Шпоргалки по метрологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 01:08, шпаргалка

Описание работы

В мире наукопроизв-ва ни сек. не может сущ без многих млрд. измерений. Отношение больших измеряемых величин к малым в некоторых случаях достигает порядка около 1030. В нек. случаях само измерение весьма затруднено. В связи с этим и требованием большой точности резко возрастает сложность измерений и затрачив. на это больш. Финанс. средства, около 15% общ. труда. Поэтому зародилась наука, как сист. знаний метрология.

Файлы: 1 файл

Шпоры Основы метрологии.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

-КОПОЛКО-комитет по защите интересов потребителя

-РЕМКО-комитет по станд-м образцам

 

 

10. Научная база стандартизации.

Российские организации по станд-ии. Для подготовки проектов станд и их успешного внедрения необх-мы не только широкое обощен практич опыта, но и проведение спец теоретических, экспериментальных и опытно-конструкторских работ. При этом рук-во осущ Госстандарт России (комитетом) или Госстроем РФ. Осщ-ся непосред-но или ч/з широкую сеть НИИ, КБ-конструкторское бюро и опытно-эксп-е базы НИИ, межобластные и областные уентры ЦСМ (центр стан метр) и ряд др . Поэтому сама структура в России в обл станд-ии яв-ся научной базой станд-ии. см рис 8

ВНИИС-всеросс-й научно-исслед инст-т стан

ВНИНМАШ-ВНИИ станд-ии и сертиф-ии в машиностроении

ВНИИКИ-ВНИИ классиф-и, терминологии и информации по станд-ии и кач-ву

ВНИЦСМВ-ВНИИ центра станд информации и сертиф сырья, материалов и веществ

ВНИИМС-ВНИИ метрологической службы

Параллельно сущ в строительстве научные базы, структура организ по станд-ии.           см рис 9

Научная база в строительстве опирается на НИИ  такие, как:

-ВНИИ стран

-ВНИИ проектасбестцемент

-НИИ стройкерамика

-ВНИИ кровля

-ЦНИИРП жилище

-НИИРП жилище

-НИИ госгражданстроя

-ЦНИИ проектстальконструкция

-ЦНИИЭП сельстрой

-ВНИИ по гидротехнике

-ТЭП (институт теплопроект)

-ЦНИИС (по транспорту, строительству)

-ГИПРОтрансмост

-МЕТРОгипротранс

-МОРНИИ проект

-ЦНИИ МПС (министерство путей сообщения)

-аэропорт

-ЦКРКБ по лифтам

-гипростроймаш

-ЦНИИОМТП механизации технической помощи

-ВНИПИ труда

 

 

 

11. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации.

Унификация- один из методов станд-ии. Униф-я- приведение объектов одинак функц-о назначения к единообразию (к оптимальной констр-т) по установлен признаку и рацион сокращ числа этих объектов на основе данных об их эффективной применяемости.

Таким образом, при унификации уставлив ___________ необходимые, но достаточное число типов, видов, типоразмеров изделий, сборочн единиц и деталей, обладающих высок показат кач-ва и полной взаимозаменяемостью. Наряду с классиф по группам базой унификации яв-ся станд-я с ее системой предпочтительных чисел, кот позвол установить оптимальное значение размеров станд-ии объектов, а также разраб компл Госстандарта на основные нормы, обеспечив взаимозаменяемость унифиц деталей и узлов. На  рис 10 –последовательность по унификации объектов, деталей.

Эффективн работ по унификации хар-ся уровнем унификации. Под уровнем унификации и станд-ии изделий поним насыщенность их соотв-о унифициров и стандарт составными частями (деталями, узлами, механизмами, объектами). Наиболее часто для расчета этого уровня использ-ся коэф применяемости и повторяемости:

-показатель уровня станд-ии и унификации по числу типоразмеров определ по фрмуле

                     (11,1)

n-общее число типоразмеров

n0-число оригинальных типоразмеров

-показатель уровня станд-ии и унифи-ии по составн частям изделия определ по формуле

                      (11,2)

N-общее число составн частей изделия

N0-число оригин составн частей изделия

-показатель уровня станд-ии и униф-ии по стоимостному выражению определ по формуле

                    (11,3)

С-стоимость общего числа сост частей изделия

С0-стоимость числа оригин частей изделия

-коэф повторяемости сост частей изделия

                           (11,4)

-средняя повторяемость состав частей изделий

                                (11,5)

 

 

12. Гос контроль и надзор за соблюден требований Госстандарта в РФ.

