Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:27, курсовая работа
Парк расположен на Приневской низменности по левому берегу реки Невы, на склоне Балтийско-Ладожского уступа долине реки Славянки. В палеозое 300—400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем.
Осадочные отложения того времени — песчаники, пески, глины, известняки— покрывают мощной толщей (свыше 200 метров) кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее, Валдайское оледенение, было 12 тысяч лет назад). После отступания ледника образовалось Литориновое море, уровень которого был на 7—9 м. выше современного. 4 тысячи лет назад море отступило, и образовалась долина реки Невы. Долина сложена озёрно-ледниковыми и пост-ледниковыми отложениями
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Природно климатические условия и ресурсы территории «Павловского парка»………………………………………………….........4
Глава 2. История «Павловского парка»…………………………………6
Глава 3. Архитектурно - парковый ансамбль «Павловского парка»…...13
Глава 4. Ландшафтно - планировочнная и объектнопространственая структура парка…………………………………………………………..30
Глава 5.Современные проблемы «Павловского парка» и трудности его реставрации…………………………………………………….…………38
Глава 6. Проектируемые мероприятия по благоустройству участка территории «Павловского парка»………………………………………43
6.1. Лесоводственные и лесокультурные мероприятия…………………44
Заключение………………………………………………………………47
Литература………………………………………………………………..48
С другой стороны Липовой аллеи под углом к ней поставлен "Вольер", на первый взгляд немного грузная, на деле очень изящная постройка Камерона с легко поставленным куполом, украшенным внутри живописью и лепкой. Пространство под куполом было огорожено сетками, и там жили птички, а в боковых павильонах, которые соединены со средним колоннадами, находился музей древностей. С одной стороны к Вольеру прилегали оранжереи, а с другой - выстриженные дорожки и лабиринт. Все это теперь уничтожено, прежде же посредине проходила тройная аллея, а на ней были устроены качели; с одной стороны находилась широкая аллея, окаймленная длинными фестонами зелени, с другой - лабиринт вроде того, что был в Шуази, а в конце средней аллеи - круглый, очень сложный цветник. На месте цветника впоследствии был театр, потом мачта с "сеткой" и по проекту Росси была построена беседка для помещения памятника императрице Марии Федоровне. Таким образом, участок вдоль Липовой аллеи устроен почти целиком в архитектурном стиле, хотя все украшения сдвинуты на края и почти не видны от средней аллеи.
"Собственный садик", лежащий
между боковыми фасадами
Средняя аллея его уставлена вазами и упирается в чудесную колоннаду эрехтейонова стиля, построенную Камероном. Она поставлена в середине террасы, окаймленной балюстрадой с бюстами императоров. На одном ее конце предполагалось выстроить круглую мраморную беседку для императора Павла, любившего по утрам заниматься делами в этом месте. Из портика открывается чудесный вид на Мариентальский пруд ( Боговая И.О.,1988).
Рощи
Рощи, лежащие по правому берегу Славянки, делятся на три участка. В первом, довольно узком, аллеи капризно извиваются в роще высокоствольных сосен и приводят в конце концов к мавзолею "Любезным родителям". Это каменный портик-ниша, построенный Камероном; в нем помещена скульптурная группа Мартоса; на площадке перед ним стоит античный жертвенник. Аллея, проходящая по краю склона, расширяется в большую овальную площадку с великолепным видом на долину Славянки. Следующий участок - "Старая Сильвия" - прорезан радиальными аллеями, сходящимися к средней круглой площадке со статуями ( Боговая И.О.,1988).
