Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:27, курсовая работа
Парк расположен на Приневской низменности по левому берегу реки Невы, на склоне Балтийско-Ладожского уступа долине реки Славянки. В палеозое 300—400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем.
Осадочные отложения того времени — песчаники, пески, глины, известняки— покрывают мощной толщей (свыше 200 метров) кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее, Валдайское оледенение, было 12 тысяч лет назад). После отступания ледника образовалось Литориновое море, уровень которого был на 7—9 м. выше современного. 4 тысячи лет назад море отступило, и образовалась долина реки Невы. Долина сложена озёрно-ледниковыми и пост-ледниковыми отложениями
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Природно климатические условия и ресурсы территории «Павловского парка»………………………………………………….........4
Глава 2. История «Павловского парка»…………………………………6
Глава 3. Архитектурно - парковый ансамбль «Павловского парка»…...13
Глава 4. Ландшафтно - планировочнная и объектнопространственая структура парка…………………………………………………………..30
Глава 5.Современные проблемы «Павловского парка» и трудности его реставрации…………………………………………………….…………38
Глава 6. Проектируемые мероприятия по благоустройству участка территории «Павловского парка»………………………………………43
6.1. Лесоводственные и лесокультурные мероприятия…………………44
Заключение………………………………………………………………47
Литература………………………………………………………………..48
Только перед войной на правительственном уровне принимается решение о создании музея, но уже летом 1941 года сотрудники музея занимаются спасением музейных коллекций. В начале июля двумя партиями в город Горький было отправлено 2314 музейных предметов, а в середине августа третья партия из 3168 предметов отправлена в город Сарапул в Удмуртии. После начала блокады Ленинграда в начале сентября ещё три партии из 2180 музейных предметов отправили в Исаакиевский собор Ленинграда. Параллельно с этим велись работы по укрытию и консервации: предметы интерьера и античная скульптура были скрыты в подвале, засыпаны песком и замурованы, парковая скульптура была захоронена в тайниках. Планы укрытия скульптуры были секретными. С 15 сентября 1941 года по 24 января 1944 года Павловск находился в зоне фашистской оккупации. Во время войны дворец и парк сильно пострадали. Фашисты разграбили все, что сотрудники музея не смогли вывезти или спрятать, разрушили павильоны, взорвали мосты, вырубили более 70 тысяч деревьев, а отступая, сожгли дворец (пожар продолжался 24—26 января 1944 года). В результате за годы войны из Павловского дворца-музея было утрачено 8715 из имевшихся 22 133 музейных предметов
С весны 1944 года начались работы по восстановлению Павловского дворца и парка. Таким образом, именно с Павловска началось возрождение пригородных дворцов-музеев и парков Ленинграда. С 1944 по 1978 годы работами руководила директор музея А. И. Зеленова. В 1946—1973 годах реставраторам под руководством Анатолия Трескина пришлось произвести поистине гигантскую работу. В Павловске была создана школа отечественной музейной реставрации. В 1957 году открыты для посетителей первые залы восстановленного Павловского дворца. В 1978 году Павловск стал первым возрождённым из руин дворцово-музейным комплексом пригородов Ленинграда. Реставрационные работы идут до сих пор.
В 1989 году Павловск был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (протокол ICOMO № 540—007 от 1990 г.). В 1990-х годах в парке были проведены значительные реставрационные работы: в 1996 году закончено восстановление сожженного в годы войны «Розового павильона», начатое ещё в конце 1970-х годов; в 1997—1999 годах проведена реставрация Павловского дворца, в результате которой были открыты для обозрения жилые комнаты императрицы Марии Федоровны и обновлена музейная экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века». В 2006—2007 годах проведены реставрационные работы в павильоне «Храм дружбы» и на прилегающей территории парка, включая чугунный мостик с рельефными вазами и ажурными решётками. В 2010 году отреставрировали Колоннаду Аполлона и обводнили каскад за счёт подземных вод; провели реставрацию террасы Собственного садика и мраморной скульптуры Больших кругов. В 2011 году после реставрации открыли для посетителей Холодную баню и Пиль-башню; начали реставрацию Елизаветина павильона. В дальнейшем планируется восстановить Музыкальный вокзал и Большие дворцовые оранжереи на правом берегу Славянки.
