Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:16, курсовая работа
Формирование городской среды – явление разноаспектное, многоступенчатое, в котором архитектурное творчество составляет лишь часть взаимодействующих в общем процессе факторов. Поэтому в архитектурной теории нет даже устоявшегося термина для того материально-пространственного объекта, с которым в данном случае оперирует зодчий. Его называют «фрагмент городской среды», «урбанистическое пространство», «внешнее городское пространство», «городской ландшафт», «интерьер улицы», даже «градостроительный ансамбль», подразумевая архитектурную среду, предназначенную для городской деятельности, не требующей закрытых помещений, активно связанной с природно-климатическими воздействиями или допускающей их в широких пределах.
Введение 2
Глава 1. Типология открытых форм городской среды 3
1.1. Функционально-пространственные разновидности городской среды 3
1.2. Городская среда — система взаимосвязанных открытых пространств 8
Глава 2. Конфигурация открытых пространств 19
2.1. Локальные образования 19
2.2. Линейные системы 31
Заключение 38
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО» в г. Калининграде
«Оборудование и благоустройство средовых объектов и систем»
Кафедра дизайна
ОТКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Студентки 5-го курса
очной формы обучения
Овчинниковой М.С.
Преподаватель:
Винидиктов Д.Г.
Калининград 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Типология открытых
форм городской среды
1.1. Функционально-
1.2. Городская среда —
система взаимосвязанных
Глава 2. Конфигурация открытых
пространств
2.1. Локальные образования
2.2. Линейные системы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Формирование
городской среды – явление
разноаспектное, многоступенчатое, в
котором архитектурное
Наибольшее
распространение получили в последнее
время два определения: «открытые
городские пространства» и «
Глава 1. Типология открытых форм городской среды
1.1. Функционально-пространственные разновидности городской среды
Жизнедеятельность человека протекает в определенном пространстве, которое своими размерами и формой соответствует отводимой ему функции. Многообразие функциональных процессов в городе рождает многообразие пространственных форм. Как бы ни сложна была функционально-пространственная деятельность человека, каждое новое ее проявление должно находить себе естественную нишу в городской среде.
Жизнь, протекающая в закрытых помещениях (жилых домах, общественных и промышленных зданиях), перемежается c активной человеческой деятельностью в открытых городских пространствах. Термин «открытое городское пространство» в градостроительстве подразумевает, c одной стороны, такие неравнозначные в средовом отношении пространства, как незастроенные территории, водные системы, зеленые массивы, a c другой стороны, проспекты, улицы, бульвары, эспланады и т.п.
C точки зрения архитектурного формирования среды обитания человека под открытым городским пространством подразумевается специально организованное непокрытое пространство городской структуры, обладающее определенными функциональными и художественными характеристиками. Основываясь на этом принципе и исходя из специальной и нормативной литературы, можно условно составить несколько классификаций открытых городских пространств.
Одна из классификаций предполагает следующее ранжирование: двор — улица —площадь. Веками существовали они рядом, дополняя друг друга и составляя целостную, неразрывную ткань города.
Двор — это элементарная частица городского пространства, отнесенного к определенному дому или группе домов (домовладению). Четко фиксированное, замкнутое пространство городского двора всегда соразмерно человеку. Дворы, как правило, соединяются между собой c помощью арок или сквозных проходов в домах, образуя сложно разветвленную систему внутриквартальных пространств, пронизывающую в отдельных случаях обширные участки городской территории. Двор является простейшим и поэтому особенно важным типом универсального пространства общественного назначения. Двор — это промежуточное пространство при переходе человека от дверей своей квартиры к необъятному пространству города.
Улица — протяженное, ориентированное на городское движение пространство, контрастирующее c замкнутым интимным двором.
B Древнем Риме прямоугольную сетку кварталов аккуратно «нарезали» взаимно перпендикулярными улицами: проложенными c севера на юг (кардо) и идущими c запада на восток (декуманус). Главные улицы больших городов достигали 20-30 м в ширину. Так, главная улица знаменитой Пальмиры, построенной римлянами в Малой Азии, достигала З5 м, т.е. была немного уже современной Тверской улицы в Москве. Эта улица называлась улицей колонн, поскольку по всей ее длине по обеим сторонам были выстроены мощные колоннады. Так улица перестает быть всего лишь необходимым проходом или проездом между жилыми кварталами. Она становится дорогой торжественных триумфальных процессий, особо престижным местом, архитектурно оформленным общественным пространством.
B современных городах улицы подразделяются в зависимости от назначения, интенсивности движения и типа застройки; кроме того, устанавливаются общие размеры и пропорции улиц.
Если древние
римляне «открыли» улицу как
один из важнейших элементов
Кроме такого традиционного членения городской среды (двор — улица — площадь) современные исследователи выявили гораздо большее разнообразие в открытых пространствах городов. Архитектор B.T. Шимко предложил открытые пространства города разделить на три разновидности.
Первая — специально возведенное, чаще всего плоскостное сооружение, где открытое пространство выполняет функциональную задачу. K таким партерным «пространствам-сооружениям» относятся стадионы, плацы, пляжи, различного рода технологические площадки — от автостоянок до накопительных водоемов и т.д. Основным в архитектурном построении этих пространств является функция, реализуемая на самих участках, зрительные же границы таких пространств вторичны или случайны.
Вторая разновидность — пространства, сопутствующие самостоятельным объемным сооружениям. Это внутренние дворы жилой застройки, промышленных и административных зданий, разрывы между постройками, курдонеры, эспланады, т.е. всякого рода участки при зданиях, сооружениях и их комплексах. Они могут иметь и самостоятельную функцию — распределительную, рекреационную, но всегда подчинены тому объему, чьим промежуточным пространством они являются.
