Разработка проекта приусадебного участка загородного дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Данная работа включает в себя теоретическую часть, в которой рассмотрено историческое развитие ландшафтного дизайна, его основные формы, методы и средства. Практическая часть - разработанный проект ландшафтного дизайна на приусадебном участке, масштабом 25x60.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Глава I. Ландшафтный дизайн. Возникновение и развитие…………………4
1.1Истоки ландшафтного дизайна……………………………………….…….4
1.2Формирование объектов ландшафтного дизайна в регулярном стиле…..8
1.3Формирование объектов ландшафтного дизайна в пейзажном стиле….16
Глава II. Характеристика основных средств ландшафтного дизайна……...24
2.1 Растительные группировки……………………………………………….24
2.2 Водные устройства и геопластика………………………………………..38
ГлаваIII. Проект ландшафтного дизайна приусадебного участка………….45
3.1 Составление плана садового участка…………………………………….45
3.2 Планировка дренажной системы……………………………………….…46
3.3 Составление проекта света………………………………………………..47
3.4 Посадка цветущих многолетников……………………………………….56
3.5 Растения для водоема………………………………………….…………..54
3.6 Посадка деревьев………………………………………………………….57
3.7 Прокладка дорожек……………………………………………………….59
Заключение……………………………………………………………………60
Список литературы………………………………………………………….61
Приложение…………………………………………………………………..63

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1.docx

— 970.16 Кб (Скачать файл)

Греческие объекты ландшафтной  архитектуры в целом были органично  вписаны в природную среду  и использовали все ее основные компоненты -рельеф и растительность. Римляне, в отличие от греков, противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения.

Дворцы в Древнем Риме благоустраивались на высоком уровне. Сады при виллах и дворцах имели различное назначение - от чисто хозяйственного до увеселительного. Состоятельные римляне стремились жить за пределами города, приобретали и строили загородные виллы. Несметные богатства, стекавшиеся в Рим из завоеванных стран вместе с рабами, позволили строить роскошные виллы и дворцы, окруженные декоративными и утилитарными садами. Многие римские аристократы имели по несколько вилл. Описание таких загородных вилл сделал известный римский историк I в. н. э. Плиний Младший. Его вилла в Лаурентинуме находилась в живописном месте на берегу моря, окруженная садами и сельскохозяйственными угодьями. [12]

Как показывает анализ литературных источников, римские виллы можно  разделить на два основных вида:   

-  виллы сельские, или  хозяйственные (виллы-рустика);

- виллы городские, или  увеселительные (виллы-урбана). Виллы городские устраивались на террасированных склонах,

Включали в свою планировочную  структуру фонтаны, беседки, скульптуру и др. Террасы соединялись с  помощью лестниц, однако, как и в Греции, лестницы не имели композиционного значения. Элементы сада размещались случайно. Довольно распространенными были также виллььфруктуарии, включавшие в качестве главного элемента фруктовые сады. Главный корпус римской виллы имел Н-образную форму, иногда состоял из ряда отдельных объектов, живописно размещенных на участке. Если вилла была расположена не на берегу моря, то перед ней разбивали богатый партер с цветником -ксиотос. Террасу окружали сквозной балюстрадой и украшали статуями. В композицию садов при виллах включали перголы, беседки, теневые навесы, аллеи, декоративную скульптуру и др. Сад, созданный с использованием регулярного приема планировки, подчеркивал основную композицию здания. Элементы природной среды, окружающие его, органично включались в общую планировочную структуру.

Аллеи, как правило, оформлялись  лаврами и платанами. Важным качеством прогулочного сада была связь с окружающим пейзажем. В садах Рима, потом и в Италии, мастерски использовалась геопластика. На склонах холмов формировались системы террас, соединенных лестницами и пандусами. Вода использовалась для устройств фонтанов, искусственных водопадов и каскадов. Такие сады на рельефе получили впоследствии название «итальянских».

В римских садах при  виллах были использованы разнообразные приемы формирования искусственной среды с использованием средств ландшафтного дизайна.

Античные приемы создания открытых пространств средствами ландшафтного дизайна оказали прямое и сильное воздействие не только на Европу, но и на другие регионы мира. В конце IV в. блестящая эпоха античности завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Следует отметить, что период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.) называется средними веками, или эпохой средневековья. В период средневековья появляются сады в замках с небольшими фонтанами. К сожалению, подлинные сады при средневековых замках не сохранились.

Заслуживают внимания наиболее известные дошедшие до наших дней шедевры арабского садово-паркового искусства, в частности сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре и Генералифе. Здесь были использованы лучшие традиции испано-мавританского сада, регулярность планировки с наличием композиционного центра, чаще всего бассейна, использование геопластики, растительности и воды, устройство видовых площадок, оформленных аркадами. Вода была основным мотивом мавританского сада. Она присутствует в виде каналов, бассейнов, источников, в движении и покое. Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлена декоративным мощением. Декоративное мощение - один из важных элементов испано-мавританского сада. В качестве декоративных покрытий использовалась цветная майолика. В композиционном решении широко использовались национальные традиции. Максимально простое оформление арабских садовых участков роднит их с лучшими образцами античного садово-паркового искусства.

