Шпоргалки по метрологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 01:08, шпаргалка

Описание работы

В мире наукопроизв-ва ни сек. не может сущ без многих млрд. измерений. Отношение больших измеряемых величин к малым в некоторых случаях достигает порядка около 1030. В нек. случаях само измерение весьма затруднено. В связи с этим и требованием большой точности резко возрастает сложность измерений и затрачив. на это больш. Финанс. средства, около 15% общ. труда. Поэтому зародилась наука, как сист. знаний метрология.

Файлы: 1 файл

Шпоры Основы метрологии.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

                                                обеспеч                системы          гос метролог                  метрологич

                                               единства               из п. 5,1            служба                                службы

 

5,3 Нормативно-правовые основы обеспечения единства измерений.  См рис 6

  Рис 6

Конституционная норма по вопросам метрологии

 

Законы РФ «Об обеспечении единства измерений»и «о стандатизации»

 

Постановление правительства РФ по отд-м вопросам, направлениям метрологической деятельности

 

Нормативные док-ты госстанд, Госстроя России:

                                                             -ГОСТ

-РД (руковод-е док-ты)

        -МИ (методич инструкции)

                                                             -ПР (правила)

          -ПМГ (правила межгосуд-е)

 

Рекомендации госуд-х научных метрологич-х центров, госстанд , Госстроя России

 

 

 

5,3,1 Нормативные базы обеспечения единства измерений.

Значимость и ответственность измерен. и измерит информация обуславлив необх установления в законодательном порядке комплекса правовых и нормативных актов и положений. Констит-ая норма устан-ет, что в федеральном ведении наход-ся стандарты, эталоны,метричес-е сис и исчисления времени, законодат-я метролигя.

5,3,2 Законы «Об обеспечении единства измерений»и «о стандартизации».

Закон об единстве измерений дает ряд осн-х понятий в метрологии. Итак, это единства измерений, т.е. это сост-е измерен при кот их рез-ты выражены в узаконен-х единицах величин и погрешн измерений не выходят за установлен границы задан вероятностью. Также даны понятия как средства измерений, эталон единицы величины, метрологические службы, контроль и надзор, проверка и калибровка СИ, сертификат об утвертд-и средств измер, аккредитация на право поверки средств измер, лицензия на изготовление, ремонт, прокат, продажа СИ, сертификат о калибровке. Всем этим занимается комитет РФ метрологии, стандартизации и серитифакции. Калибровка- определение МХ. Закон «о стандартизации» установл правовые основы стандар-и обязательные в РФ путем разработки и примен-я норм-х док-ов по стандар-ии. Стандартизация- деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в опред-ой облсти посредством установ-я положений для всеобщего и многократного исполь-я в отношении реально существующих или потенциальных задач.

5,3,3 Постановления правительства РФ по отд-м вопросам, направлениям метролог-ой деятельности.

Текущая метрологич деятельность регламентир-ся постановлениями правительства РФ:

-об организ по станд-и. обеспечению единства измерений, сертиф-ии продукции и услуг.

-положение о порядке созд-я и правила польз-я федер-м фондом госстанд-в о российских классиф-ов, технико-эконом информации, м-ународ регин-ых станд-ов, правил, норм и рекоменд по стандар-и, нау-х станд-ов зарубежных стран.

-положение о порядке опубликования гос-х стандартов и общерос-х классиф-ов, технико-экономич информации.

-положение о гос-х научных метрологических центрах.

-порядок утверждения положений о метрологич-х службах федеральных органов, исполнит-ой власти  и юр лиц.

-порядок аккредитации метрологич-х служб, юр лиц на право проверки СИ

-положение о МО обороны в РФ

-постановление об утверждении положения о госкомитете РФ по стандартизации и метрологии 07.05.99г №498.

5,3,4 Нормативные документы Госстандарта России.

Для реализации полож-й законов подпунктов 5,3,2 и 5,3,3 принимаем подзаконные акты- нормативные док-ты:

1) Стандарт- нормативный док-т стандартизации ГОСТ Р, национальный стандарт.

Госстандарт (ГОСТ), региональный стан-т, м/ународ-й стан-т, отраслевой стан-т, станд-т научно-технич., инж, станд-т предприятия. Всегда произв-ся гармонизация станд-ов.

2) Техническое условие на продукцию (ТУ), процесс или услугу. Утвержд-ся м/у предприятиями: разработчиком и заказчиком.

3) Правила- полож, порядки метода выполнения работ по станд-ии, метрологии, сертификации, аккредитации.

4) Рекомендации- межгосударственные

5) Методические инструкции (МИ)- руководящие док-ты.

