Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:27, курсовая работа
Парк расположен на Приневской низменности по левому берегу реки Невы, на склоне Балтийско-Ладожского уступа долине реки Славянки. В палеозое 300—400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем.
Осадочные отложения того времени — песчаники, пески, глины, известняки— покрывают мощной толщей (свыше 200 метров) кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее, Валдайское оледенение, было 12 тысяч лет назад). После отступания ледника образовалось Литориновое море, уровень которого был на 7—9 м. выше современного. 4 тысячи лет назад море отступило, и образовалась долина реки Невы. Долина сложена озёрно-ледниковыми и пост-ледниковыми отложениями
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Природно климатические условия и ресурсы территории «Павловского парка»………………………………………………….........4
Глава 2. История «Павловского парка»…………………………………6
Глава 3. Архитектурно - парковый ансамбль «Павловского парка»…...13
Глава 4. Ландшафтно - планировочнная и объектнопространственая структура парка…………………………………………………………..30
Глава 5.Современные проблемы «Павловского парка» и трудности его реставрации…………………………………………………….…………38
Глава 6. Проектируемые мероприятия по благоустройству участка территории «Павловского парка»………………………………………43
6.1. Лесоводственные и лесокультурные мероприятия…………………44
Заключение………………………………………………………………47
Литература………………………………………………………………..48
Очень интересна краевая аллея, на которой стоят статуи Ниобид, дающие красивую перспективу. "Новая Сильвия" является вполне самостоятельным и чрезвычайно удачным замыслом. Она, как уже упомянуто, состоит из прямых аллей, расположенных почти параллельно и то образующих широкие площадки, то сливающихся в одну на насыпях, перекинутых через довольно глубокие овраги. Этими, в сущности очень незатейливыми, приемами достигнуто чрезвычайное разнообразие впечатлений при прогулках и невозможность запомнить все изломы дорожек. Заметим, что и в "Сильвиях", и по дороге к Елизаветинскому павильону использована красота высокоствольных северных сосен, на что почти не обращено внимания в других северных парках. Участок, окружающий памятник "Супругу-благодетелю", благодаря своей заросли и одинокой дорожке и окружающему валу, является совершенно отрезанным из остального парка. Приходится удивляться, как удачно взяты размеры участка, а дорожка начата от "Новой Сильвии" так, что этот вход сложно найти, а постройку трудно заметить, потому что она лишь слегка видна сквозь просеку, направленную далеко от входа (Иванова О.А., 1966).
Пруды парка делятся на полноводные и относительно широкие и продолговатые, лежащие в глубоких берегах. К первым принадлежат лежащий перед дворцами рассчитанный на отражение этого здания, Аполлонова каскада и Бани Круглый пруд; рассчитанный на эффект Большого каскада и перешейка, отделяющего пруд от Славянки, Розовопавильонный пруд и Венерин, где находится храм Амура ( Боговая И.О.,1988).
Отметим еще очень поэтичный пруд около Круглого зала, хотя устроители и не рассчитывали ввести его в картины парка. Краснодолинные пруды рассчитаны на обрывистые берега, и этот мотив, очень редкий в парках, применен очень красиво. Особенно красиво то, что к воде спускаются сосны и ели, обладающие ясно выраженным контуром. Сама Славянка там, где не устроено прудов, свободно извивается в плоских берегах, как это и подобает северной русской реке. В обработке ее долины особенно замечательны группы густых елей, как бы сбегающих к реке с откоса. О характере построек и монументов было уже указано при разборе парка. Отметим, что все они, по крайней мере в свое время, имели практическое значение и все очень просты и логичны по замыслу. Исключением являются только Елизаветинский павильон (надстроенный и перестроенный впоследствии) и Новое шале (дважды сгоревшее). Уже упомянуто про Большой дворец, но не сказано про Галерею Гонзаго, колонны которой и прозрачные колоннады фресок дают поразительное сочетание с рядами стриженых лип. Из специально садовых построек нужно отметить про трельяжи, которые сохранились в большем объеме, чем где-нибудь, хотя с главного (над лестницей к Мариентальскому пруду) снята крыша и исчез уже театр, обшитый трельяжем, но зато цел прелестный, но и очень скромный Воздушный театр, составленный из зеленых решеток и стриженой акации. Это наискромнейший, но, может быть, и самый очаровательный образец редкого теперь типа театральных сооружений. Трельяжные сооружения, Хмелевая беседка, Турецкая беседка и храм Амура построены совсем иначе, чем делались они на Западе, так как строение их очень сквозное и рассчитано не только на сплошной покров зелени, но и красоту самой архитектуры ( Вейс 3., Вейс Я.,1967.).