На сегодняшний день более 42-х объектов
парка находятся под охраной Комитета
по государственному контролю, использованию
и охране памятников истории и архитектуры.
Ежегодно Павловский парк посещают около
полутора миллиона туристов (http://www.pavlovskmuseum.ru/
Глава 3. Архитектурно - парковый ансамбль «Павловского парка»
Павловский парк настолько разнообразен не только по отдельным картинам, но и по приемам устройства частей его, что заслуживает чрезвычайно внимательного изучения. В настоящее время часть его занята городскими постройками, так что парк в верхнем течении Славянки почти сливается с городом.
Противоположная часть парка уходит в окрестное мелколесье, так что мало кто из гуляющих добирается до границы. Во всяком случае, главные части расположены на берегу Славянки, которая плотинами превращена в род довольно широких прудов. В жаркое время к ней даже прибавляют воду из соседней более крупной речки - Ижоры (Архангельская Н.Э., 1936.).
Запруды начинаются выше города, и часть реки выше крепости, занятая частными дачами, разработана пейзажно, причем эта разработка сохраняется благодаря обширности дачных деревьев. Слияние Славянки и ручья Тызвы образует первый довольно крупный пруд, на берегу которого, на мысу, образуемом протоками, стоит крепость Бип.
Расположение последней на высоких валах бывших шведских укреплений очень удачно, но сама постройка слишком игрушечна, подобно соответственным сооружениям той эпохи. Однако она довольно значительна по размерам, одно время действительно считалась крепостью и имела гарнизон. Кое-что, например, башня с зубцами (донжон), красиво задумано, и великолепны ворота из пудожского камня. На валах до сих пор стоят пушки, и довольно красиво отражение в воде, если смотреть с противоположного берега. Теперь подпорчена форма пруда, и зарос холм противоположного берега так, что не видно павильона "Крик", существовавшего еще до основания Павловска (http://pavlovsk-spb.ru).
Следующий участок того же пруда отделяется от остальных частей парка проезжей дорогой, проходящей через Каменный мост. С одной стороны тянутся оранжереи, за которыми видна зубчатая стена дома, когда-то принадлежавшего князю Куракину, и колокольня Кваренгиева госпиталя, а с другой - довольно неуклюжий шлюпочный сарай. В конце виден купол дворца, портик Трех Граций, трельяж, а на другом берегу была прежде деревянная ротонда, построенная Росси. Залив пруда доходит до подножия холма с Трельяжем, т.е. декоративной и довольно значительной постройкой из дранковых стен с изящными ионическими колоннами. Она была покрыта дранковым куполом, который пришлось снять из-за ветхости еще в начале XIX века. Стены же сохраняются, их прекрасная архитектура (Камерон или Бренна) придает много прелести пруду, к которому от Трельяжа спускается каменная лестница, украшенная огромными вазами и пьедесталами, на которых раньше стояли статуи. Лестница заканчивается пристанью с четырьмя гранитными сфинксами. Вид снизу от пруда на холм с трельяжем очень декоративен. Так же красив и вид сверху, хотя несколько испорчен безобразными купальнями и деловыми постройками оранжерей. На заднем плане, за рощей, виден шпиц и башни крепости. На левом берегу холма красиво спускаются к берегу и на одном из них стоит памятник основания Павловска, изящный обелиск, поставленный на нагроможденных обломках плитняка ( Вейс 3., Вейс Я.,1967.).
Дворец, построенный Камероном, поставлен среди рощ на высоком берегу реки. Как уже сказано, он состоит из центрального, почти кубического, флигеля и более низких боковых, отогнутых от реки. Фасад украшен парными колоннами, а на крыше возвышается легкий купол, поддерживаемый массой деревянных колонн. Со стороны речки вид на дворец удивительно красив, особенно потому, что с двух его сторон к реке спускаются густые группы деревьев, середина же ската покрыта зеленой травой (Архангельская Н.Э., 1936.).