6) Регламент- док-т, содержащий обязательные правовые нормы, принятый органом. Сюда м/б включены технические требования стандарт-и, ТУ, кодекс установившейся практики (правила).

 

 

 

5,4 Метрологические службы (МС), предприятия, учреждения яв-ся юр лицами. В соотв с з-ном «Об обеспечение единства измерений» на предприятии для метрологич-го обеспечения м/б принята МС во главе с представителем администрации, обладающий соотв знаниями и полномочиями. По статье 13 созд-ие МС для нектороых обязательно. МС юр лиц- самостоятельное структ-ое подразделение, в состав могут входить калибровочные и поверочные лаборатории, а также подразделение по ремонту средств измерения. МС д/б аккредитована органами Госстандарта в соотв с ПР 50.2.013-97, где регламентир порядок аккредит МС юр лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведение метрологической экспертизы док-тов. При аккредит и проверке подлежит наличие условий, обеспечив техническую компетентность МС в реализации возложн на нее ф-ий в области обеспечения единства измерений. Условия аккредитации предполагает наличие:

а)оборудование необх для проведения работы в области аккредитации.

б)нормативных док-тов ГСИ (госуд сис изм)и др норм док-тов в области аккредитации.

в)достаточного по кол-ву и квалификации в области аккредитации персонала.

г)помещение для проведения метрологических работ.

Аккредитация пров-ся на срок не превышающий 5 лет. Регистрацию аккредит-х МС (юр лиц) осущ-ет ВНИИ МС.      

 

 

 

6. Понятие станд-ии.

Станд-ию по определению пео/МЭК- установл и примен правилс целью упорядочения деят-и в опред-ой области использу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюден услов эксплуатации, исп-я и требования безопасности.

МЭК- зак электротех частью

ИСО- м/ународные

Стандартизация- плановая деят-ь по установлению обязат-х правил, норм и требований в условиях обеспеченя:

а)безопасности продукции, работ и услуг для окруж среды, жизни, здоровья и им-ва людей

б)технической информационной совместимости, а также взаимозамен-ти продукции

в)кач-во продукции, работ и услуг в соотв с уровнем развития науки, техники и технологии

г)единство измерений, правовые идр основы, кот регламентированы законом «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93 за №4871-1

д)экономия всех видов ресурсов

е)безопасн хоз объектов с учетом риска возникн прир и техногенных катастроф и др чрезвычайных ситуаций

ж)обороноспособности и мобилизац готовности страны

результатом работы по станд-ии яв-ся принятие стандарта- нормативный док-т станд-ии.

 

 

7. Исторические основы развития и роль стан-ии.

Станд-ия примен с ранних периодов общества, устанавливая правила и нормы общ жизни. Промыш-ая станд-ия вызв развитием массового пр-ва. Рост произв-ти, развитие техники и ее применение обусловили необходимость уменьш-я разности изделий, необходимость изгот-я деталей взаимозам-х др др , специализация оборуд-я и упрощения произв-х процессов. Все это заставило развернуть работу по станд-ии в развитых странах. В дореволюц. России станд-я примен в слабой степени. На современном этапе разв науки и техники миров производства значит возр требования в области станд-ии. В этих условиях роль стад-ии как важного звена в сист управл тех уровнем и кач-вом продукции и услуг на всех этапах научных разработок, проектирования, произ-ва, эксплуат и утилизации им первостепен значен. Станд-ия изучает вопросы разработки и примен-я таких правил и норм кот отражают деятельность технико-экон-х законов, играют больш роль в развитии промыш произ-ва (стоительства), вносит вклад в рост общ богатства, сп-т улучшению исп-я основных фондов, прир-х богатств.

 

 

 

 

 

8. Правовые основы станд-ии в РФ.

8,1 Осн законодат-ые акты.

Основополаг док-ом в России по станд-ии яв-ся закон «О станд-ии»  от 10.06.93 за №5154-1. Закон яв-ся облад-м для всех и уст-т единые правовые основы- это осн полож, пр-пы, понятия, порядок орг-ии работ в ст-и, опред-т меры гос защиты, интересов потребителей и гос-ва посредством разработки с примен норм-х док-тов по тснад-ии.

