Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:47, реферат
В последнее время чрезвычайно остро стоят вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.
Введение 3
1 Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации 3
2 Цели, задачи и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия 5
3 Права и обязанности федеральных органов государственной власти в области сохранения и использования объектов культурного наследия 8
4 Права и обязанности органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия 12
5 Права и обязанности органов местного самоуправления в области сохранения и использования объектов культурного наследия 14
Заключение 16
Список использованной литературы 18
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Строительный факультет
Реферат
по дисциплине «Правовые
основы градообразования»
на тему: «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)»
Чебоксары 2013
Содержание
Введение
1 Объекты культурного наследия
(памятники истории и культуры) народов
Российской Федерации
2 Цели, задачи и общие принципы
государственной охраны объектов культурного
наследия
3 Права и обязанности федеральных органов государственной власти в области сохранения и использования объектов культурного наследия 8
4 Права и обязанности органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия 12
5 Права и обязанности органов
местного самоуправления в области сохранения
и использования объектов культурного
наследия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последнее время чрезвычайно остро стоят вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.
В современной России все больше внимания уделяется сохранению и охране объектов культурного наследия. В последние несколько лет вопросы их сохранности неоднократно становились предметом обсуждения на заседаниях Государственного совета России, заседаниях Совета Федерации ФС РФ, парламентских слушаниях, других форумах. Вместе с тем проблемы правовой охраны памятников истории и культуры остаются малоизученными.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними, в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.
1. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
К недвижимым памятникам истории и культуры относятся:
1. памятники градостроительства:
историческая планировочная структура, территории в пределах системы исторических городских укреплений и иные историко-градостроительные образования, относящиеся к зонам особого градостроительного регулирования и определяющие в целом ценность Москвы как памятника истории градостроительного искусства и исторического города;
памятники архитектуры : отдельные здания, строения и сооружения фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, транспортного, научного, учебного назначения вместе с их территориями, пространством и неотделимыми от них произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; исторические сады, парки;
ансамбли: совокупность недвижимых памятников и открытых пространств в их художественно-композиционной связи, включая места археологических раскопок, обладающих универсальной ценностью с архитектурной, исторической, археологической, эстетической или социально-культурной точек зрения: улицы, площади, кварталы, архитектурные комплексы и ансамбли с окружающими их городскими и природными ландшафтами, а также неразрывно связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры;
2. памятники истории:
здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с жизнью выдающихся исторических личностей, с жизнью и творчеством деятелей науки, литературы и искусства; здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны и города; здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, иные недвижимые объекты, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта населения Москвы; исторический некрополь: отдельные кладбища, могилы и захоронения, комплексы могил и захоронений выдающихся государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, братские могилы и захоронения воинов и граждан, погибших за свободу и независимость Родины;
памятники археологии:
объекты жилого назначения: культурный слой древних поселений, включающий городища, селища, стоянки; древние укрепления: земляные валы, рвы, остатки деревоземляных и каменных укреплений; объекты религиозного назначения: остатки древних храмов, монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов; места древних погребений: курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения; объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (прудов, каналов и др.), транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и др.), инфраструктура водных и водно-волоковых путей;
памятники искусства:
городские памятники (монументы) и памятные знаки, посвященные важнейшим событиям в истории Москвы и России, выдающимся гражданам; произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, монументально-декоративного искусства, мозаики, витражи; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками как элементы обстановочного комплекса.
К недвижимым памятникам
истории и культуры могут относиться
объекты как сохранившиеся
2. Цели, задачи и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия
Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия подразделяется на государственную охрану:
- объектов культурного наследия;
- выявленных объектов культурного наследия;
- объектов, представляющих историко-культурную ценность.
Целями государственной охраны объекта культурного наследия являются:
- предотвращение их повреждения;
- предотвращение разрушения;
- предотвращение уничтожения;
- предотвращение изменения облика и интерьера;
- предотвращение
нарушения установленного
- предотвращение перемещения;
- предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия;
- защита объектов
культурного наследия от
Согласно ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя государственный контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия, который проводится Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Важное место в законе отведено решению проблемы учета объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, формирование и ведения реестра. Закон определяет задачу подготовки государственного реестра объектов культурного наследия, как государственной информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
В свою очередь под государственным учетом объектов культурного наследия и их территорий следует понимать: выявление и обследование объектов культурного наследия; фиксацию объектов исторической застройки и их территорий; организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью определения исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объектов, исторической застройки и иных недвижимых объектов; принятие вновь выявленных объектов культурного наследия под государственную охрану; научное изучение объектов культурного наследия; составление паспортов на объекты культурного наследия и другое информационное обеспечение; ведение Единого государственного реестра объектов культурного наследия и их территорий, его публикацию.
Государственный учет предполагает проведение историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения объекта культурного наследия в реестр; определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра; определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, намечаемых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, а также проектов проведения указанных работ требованиям государственной охраны объекта культурного наследия; определения степени соответствия проектной документации и производственных работ нормативным требованиям к сохранению объекта культурного наследия; отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия; установления ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, которая может быть уголовной, административной, гражданской, дисциплинарной; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима; контроля за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия и др.
В целях обеспечения
сохранности объекта
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Под охранной зоной
понимается территория, в пределах
которой в целях обеспечения
сохранности объекта
Информация о работе Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)