Разработка проекта приусадебного участка загородного дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Данная работа включает в себя теоретическую часть, в которой рассмотрено историческое развитие ландшафтного дизайна, его основные формы, методы и средства. Практическая часть - разработанный проект ландшафтного дизайна на приусадебном участке, масштабом 25x60.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Глава I. Ландшафтный дизайн. Возникновение и развитие…………………4
1.1Истоки ландшафтного дизайна……………………………………….…….4
1.2Формирование объектов ландшафтного дизайна в регулярном стиле…..8
1.3Формирование объектов ландшафтного дизайна в пейзажном стиле….16
Глава II. Характеристика основных средств ландшафтного дизайна……...24
2.1 Растительные группировки……………………………………………….24
2.2 Водные устройства и геопластика………………………………………..38
ГлаваIII. Проект ландшафтного дизайна приусадебного участка………….45
3.1 Составление плана садового участка…………………………………….45
3.2 Планировка дренажной системы……………………………………….…46
3.3 Составление проекта света………………………………………………..47
3.4 Посадка цветущих многолетников……………………………………….56
3.5 Растения для водоема………………………………………….…………..54
3.6 Посадка деревьев………………………………………………………….57
3.7 Прокладка дорожек……………………………………………………….59
Заключение……………………………………………………………………60
Список литературы………………………………………………………….61
Приложение…………………………………………………………………..63

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1.docx

— 970.16 Кб (Скачать файл)

Наряду с типичными  для феодального средневековья  императорскими садами в Японии исключительно широко было развито искусство миниатюрных садиков при жилых домах. В XIX в. окончательно сформировался ансамбль традиционного жилого дома и сада как его неотъемлемой части. Порой такие садики сделаны были на площади в несколько квадратных метров. При этом они обладают необходимыми элементами сада - миниатюрным бассейном, «дикими» камнями, деревьями, дорожками, цветами.

Различают три типа таких  садиков:

«Ке» - предназначен для внутренних домашних нужд;

«Харе» - служит для разнообразных церемоний;

«Суки» - предназначен для эмоционального восприятия и несет только эстетическую функцию.

Часто в одном частном  саду создаются специальные зоны с перечисленным выше функциональным назначением.

Устройство садов на небольшой  территории отточило искусство выращивания карликовых деревьев - бонсай. С помощью специального режима поливки того или иного состава почвы японцы выращивали деревья и кустарники нужного размера и формы, с определенным характером листвы. Они органично включаются в небольшое микропространство с моделями японских хижин, дворцов, храмов, камнями, символизирующими скалы. Такими миниатюрами и сегодня можно украсить любой интерьер. [1]

В формировании «Японского сада» предпочтение отдается кра-сивоцветущим деревьям и кустарникам: вишне (сакура), персиковому дереву - за их красоту во время весеннего цветения, клену - за красочное великолепие пурпурной осенней листвы. Нередко поблизости от дома высаживали банановые деревья специально для того, чтобы во время дождя слушать музыку капель и дополнять зрительные впечатления слуховыми. Хризантема, слива, орхидея и бамбук по японским понятиям образуют «четверку благородных» растительного мира. Наряду с растениями, вода являлась основой жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад. Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится «острову черепахи» и «острову журавля» как символам рая. В «сухих садах» вода символически изображается галькой. В ландшафтном проектировании часто использовался мох, покрывающий камни и кустарники. В Японии поклонение камням превратилось в любовь к природе, что было причиной возникновения своеобразного направления в проектировании ланд-щафтных объектов. Образцом этого направления является храмовый сад Риоаяи  прямоугольный участок, покрытый крупнозернистым белым песком с лежащими на нем в особом порядке пятнадцатью камнями, символизирующими острова в океане. В других ландшафтных композициях камни-валуны сочетаются с вечнозелеными деревьями и водоемами.

Облик современных «японских  садов» претерпел значительные изменения, испытал влияние европейской технизации. И все же, несмотря на воздействие времени, в нем сохранились изначальные черты многовековой культуры, которые определяются следующими принципами формирования «японского малого сада»:

-  типологичность элементов;

- традиционность;

-  символизм;

- образная трактовка природы;

-  связь с живописью;

- канонизация композиционных  приемов в использовании основных  средств: камней, воды, растительности, сооружений.

Следует также отметить, что основой формирования многих ландшафтных композиций была буддистская  философия, проповедавшая равновесие между активными и пассивными силами природы. Влияние Японии на современный ландшафтный дизайн велико и неоспоримо[12].

Одним из самых известных  примеров использования японских традиций в европейском ландшафтном дизайне служит Сад Мира около дома ЮНЕСКО в Париже. Его автор - скульптор И. Ногуки.