Аллеи обсажены зелеными стрижеными палисадами, внутри которых выросли высокие сосны и ели. Во всякое время дня одна из аллей в тени. Прием разбивки этого участка, несомненно, заимствован из леса Шантийи. Только здесь размеры меньше, и хотя статуи поставлены, может быть, и позже устройства, но расстановка их на краевой аллее дает удивительный эффект, чего нет в Шантийи. Наконец, последний участок парка - "Новая Сильвия" - прорезан довольно хитрым рисунком дорожек, идущих в общем параллельно Славянке. Они то сходятся у площадок, то разбегаются в разные стороны и потому всегда кажутся неожиданными. Особенно удачны схождения их под острыми углами у площадок, так как там особенно чувствуется контраст между низкими стрижеными палисадами и высокоствольными соснами. К "Новой Сильвии" прилегает густая, окруженная валом чаща с одной только дорожкой, приводящей к храму-мавзолею "Супругу-благодетелю", который поставлен на невысоком холмике. Он имеет вид четырёхколонного храмика. Довольно грузные гранитные колонны и простейшая форма вполне соответствуют памятнику императора, столь трагически погибшего. На стенах нет украшений, кроме фриза из трагических масок. Дверь закрыта великолепной решёткой, а внутри - голые стены и напротив двери монумент Павлу I работы Мартоса. С потолка окружают храм, что он постоянно в тени и не виден из остального парка, кроме как по одной просеке, теперь почти заросшей. Местность на левом берегу Славянки покрыта густыми рощами. Часть более далекая устроена в виде звезды радиальных аллей, сходящихся у "Музыкального зала" (http://www.ref.by).
Как ни замечательны эти пруды, но
в архитектурном отношении
Промежутки между последними около
центра заполнил рощами, а вдоль
дорог разместил отдельные
Пруды
Местность на левом берегу Славянки покрыта густыми рощами. Часть более далекая устроена в виде звезды радиальных аллей, сходящихся у "Музыкального зала". Недалеко от зала начинается сеть Круглозальных и Краснодолинных прудов, которые сначала лежат среди чащ и в глубоких оврагах вдали от дорожек, а дальше расположены в рощах, которые красиво отражаются в темной воде (Иванова О.А., 1966).
Часть прудов лежит в глубоких берегах, заросших соснами, и благодаря этому производит впечатление зеленых ущелий; другие пруды полноводны и извиваются в густой еловой чаще. На одном из последних, обросшем у берегов ирисами, находится овальный Венерин остров с остатками трельяжа, построенного Гонзаго. Окрестности "Белой березы" - лучший образец, но и весь парк был пройден его рукой, и такие дивные пейзажи имеются и на Краснодолинных прудах, и в долине Славянки, и на "Парадном месте". Конечно, много деревьев засохло, иногда на полянах посажены ненужные лиственницы и кедры, а иногда вырублены великолепные разлегшиеся по земле ветлы, но картины, созданные гениальным мастером, еще целы и заслуживают самого внимательного отношения и изучения. Только что упомянутые Краснодолинные пруды начинаются у "Круглого зала", который был построен в конце царствования императора Павла в центре так называемой "Звезды", т.е. обширного краевого участка парка, лежащего на левом берегу Славянки.
Место никогда не было разработано
и оставалось в виде обширной сосновой
рощи, прорезанной широкими дорогами,
которые сходились к
На деле из трех каскадов действует лишь последний, и слегка струится Большой каскад. Для картины парка каскад у Сиреневой аллеи (т.е. у Висконтиева моста) не имеет никакого значения, а был устроен только для того, чтобы лежащий выше него пруд не переполнялся водой. Приходится лишь пожалеть, что неумение заставило запустить Аполлонов каскад, который должен питаться водой из первого пруда, расположенного выше Николаевских (Чугунных) ворот. Этот пруд не имеет отношения к парку, равно как и первая часть следующего, расположенного около вокзальных построек. Наоборот, за вокзалом разлив Вокзального пруда и высокие ели на берегу его довольно красивы, последний пруд из этого ряда снова не имеет значения для парка. Местность между этими прудами и откосом Славянки разработана Гонзаго очень внимательно. Убрана красивыми группами деревьев, отдельными липами, дубами и елями, но, к сожалению, испорчена будками магазинов, кинематографов и т.п. К счастью, крайние группы довольно густы, а с дорожки, идущей по краю откоса, открываются виды на дворец, на Большую каменную лестницу и Храм Дружбы. Эта часть парка обрывается садиком Старого шале, очень милой постройки Камерона, задуманной, очевидно, в виде состязания с хижинами Шантийи. В отличие от последних, затейлив сам план, состоящий из трех круглых помещений. Среднее из них роскошно убрано зеркалами, росписью и мозаичным полом. Прежде вокруг шале был плодовый сад, грядки и птичий двор, крытый перголой, а теперь оно мало вяжется с широким соседним газоном. Участок, следующий за шале, малоинтересен, и к тому же главная аллея - Ботаническая - скучна своей прямизной, но зато очень красивы виды, открывающиеся от балюстрады Большого каскада на Храм Дружбы и Круглый пруд. Особенно хороша дорожка, сбегающая к Славянке мимо одинокого жертвенника и густых еловых рощиц (http://pavlovsk-spb.ru).