Глава 4. Ландшафтно - планировочная и объектопространственная структура
Павловский парк – один из самых больших в нашей стране – создавался на рубеже XVIII–XIX веков, когда в Европе и в России становится модной планировка парков по типу английских пейзажных, словно воспроизводящих естественный ландшафт. Павловский парк создавался на основе естественного леса, что в значительной степени обусловило его пейзажный характер. Прорубленные просеки становились тенистыми аллеями, участки корчеванного леса превращались в живописные поляны, овраги – в романтические каскады прудов.
Исключительность Павловска обусловлена тем, что о нем в течение почти полувека заботилась одна и та же владелица – императрица Мария Федоровна, и тем, что парк устраивали выдающиеся мастера конца XVIII – начала XIX веков, вышедшие как из английской, так и из итальянской школы: Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Пьетро Гонзаго (http://fantazy.ru/).
Паркостроители создали уникальный, единый по замыслу парк. «Умение садовника состоит в том, чтобы, почувствовав характер окружающих его объектов, которые природа разбросала беспорядочно, подчинить их особому порядку, чтобы усилить воздействие этих предметов на человека», – полагал выдающийся мастер парковых ландшафтов Гонзаго. Создавая пейзажный парк в новом художественном вкусе, его авторы выработали определенные критерии ландшафтной архитектуры, которые позволили выявить особую неповторимость Павловска. Максимальное использование естественных особенностей рельефа местности; вырубки лесного массива в соответствии с замыслом архитектора; посадки деревьев и кустарников с учетом их биологических особенностей и эстетического восприятия, то есть силуэта насаждений, фактуры, цветовой гаммы. В парке особенно удачно сочетание различных принципов планировки в одну художественную композицию. Особую красоту парку придают многочисленные искусственные пруды с плотинами и река Славянка с перекинутыми через нее декоративными мостиками, протекающая через весь парк (http://fantazy.ru/).
Несмотря на различие художественных приемов и индивидуальность почерков мастеров, все архитекторы, скульпторы и художники, работавшие в Павловске, создали целостный, стилистически единый ансамбль. Павловский парк можно условно разделить на семь основных районов, каждый из которых имеет свои, только ему присущие особенности. Прямые, как стрелы, лесные дороги Большой звезды приводят на холмистые берега Долины реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовыми скульптурами, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой березы. И совершенно непохож ни на один из районов Центральный, или Придворцовый, район, старейший по времени устройства. Главное архитектурное сооружение этого района – дворец, монументальному облику которого подчинены окружающие посадки. Непосредственно прилегающая ко дворцу часть парка имеет вид регулярного французского сада со стрижеными деревьями и кустарниками, газонами и дорожками четкой геометрической формы, партерными цветниками и лабиринтами. И повсюду – скульптуры. Ведущее место в композиции района занимает Тройная липовая аллея, задуманная Камероном. Она служила парадным подъездом ко дворцу. Липы первоначально подвергались стрижке, но позднее приняли вид свободно растущих деревьев. Аллея, словно зеленая парадная рама, обрамляет центральный портик дворца (http://fantazy.ru/).
Возле Тройной липовой аллеи располагаются Большие круги, с цветочными партерами и каменными террасами, созданные по проекту Бренна. Архитектор использовал расположение сада на возвышенном берегу реки Славянки для сооружения каменной Итальянской лестницы, украшенной скульптурами львов, в стиле итальянских вилл (http://fantazy.ru/).
Вблизи павильона «Вольер» находится живописный участок – пруд извилистой формы, берега, которого обсажены декоративными кустарниками и группами из многолетних цветов. Цветочный лабиринт, в котором разбит розарий, переходит в более высокий, выполненный из кустарников. Причудливая стрижка деревьев усиливает неизгладимое впечатление от красоты этого уголка (http://fantazy.ru/).
