Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 11:08, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть памятник архитектуры Колизей как историко-культурное наследие мировой культуры.
Задачи:
1.Изучить историю создания.
2.Рассмотреть особенности архитектуры.
3.Изучить роль Колизея в Древнем Риме.
Колизея за время своего существования не один раз подвергался разрушительным ударам стихии. Есть сведения, что в шестом столетии в Колизее проводились работы по восстановлению амфитеатра после сильного землетрясения. А Дион пишет о том, что в 217 году после удара молнии в Колизее произошел грандиозный пожар, после чего здание не использовалось по своему назначению в течение многих лет. Но, несмотря на это свидетельство невозможно определить, в чем именно заключались восстановительные работы после пожара и как долго они проводились. Не очень давно исследователи сделали вывод, что пожар, которые был в 217 году был не столь сильным как описывает Дион, но в то же время сочли, что часть наружной стены амфитеатра была построена вместо разрушенной в первой половине третьего века.
Кажется, что по кладке кирпичей, можно определить какая именно стена амфитеатра пострадала во время пожара и была перестроена, ибо на кирпичах сохранились клейма с указанием даты изготовления. Но на самом деле это не так. Кирпичи, которые были сделаны в первом веке, могли использоваться и через 200 лет для ремонта и восстановления здания. За все время своего существования амфитеатр постоянно ремонтировали и восстанавливали после удара стихий и других бедствий. При проведении этих работ использовались те же материалы что и при постройке. Известно, что нелегко, а то и невозможно отличить работы по восстановлению здания, произведенные в восемнадцатом от таких же работ пятого века. Эти работы представляют собой значительные интерес, но их подлинную историю проследить очень трудно.
В
настоящее время Колизей
Не
сохранилась и аркатура Колизея,
почти нет следов от мраморной
облицовки, канули в лета и росписи
внутренних помещений и статуи, находившихся
в арках второго и третьего
яруса. Определенное описание можно
получить, посмотрев на гробницу, построенную
в конце первого века и изображавшую
собой миниатюрное
Устройство Колизея.
В центре Колизея находилась арена, окружённая террасой, где располагались ложи императора, видных сенаторов, судей и пап. Император со своим приближением имел отдельный вход. Остальные зрительные места были разделены на три яруса:
нижний ярус - знатные вельможи и богатые коммерсанты,
второй - для свободных граждан Рима среднего сословия,
последний - для простого люда.
На самых
верхних рядах сидели рабы, управляющие
лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки
Четыре основных входа в Колизей позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Общая средняя вместимость Колизея составляла около 50 тысяч человек, но могло войти до 68 тысяч. Но нужно также заметить, что туалетов там не было, нетрудно представить, какие последствия из этого вытекали.
Растения Колизея.
В 1643 опубликовали первый каталог растений, которые произрастали в территории Колизея. Его автором был астроном, ботаник и анатом, а так же профессор Римского университета Доменико Панароли который описал в каталоге 337 растений амфитеатра. А уже через двести лет в 1815 году был опубликован еще один каталог растений произрастающих на территории Колизея императоров Флавиев. Его создал смотритель Римского ботанического сада Антонио Себастьяни. В каталоге этого автора рассматривается уже 261 вид растений. Их число уменьшилось видимо не потому что Антонио недосмотрел все растения а тем что археологи на протяжение двух веков постоянно вели раскопки и нанесли урон флоре Колизея.
Один из самых интересных каталогов растений растущих на территории амфитеатра составил Ричард Дикин, английский врач и ботаник из Шеффилда. В 1855 он выпустил труд Флора Колизея, это был справочник с большим количеством изображения растений, в это каталоге было описано 420 видов растений. Части растений Дикин придал ту или иную символику. Так, одно из них он назвал «терном Христа»
Немного из людей ,разглядевших это растение ,растущее на развалинах Колизея , не подумает о происходящих на этом самом месте кровопролития и сцен убийств ,немного кто из людей не припомнит многих святых поистине боголюбивых и верящих в Иисуса и проливших за него кровь перед массой сидевших на трибунах язычников. Эти проповедники заслужили венок без терний и жизнь бесконечную, и на признанной ими правде мы выстраиваем наше будущее и пестуем упование на благополучие.
Дикин был очень набожным и верил в ботанику совместимую с религиозной символикой Колизея ,археологи скорее всего о такой связи даже и не задумывались ,и то чем восхищался и изучал ,обещали уничтожить. Дикин по этому причине заметил:
Коллекция растений, описанных мною каталоге, собрана несколько лет назад. За прошедшее время многие из этих растений погибли в результате раскопок и ремонтных работ, производящихся в Колизее. Эти утраты вызывают горечь и сожаление. Следует сохранить хотя бы оставшиеся растения. Работы, не учитывающие сохранность растений, приведут не только к их безвозвратной потере, но и к уничтожению того неповторимого впечатления, которое пока еще оказывают на восприимчивых, чутких людей развалины Колизея.
Дикин
умер в 1873 году. Проживи он еще несколько
лет, он бы крайне расстроился, ибо его
надежды не оправдались. До второй половины
1870-х годов археологам было предписано
руководством не только убрать кальварии
с арены амфитеатра, но и очистить территорию
Колизея от «сорняков и прочего мусора».
В настоящее время, несмотря на оптимистические
оценки ученых, которые полагают, что на
территории Колизея произрастает 240 видов
растений, растения эти, по существу, беззащитны.
При проведении в Колизее дальнейших археологических
изысканий и ремонтных работ их количество
наверняка сократится.