Приемы формирования национального  «японского сада» широко используются современными японскими специалистами как в больших архитектурных комплексах, так и у отдельных зданий.

Некоторые из этих приемов  получили распространение и в  Европе еще на рубеже XVIII-XIX веков.

Утверждение новой общественно-экономической  формации - капитализма - повлекло изменения  и в проектировании ландшафтных объектов. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе и античной культуре оказали решающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте. Появилась тенденция отхода от формализма регулярных композиций и перехода к новым приемам формирования пространств с воспроизведением и передачей красоты естественного ландшафта. Существенное влияние на формирование ландшафтных объектов в пейзажном стиле оказали, безусловно, китайские и японские сады. Объекты ландшафтного дизайна пейзажного стилевого направления на протяжении своего более чем двухсотлетнего развития претерпевали изменения в соответствии с эстетическими установками и идеалами своего времени, Первоначально в них сохранялись регулярные черты и одновременно формировались новые приемы обработки природных компонентов: появляются холмы, вместо фонтанов и водных партеров - ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов, боскеты заменяются рощами и древесными группами, партеры -лужайками. Разрабатывались специальные сценарные маршруты, обеспечивающие смену картин и впечатлений[2].

Планировочные приемы формирования ландшафтных объектов в пейзажном стиле продолжали совершенствоваться. Появилось большое разнообразие этих объектов как в Европе, так и в Америке.

В XIX веке на территории Украины были созданы уникальные парки пейзажного стиля: Александрия (Белая Церковь), Со-фиевка (Умань), Алупкинский парк (Алупка), Тростянецкий парк (Тростянец). Выдающимся памятником садово-паркового искусства на Украине середины XIX в. является Тростянецкий парк, начало строительства которого относится к 1834 г. Этот парк создан на плоской степной местности и представляет собой замечательный образец творческого преобразования ландшафта, когда в условиях степи формируется живописный парк с большим количеством искусственно созданных холмов, глубоких ущелий, долин, озер и прудов. Среди растительности парка, кроме дуба обыкновенного и ив, все остальные виды - интродуценты. Ассортимент древесных пород - сосна, береза, защитные посадки, различные виды дуба, липы, ореха, туи, можжевельника, кащтан конский и др. [12]

Наряду с Тростянецким парком уникальным является и денд-ропарк Софиевка, занимающий площадь 127 га. Парк был разбит на месте существующей дикой балки с рекой Каменкой, характеризующейся ярко выраженным рельефом и живописными пейзажами, которые были положены в основу композиции. В парке нет и не было дворца. Композиционная ось определилась руслом реки Каменки. С помощью искусственных дамб было создано 4 водоема, которые обеспечивают водой фонтаны и водопады. Берега реки, водные устройства и архитектурные сооружения декорированы глыбами гранита, которые добыты здесь же во время строительства водной системы. Именно этот прием определил неповторимый художественный образ парка, выраженный в разнообразных композициях, построенных на сочетании воды и камней.

Проведенный ретроспективный  анализ формирования объектов ландшафтного дизайна в пейзажном стиле позволяет выделить следующие закономерности их формирования:

-  построение пространств  с учетом условий местности,  включение ее природных достоинств в проектируемую ландшафтную среду, подражание природе для выявления художественного образа ландшафтного объекта;

-  соблюдение масштаба  планировочных частей и соразмерности их внутренних пространственных элементов;

-  отрицание симметрии  и прямых аллей, наличие свободно  извивающихся дорожек, живописной  формы водоемов и разнообразных холмов плавных очертаний;

-  широкое использование  ассортимента растений с интроду-цированными экзотами, применение разнообразного цветочного оформления, включающего почвопокровные растения;

-  наличие пейзажных  картин, формирование прогулочных  маршрутов с пейзажным разнообразием  видов и др.. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Характеристика основных средств ландшафтного

дизайна

2.1. Растительные  группировки

     В формировании  ландшафтных объектов используется защитная и пространственно-организующая функция зеленых насаждений. Растительные группировки являются основным компонентом в пространственном моделировании с использованием средств ландшафтного дизайна. Растительность подразделяется на три вида: деревья, кустарники, травянистые растения. Деревья имеют крону, штамб, корневую систему. Кустарники и травянистые растения имеют надземную и подземную части. Деревья в зависимости от высоты подразделяются на три группы: первой, второй и третьей величины. Подобную градацию имеют кустарники и травянистые. Из деревьев, кустарников и травянистых создаются самые разнообразные группировки.

