветных теней на снегу нередко образуется стихийно на бульварах и в скверах, где по соседству существует освещение транспортных зон желтым светом натриевых ламп, а пешеходных аллей - бело-зеленоватым светом ртутных.

Получает  все большее распространение  подсветка элементов геопластики - холмов, альпийских горок, рокариев, подпорных стенок, лестниц и др. В этих целях создаются специальные осветительные устройства - прожекторы, декоративные светильники, торшеры. Они органично включаются в создание целостных свето-цветовых картин. Особое внимание в ландшафтных объектах уделяется декоративному освещению разнообразных элементов декоративно-прикладного искусства, особенно скульптуры. Декоративное освещение скульптуры должно подчеркивать ее идейно-художественные и пластические особенности и не искажать формы. Объект возможно освещать одновременно с нескольких сторон, если он просматривается с разных позиций, и направленным интенсивным единичным световым потоком, если он виден с одной стороны. Средняя степень освещенности скульптур выбирается в зависимости от материала, из которого они выполнены, яркости фона окружающего пространства, а также от расстояния, с которого они должны рассматриваться. Особенно эффектно воспринимаются вечерние пейзажные картины с декоративной скульптурой и фонтанами на фоне разнообразных растительных группировок.

Подсветка водных устройств тоже является интересным декоративным приемом. Вода и волны, преломляя лучи света, порождают  множество бликов, игру теней на стенах, создавая живую среду освещения. Источники света рекомендуется  размещать внутри водных устройств. Тогда, проходя сквозь воду, свет многократно  отражается и получается большой  природный светильник с рассеянным светом. При расположении же лампочек только по периметру будут видны  только блики на темной поверхности  бассейна или пруда, но не будет видно  его дна, что вызывает некоторый  психологический дискомфорт. Декоративное освещение фонтанов, каскадов и водопадов  является наиболее сложным в техническом  отношении. Это обусловлено свойством  воды слабо отражать падающие на нее  лучи света. Вода в основном поглощает  световые лучи. Поэтому необходимо источник света располагать под  водой. Внутренне декоративное освещение  водоемов лампами, расположенными под  водой, или прожекторами создает  более сильное впечатление, чем  свет, направленный на водную поверхность  снаружи. Мастерство подсвета фонтанных  струй заключается в том, чтобы  световой поток, его яркость, контрасты  света и тени, световая гамма соответствовали  архитектонике фонтана. Яркость  и эффекты освещения будут  сильнее, если в струях выбрасываемой  воды содержатся пузырьки воздуха или  фонтанная струя будет полой, что заставляет лучи света многократно  отражаться, создавая иллюзию самосветящейся воды. Подсветка фонтанных струй  может быть одноцветной и многоцветной. Однако излишняя цветовая пестрота не может повысить художественное восприятие струй. Белкин А.Н. Городской ландшафт. - М.: Высшая школа, 1987 Вода сама по себе настолько декоративна, что ее освещение  белым или слегка голубоватым  светом создали гораздо больший  эффект, чем яркие окраски, при  которых пропадает ощущение воды. Мощность осветительных средств  при подсвете фиксируется формой струй, характером движения воды и т.п. Выбор приема освещения фонтана определяется художественными задачами, композицией струи, пластическим решением фонтана, а также характером окружающей среды.

Сценарий  освещения всей территории ландшафтного объекта должен быть тщательно продуман и может быть определен методом  предварительного моделирования подсветки  наиболее интересных ландшафтных композиций. Это может быть сделано с помощью  переносных кратковременно включаемых фонарей. Важно избежать жесткого света, экранируя его источник. Анализируя несколько вариантов апробированных идей, следует выбрать наиболее интересную, и после этого можно решать вопросы стационарного трансформируемого  освещения. Окончательный выбор  светильников осуществляется на основе принятого сценария вечернего освещения  проектируемой территории.

Информация о работе Ландшафтное проектирование