Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:15, реферат
Архитектура и изобразительное искусство представляют собой значительный вклад богатого наследия нашего белорусского народа, являются частью его достояния. Поэтому изучение изобразительного искусства и архитектуры актуально в наше время. Изучение культуры XIV-XVII веков способствует приобщению сегодняшнего человека к вечным историческим ценностям своего народа, формированию его самосознания на фундаменте общечеловеческих моральных ценностей и принципов.
Время безмолвно. И только душа человека способна вдохнуть жизнь в нашу историю и культуру. Поэтому каждый гражданин нашей страны должен своими делами и поступками восстанавливать связь времен, возвращать в современную жизнь имена тех, кто когда-то прославил белорусский народ.
Введение……………………………………………………………………………...3
Развитие архитектуры и изобразительного искусства XIV – первой половины XVI вв……………………………………....…………………..…………………….4
Развитие архитектуры и изобразительного искусства конец XVI – первой половины XVII вв…………………………...……………………………………….....8
Заключение…………………………………………………………………….……14
Список используемых источников……………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………......
ВВЕДЕНИЕ
Познание родного края, его истории вопроса, его культуры содействует позитивному отношению к национальному наследию, приобщает нас, молодежь, к жизни современного общества. Помогает создать положительные внутренние эмоции, на базе которых формируются новые ценности и идеалы. У каждого народа большого или маленького есть своя история, культура, и ее надо знать, ибо мы являемся частью этой истории, ее продолжателями и создателями.
Архитектура и изобразительное искусство представляют собой значительный вклад богатого наследия нашего белорусского народа, являются частью его достояния. Поэтому изучение изобразительного искусства и архитектуры актуально в наше время. Изучение культуры XIV-XVII веков способствует приобщению сегодняшнего человека к вечным историческим ценностям своего народа, формированию его самосознания на фундаменте общечеловеческих моральных ценностей и принципов.
Время безмолвно. И только душа человека способна вдохнуть жизнь в нашу историю и культуру. Поэтому каждый гражданин нашей страны должен своими делами и поступками восстанавливать связь времен, возвращать в современную жизнь имена тех, кто когда-то прославил белорусский народ.
Архитектура и изобразительное искусство XIV – середины XVII веков является ценным памятником культуры белорусского народа. Поэтому изучение ее формирует национальное самосознание, поддерживает творческий огонь, который передается от поколения к поколению.
XIV – первой половины XVI вв.
С XIV века на белорусских землях появляется новый тип монументального сооружения – замок, соединяющий в себе жилые и оборонительные функции.
Один из первых замков Беларуси – замок в Лиде, построенный в годы, когда натиск крестоносцев на Великое княжество Литовское (ВКЛ) достиг наибольшей силы. Чтобы закрыть немецким рыцарям доступ в глубь страны, великий князь Гедимин в 1323 г. приказал заложить в Лиде каменный замок, строительство которого велось около пяти лет.
Противостоять
натиску крестоносцев тогда могли
только те оборонные сооружения, в
конструкции которых
Другую группу памятников оборонительной архитектуры XIV – XV вв. представляют замки на естественных возвышенностях, строительство которых планомерно велось на протяжении нескольких столетий. К ней относится замок в Новогрудке, руины нескольких башен которого сохранились до наших дней. Когда-то он представлял собою целый комплекс оборонительных сооружений, который прошел сложный путь развития от одиночного «каменного столпа» до многобашенного замка, окруженного рвом и валом. К сожалению, замок разрушился. С 1956 г. Новогрудок и его замок стали объектом внимания археологов, открывших немало интересных страниц истории древнего города.
В первой половине XVI века в замковой архитектуре происходят существенные изменения, связанные с ростом городов и усовершенствованием осадной техники.
Расположение оборонительных сооружений в центрах городов мешало их дальнейшему развитию, поэтому замки стали возводить на городских окраинах, у внешней линии укреплений, а замки в центрах городов превращались в дворцовые резиденции великого князя или магнатов. В небольших городах и местечках, принадлежавших магнатам, где невозможно было создать многоступенчатую систему обороны, замки также постепенно преобразовывались в дворцовые резиденции, но одновременно сохраняли характерные оборонительные приспособления. Яркий пример такого замкового комплекса – замок в Мире (Кареличский район, Гродненская область).
Строительство Мирского замка велось в три этапа. Его начало относится к первому десятилетию XVI в., когда были возведены стены и башни замка, а в юго-западном углу двора построено одноэтажное кирпичное жилое помещение. Второй этап датируется 20 – 30-ми гг. XVI в., когда к южной и восточной стенам пристроили одноэтажный дворцовый корпус с обширным подвалом. Во второй половине XVI – первой половине XVII в. (третий этап) дворцовый корпус надстроили до трех этажей. Внешними стенами дворца стали северная и восточная стены замка. В них замуровали бойницы среднего боя, а на уровне второго и третьего этажей сделали большие оконные проемы.
Родоначальником нового типа бастионных укреплений в Беларуси – новоитальянской системы – стал радзивилловский замок в Несвиже (Минская область), считавшийся одним из самых мощных и совершенных сооружений подобного типа.
Наряду с замковым зодчеством ярко выраженный оборонительный характер имеют также произведения культовой архитектуры конца XV – начала XVI в.: Михайловская церковь в д. Сынковичи (Зельвенский район, Гродненская область; конец XV – начало XVI в.) и церковь Рождества Богоматери в д. Мурованка (Щучинский район, Гродненская область; 1516 – 1542 гг.).
