Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

В последнее время чрезвычайно остро стоят вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.

Содержание работы

Введение 3
1 Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации 3
2 Цели, задачи и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия 5
3 Права и обязанности федеральных органов государственной власти в области сохранения и использования объектов культурного наследия 8
4 Права и обязанности органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия 12
5 Права и обязанности органов местного самоуправления в области сохранения и использования объектов культурного наследия 14
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

реферат по градообразованию.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

1) принятие законов  и иных нормативных правовых  актов субъекта Российской Федерации  в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением;

2) разработка  и реализация региональных программ  в области сохранения, использования,  популяризации и государственной  охраны объектов культурного  наследия;

3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

4) государственная  охрана объектов культурного  наследия регионального значения;

5) установление  порядка изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения;

6) определение  порядка принятия органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  решения о включении (об исключении) объекта культурного наследия  регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

7) установление  порядка определения размера  оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

8) определение  порядка организации историко-культурного  заповедника регионального значения.

В соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от 14 июля 2008 г. №553 «Об утверждении положения о министерстве культуры Ставропольского края» министерство культуры Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, искусства, кино, книгоиздания, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также отдельные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.

К основным задачам министерства относятся осуществление на территории Ставропольского края государственного управления и нормативно-правового регулирования в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) в части осуществления полномочий Российской Федерации. Также министерство культуры Ставропольского края осуществляет государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия федерального и регионального значения; ведет государственный учет выявленных объектов культурного наследия; выявляет объекты, представляющие собой историко-культурную ценность; осуществляет контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия федерального и регионального значения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформляет охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя данным объектом в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; устанавливает  информационные  надписи  и  обозначения  на  объекты культурного  наследия регионального значения, которые не имеют собственника или  собственник  которых неизвестен либо от права собственности на которые отказался.

Таким образом, органами государственной власти субъектов РФ полностью реализуются переданные им полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В целях реализации вышеуказанных полномочий в субъектах РФ создаются органы исполнительной власти. Так, например, в Ставропольском крае органом, осуществляющим контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия, является министерство культуры Ставропольского края.

 

5. Права и обязанности органов местного самоуправления в области сохранения и использования объектов культурного наследия

К полномочиям  органов местного самоуправления поселений  и городских округов в области  сохранения, использования, популяризации  и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование  и популяризация объектов культурного  наследия, находящихся в собственности  поселений или городских округов;

2) государственная  охрана объектов культурного  наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

На основании  Федерального закона  от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения относятся к вопросам местного значения поселения, а также городского округа.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что современное  законодательство в области правовой охраны объектов культурно-исторического  наследия имеет ряд недостатков, которые выражаются в отсутствии закрепленной в законе обязанности для органов местного самоуправления утвердить положение о зоне охраны объектов культурного наследия для поселений, получивших статус «историческое поселение». По мнению Д.Г. Владимирова необходимо разработать и утвердить Реестр исторических городов Российской Федерации, внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» императивные нормы о том, что каждое муниципальное образование, получившее статус исторического поселения, должно утвердить собственное положение о зоне охраны объектов культурного наследия. Учитывая фактическую неспособность местных бюджетов финансировать мероприятия по охране объектов культурного значения, необходимо ориентировать налоговое законодательство на предоставление долгосрочных налоговых льгот (на 10 - 15 лет) частным инвесторам, владеющим земельным участком, где расположен объект культурного значения. Данные методы экономического регулирования позволят привлекать средства частных лиц на мероприятия по восстановлению и охране памятников и объектов архитектурно-культурного значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современной  России немалое внимание уделяется  сохранению и охране объектов культурного  наследия. Однако само понятие «объекты культурного наследия» включено в правовой оборот относительно недавно и еще малоизучен. Вследствие этого возникает немало споров относительно данного определения, как в научной литературе, так и в нормативно-правовых актах.

Основным недостатком  сформулированных в литературе научных  определений понятия «памятники истории и культуры» является то, что памятники рассматриваются исключительно как особый вид имущества, обладающего набором специфических признаков, свойств и подлежащего в силу этого сбережению в интересах конкретного социума независимо от воли человека.

Легальное определение  понятия «объекты культурного наследия», закрепленное в статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ, также подверглось  заслуженной критике со стороны  ученых и практиков. Дефиниция не отражает необходимых сущностных черт исследуемых объектов, что свидетельствует о внутренней несогласованности документа, положения которого сложны для уяснения и толкования, и нередко приводит на практике к судебным спорам, принятию органами государственной власти и органами местного самоуправления неверных решений.

Из вышесказанного следует вывод, что в современных  социально-экономических условиях требуется совершенствование законодательства о защите объектов архитектурного, исторического и культурного  значения.

Контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия ведется на всех уровнях государственной власти. Так, на федеральном уровне  органом исполнительной власти, выполняющим указанные функции, является Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). В его полномочия входит принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, требования к содержанию и формам отчетности; принятие положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и др.

На уровне субъектов  РФ, в частности, в Ставропольском крае осуществление контроля за соблюдением  правил охраны и использования объектов культурного наследия входит в полномочия министерства культуры Ставропольского края.

К полномочиям  органов местного самоуправления в  области сохранения и использования  объектов культурного наследия относится  сохранение, использование и популяризация  объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и др. 
Проанализировав перечень полномочий органов государственной власти в области контроля за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия на всех уровнях власти, мы пришли к выводу о том, что правовое регулирование механизма охраны объектов культурного значения недостаточно эффективно. Так, например, в законе не закреплена обязанность для органов местного самоуправления утвердить положение о зоне охраны объектов культурного наследия для поселений, получивших статус «историческое поселение», отсутствуют императивные нормы о том, что каждое муниципальное образование, получившее статус исторического поселения, должно утвердить собственное положение о зоне охраны объектов культурного наследия.

В области осуществления  государственной охраны и использования  объектов культурного наследия существуют множество других недостатков, которые  приводят к разрушению и уничтожению  ежегодно в РФ по 300 - 400 памятников архитектуры. Из них особенно острыми являются: отсутствие экономической выгоды в виде налоговых льгот для частных инвесторов, способных вложить собственные финансовые средства в реконструкцию объектов архитектурно-культурного наследия; низкий уровень раскрываемости преступлений по фактам уничтожения памятников; недостаток средств на возрождение и содержание памятников.

Сохраненные памятники  обеспечивают культурную преемственность, дают возможность, опираясь на непреходящие ценности прошлого, их творческое освоение, лучше понять современность. В переломные моменты обостряется не только интерес к культурно-историческому наследию, но и переживание за те ошибки, которые привели к невосполнимым потерям национальных ценностей. Сегодняшнее отношение людей к вопросам сохранения национальных ценностей есть признак обновления общественного сознания, глубоких изменений, происходящих во всей социо -культурной ситуации. В то же время следует отметить, что процесс формирования ценностного отношения к памятникам истории и культуры нельзя считать завершенным; предпринимаемые усилия далеко не в полной мере соответствуют масштабам существующих в этой сфере разрушительных тенденций. Как писал Д.С.Лихачев: «Преднамеренное уничтожение памятников, их физическое разрушение из-за отсутствия элементарного ухода или вследствие недопустимого использования, и деградация, и утрата веками складывавшегося своеобразия исторических городов, селений в результате современной градостроительной и хозяйственной деятельности - знаки явного неблагополучия в этой области, ставшего общенациональной болью, до сих пор не отошли в прошлое».

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Конституция РФ - СПС "Консультант плюс", 2012 г.
  2. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I" «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»
  3. Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры»
  4. ФЗ от 18 декабря 1997 года№152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»
  5. ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
  6. Постановление Правительства от 24.10.2011 №859 «О Министерстве культуры Российской Федерации»
  7. Постановление Губернатора Ставропольского края от 14 июля 2008 г. №553 «Об утверждении положения о Министерстве культуры Ставропольского края»
  8. ФЗ от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  9. Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 №315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»
  10. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М.: Юристъ, 2005
  11. Потапова Н.А. Международно-правовые проблемы охраны культурных ценностей и законодательство Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2001
  12. Пронина, Е. Н Технико-юридическое исследование законодательной дефиниции "объекты культурного наследия" /Е.Н. Пронина. //Право и государство. -2009. - № 6
  13. Рыбак К.Е. Конвенция об охране подводного культурного наследия и защита культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. – 2006.
  14. Копсергенова А.А. Культурное наследие: философские аспекты анализа: Дис. ... канд. философ.наук: 09.00.13. Ставрополь, 2008
  15. Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л.: Издательство Ленингр. ун-та, 1990
  16. Мазенкова А.А. Культурное наследие как самоорганизующаяся система: Автореф. дис. ... канд. философ.наук: 24.00.01. Тюмень, 2009
  17. Шестова С.М. Историко-культурологический анализ нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России: Автореф. дис. ... канд. культурологич. наук: 24.00.03. Санкт-Петербург, 2009
  18. Александрова М.А. Гражданско-правовой режим культурных ценностей в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Санкт-Петербург, 2007
  19. Диканов К.А. Борьба с преступными посягательствами на культурные ценности: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2008
  20. Александрова М.А. Указ.соч. С. 10 - 11.
  21. Панфилов А.Н. «Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблема унификации понятий» /"Право и политика", 2011, № 2
  22.   Владимиров Д.Г. Законодательное обеспечение сохранения исторического и культурного наследия при осуществлении строительной деятельности в крупных городах // Аналитический вестник Совета Федерации. 2008. N 14(359). Актуальные проблемы экономики современной России (часть I)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)