Третья разновидность — многоцелевые объемно-пространственные образования, где нельзя точно определить первичность собственно площадки или организующих ее объемов, настолько тесно переплетены функции тех и других. Обычно причиной возникновения такого пространства становятся следующие градостроительные факторы: необходимость в общегородских коммуникациях c обращенными к ним учреждениями и магазинами, потребность в крупном общественном форуме, сформированном монументальной застройкой, памятниками. K ним относятся такие несхожие по структуре городские пространства, как площади, улицы, скверы, бульвары и т.п.
Польский исследователь X. Адамчевская-Вейхерт, анализируя широко распространенную в Европе малоэтажную жилую застройку, называемую плотно-низкой» , предложила классификацию пространств жилой среды c выделением следующих зон:
Введение нового понятия полуинтимной зоны обусловлено желанием выделить из общедоступного городского пространства территорию, которая связана c окружением и одновременно от него отгорожена, защищена.
Подобная классификация встречается во многих южных странах (Индия, страны Латинской Америки). Так, архитектор Ч. Корреа, исследуя иерархию пространств в городах Индии, составил следующую их группировку:
Все эти классификации подчеркивают одно главное свойство пространств: при всем их различии по размерам и выполняемым функциям эти пространства объединяет визуальная воспринимаемость. B городской среде все исследователи выделяют именно то конкретное пространство, которое может просматриваться взглядом из одной точки или при движении человека по земле. Ho в любом случае это пространство соразмерно человеку и входит в тот психологический ряд, который обуславливает комфорт пребывания человека в городской среде. Такие фрагменты открытого городского пространства называются городскими интерьерами.
Городской интерьер — это целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства, в котором часть реальных ограждений (плафон, стены), заменена условными — небосводом, панорамой. Простейшей формой городского интерьера следует считать единичный, относительно изолированный фрагмент города, который зритель в состоянии воспринять единовременно. Таковыми являются площадь, перекресток улиц, двор, отрезок магистрали.
Роль городских интерьеров в социально-культурной среде города огромна, так как благополучием городской среды и условием ее развития является увеличение потенциальных контактов жителей этого города (свобода выбора и обмена). Городской интерьер является именно таким местом в городе, где усилия и затраты, связанные c обеспечением контакта людей, являются минимальными. Что же касается художественно-эстетического и психологического воздействия на человека, то эти качества городских интерьеров зависят от профессионализма архитекторов и умения эксплуатационных организаций поддерживать благоустроенный и ухоженный вид городского пространства.
C визуальной точки зрения эти пространства естественным образом перемежаются, перетекают одно в другое, составляя единую пpостранственнyю структуру города. Если при этом сохраняется активная связь их прямых впечатлений, возникает система открытых городских пространств. На основе этих исходных понятии в дальнейшем рассматриваются особенности строения и формирования городского пространства, создание более сложных пространственных систем и их функционирование.
1.2.
Городская среда — система
взаимосвязанных открытых
Пространство городской среды должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить фундаментальным потребностям человека в ориентации и разнообразии. Для выполнения таких функций каждое конкретное пространство несет определенную смысловую нагрузку. B зависимости от характера смысловой нагрузки городские пространства делятся на ориентирующие, поведенческие, промежуточные и предваряющие.
Ориентирующие
пространства — это пространства
улиц, площадей, набережных и т.п., обладающие
видовым разнообразием и
При перемещении по городу и изменении визуальных точек зрения у человека остается ощущение узнавании окружающего пространства. Лучшими по ориентирующему качеству можно считать не пряные улицы, а кривые, а еще лучше ориентироваться в кольцевой или «веретенообразной» сети лучевых улиц. При этом наиболее впечатляющим фактором ориентации является изгиб пространства кривой улицы, обещающей за поворотом новый вид, новые знакомые впечатления. Высотные доминанты, появляющиеся в перспективах улиц, служат дальними ориентирами.
B современном крупном городе чувство полной потери ориентации, пожалуй, редкость. Человека поддерживает присутствие других людей, для отыcкания дороги ему помогают специальные устройства: схемы, названия улиц, дорожные знаки, надписи автобусных маршрутов. Но стоит хоть раз потерять ориентацию, и ощущение беспокойства и страха немедленно показывает, как тесно связано это чувство c чувством душевного равновесия и благополучия. B противовес беспокойству, вызываемому потерей ориентации, добротный образ знакомого окружения дает важное чувство эмоционального кoмфорта и помогает установить гармоничные отношения между личностью и внешним миром.
B общей системе ориентации человека в городе активно «работают» три группы пространств: видовые точки, панорама района и закрепленные в памяти маршруты.
Видовые точки, иначе называемые фиксированными точками зрения, представляют собой наиболее благоприятную зону восприятия архитектурной среды. Разумеется, невозможно при проектировании архитектурной среды учесть все возможны с фиксированные точки зрения с тем, чтобы сделать каждый видовой кадр композиционного полноценным. Однако необходимо организовать видовые кадры по основным направлениям трасс движения, a также видовые кадры c основных фиксированных точек зрения. Такими фиксированными точками являются точки перехода из одной пpoстранственной среды в другую (из внутреннего интерьера но внешнее пространство, из пространства замкнутого двора на трассу пешеходного или транспортного движения и т.д.). B ваше время распространенными фиксированными точками зрения стали выходы из подземных переходов, вестибюлей метро. Г1ри этом особенно важна узнаваемость картины, возникающей перед человеком после специфического пространства подземной архитектурной среды.
Информация о работе Открытые пространства и их функциональное назначение в городской среде