Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:52, доклад
Ар.В этот период, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, экономическое положение упрочилось, и перед архитектурой открылись широкие возможности. Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и поселки.
Разрабатывался и распространялся стиль советской архитектуры. Его питали разные традиции — ряд мастеров хранили старые традиции, другие занимались новаторством. Члены обоих этих групп могли придерживаться двух основных тенденций — рационализм и конструктивизм.
Советская архитектура в 1920-х годах.
Ар.В этот период, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, экономическое положение упрочилось, и перед архитектурой открылись широкие возможности. Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и поселки.
Разрабатывался и
(слайд) Рационализм(слайд) —
авангардистский метод (стиль, направление)
в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале1930-х годах. Характеризуется лаконичностью
форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие
от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому воспр
Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920— первой половине 1930 годов.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.
Главой рационалистов был Николай Ладовский. Это направление архитектуры сосредотачивалось на проблеме художественного образа. Искания основывались на широком применении новейших строительных материалов и конструкций. Архитекторы этого направления придавали большое значение учёту объективных закономерностей композиционного построения архитектурной формы. Они считали, что нельзя забывать об объективных закономерностях формообразования, а также о психофизиологических особенностях восприятия человека.
Школа конструктивизма сформировалась чуть позже. Архитекторы-конструктивисты подчеркивали важность учёта функционально конструктивной основы строительства, кроме того — боролись против «реставраторских» тенденций в отношении прежних архитектурных традиций, а также против «левого формализма», как часто назывались поиски некоторых современников. Конструктивизм как самостоятельное явление впервые проявил себя в начале 1923 года.
В результате общих устремлений
рационалистов и
В последующие годы творческие поиски в советской архитектуре определялись «преодолением полемической прямолинейности теоретических позиций и практики конструктивистов и рационалистов». Происходил синтез обоих направлений. С его использованием возводились жилые комплексы, которые во второй половине двадцатых годов получили активное развитие. Массовое строительство жилья рабочих (3-5 этажные секционные дома), а также типовое проектирование жилищ «трудящихся в условиях социалистического общества» вызывало различные теоретические споры. Индивидуальный дом с сенями и русской печью считался отвечающим задачам построения общества, с другой стороны — возводились и громадные дома-коммуны. Много строится рабочих и сельских клубов, изб-читален, народных домов. Постепенно складывается новый тип общественного здания. (слайд) Константин Мельников в этом смысле был важным мастером. По его проекту в Москве было построено 5 клубов: имени Русакова,имени Горького, имени Фрунзе, «Каучук» и «Буревестник». Он рассматривал рабочие клубы как тип здания, который своим обликом должен отражать новые формы жизни и труда, то есть в нём должны сливаться функциональные и пространственные задачи.
(слайд) Дом-коммуна- Это
здание, возведённое в 1929-1930 годах по проекту
архитектора И.С.Николаева, входит в число
основных чудес русского конструктивизма
1930-х годов.
Здание включает два самостоятельных
объёма: вытянутую на 200 метров восьмиэтажную
"пластину" с 1000 двухместных, аскетически
обставленных жилых комнат - "спальных
кабин" площадью 6 кв.м. на
два человека, трёхэтажный корпус для
дневного пребывания с вестибюлем, столовой,
залами для занятий и связывающий их санитарный
корпус с душевыми кабинами и раздевалкой.
По ночам в комнаты должен был подаваться
озонированный воздух, днем же вход был
запрещен.
На протяжении всего ХХ века Дом-коммуна
служил временным домом поколениям студентов.
С 1950-х годов он был общежитием студентов
Института стали и сплавов, центром собраний
интеллектуалов и художников, волею судьбы
заброшенных на факультеты строительства
металлургии. В 1990-х годах дом дал приют
художникам-авангардистам. В 1996 году здание
было признано аварийным.
(слайд) Братья Веснины возвели Днепровскую гидроэлектростанцию(слайд) — лучший образец промышленного строительства 1920- начала 1930-х годов.
(слайд) Новаторские тенденции в архитектуре 1920-х были такими сильными, что влияли на мастеров, которые прежде ориентировались на старые традиции. Таков, например, Мавзолей Ленина работы Щусева (слайд)
СК.(слайд) Видный скульптор этого периода — Иван Шадр. Самое яркое его произведения — «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год» (1927)и Юноша со звездой . (слайд)Вера Мухина формируется как мастер тоже в 20-е. В этот период она создает проект памятника «Освобожденный труд» (1920, не сохранился), «Крестьянка» (1927).