Деревья расположены так, что флигели дворца и "Собственный садик" едва заметны. Очень красив и вид из колоннады на дворец и каскад, обрамленный группами деревьев. Вид от дворца на противоположный берег еще замечательнее, так как завершается храмом Аполлона, одним из поразительнейших созданий неоклассицизма. Двойная колоннада, вырубленная из раковистого известняка, поддерживает очень простое по форме и остроумной конструкции надевшие, украшенное гирляндами. Колоннада первоначально была круглой, но впоследствии, по указаниям Камерона, сторона, обращенная ко дворцу, была проломана, остатки колонн разбросаны тут же, и в результате получились удивительно поэтичные развалины. Из-под колоннады падает красиво заросший мхом каскад, через который внизу, у впадения в Славянку, перекинут туфовый мостик. Самый красивый вид на эту картину открывается с противоположного берега и из зала Мира во дворец. Все сооружение было исполнено по рисунку Камерона и пользовалось особенной любовью императрицы (http://а-парк.рф).
. Центральная часть парка
Самое замечательное то, что и план, и выполненные колоннады ничего общего не имеют с западноевропейскими образцами, классической строги и просты, даже как бы суровы, но в то же время удивительно совершенны. Вид из окон дворца дополняется чудесной апсидой Мариинского госпиталя - одной из ранних построек Кваренги - и прежде был украшен великолепно раскинутой старой ивой, теперь уничтоженной. Следует, однако, заметить, что к самому зданию прилегают не пейзажные группы, а стриженые липы, причем с одной стороны за ними видна колоннада библиотеки, а с другой тянется красивая чугунная решетка. На островке у Каменного моста находится красивый памятник великой княгине Елене Павловне, но он не виден из-за окружающих деревьев; также закрыта и ваза, находящаяся в Семейной роще, насаженной под дворцами на берегу речки, которая в этом месте суживается. На противоположной стороне в тени деревьев стоит "Баня" - довольно скромная, выполненная по английскому образцу пост ройка с куполами; к ней ведет мост, построенный А. Воронихиным и украшенный четырьмя статуями кентавров (Иванова,1966).
Следующий участок парка от моста с кентаврами (сооружен А. Воронихиным) и Бани до Большой каменной лестницы сохраняет характер первоначального устройства (до постройки Большого дворца). Здесь сохранился и туфовый каскад, и горбатый мостик, перекинутый через узкий рукав, и хижинка монаха, сооруженные в 1778 г., и одинокая ваза на поляне, а наверху около дворца виден мост, перекинутый через овраг там, где первоначально была руина - необходимая принадлежность каждого пейзажного парка (http://www.ref.by).
Дальше следует один из лучших участков не только этого, но и других парков пейзажного стиля. Река красиво извивается по долине, и в одной из излучин ее стоит Храм Дружбы. Шестнадцать дорических колонн этой постройки вырастают из низкого цоколя и поддерживают очень плоский зеленый купол над дорическим антаблементом. Колонны каннелированы и выкрашены в белый цвет, как и медальоны на круглом теле здания, которое само покрашено охрой, а крыша его – зеленая ( Боговая И.О.,1988).
Эта постройка Камерона удивительно гармонична, проста, строга по замыслу, выполнена в совершеннейших дорических формах и является не только идеалом для центрального садового здания, но и первой, безусловно совершенной, постройкой новоклассического стиля. К ней красиво прислонены рощи тополей, вместе с которыми она отражается в водах Славянки. Хотя теперь Храм Дружбы имеет почти исключительно украшающее значение, первоначально он имел назначение концертного зала и рядом в роще находилась кухня в виде убогой хижины. Недалеко от Храма Дружбы с левого высокого склона, из-под простой, но очень благородной каменной балюстрады, струится Большой каскад и стекает в Круглый пруд, отделенный от Славянки узкой полосой земли. Благодаря смежности пруда и Славянки, разнообразию растительности внизу и на склонах, почти каждый шаг доставляет новую точку зрения. При этом сосны на склонах посажены очень густо, а великолепные дубы стоят посреди лужаек. Декоративный Висконтиев мост, выстроенный Воронихиным, заканчивает эту панораму.