 

В системе управления кач-вом- контроль и надзор за внедрен и соблюд стандартов (ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТО, ИСО) метрологич-го обеспечения и кач-ва продукции. Осущ-ся Госстандартом России (госстроем) его различными органами, НИИ, лабораториями и др.

Объектами госнадзора яв-ся:

а)нормативные док-ты по станд-ии техническая документация.

б)продукция, процессы, услуги

в)иные объекты в соотв с действ законодательством о госнадзоре

Органы госнадзора взаимодейств с органами управления, обществ орган потребителей, страховыми обществами, правоохранительными органами. Организ-ия надзора информир органы управления и обществен о кач-ве продукции. Задание по проведению госнадзора за внедрением и соблюд стандартов включ годовые планы. В планах фигурир предприятия по выпуску продукции, поставщики сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также проектные, констр-е и научно-исследов-е организации. Госнадзор ха внедрением и соблюдением стандартов произв-ся поэтапно:

1)проверка наличия информации об утверждении стандарта

2)проверка выполнения планаорганиз-о-технич-их мероприятий по внедрению стандарта на сырье, оборуд-е, оснастку, документацию

3)проверка обеспечения выпуска продукции по новому стандарту. Здесь проверяется соотв-ие стандарта конструк-ий и технической док-ии для производства продукции, программы и методика контрольн испыт продкуции, измерительная техника.

По результатам проверки 1-3 и кач-ву продукции составл акт. В случае нарушения требований выпуск продукции приостанавливается, отгрузка запрещ-ся. Некач-ые средства измерений и меры изымаются. За несоблюдение и несвоевременное внедрен стандартов руководители предприятий штрафуются и несут уголовную ответственность в сферах торговли. По произв продукции назначен предусм и административная ответственновсть. Таким образом, стандарты имеют силу закона. Службы станд-ии могут требовать от рук-ва проверяем подразделения устранение недостатков, обнаруженных в ходе проверки, представлен планов конкр мероприятий и сроков их выполнении, направлять на рассм-е рук-ва предприятия, объединения материалы проверки и разраб на их основе планы мероприятий, а также ставить вопрос о наказании виновных.

 

13. Понятие сертиф-ии и история ее развития.

Термин «сертиф-ия» (в переводе с латин)- сделано верно. По руководству №2 ИСО/МЭК 2 сертиф-я –процедура, посредством кот 3-я сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соотв заданным требованиям, конкретному стандарту или др нормативному док-ту.

Сертификат соответствия- док-т изданный в соотв с правилами сист сертифик, указывающий, что обеспеч необходим уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соотв конкретному стандарту или др норматив-му док-ту. Также вместо сертификата соотв-я можно применять знак соответствия.

Ведущие рыночные державы начали развив процессы сертиф в 20-30гг прошлого века. Так в 1920г немецкий институт стандартов DIN учредил знак соответствия станд-ии DIN , а немецкая электро-технич ассоциация  VDE. В Великобритании, как и в Германии сертиф охватыв многие отрасли промышленности  и видов товаров. Наиболее крупн из них –это система сертиф со знаком «бумажный змей» института стандартов. Во Франции в 1938г Декретом была создана национальная система сертиф знака NF. После 2-ой Мировой войны началось практич-ое функционирование в странах Зап Европы большого числа наци-х сист сретификации. Это привело к разным оценкам однородной продукции и технич-у препятствию в торговле внутри и между странами. В 1989г Совет ЕС принял документ «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям». В отличие от стран Зап Европы в США отсут единые правила сертф-ии или единый нац-й орган по сертификации. Действ сотни систем: с одной стороны наличие разных систем тормозит развитие эконом , с др стороны сама глобализация ведет к неразрешимым мирным спорам и противоречиям. Страны Вост Европы развив нац систему сертиф-ии имея плановую экономику. В рамках СЭВ работв по интеграции в вопросах сертиф-ии начались в конце 70-х гг были разработаны основ принципы, методические материалы,но рук-во КПСС в 80-е гг взяло курс на рыночную экономику капитализма и началась интеграция в мировое сообщ-во. Таким образом, в нач 90-х гг в России сформиров нормативная и технич-ая база для создания рыночн нац системы сертиф-ии. А в 1992г был введен новый закон РФ по сертиф-ии.

14. Сертиф-ия. Ее роль в повышение кач-ва продукции и развитие на м/ународном региональном и национальном кровне.

 

В наст время в учебниках пишут, что сертиф-я играет роль наиболее эф-ых форм обеспечен кач-ва продукции или услуг, а также их конкурентности на внутр и внеш рынках. Различ формы сертиф обеспеч:

-гарантию кач-ва продукции, услуги, путем предотвращ попадания на рынок  продукции не соотв требов норм-х док-тов.