С южной стороны дворца, где помещались жилые покои владельцев Павловска, устроен Собственный садик. Он создан по проекту архитектора Камерона совместно с художником Франсуа Виолье в 1784 году. Планировка садика выполнена в регулярном стиле, характерном для камерных голландских садов с прямолинейностью и геометричностью французских. Собственный садик состоит из трех частей. Одна из них отдана декоративным кустарникам, посаженым по принципу сада непрерывного цветения, которое начинается с апреля и длится до осени, когда сад задачу украшения сада берут на себя разноцветная листва и плоды. Вторая часть отведена кенконсу из лип: Деревья высажены в шахматном порядке. А третья – это прекрасный цветочный партер, который разноцветным ковром раскинулся перед личными комнатами Павла и Марии Федоровны. Кроме редких цветов в садике росли южные пирамидальные тополя, каштаны, тутовые деревья, целый ряд редких кустарников и розы множества сортов, которые в большом количестве, как показывает рукописный архив, императрица заказывала для Павловска. Стены дворца со стороны садика были увиты девичьим виноградом и актинидией. Лианами были увиты и стенки трельяжа, некогда перекрывавшие аллеи садика (http://fantazy.ru/).
Придворцовый район органично перетекает в открытый ландшафт Долины реки Славянки. Благодаря богатству и разнообразию пейзажей она занимает особое положение среди остальных районов парка. Архитекторы умело использовали живописные холмы, наличие воды, открытые луговые пространства, живописное сочетание насаждений и парковых сооружений. В Долине реки Славянки заметно нарастающее значение архитектуры в пейзаже. На берегах Славянки сосредоточено наибольшее количество павильонов парка и других архитектурных сооружений – мостов, плотин, каскадов (http://fantazy.ru/).
Долина реки Славянки граничит с районом Большой звезды, расположенным в северной части парка. Планировку Большой звезды первоначально осуществил Камерон. Естественный лесной массив был расчленен дорогами-просеками, которые на плане выглядели как рисунок звезды. Радиусы дорог, словно лучи солнца, расходятся от площадки с Круглым залом в центре. По рукописным архивным материалам видно, что после завершения планировки Большой звезды идет непрерывная подсадка деревьев – в основном по проспектам, или, как еще их называли, просекам. Подсаживают исключительно лиственные деревья для придания большего разнообразия и смягчения сумрачности хвойного леса. Позднее в этом районе Гонзаго распланировал участок Долины прудов с великолепными пейзажами, с обрывистыми берегами прудов и живописнейшим островом Любви (http://fantazy.ru/).
Лесной
массив района эффектно контрастирует
с открытым ландшафтом Долины реки
Славянки. Сочетание различных по
характеру и эмоциональной
Район Старой Сильвии представляет собой естественный лесной хвойный массив, прорезанный сетью дорожек регулярной планировки: двенадцать прямых аллей отходят от центральной круглой площадки, украшенной бронзовыми статуями Аполлона Бельведерского в окружении муз. Формирование этого района парка состоялось, когда Бренна создал в парке парадные участки, которые должны соответствовать царской резиденции. Старая Сильвия расположена в непосредственной близости к Придворцовому району и предназначалась для прогулок хозяев и их гостей.
Изысканно оформлен переход от Старой к Новой Сильвии, следующему району парка. На границе двух районов на плотине, на которой заканчиваются Старосильвийские пруды, располагается Руинный каскад. В этом сооружении соединились модный в то время стиль подражания античной архитектуре и сентиментализму. Полуразрушенные скульптуры львов, вазы из туфа, соединенные березовыми перилами, гармонично вписываются в окружающий ландшафт (http://fantazy.ru/).
Новая Сильвия создавалась в начале XIX века по проекту Бренны. Она выполнена в регулярно-пейзажном стиле, представляет собой анфиладу зеленых залов, соединенных одной центральной и многочисленными боковыми коридорами-дорожками, то звездообразно расходящимися от площадок, то параллельно идущими вдоль центральной аллеи между стеной стриженого кустарника и свободно растущих деревьев на участках между дорожками (http://fantazy.ru/).