Растительные группировки  подбираются с учетом биологических свойств растений, их архитектурно-художественных характеристик. [12]

Прежде всего при подборе растений учитываются климатический район, почвенные условия, отношение к влажности воздуха, инсоляции, быстрота роста. Следует также уделять внимание биологической совместимости растений. Общая тенденция смешения различных видов должна быть направлена на создание биоустойчивых растительных сообществ, когда соседствующие растения не оказывают губительного воздействия друг на друга, а способствуют росту и декоративности видов, расположенных вблизи. Биофизическое взаимовлияние отражено в требовательности растений к свету, теплу, пище, влаге. Биохимическое взаимовлияние возникает в результате воздействия веществ, выделяемых органами растений. Так, например, лиственные выделения бородавчатой березы отрицательно сказываются на фотосинтезе сосны обыкновенной и жимолости татарской, но положительны для дуба черешчатого.

Также необходимо учитывать  микропочвенные условия. Так, на сухих почвах сосна успешно конкурирует с березой, а на влажных первенствует береза, так как сосна меньше, чем береза, требовательна к влаге. Кроме того, вредное влияние березы на сосну прекращаемся, если расстояние между ними увеличивается до 5-6 м.

В создании группировок следует  учитывать скорость роста и долговечность. В связи с этим быстрорастущие виды нельзя высаживать рядом с медленнорастущими и светолюбивыми, нельзя светолюбивые кустарники сажать под пологом плотно-кровных деревьев.

Следует учитывать и возрастные особенности деревьев и кустарников. Так, красная бузина угнетает дуб в молодом возрасте, но впоследствии, когда дуб обгонит бузину, способствует его росту. Росту лиственницы способствует туя западная и ясень зеленый. Корни вяза повреждают корни дуба. Корни сосны и дуба при встрече меняют направления и расходятся. В молодом возрасте дуб угнетается кустарниками: дерном белым, жимолостью татарской и красной бузиной. Выделения корней красной бузины опасны для сосны.

Рекомендуются следующие  посадки деревьев по биологической совместимости:

С березой бородавчатой - клен остролистный (на богатых почвах), липа мелколистная и рябина обыкновенная (на оподзоленных почвах), сосна обыкновенная (на карбонатных). Расстояние между видами в среднем 4-7 м. [9]

С вязом обыкновенным - клен остролистный, липа мелколистная и лиственница сибирская. Расстояние между ними и вязами от 4 до 6 м.

С дубом черешчатым - клен остролистный, рябина обыкновенная, липа мелколистная, лиственница сибирская и береза бородавчатая. Расстояние между ними - в пределах 4-8 м, в зависимости от грунтов. 

С елью обыкновенной - клен остролистный, лица мелколистная и крупнолистная, рябина обыкновенная. Расстояние между видами - в пределах 4-6 м.

С кленом остролистным - липа, лиственница сибирская, дуб черешчатый, береза, ель колючая и обыкновенная, сосна обыкновенная, рябина, вяз и многие кустарники. Расстояние между деревьями 4-6 м.

С липой мелколистной уживается  большинство видов деревьев и кустарников.

С лиственницей сибирской - липа, клены, сосны, березы и ели.

С рябиной хорошо уживается  большинство пород как деревьев, так и кустарников, но нельзя сажать рябину вблизи (менее 4 м) от густокронных деревьев: она перестает со временем цвести. [12]

С сосной обыкновенной - липа мелколистная, клен остролистный, ель обыкновенная на расстоянии 4-7 м, дуб черешчатый и красный - на расстоянии 6-9 м. Особое внимание при формировании ландшафтных композиций необходимо уделить отношению древесно-кустарниковых насаждений к инсоляции, а также учитывать быстроту роста. С учетом анализа карты инсоляции на хорошо освещенных участках любой территории следует проектировать светолюбивые породы (береза, дуб, клен ясенелистный, ясень, тополь, сосна обыкновенная, ольха черная и др.)На затененных участках необходимо размещать теневыносливые растения (каштан конский и татарский, ель, липа, платан, боярышник, жимолость, калина и др.).

Для достижения быстрого декоративного  эффекта следует проектировать  преимущественно быстрорастущие зеленые  насаждения: береза, вяз, клен ясенелистный и татарский, ива плакучая, ясень зеленый, ель колючая, сосна обыкновенная, акация белая, бирючина, боярышник, бузина, чубушник, жимолость, лох, смородина золотистая и др. Для оформления геопластики рельефа следует проектировать на таких участках растения с развитой корневой системой, образующие большое количество отростков. К числу таких растений относятся: клен полевой, татарский, акация желтая, лещина обыкновенная, кизильник, боярышник, лох узколистный, гледичия и др. [5]

Информация о работе Разработка проекта приусадебного участка загородного дома