-доверие к кач-ву экспортир продукции

-предотвращ импор продукции не отвеч требованиям норм-х док-тов

-замещение импорт продукции высококачеств отечественной

-защита изготовителя от конкуренции с поставщиками не сертифицир продукции

-рашир рекламных возможностей поставщика

-стабильное кач-во конечной продкуции при условии примен сертиф косплеектующих изделий и материалов.

Особая роль сертиф сложн сис соотв в обеспечении ТБ. Сертиф рассм как средство не только облегчающее производителю выход на рынки др стран, но и сущ-но повыш-е его эффективности производства, поэтому рассм вопросы сертиф продукции в рамках м/ународных, региональных и нацин-х сис сертиф-ии. Особое место занимает сертиф-я сис кач-ва поставщика продукции, исполнителя услуги на соотв требов-ям стандартов ИСО серии =9000 или др стандартов, устанавлив требов-я кач-ва, например QS-9000. TL-9000. Такая сертиф-я особенно важна при выходе предприятия на м/ународные рынки, при участии в м/ународных тендерах и др проектах. Учитывая это обстоятельство правительство РФ приняло постановление от 02.02.98г  №113 «О некоторых мерах, направления на совершенствование систем обеспеч кач-ва продукции и услуг». Оно в частности предусматривает поддержку субъектов хоз-ой деятельности, внедряющих сис кач-ва на основе м/ународных стандартов.

 

15. Цели, задачи и объекты сертификации (обязательные и добровольные).

 

Цели и задачи сертиф-ии. проводятся с целью достижения конкурентосп-ти, завоевание потреб на внутр и внеш рынках, а значит и получение сверхприбыли. Для завоевания потребителя ставятся задачи проведения сертификации:

-содействие потребителям в компетентн выборе продукции, услуги

-защита потребителя от недобросовестного изготовителя, продавца, исполнителя

-контроль безопасн продукции, услуги, работы для окруж среды, жизни, здоровью и имуществу

-подтвержд показат кач-ва продукции, услуги, работы, заявленных исполнителем, изготовителем

Далее ставится задача установления порядка проведения рыночных отношений.

Объекты сертиф-и. Сертиф-я соотв проводится в обязательной и добровольной областях, т.е. законодат-о регулир-ой и нерегулир областях. Обязат сертиф распр-ся на продукцию и услуги связанные с обеспечн безоп ОС, жизни, здоровья и имущества.Объекты обязательной сертиф-ии:

а)на продукцию- товары машиностр-о компл товары электротехнич, электронной и приборостроит промыш, приборы медтехники, товары с/х производства и пищевой промыш, легкой промыш, сырьевых отраслей и деревообр-и, средства индив защ органов дыхания, тары, изделия пиротехники, ветеринарн биологич препараты.

б)на услуги-бытовые, пассаж транспорт, связи туристич-е и экскурсионные, торговли, общественного питания

Объекты п 1 и 2 определ Госстандартом РФ и Госстроем.

Добровольной сертиф-ии подлежит продукция, на кот отсут обязательные для выполн требования по безопасн. Она направлена только на борьбу за потребителем. Объекты добровольной сертиф-ии:

-на продукцию произво-технического назначения и соц-но технич.

-на услуги материальные и нематериальные

-на системы кач-ва предприятий по стандартам ИСО 9001-9003 четко регламент-х кач-во продукции.

-на системы управления по стандартам ИСО 14001

-на персонал в области неразрушающего контроля, оценке мат-х ценностей, сертиф и др.

 

 

 

16. Термины и определения в области сертификации.

 

Аккредитация-процедура посредством кот авторит орган официально признает правомощн лица или органа выполн конкр работы.

Знак соответствия (в области сертификации)-защищен в установленном порядке знак, примен или выданный в соотв с правилами сертификации, указывающий, что данная продукция (процесс, услуга) соотв конкр стандарту или др нормативному документу.

Основополагающий стандарт-стандарт, имеющий широкую область распр-я или содерж общие положения для определен области.

Сертификат соответствия-документ, изданный в соотв с правилами сис сертиф ,указыв что обеспечив необх уверенность в том, что данная продукция (процесс или услуга) соотв конкр стандарту или др норм-му док-ту.

Сертификация-процедура, посредством кот 3 сторона дает письменную гарантию, что продукция (процесс или услуга) соотв задан требованиям.

Система аккредитации или сертификации-система располаг собств правилами процедуры и управления для осущ-я аккредитации или сертификации.

3-я сторона-лицо или орган, признаваемое независ от участв-их сторон в рассм-ом вопросе.

Информация о работе Шпоргалки по метрологии