Дальше, с откоса, открываются виды на Висконтиев мост, памятник Александре Павловне и далее до Пиль-башни, а около того места, где Ботаническая аллея пересекается с уже упомянутым каскадом, открывается вид через широкую просеку с отдельными великолепно разросшимися березами и соснами на дальние купола Царского Села.
Остальные рощи вблизи левого берега по разбивке не представляют ничего особенно интересного, если не считать широкой просеки, открывающей вид на Елизаветинский павильон, но там очень красивы высокоствольные сосны и все отроги рощ, спускающихся к Славянке. Второй ряд прудов начинается в глубине только что описанных рощ.
Первый полноводный, заросший тиной пруд окружен густым еловым лесом, а около второго чащи разрежены, имеются луга, группы деревьев и отдельные деревья. Весьма важно, что к этому пруду приходится подходить или из густых рощ, или с широкого луга. На его овальном Венерином острове находится уже упомянутый храм Амура. Рядом лежат Краснодолинные пруды, но, в отличие от двух только что упомянутых, Краснодолинные лежат глубоко в берегах, и откосы этих берегов обсажены высоким лесом. В эти пруды переливаются воды того, на котором находится остров Любви, а воды всех прудов в конце концов каскадом падают в Славянку (Иванова О.А., 1966).
Парадная часть
Перед тройной липовой аллеей, ведущей от дворца, раскинуто так называемое "Парадное место", устроенное после смерти императора Павла. При императоре оно было отделено от аллеи решеткой и занято широкой песчаной площадкой, от которой по лугу расходились радиусами аллеи.
На площадке стояла колонна, посвященная памяти мученика (Людовика XVI), а на лугу происходили "возжения костров" по мальтийскому ритуалу накануне Иванова дня. После смерти императора колонна была перенесена, вероятно, в "Новую Сильвию", площадка сравнена с лугом и постепенно покрыта рощами. Почти несомненно, что в последнем устройстве принимал участие Гонзаго. Так удачно размещены группы деревьев и рассчитан удивительный вид от Розовопавильонного пруда на аллею и дворец.
Устроитель парка в данном случае подметил эффект перспективы, получающийся, благодаря едва заметной разности в высотах "Почетного двора", конца Липовой аллеи и берегов пруда. Розовопавильонный пруд играет очень большую роль в этом пейзаже. Он устроен запрудой ручья, бывшего когда-то границей парка. Еще в то время за ним был ряд дач, построенных Воронихиным. Он как раз напротив дворца поставил малый Константиновский дворец, перенесенный из Царского Села и не очень интересный по архитектуре, вверх по течению две дачи, принадлежащие частным лицам, а ниже - дачу князя Багратиона и дачу княгини Голицыной, переделанную впоследствии в павильон Мира, давно уже бесследно исчезнувший. Переделка прудов состояла в том, что запрудами понемногу увеличивали их поверхность и, главное, расширили залив, лежащий на "Парадном месте". Посредине этого пруда был устроен большой остров кн. Ливен, на котором в 1814-1815 гг. был поставлен Храм Любви - арка в память бракосочетания великой княгини Анны Павловны с принцем Оранским. Следующий пруд красиво изогнут и обсажен пирамидальными елями, которые вообще очень красивы в Павловске, но главным украшением является Розовый павильон, бывшая дача князя Багратиона. Эта скромная постройка является одним из лучших украшений парка, несмотря на весьма скромные размеры и материал. Если Камерон в Большом дворце развил тип палладиевой ротонды, откинув её портики, то Воронихин в Розовом павильоне чрезвычайно упростил тот же тип. Он уничтожил антресольный и цокольный этажи, положил купол на четверик с большими полукруглыми окнами, прорезал в стенах широкие окна, а от портиков оставил всего лишь по 2 крайние колонны. Получилась очень скромная, уютная и грациозная постройка, очень подходящая к еловому пейзажу. Прежде она была окружена розовыми кустами, в августе 1814 г. к ней для празднеств за две недели был пристроен большой зал, окруженный балконом, с которого царская фамилия любовалась спектаклем, разыгранным со всех четырех сторон постройки. Для этих-то празднеств в глубине луга, лежащего по направлению к "Белой березе", Гонзаго написал свою знаменитую колоссальную декорацию с изображением русской деревни. Теперь там построены два домика в ложнорусском стиле. Наоборот, Розовый павильон со стороны "Белой березы" почти невидим, и, вероятно, нарочно окружен выстриженной зеленью. Пруд, следующий за Розовопавильонным, отделяет "Старую Сильвию" от "Новой" и не так поэтичен. Он переливается в Славянку по зеленому ущелью. В отличие от английских и особенно французских пейзажных парков, в Павловске нет и следов грусти ( Боговая И.О.,1988).