Суждения Дикина заставляют задуматься
о нашем отношении к историческим памятникам
и о путях примирения возникающих при
этом противоречий. Конечно, рассуждая
о сохранности Колизея, наивно отдавать
первенство флоре амфитеатра. Если бы
в 1870-х годах в Колизее, наряду с археологическими
раскопками, не проводились восстановительные
работы, что вкупе привело к вырождению
целого ряда растений, произраставших
на его территории, то в настоящее время
амфитеатр был бы близок к полному разрушению.
Разумеется, следует радоваться тому,
что здание Колизея укреплено, а его история
изучается благодаря произведенным раскопкам
— об этом говорит здравый смысл. В то
же время нельзя не испытывать легкой
грусти и сожаления, что в результате работ
на территории Колизея его словно законсервировали,
а «романтические руины» остались достоянием
прошлого. Конечно, в Колизее во времена
Римской империи погибло много людей,
но те, кто знаком с его богатой историей,
могут не только ужаснуться при мысли
о кровавом прошлом амфитеатра, но и пожалеть,
что им не довелось восхититься исчезнувшими
растениями, которые с любовью описал
Дикин, или полюбоваться при лунном свете
романтическими руинами.
Глава 2:Роль амфитеатра в Древнем Риме.
Император и народ.
Важность значения арены Колизея (и в буквальном, и в метафорическом смысле этого слова) заключается еще и в том, что именно здесь император и народ Рима встречались лицом к лицу, и таким образом происходящее в Колизее символически отражало взаимодействие автократа и подвластного ему Рима. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, ознакомимся вкратце с историей римской политической жизни, а также с историей амфитеатров.
В Римской империи амфитеатров было немало. Такие сооружения существовали в Помпеях (там находился самый старый из всех ныне известных амфитеатров, построенный около 70 года до н. э.), Вероне, Милане, Лионе, Мериде и Карфагене. Существовали амфитеатры также в Иерусалиме и Лондоне (сооружение примерно одного возраста с Колизеем было обнаружено в 1988 году при раскопках в районе Гилдхолла).
В
Риме до появления Колизея
До
появления Колизея
Надо
сказать, что некоторые временные
постройки или их Отдельные конструктивные
элементы были довольно оригинальны. Так,
Плиний, римский историк и писатель
(погибший в 79 году, участвуя в спасательных
работах во время извержения Везувия),
писал, что во времена Юлия Цезаря
навес, устанавливавшийся над Форумом,
когда там происходили
Такое соединение иногда происходило при зрителях, занявших свои места, что, по мнению Плиния, было небезопасно. Он пишет: «Представьте себе, что люди, завоевавшие чуть ли не целый мир, подчинившие себе другие народы, а теперь собравшиеся на новоизобретенном хитроумном сооружении, хлопают той опасности, которой они подвергаются при вращении и стыковке конструкции». Один из поэтов времен Нерона написал о реакции двух приехавших в Рим сельчан, ошеломленных видом этой постройки. По его словам, они стояли как вкопанные, разинув от удивления рты и вытаращив глаза на диковинное строение, представлявшееся им почти столь же высоким, как Капитолийский холм. Конечно, тот деревянный амфитеатр не мог соперничать высотой с Капитолийским холмом, даже принимая во внимание то, что на его постройку, среди прочих деревьев, пошла сорокапятиметровая лиственница. Как бы ни были примечательны отдельные временные амфитеатры, их всех затмил Колизей, построенный в конце I века и рассчитанный на столетия. Но почему идея построить в Риме стационарный амфитеатр так долго не возникала?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, сделаем небольшой экскурс в историю. Начнем с того, что в эпоху Республики (примерно с 500 по 31 год до н. э.) Рим управлялся магистратами и Сенатом, состоявшим из богатых аристократов, опасавшихся возводить вместительные строения, в которых большая масса людей смогла бы коллективно и громогласно высказывать свои взгляды. Правда, к настроениям жителей на местах, к примеру, в Помпеях или Болонье, Сенат относился более снисходительно (хотя беспорядки, вспыхнувшие в Помпейском амфитеатре в 69 году, привели к суровому наказанию: запрету проводить в Помпеях гладиаторские бои в течение десяти лет). К населению столицы, принимавшему большее участие в политической жизни, отношение аристократии было другим. Массовые собрания в Риме, включая зрелищные мероприятия, представлялись римской элите опасными, способными вызвать нежелательные последствия.
Положение изменилось с началом императорского периода. К середине I века до н. э. наметился глубокий кризис республиканского строя. Гражданские войны, триумвираты, диктатура и убийство Юлия Цезаря в 44 году до н. э. привели к авторитарной форме государственного устройства — империи. Первым императором, или принцепсом, стал Октавиан Август.
В эпоху империи римская армия стояла главным образом вдоль границ огромного государства, набирая пополнение в основном на местах. В Италии единственным войском являлась дворцовая гвардия; народ был практически безоружен. Эти обстоятельства позволили императорам лишить жителей Рима избирательных прав. Если раньше магистраты избирались на народном собрании под руководством консулов, то в императорскую эпоху функция избрания магистратов перешла к Сенату; народное собрание лишь утверждало представленные на его рассмотрение решения и, по существу, не играло сколь либо серьезной роли. Римляне, когда-то воинственные «хозяева мира», как называл их Вергилий, теперь довольствовались подачками — раздававшейся ежемесячно бесплатной пшеницей и приводящими в восторг зрелищами. Лишение римлян избирательных прав вряд ли являлось частью специального плана, но когда таковое произошло, власть императора значительно укрепилась.