В целом, «итальянские сады»  оказали большое влияние на формирование ландшафтных объектов Европы, в первую очередь Франции, в развитии классического стиля. Садово-парковый классический французский стиль развивался одновременно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XVII в., и ярким олицетворением этого стиля является двор-цово-парковый ансамбль Версаля (автор Ленотр). Он представляет собой единый грандиозный ансамбль, в котором природа преобразованная в парк, подчинена архитектуре. Доминантой парка является дворец, протяженность его фасада 500 м. Ансамбль развивается с востока на запад и поражает своим грандиозным масштабом. Особенно величественно выглядит перспектива главной оси с двумя зеркалами водных партеров на переднем плане и с уходящим к горизонту Большим каналом, над которым в вечернее время появляются лучи уходящего солнца.

Ленотр проявил профессиональную смелость и создал уникальный дворцово-парковый ансамбль на сложной, малопригодной для ландшафтного оформления, заболоченной территории. Первоначально был выполнен необходимый комплекс инженерных работ. Осушение местности осуществлялось с помощью создания системы каналов, резервуаров, для питания будущих водных устройств парка. Формировался искусственный рельеф - террасы с парапетами, лестницами и широкими ступенями.

Для создания парка было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции, а также у других стран. Однако, несмотря на соблюдение агротехники посадки растений, многие деревья стали погибать, и через 150 лет часть деревьев пришлось заменить. Из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан, тополь пирамидальный. Из хвойных - тис и ель, из плодовых - яблоня, груша, вишня. В основном, создавались аллейные посадки деревьев, в некоторых местах применялись перголы. Использовались также растения в кадках. Широкое распространение получили боскеты. Деревья в боскетах высаживались правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. Боскеты использовались как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, танцев, игр и тихого отдыха. Были созданы обширные открытые пространства вокруг дворца, подчеркивающие его главенство.

Именно Версаль стал символом так называемого «французского сада». Идея его создания - это противопоставление естественной природной среде. В нем все компоненты формирования пространства-рельеф, вода, растительность-проектируются заново, без учета естественной природной среды. Создается необычная искусственная среда с использованием стриженых деревьев, гладких зеркал бассейнов в изящных резных каменных рамах, причудливых цветников и с большим количеством экспрессивной скульптуры, малых архитектурных форм со сложными живописными формами.

Регулярный стиль садов  того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие времена. Уникальным ландшафтным объектом регулярного стиля, не имеющим аналогов, является Петродворец. Как писал А. Бенуа, «Петергоф часто сравнивают с Версалем, но это по недоразумению». Их объединяет только единый регулярный стиль планировки. Петродворец - уникальный комплекс водных устройств, где раскрыты все свойства воды как в статическом, так и динамическом состоянии. Здесь находится неповторимая, не имеющая равных в мире система фонтанов. Все они работают от естественного напора воды, подаваемой по каналам с расстояний до 22 км. Фонтаны имеют самое разнообразное архитектурно-художественное решение. Центр композиции Петродворца -величественный Большой каскад с фонтаном «Самсон». Он является своеобразным постаментом, на котором высится дворец. Петергоф создавался на основе лесного природного массива, существующие насаждения были максимально сохранены. В посадках использовались сосны, липы, вязы, ели, клены, пихты. Все они служили фоном для разнообразных водных устройств.

Каналы, бассейны, фонтаны, водопады и каскады в сочетании со скульптурой, рельефом, растительностью создают  необходимое разнообразие ландшафтных  приемов формирования микропространств и превращают Петродворец в уникальный объект, где художественный образ связан со всем великолепием свойств воды.

Изучение исторического  опыта создания ландшафтных объектов в регулярном стиле позволяет выявить целый ряд закономерностей их проектирования:

-  наличие главной композиционной  оси, ориентированной на доминанту,  и создание протяженных перспектив, формирование второстепенных осей;

-  выявление композиционного  центра, которым зачастую является здание, малая архитектурная форма и др. элементы;

-наличие композиционных  узлов при пересечении главных  и второстепенных аллей, включающих  малые архитектурные формы, водоемы, фонтаны, партеры;

-  строгость композиции  подчеркивается четкими пропорциями, симметрией членений, определенным ритмом размещения всех элементов, формирующих пространство;

-  преобладание линейных  посадок деревьев, стриженых кустарников, наличие боскетов, партеров разнообразной, но определенной геометрической конфигурации и др.;

-  учет особенностей  оптического восприятия пространств;

-  композиционная целостность  всех элементов, включая растительность, рельеф, водные устройства, малые архитектурные формы, выраженная в их стилевом единстве.