В них наиболее полно и выразительно воплотилась свойственная белорусской церковной архитектуре XV в. инкастелляция (перестройка храмов в своеобразные замки). Их стены высокие и толстые, а объемно-пространственная структура проста и компактна: они представляют собой цельный массив, завершенный высокой двухскатной крышей, равной по высоте стенам. Подземелья были превращены в склады военной амуниции и продуктов, а углы фланкированы массивными башнями с бойницами, винтовыми лестницами, ведущими на боевую галерею чердака. Бойницы располагались также вдоль стен у сводов храмов, а изнутри под ними были сделаны особые деревянные настилы для перемещения защитников во время боя. В завершении западного фронтона Михайловской церкви находится также специальный трехгранный «фонарик» – выступ с бойницей, который выполнял роль наблюдательного пункта. А в церкви Рождества Богоматери еще в начале XIX в. существовала герса – решетка-дверь, которая опускалась сверху на цепях через специальный проем. Являясь символом веры, церкви в Сынковичах и Мурованке становились воплощением крепости веры в прямом и переносном смысле
Один из интереснейших
элементов архитектуры
Усиление
влияния западноевропейского
В таких условиях многие польские феодалы видели выход в объединении своего королевства с Великим княжеством Литовским. Тем более, что это обеспечило бы полякам спокойствие и на границах с ВКЛ. Переговоры польских послов с Ягайлой завершились в августе 1385 г. подписанием в Кревском замке унии Великого княжества Литовского и Польского королевства.
По акту Кревской унии Ягайло должен был принять католичество и обязывался распространять его на своих землях. Что и было сделано: в 1386 г. он крестился в Кракове по католическому обряду, женился на Ядвиге и был коронован под именем Владислава II. В течение нескольких лет в католическую веру окрестили языческое население ВКЛ, а представители шляхты, при условии ее принятия, по приказу Ягайлы получали дополнительные вольности и права.
С этого времени на белорусских землях стали строить католические костелы и монастыри, в формах которых, как правило, стремились придерживаться отличительных черт художественного стиля Западной Европы – готики.
Один из самых прославленных готических памятников Беларуси – Троицкий костёл в д. Ишкольдь (Барановичский район, Брестская область), который был построен около 1472 г. по инициативе шляхтича Николая Немировича и практически полностью сохранил свой первоначальный вид до наших дней.
Интерьеры белорусских костелов декорированы деревянной многоцветовой скульптурой и резьбой, которая была неотъемлемой частью алтарей. Одно из замечательных произведений белорусской позднеготической скульптуры – «Архангел Михаил» из п. Шерешево (Брестская область; 1470 – 1480 гг.).
Уникальный памятник белорусской католической живописи первой четверти XVI в. – алтарная картина «Поклонение волхвов» из д. Дрисвяты (Браславский район, Витебская область). В ней хорошо заметны отличия католической алтарной картины от православной иконописи. Западно-европейские художники были более свободными в изображении христианских сюжетов, нередко перенося события библейской истории в современную им действительность, а образам святых придавая облик реальных людей. Стремясь к естественности, они широко использовали прямую и объемную перспективы, светотеневую моделировку. В этом же направлении развивалась и алтарная живопись Беларуси.
Конец XV – начало XVI в. были временем создания первоклассных образцов белорусской православной иконописи, в которых традиции византийской и древнерусской культуры очень органично соединялись с отдельными чертами западноевропейского искусства, как, например, в иконах «Богоматерь Одигитрия» со Слутчины (Минская область; конец XV – начало XVI в.) и «Богоматерь Одигитрия Смоленская» из д. Дубенец (Столинский район, Брестская область; XVI в.).
Связь с византийским и древнерусским искусством особенно заметна в иконографии. Тип Богоматери-Одигитрии (греч. Одигитрия – «указывающая путь») был одним из ведущих в православном искусстве. Его каноническим традициям соответствуют также сдержанная цветовая гамма и подчеркнуто граничная манера письма с резкими белильными штришками на ликах и словно вычерченными складками одежд. Прием украшения нимбов над головами Богоматери и младенца Христа лепным растительным орнаментом (техника которого была широко распространена в итальянском и испанском искусстве XIV – XVI вв.) говорит о несомненном европейском влиянии.
Особое историческое развитие белорусских земель, располагающихся на стыке православного Востока и католического Запада, делало подобное взаимодействие культур на белорусской почве не только возможным, но и неизбежным.
Постепенно
белорусские иконописцы переходят
от византийско-древнерусской
Наряду с иконописью влияние западноевропейского искусства хорошо заметно в скульптурной пластике, которая была неотъемлемой частью иконостасов православных храмов. Прекрасный пример ранней белорусской церковной резьбы – царские врата из д. Ворониловичи (Пружанский район, Брестская область.).
Врата имеют полуциркульное завершение, форма которого повторяется в четырех нижних клеймах с рельефными изображениями евангелистов. В полукружии двух верхних клейм согласно канону мастер разместил сцену «Благовещения». Старательно проработанный архитектурный и пейзажный фон, умелое расположение персонажей в пространстве, анатомически верная передача их фигур, подчеркнутых складками одежд, естественность поз и движений, индивидуальность характеров и конкретность лиц – все это черты европейского ренессансного искусства, влияние которого распространилось на Беларуси в конце XV – XVI в., принеся с собой новое гуманистическое представление о мире и человеке, которое нашло глубокое отражение и своеобразное развитие во всех сферах культуры.