Следует отметить удивительную группу елей между каскадом и одиноким жертвенником, а также вид вдоль узкой полоски земли между Славянкой и круглым прудом. Как ни стремились живописцы конца XVIII в. приукрашивать действительность, картины Щедрина не дают представления о той красоте, которая имеется в действительности. Кроме Храма Дружбы и Большого каскада здесь виден купол дворца, а в другую сторону - скрытый в группе деревьев "Крик" - скромный павильон, существовавший до основания Павловска. Около Висконтиева моста, в группе сирени, между четырьмя туями помещен нежный памятник великой княгине Александре Павловне (работы Мартоса), под изящным навесом работы Росси ( Боговая И.О.,1988).
Следующий участок на берегу реки невелик и состоит из амфитеатра, т.е. полулунных террас, спускающихся к зеленой площадке на левом берегу. На этой площадке когда-то били фонтаны, а наверху полукругом посажены высокие ели. Напротив, на холме находится монументальная скамья, и все вместе представляет своеобразную северную переделку итальянских садовых театров. К сожалению, не сохранилось чаши фонтана и ни одного изображения, целы только трубы и далеко в чаще резервуар - Фонтанный пруд. Эта часть парка заканчивается мостом у Пиль-башни - одного из излюбленных мотивов пейзажных парков, состоящего из полуразрушенной башни-мельницы. На самом деле мельницы никогда не существовало, а была холодная мыльня с каскадом, устроенным так, что под него можно было садиться. Художники иначе дополняли картину, добиваясь иллюзии пейзажа Буше или Робера. Трудно судить о том, насколько это соответствовало действительности, но приходится сомневаться в достаточности иллюзии, так как на противоположном берегу находится Хмелевая беседка из стриженой зелени, скорее напоминающая трельяжи леблоновских садов, чем развалины Ю. Робера (http://а-парк.рф).
Долина реки Славянки
Берега Славянки ниже Пиль-башни - один из лучших образцов пейзажного парка. Полноводная речка извивается по неширокой долине, наверху склоны поросли густым лесом, оттуда рощи сбегают к реке, а на зеленых полянах около речки стоят густо-зеленые дубы и развесистые ивы склоняются к воде. Поразительно красива группа елей, сбегающая вдоль аллеи с левого берега к Славянке (http://anashina.com).
За следующим мостом долина расширяется и на холме, при впадении Красно-долинных прудов, помещен довольно курьезный Елизаветинский павильон. Он не играет существенной роли в пейзаже, равно как и далеко не ординарные "Руины", находящиеся недалеко на скате холма и состоящие из погреба и легкой арки, под которой проходит лестница. Около Руин разбросаны обломки статуй, а одна, сравнительно целая, лежит над упомянутым погребом. В конце парка долина Славянки, расширяясь, переходит в соседние луга. К фасаду дворца со стороны, противоположной реке, прилегает обширный двор; от него начинается широкая тройная липовая аллея, заканчивающаяся недалеко у поперечной аллеи, за которой лежит зеленый луг. С левой стороны этой аллеи находятся цветники, состоящее из повышенных террас со статуями, окруженными цветочными партерами. При скромности сооружения и особенно украшающих его скульптур получается прекрасный эффект. Площадки окаймлены стрижеными палисадами, образующими ниши, и некоторые из них, украшенные статуями, очень поэтичны, особенно те, где по бокам стоят изваяния детишек. От дворца к Славянке спускается Большая каменная лестница; между цветниками помещен холмик с вазой. В чаще деревьев находятся "Воздушный театр" и "Молочня", домик в швейцарском стиле, а на продолжении дорожки, идущей через цветники - Турецкая беседка. Так называют беседку из подстриженных лип, потому что она сооружена на месте бывшей "Турецкой палатки", которая в свою очередь была поставлена на месте бывшей "Хижины угольщика". Наиболее замечателен Воздушный театр, в котором кулисы состоят из стриженой зелени, а места для зрителей амфитеатром расположены прямо на земле. Он построен Воронихиным в 1811 г., а Турецкую беседку строил Росси. Последняя окружена чугунными вазами (http://anashina.com).