Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:15, реферат
Архитектура и изобразительное искусство представляют собой значительный вклад богатого наследия нашего белорусского народа, являются частью его достояния. Поэтому изучение изобразительного искусства и архитектуры актуально в наше время. Изучение культуры XIV-XVII веков способствует приобщению сегодняшнего человека к вечным историческим ценностям своего народа, формированию его самосознания на фундаменте общечеловеческих моральных ценностей и принципов.
Время безмолвно. И только душа человека способна вдохнуть жизнь в нашу историю и культуру. Поэтому каждый гражданин нашей страны должен своими делами и поступками восстанавливать связь времен, возвращать в современную жизнь имена тех, кто когда-то прославил белорусский народ.
Введение……………………………………………………………………………...3
Развитие архитектуры и изобразительного искусства XIV – первой половины XVI вв……………………………………....…………………..…………………….4
Развитие архитектуры и изобразительного искусства конец XVI – первой половины XVII вв…………………………...……………………………………….....8
Заключение…………………………………………………………………….……14
Список используемых источников……………………
Особая функциональная направленность портрета обусловила выработку ряда стилистических черт, которые оставались практически неизменными на протяжении многих десятилетий: фигуры изображаются в рост (значительно реже покалено или погрудно), в парадном одеянии с атрибутами власти, на фоне драпировки и (или) элементов архитектуры. Изображение дополнялось длинной надписью, сообщавшей имя, титул, награды и должности портретируемого, а также некоторые биографические данные. Зачастую в правом или левом углу портрета можно было увидеть и герб заказчика. Такой тип портрета получил название «сарматский портрет». Внутри него обычно выделяется несколько видов: рыцарский портрет, портрет ученого, женский портрет и др. Наиболее распространенным и популярным среди них был рыцарский – портрет национального и социального героя, личности, концентрирующей в себе основные черты гражданского идеала того времени – рыцаря-защитника родины
Именно к данному виду относится «Портрет Юрия I Радзивилла» первой половины XVII в. работы неизвестного художника (коллекция НХМ РБ).
Если в художественной манере исполнения «Портрета Юрия I Радзивилла» ощущается значительное влияние западноевропейской (прежде всего немецкой) живописи, то «Портрет Криштофа Веселовского» 1636 г. (коллекция НХМ РБ) принадлежит кисти местного, вероятно, гродненского художника
Декоративность цветового решения, статичность фигуры, словно распластанной на плоскости холста, отсутствие перспективного сокращения в изображении мраморных плит пола сближают этот портрет с иконописными произведениями XVII в. Вместе с тем художник тонко почувствовал сущность характера Криштофа Веселовского и акцентировал ее в портретном образе, создав изображение активной личности, готовой ради общего блага подняться над личными симпатиями и амбициями.
Сарматская идеология и традиции барочного искусства оказали значительное влияние на развитие белорусской мемориальной пластики, памятники которой отвечали стремлению представителей аристократии сохранить свой облик для следующих поколений, утвердить престиж рода и почтить память умерших предков. Характер надгробных памятников XVI – XVII вв. определяют скульптурные надгробия, культ и культуру которых на белорусские земли принесли итальянские мастера, работавшие в Речи Посполитой.
Один из лучших образцов мемориальной пластики Беларуси начала XVII в. – надгробие Николая VIII Криштофа Радзивилла Сиротки, находящееся в несвижском костеле Божьего Тела. Оно создано после 1616 г. и решено в виде рельефной плиты, на которой в обрамлении архитектурного портика, в молитвенной позе и одежде пилигрима изображен умерший. Подобное одеяние не случайно: известно, что в 1583 – 1584 гг. Николай Криштоф осуществил паломничество на Ближний Восток, которое описал в своем дневнике, где также просил похоронить себя «без помпы, в одежде пилигрима». Таким и показал его скульптор. Сиротка был участником многих военных походов, поэтому рядом с его фигурой мы видим атрибуты воина: шлем с закрытым забралом, латы, краги, перчатки, шпоры, меч, знамена, изображенные очень точно, как и характерное, волевое лицо с высоким лбом и крепко сжатыми губами.
Принципиально иное композиционное решение имели ярусные надгробия с лежащими фигурами, выполненными почти в полный объем, которые изображали несколько членов семьи.
Частью такого надгробия, к сожалению, не сохранившегося до наших дней, были скульптуры Павла Сапеги и его жeн Регины Халецкой и Елизаветы Весселини, созданные в 20-е гг. XVII в. (коллекция МДБК). Сапега изображен в рыцарском одеянии, он слегка повернут к женам, держащим в руках молитвенники. Плавные линии замкнутых контуров подчеркивают величественность фигур, а спокойные, лишенные всяких эмоций лица придают скульптурам особое вневременное состояние.
В первой половине XVII в. на Беларуси было
создано много архитектурно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца XVI в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж.М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире, Несвиже и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны.
В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. А уже с конца XVI – начала XVII вв. под влиянием ренессансных идей портрет становится самостоятельным жанром в изобразительном искусстве Беларуси. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов.
Таким образом, XIV – середина XVII вв. – это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, которая включалась в европейский культурно-исторический процесс, пользовалась лучшими находками материальной и духовной культуры соседних народов и сама внесла существенный вклад в этот сложный и многосторонний процесс.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