Даже немногие группы елей служат для эффектов декорации, а траурный храм "Супругу-благодетелю" густой чащей отрезан от всего парка. Высокоствольные сосны образуют рощи, мощные дубы рассеяны по лужайкам. Все рассчитано на радость и ликование. Под зимним убором окрестности "Белой березы" сохраняют глубину перспектив и красоту древесных групп и, пожалуй, еще красивее, чем летом. Рассмотрев все главные участки парка, легко заметить, что в Павловске не придерживались никаких определенных теорий. Хотя пейзажный характер выдержан там далеко не везде, парк, тем не менее, является лучшим из пейзажных, потому что идеал пейзажного парка - это возможное разнообразие картин, причем архитектурная разбивка является одним из элементов разнообразия. Эти архитектурные части являются естественным переходом от построек к парку. В пейзажном отношении неудачна часть, лежащая за Круглым залом, но, может быть, оттого, что эта часть совершенно запущена. Густые рощи, лежащие за "Белой березой", наоборот, необходимы для картины парка, так как только благодаря им достигнута перспектива "Самого красивого места", кажущаяся бесконечной (Иванова О.А., 1966).
Типы парков
Пейзажи парка явным образом распадаются на 2 типа. От крепости до Пиль-башни, т.е. в части, устроенной Камероном, красота достигается выделением холмов, размещением отдельных деревьев и монументов. Рощи служат для разделения картин. Наоборот, "Парадное место" и "Белая береза" украшены довольно значительными рощами. На первом участке, лежащем ближе к дворцу, эти рощи состоят из лип, а вокруг "Белой березы" - из сосен, берез и рябины. Монументы, сооруженные Камероном, отличаются очень большими размерами и первым среди них является дворец, составляющий главное пятно картин от Крепости до Горбатого мостика. Для остальной части парка главным украшением сделан Храм Дружбы - сооружение, не менее значительное по эффекту, чем дворец. Дополнительными украшениями были в верхней части Обелиск, а в нижней - Большой каскад. Украшение Верхнего (Мариентальского) пруда трельяжами и лестницей сделано, вероятно, уже в царствование императора Павла одновременно с увеличением пруда. Хотя прием этот и не пейзажный, но является весьма эффектным дополнением пейзажа. К тому же лестница имеет практическое значение как спуск от дворца к пруду, где находилась флотилия. Павильон Трех Граций рассчитан, главным образом, на вид от Трельяжа и пруда и является бельведером ("Миловидом") на этот пруд ( Вейс 3., Вейс Я.,1967.).
Отделка рощ имеет три типа: рощи с прямыми или изломанными дорожками, липовые рощи с извитыми дорожками и лесные заросли. Последние размещены там, где нужно отделить одну часть от другой, например Краснодолинные пруды от долины Славянки, "Белую березу" от "Самого красивого места". Липовые рощи, скорее всего, следует рассматривать как остаток первых, еще не вполне уверенных приемов Камерона, хотя бы во всем участке от Молочни до памятника "Любезным родителям". Третий тип рощ раскинут вокруг Круглого зала, в "Сильвиях", "Старой и "Новой". Радиальная разбивка сама по себе, конечно, не имеет значительного интереса, но в "Старой Сильвии" интересно различие аллей по длине, а следовательно, и различие художественного впечатления.