Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:47, реферат
В последнее время чрезвычайно остро стоят вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.
Введение 3
1 Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации 3
2 Цели, задачи и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия 5
3 Права и обязанности федеральных органов государственной власти в области сохранения и использования объектов культурного наследия 8
4 Права и обязанности органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия 12
5 Права и обязанности органов местного самоуправления в области сохранения и использования объектов культурного наследия 14
Заключение 16
Список использованной литературы 18
1) принятие законов
и иных нормативных правовых
актов субъекта Российской
2) разработка
и реализация региональных
3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
4) государственная
охрана объектов культурного
наследия регионального
5) установление порядка изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения;
6) определение
порядка принятия органом
7) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
8) определение
порядка организации историко-
В соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от 14 июля 2008 г. №553 «Об утверждении положения о министерстве культуры Ставропольского края» министерство культуры Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, искусства, кино, книгоиздания, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также отдельные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.
К основным задачам министерства относятся осуществление на территории Ставропольского края государственного управления и нормативно-правового регулирования в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) в части осуществления полномочий Российской Федерации. Также министерство культуры Ставропольского края осуществляет государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия федерального и регионального значения; ведет государственный учет выявленных объектов культурного наследия; выявляет объекты, представляющие собой историко-культурную ценность; осуществляет контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия федерального и регионального значения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформляет охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя данным объектом в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; устанавливает информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия регионального значения, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые отказался.
Таким образом, органами государственной власти субъектов РФ полностью реализуются переданные им полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В целях реализации вышеуказанных полномочий в субъектах РФ создаются органы исполнительной власти. Так, например, в Ставропольском крае органом, осуществляющим контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия, является министерство культуры Ставропольского края.
5. Права и обязанности органов местного самоуправления в области сохранения и использования объектов культурного наследия
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) сохранение, использование
и популяризация объектов
2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
На основании
Федерального закона от 06.10.2003 №131-
ФЗ «Об общих принципах
Из вышесказанного можно сделать вывод, что современное законодательство в области правовой охраны объектов культурно-исторического наследия имеет ряд недостатков, которые выражаются в отсутствии закрепленной в законе обязанности для органов местного самоуправления утвердить положение о зоне охраны объектов культурного наследия для поселений, получивших статус «историческое поселение». По мнению Д.Г. Владимирова необходимо разработать и утвердить Реестр исторических городов Российской Федерации, внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» императивные нормы о том, что каждое муниципальное образование, получившее статус исторического поселения, должно утвердить собственное положение о зоне охраны объектов культурного наследия. Учитывая фактическую неспособность местных бюджетов финансировать мероприятия по охране объектов культурного значения, необходимо ориентировать налоговое законодательство на предоставление долгосрочных налоговых льгот (на 10 - 15 лет) частным инвесторам, владеющим земельным участком, где расположен объект культурного значения. Данные методы экономического регулирования позволят привлекать средства частных лиц на мероприятия по восстановлению и охране памятников и объектов архитектурно-культурного значения.
Заключение
В современной России немалое внимание уделяется сохранению и охране объектов культурного наследия. Однако само понятие «объекты культурного наследия» включено в правовой оборот относительно недавно и еще малоизучен. Вследствие этого возникает немало споров относительно данного определения, как в научной литературе, так и в нормативно-правовых актах.
Основным недостатком сформулированных в литературе научных определений понятия «памятники истории и культуры» является то, что памятники рассматриваются исключительно как особый вид имущества, обладающего набором специфических признаков, свойств и подлежащего в силу этого сбережению в интересах конкретного социума независимо от воли человека.
Легальное определение понятия «объекты культурного наследия», закрепленное в статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ, также подверглось заслуженной критике со стороны ученых и практиков. Дефиниция не отражает необходимых сущностных черт исследуемых объектов, что свидетельствует о внутренней несогласованности документа, положения которого сложны для уяснения и толкования, и нередко приводит на практике к судебным спорам, принятию органами государственной власти и органами местного самоуправления неверных решений.
Из вышесказанного
следует вывод, что в современных
социально-экономических
Контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия ведется на всех уровнях государственной власти. Так, на федеральном уровне органом исполнительной власти, выполняющим указанные функции, является Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). В его полномочия входит принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, требования к содержанию и формам отчетности; принятие положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и др.
На уровне субъектов РФ, в частности, в Ставропольском крае осуществление контроля за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия входит в полномочия министерства культуры Ставропольского края.
К полномочиям
органов местного самоуправления в
области сохранения и использования
объектов культурного наследия относится
сохранение, использование и популяризация
объектов культурного наследия,
находящихся в собственности поселения,
охрана объектов культурного наследия
местного (муниципального) значения и
др.
Проанализировав перечень полномочий
органов государственной власти в области
контроля за соблюдением правил охраны
и использования объектов культурного
наследия на всех уровнях власти, мы пришли
к выводу о том, что правовое регулирование
механизма охраны объектов культурного
значения недостаточно эффективно. Так,
например, в законе не закреплена обязанность
для органов местного самоуправления
утвердить положение о зоне охраны объектов
культурного наследия для поселений, получивших
статус «историческое поселение», отсутствуют
императивные нормы о том, что каждое муниципальное
образование, получившее статус исторического
поселения, должно утвердить собственное
положение о зоне охраны объектов культурного
наследия.
В области осуществления государственной охраны и использования объектов культурного наследия существуют множество других недостатков, которые приводят к разрушению и уничтожению ежегодно в РФ по 300 - 400 памятников архитектуры. Из них особенно острыми являются: отсутствие экономической выгоды в виде налоговых льгот для частных инвесторов, способных вложить собственные финансовые средства в реконструкцию объектов архитектурно-культурного наследия; низкий уровень раскрываемости преступлений по фактам уничтожения памятников; недостаток средств на возрождение и содержание памятников.
Сохраненные памятники обеспечивают культурную преемственность, дают возможность, опираясь на непреходящие ценности прошлого, их творческое освоение, лучше понять современность. В переломные моменты обостряется не только интерес к культурно-историческому наследию, но и переживание за те ошибки, которые привели к невосполнимым потерям национальных ценностей. Сегодняшнее отношение людей к вопросам сохранения национальных ценностей есть признак обновления общественного сознания, глубоких изменений, происходящих во всей социо -культурной ситуации. В то же время следует отметить, что процесс формирования ценностного отношения к памятникам истории и культуры нельзя считать завершенным; предпринимаемые усилия далеко не в полной мере соответствуют масштабам существующих в этой сфере разрушительных тенденций. Как писал Д.С.Лихачев: «Преднамеренное уничтожение памятников, их физическое разрушение из-за отсутствия элементарного ухода или вследствие недопустимого использования, и деградация, и утрата веками складывавшегося своеобразия исторических городов, селений в результате современной градостроительной и хозяйственной деятельности - знаки явного неблагополучия в этой области, ставшего общенациональной болью, до сих пор не отошли в прошлое».
Список использованной литературы
Информация о работе Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)