 

 

 

1.3. Формирование  объектов ландшафтного дизайна  в пейзажном стиле

Благоустройство приусадебных территорий в средневековом Китае  и Японии принципиально отличалось от европейских приемов организации ландшафтной среды. В его основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией. В отличие от регулярных приемов планировки, используемых в странах Запада, здесь развивались ландшафтные и пейзажные приемы. Природа рассматривалась как обитель богов. Особенно роскошными были императорские сады, многие из которых, к сожалению, не сохранились. Созданием приусадебных комплексов в Китае начали заниматься еще в XIII-XIV вв.

Даже люди средней обеспеченности имели усадьбы с небольшими садами. Они особенно были необходимы китайским женщинам, передвижение которых сковывала одежда и обувь. В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) - малые, устраиваемые при жилых домах. Однако для всех благоустраиваемых территорий характерен ряд общих черт. Неотъемлемой и почти обязательной частью сада и центром его композиции является водоем. Он занимал значительную часть территории (30-70%). Около водоема размещались дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро. Водоемы имели изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивало чередование живописных композиций при движении. Для их восприятия устраивались многочисленные-парковые сооружения: беседки, веранды, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах - «проникающих окон» - в обрамлении опор галерей, путем нейтрального решения или изоляции одной из сторон маршрута. Пейзажные композиции строились так, чтобы подчеркнуть красоту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняющихся видов. Характерные особенности в создании ландшафтных композиций - активное использование камней, обилие водных поверхностей, большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм, тщательный подбор декоративной растительности. Ассортимент растений достаточно разнообразен: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук, много красиво-цветущих камелий, рододендронов. Водоемы украшали лотосами, а их берега ирисами. В ландшафтных композициях особенно ценились пионы и хризантемы. Скульптурное оформление использовалось редко. В основном, это изображения птиц или животных - аиста, дракона, черепахи. Применялись естественные камни, которыми оформляли берега водоемов, устраивали горки и др. Китайские мастера максимально использовали окружающую природу и искусно копировали ее в своих ландшафтных композициях.

Китайское ландшафтное искусство  способствовало развитию пейзажного стилевого  направления в Европе (середина и  конец XVIII в.) и побудило к созданию так называемого англо-китайского сада. Оно же оказало большое влияние на развитие ландшафтного искусства Японии.

Несмотря на то что многие приемы ландшафтного искусства были заимствованы из Китая, по духу японское садово-парковое искусство отличается от китайского. Японское ландшафтное искусство основано на воспроизведении живой природы, в заранее обусловленном масштабе. Японцы отточили до филигранного мастерства искусство создания миниатюрных ландшафтов. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японское ландшафтное искусство формировалось в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее теплым влажным климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д.). По функциональному назначению сады Японии можно разделить на несколько типов: дворцовые, храмовые, сады чайной церемонии, сады у жилого дома. Как и в других феодальных странах, сады в Японии устраивали, прежде всего, при дворцах знати и при домах обеспеченных людей.

Японские мастера создали  несколько приемов формирования малого сада:

-  по характеру рельефа  (плоский и холмистый сады);

- по сложности композиционного  построения;

-  по основному ведущему  природному элементу (сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей  и т. д.).

Главное архитектурное сооружение «японского малого сада» - жилой дом, находящийся в центре сада. Он размещается  так, чтобы с любой точки открывались  виды на самые лучшие уголки. Часто  использовали эффект журчащей воды. При  этом лучшим вариантом был быстро текущий ручей, впадающий в озеро, напоминающее в плане спину черепахи. В центре картины находился водопад. Переходами через маленькие ручьи служили дорожки из плоских камней. Если воды не было, создавался сухой ручей, дно которого посыпали песком и оформляли так, будто он наполнен водой. Неотъемлемой частью сада являются малые архитектурные формы - мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Они выполнялись из естественного материала - дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугун или бронза), без лака и краски, чтобы передать текстуру материала, его естественный цвет. Особенно ценится налет времени - лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука.

Характерной чертой «японского малого сада» является символика. Художественная задача сада - показать природу, не тронутую человеком. Особого внимания заслуживает неповторимый в своем роде сад чайной церемонии. Он имел небольшие размеры, его неотъемлемая часть - дорожка, ведущая к чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные ее участки позволяли любоваться садом. Основное назначение сада - способствовать сосредоточенности и самоуглублению. Скрытый смысл церемонии - развитие тончайшей эмоциональной реакции на естественную красоту природы и произведения искусства. Примером такого сада может служить чайный сад во дворце Хиджи (1536-1598 г.).

Информация о работе Разработка проекта приусадебного участка загородного дома