Изд-ся законодат-ые и др акты:

                    1  «Законы по обеспеч единства измерений»  

                    2 «О сертификации продукции и услуг»

                    3 «О защите прав потребителей»

                    4    Указы президента и норм-ые акты правит-ва РФ

                    5  Постановления правит-ва РФ от 12.02.94г за №100 «Об орг-ии работ по станд-ии, обеспечен единства измерений, сертификации продукции и услуг»

                    6 Распоряжения прав-ва от 20.02.95г за №255-Р «О программе демонополизации сферах станд-ии, метрологии и сертификации»

                    7 Законодат-ын акты по станд-ии, например на решение отд-х соц-о- эк-х задач

                       Приказы гос ст РФ

В основополагающий закон «О станд-ии» вошли след статьи:

1)Понятие станд-ии

2)Законодательство РФ о станд-ии

3)М/ународные договора

4)Организация работ по станд-ии

5)М/ународое сотрудничество в обл станд-ии

6)Норм док-т по станд-ии и требования к ним

7)Госстандарт

8)Общероссий классификаторы тех/эк иформации

9)Отраслевые ст

10)Стандарт предприятий

11)Научно-тех, инженер, общ и др общ объедин

12)Прим норм док-тов по станд-ии

13)Информация о норм-х док-х по станд-ии, их издание и реализация

14)Госконтроль и надзор

15)Органы госнадзора и контроля

16)Гос инспектора, их права и ответствен

17)Уголов, администр или гражд-правовая отв-ть

18)Финансир раб по госконтролю и надзору

19)Стимулиров прим-я госстандартов

 

8,2 Гос сис станд-ии (ГСС).

Основополаг станд-ы. В соотв с закон-ом о станд-ии в РФ действует ГСС для усиления роли станд-ии. ГСС представляет собой комплекс взаимосвязанных правил и полож, определяющих цели и задачи станд, стр-ру органов и служб станд-ии, их права и обязан-и, организ-ю или методику работ (правоведение) по стан во всех отраслях хоз-ва РФ, порядок разраб-ки, оформления, согласования, утвержд, издания, внедрен стандартов и др ном-о-технич документации, также контроль за их внедрением и соблюдением. ГСС опр организ-е, методич-е и практич основы станд-ии во всех звеньяххоз-ва РФ. Все это изложено в к-се «ГСС» утв-о 01.04.94г и включ док-ты: ГОСТ-Р 1,0-92 «ГСС РФ Осн полож»

                                    ГОСТ-Р 1,2-92 «ГСС РФ Порядок разраб госстандартов»

                                    ГОСТ-Р 1,4-93 «ГСС РФ Ст-ы отраслей, предпритий научно-тех, инж общ-в и др общ-х объедин. Общие полож»

                                     ГОСТ-Р 1,5-92 «ГСС РФ. Общие требования к построен, изложен, офомлен и содержанию стан-в»

                                      ПР 50,1001-93 «Правила согласов и утвержд-я тех условий»

ГСС обеспеч и поддерж в норм сост-и единый технич язык.

Унифицир-е ряды важнейших технич харак-к продукции. Система стр-ых норм и правил, типоразмерные ряды и типовые размеры констр-й для общего машиностр-я и строительства система классиф-ии технико-эконом информации. Достоверные справочные данные с св-ах материалов и веществ гос управл станд-ии в РФ осущ комитет РФ по стан-ии, метрология и сертификация (Госстандарт России). Работы по станд-ии в обл строительства организ Госстрой России.

 

 

9. М/ународная организация по стандартизации (ИСО).

Цель ИСО- содействие развит-ю станд-ии в миров масштабе для облегчения м/ународн товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в обл интел-ой, научной, технич и экономич деятельности. При разработке отечеств-х стандартов учитыв рекомендации ИСО. Выполняемая работа ИСО:

1)Приним меры по обеспечению координации и унификации науч-х стандартов. Разрабатыв рекомендации для комитетов членов.

2)Разраб стандарты ИСО. Если их одобрили 75% комитетов-членов, участвующих в голосовании.

3)По возможности способств и облегчает разработку новых стандартов, содержащих общие правила.

4)Организ обмен информацией о работе комитетов- членов и технич комитетов.

5)Сотруднич с др заинтересов м/ународными организациями в смежных вопросах.

6)Определ наиболее актуальные стратегические направления.

Органами ИСО яв-ся генеральная ассамблея, совет, комитеты совета, исполнительное бюро, центральный секретариат, технич комитеты, оргкомитеты, рабочие группы.

Официальные лица ИСО- президент, вице-президент, казначей, ген секретарь.

Организ-ю в ИСО входят руководящие и рабочие органы (см рис 7). Совету ИСО подчин 7 комитетов:

-СТАКО-комитет по изучению научных принциповстанд-ии

-ПЛАКО-техническое бюро

-КАСКО-комитет по оценке соответствия

-ИНФКО-комитет по научно-технич информации

-ДЕВКО-комитет по оказанию помощи развив-ся странам

Информация о работе Шпоргалки по метрологии