В гуще лесного
массива находится павильон «Мавзолей
супругу-благодетелю». Расположение этого
павильона в парковом ландшафте
может служить примером удачного
сочетания архитектуры с
В архитектурно-планировочном отношении Новая Сильвия служит переходом от регулярных парковых композиций к прилегающим естественным лесам и полям Белой березы. Расположенная в восточной части, самая обширная из всех районов, она занимает около половины площади всего парка ( Боговая И.О.,1988).
Основная планировка, осуществленная по проекту Камерона, повторяет тип планировки Большой звезды и Старой Сильвии: центральная круглая площадка, с расходящимися по радиусам дорогами. Отличие только в масштабах, в количестве радиальных дорог (здесь их семь) и в отсутствии на центральной площадке каких-либо построек. На круглой площадке газона – хоровод из берез. Именно они дали название району, хвойному по своему колориту (http://fantazy.ru/).
В начале XIX века за устройство ландшафтов Белой березы берется художник-декоратор Гонзаго. Он вырубает 70 % лесного массива, превращая вырубки в луга, а лес оставляет «островками» разного размера. При создании района Гонзаго использовал метод театральных декораций: располагал группы и массивы деревьев по отношению к той или иной видовой точке по принципу театральных кулис. Он компоновал пейзажи в натуре, намечал границы групп и куртин, клеймил деревья на сруб, давал точные указания о производстве работ. В одном из документов, относящихся к истории формирования района, сказано: «…лес, намеченный господином декоратором Гонзаго и предназначенный в плане при торге объявленном, весь срубить, выкоренить равно и пенья давно срубленных деревьев, крашенные же деревья синей краскою те оставить островцами». Одновременно с такими распоряжениями Гонзаго разрабатывал многочисленные проекты отдельных участков с точными указаниями, что и как надо делать. Так, на одном из проектов имеются следующие примечания, поясняющие чертеж: «R – все белые места, под сей литерой стоящие, назначаются к вырубке. Q – все островки, под сей литерой стоящие, назначаются оставить. L – под сей литерой значится лес, который не помечен и остается по-прежнему». По собственному выражению Гонзаго, он «...с помощью своих хирургических операций сделал очаровательное пребывание в Павловске более здоровым и более приятным» (http://fantazy.ru/).
Пейзажи Белой березы решены исключительно средствами зеленых насаждений. Там нет архитектурных сооружений, скульптур, водоемов, нет даже выраженного рельефа. Весь эффект от восприятия Белой березы создается ритмом чередования открытых и закрытых пространств. Разнообразие пейзажей достигается путем создания групп различной величины и умелым размещением их в пространстве (http://fantazy.ru/).
На границе Белой березы и Парадного поля расположен Розовый павильон. Вокруг него проложены садовые дорожки и разбит розарий. Императрица Мария Федоровна была знатоком и любителем роз, которые по ее велению привозились со всей Европы. В настоящее время на территории павильона существует коллекция различных сортов парковых роз из Франции, Германии и Прибалтики, которая насчитывает 260 кустов, отличающихся по фактуре и колерам (http://fantazy.ru/).
Последний по времени возникновения район Павловского парка – Парадное поле. Этот пейзажный район создавался по проекту Гонзаго на месте пустынного плаца. Он строится исключительно методом посадки. В первое десятилетие было намечено высадить около 60 000 различных деревьев и кустарников. Во второй половине XIX века производится посадка хвойных деревьев: пихты, лиственницы и в конце века – кедра. Широко применялась обсадка древесных групп сибирским дерном, побеги которого осенью краснеют и особенно эффектны на белом фоне зимнего пейзажа. Гонзаго искусно размещает группы деревьев различной конфигурации, состава пород и количества в группе и отдельно стоящих солитеров. По принципу композиции построения групп деревьев Парадное поле имеет сходство с Белой березой. Но в нем достигается наиболее богатый ассортимент древесных и кустарниковых пород, который может насчитывать 20 наименований. Благодаря этому пейзажи Парадного поля отличаются изысканностью силуэта, разнообразием окраски куртин в различные времена года, особенно весной и осенью; а в сочетании с луговыми просторами создается богатый многокрасочный пейзаж. Размеры Парадного поля таковы, что все эти изменения хорошо заметны (http://fantazy.ru/).