В своем понимании формы она учитывает традиции и опыт импрессионизма. (слайд) Александр Матвеев характеризуется классической ясностью в понимании конструктивной основы пластики, гармоничностью скульптурных масс и соотношения объёмов в пространстве знаменитый «Октябрь» (1927), где в композицию включены 3 обнаженные мужские фигуры — сочетание классических традиций и идеала «человека эпохи Революции» (атрибуты — серп, молот, буденовка) .
Жив.Этот период для живописи был бурным и продуктивным. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими платформами и манифестами. Искусство находилось в поиске и было многообразным. Главными группировками были АХРР, ОСТ, а также «4 искусства».
(слайд) АХРР
Ассоциация художников революционной
России была основана в 1922 году. Её ядро
составляли бывшие передвижники, манера
которых оказала большое
4 искусства и ОМХ
(слайд) Общество «Четыре
искусства» было основано художниками,
входившими ранее в Мир искусства и Голубую розу, которые бережно относились
к культуре и языку живописи. Самые видные
члены объединения: Павел Кузнецов, Петров-Водкин, Сарья
В Общество московских художников вошли
бывшие члены объединений «Московские живописцы», «Маковец» и «Бытие», а также члены «Бубнового
валета». Самые активные художники: Петр Кончаловский, Илья Машков, Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Осмеркин, Серг
Творчество двух этих групп
являлось симптомом того, что сознание
мастеров старшего поколения пыталось
перестроиться под новые
Советская культура в 30-е годы.
(слайд) Зда́ние Центросоюза (
Первоначально — административное здание Всесоюзного общества кооператоров . Здание относится к числу наиболее интересных архитектурных раритетов не только Москвы, но и мира, являя собой образец европейского модернизма конца 20-х годов XX века, созданный знаменитым архитектором
(слайд) «Дом на на́бережной» (официальное
наименование — «Дом прави́тельства»;
другие названия — Первый Дом Советов,
или Дом ЦИК и СНК СССР) — комплекс сооружений
на Берсе́невской набережной Москва-реки на Боло
Жилой комплекс ЦИК-СНК СССР занимает площадь в три гектара. Стоит на острове, и связан с «материком» Большим Каменным и Малым Каменным мостами. 25 подъездов выходят на две улицы — Серафимовича (бывшая Всехсвятская) и Берсеневская набережная
Стилевые тенденции
(слайд) Жолтовский же в эти годы возглавляет традиционалистическое направление, опираясь на свой дореволюционный опыт архитектора-неоклассициста. В 1934 г. он строит жилой дом на Моховой, прилагая к современному по планировке и конструкциям зданию — большой ордер, который не имеет конструктивного смысла. Вообще, в 1930-е годы колоннада становится излюбленным декоративным приемом, подчас в ущерб внутренней конструкции и удобствам.
(слайд)Ощущается тяготение к возрождению старых стилевых особенностей. Это заметно и в национальных школах, в частности — это проявилось при строительстве павильонов будущего ВДНХ.
(слайд) Московский
К концу десятилетия
Продолжает работать Иван Шадр, своими произведениями, наравне с мухинскими, определяя характер и направленность всей советской монументальной скульптуры. (слайд) Его главная работа этого периода — статуя Горького для площади Белорусского вокзалаМосквы (1938) — он успел создать только небольшую модель, скульптура после его смерти была завершена бригадой во главе с Мухиной (В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова, архитектор З. М. Розенфельд). (Ныне демонтирован).
(слайд) Николай Томский — представитель нового поколения скульпторов, начинающий работать в этот период. Среди самых известных его работ тех лет — памятник Кирову в Ленинграде (1935—1938), строгий, простой и лаконичный[21].
Советские скульпторы продолжают вносить вклад в фарфор, фаянс и другие материалы с большими декоративными возможностями .
Помимо монументально-
Живопись (слайд) Дейнека, который также в это время вносит большой вклад в монументальную живопись, работает по-другому. Его мозаики станции «Маяковская» (1938) созданы с использованием современного стиля: острота ритма, динамика локальных красочных пятен, энергия ракурсов, условность изображения фигур и предметов. Темы в основном спортивные
Советская станковая живопись также испытывает упомянутую выше тягу к монументальным значительным формам и образам. Живопись становится все более широкой по сюжету и менее этюдной по манере. «В станковую картину проникает героическая обобщенность»