Советская архитектура в 1920-х годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:52, доклад

Описание работы

Ар.В этот период, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, экономическое положение упрочилось, и перед архитектурой открылись широкие возможности. Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и поселки.
Разрабатывался и распространялся стиль советской архитектуры. Его питали разные традиции — ряд мастеров хранили старые традиции, другие занимались новаторством. Члены обоих этих групп могли придерживаться двух основных тенденций — рационализм и конструктивизм.

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Есть мемориалы, расчитанные на музей как на главный элемент композиционного решения — Пискаревское кладбище , В 1956 году на площади свыше 26 гектаров началось строительство мемориального комплекса по проекту архитекторовА. В. Васильева и Е. А. Левинсона. Мемориал был открыт 9 мая1960 года, в пятнадцатую годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Вечный огонь был зажжён от огня на Марсовом поле.

В центре архитектурно-скульптурного  ансамбля находится шестиметровая  бронзовая скульптура «Мать-Родина» — траурная стела с горельефами, воссоздающими эпизоды жизни и борьбы сражающегося Ленинграда. Авторы ансамбля — архитекторы А. В. Васильев, Е. А. Левинсон, скульпторы В. В. Исаева и Р. К. Таурит («Мать-Родина» и рельефы на боковых стенах), М. А. Вайнман, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин, М. М. Харламова (горельефы на центральной стеле).

(слайд) Пространство природы здесь сочетается с архитектурными и скульптурными объёмами — вехами. Памятник в деревне Пирчупис (1960, Гедиминас Иокубонис — создан по тому же принципу. Советские искусствоведы расценивали этот вал сооружения памятников-мемориалов как новый современный этап ленинского плана мемориальной пропаганды

В скульптуре 1960-70-х годов мастера  станковой скульптуры играли важную роль. Для их нового поколения, как  и для живописцев, главной задачей  было освободиться от образных штампов  и стереотипов, парадно-помпезного иллюстрирования. Темой стала жизнь  в драматических коллизиях. Развитие новых мировоззренческих тенденций  сопровождалось новыми поисками выразительного языка.

(слайд) Это поколение представляет Татьяна Соколова, которая утверждает объемно-пространственную специфику скульптуру. Она изучает наследие старших мастеров, в частности, А. Т. Матвеева. Особая атмосфера романтичности создается умением разглядеть великое в малом, повседневном. В 1970-е Соколова, как и другие скульпторы того времени, начинает работать в самых разных материалах; также она использует самые разнообразные решения. Она расширяет представления о возможностях скуьлптуры. Такова её композиция из кованой меди «Материнство» (1970),

(слайд) Дмитрий Шаховской ваял с тем же настроением. Его «Камчатские рыбаки» (1959) отмечены обобщенно монументальной программой «сурового стиля».

Вообще, скульпторов, которые выступили  в конце 1950-начале 1960-х годах, в  течение всей их жизни характеризовало  «настойчивое стремление формулировать  в образах искусства глубокие духовно-эстетические ценности, соответствующие  богатой духовной жизни современного человека»

Арх.При типовой индустриальной застройке возрастает роль крупных общественных сооружений с индивидуальным лицом, которые придают районам своеобразие. Выявить и сформировать приципы советской архитектуры помогли конкурсы на новый проект Дворца Советов (1958 и 1959 гг.). Хотя проекты не получили осуществления, в конкурсе приняли участие ведущие архитекторы.

Тогда была построена гостиница «Юность» (Москва, 1961, арх. Юрий Арндт, Т. Ф. Баушева, В. К. Буровин, Т. В. Владимирова; инженеры Нина Дыховичная, Б. М. Зархи, И. Ю. Мищенко). Она сделана с использованием крупных панелей, тех же, которые применялись в жилищном строительстве. (слайд) Облик здания простой, формы геометрически четкие. К тому же году относится кинотеатр «Россия» («Пушкинский») с его выдвинутым козырьком. Здание было возведено в 1961 году по проекту группы архитекторов во главе с Юрием Шевердяевым. Кинотеатр открылся премьерой фильма Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» и очень скоро стал центральной киноплощадкой СССР. Многие годы здесь проходили главные события Московского Международного кинофестиваля. В 1997 году правительство Москвы передало кинотеатр в долгосрочную аренду кинопрокатчику «Каро Фильм», он был реконструирован и переименован в кинотеатр «Пушкинский» Государственный Кремлёвский дворец (1959—1961) — пример лучших общественных сооружений этого времени (арх. Михаил Посохин). Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960 — 80-х годах его стены принимали делегатов XXII—XXVII съездов КПСС. Помимо различных социально-политических форумов, Государственный Кремлёвский дворец используется и как сцена для проведения концертов и театральных постановок. Некоторое время он находился в распоряжении Академического Большого театра. В настоящее время на его территории находится театр «Кремлёвский балет». Каждую зиму в его стенах проводится главная Новогодняя ёлка страны. Государственный Кремлёвский дворец, построенный в 1960-х годах XX века, как и 14-й корпус Кремля является выявленным объектом культурного наследия в Московском Кремле и не внесён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В нем решена проблема сочетания  современного сооружения с историческими  архитектурными ансамблями. Дворец пионеров в Москве(1959-63) представляет собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединенных между собой пространственной композицией. Элементы расположены свободно, с многообразными формами декоративных украшений . учреждение дополнительного образования детей (до 18 лет) с большим количеством детских творческих объединений, студий, художественных коллективов, объединений (кружков и секций) технического, научно-технического творчества, экологического образования, спортивных секций, объединений военно-патриотической, туристско-краеведческой направленности,информационных технологий. Расположен на правом высоком берегу Москвы-рекив районе Воробьёвы горы. Является центральным Дворцом Детского Творчества вРоссии.

(слайд) Останкинская телебашня (1967) доказывает рост технических возможностей в эту эпоху. По типовым проектам начали строиться станции метрополитена, которые дифферинцируются благодаря разлисным отделочным материалам . Останкинская телебашня — телевизионная и радиовещательнаябашня, расположенная в Москве. Высота — 540 м, пятое в мире по высоте свободно стоящее сооружение после небоскрёба Бурдж-Халифа(Дубай), Небесного дерева Токио (Токио), телебашни Гуанчжоу(Гуанчжоу) и телебашни Си-Эн Тауэр (Торонто). Первое название — «Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летияОктября».

Останкинская телебашня является полноправным членом «Международной Федерации  Великих Башен».

Главный конструктор — Н. В. Никитин. Инженеры — М. А. Шкуд иБ. А. Злобин. Главный архитектор — Л. И. Баталов. Архитекторы —Д. И. Бурдин, М. А. Шкуд и Л. И. Щипакин. Решение о сооружении башни было принято в 1957 году, строительство велось с 1963 по 1967. В то время это было самое высокое сооружение в мире[1]. Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию башни простой и прочной. Другой прогрессивной идеей было использование относительно мелкого фундамента: по замыслу Никитина, башня должна была практически стоять на земле и её устойчивость обеспечивается за счёт многократного превышения массы конусообразного основания над массой мачтовой конструкции.

На момент окончания строительства  в зоне действия передатчиков проживало  около 10 млн человек, сегодня башня охватывает территорию с населением свыше 15 млн человек.

Останкинская телебашня входит в филиал ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Московский региональный центр».

(слайд) В 1960-70-х гг. развивался новый стиль архитектуры — простая, экономная, на основе новой индустрии и выражающая возможности современной техники. Важные объекты этого периода — Проспект Калинина (1964-9, арх.М. В. Посохин). Проспект был назван в память о советском деятеле Михаиле Ивановиче Калинине. Проспект был образован в 1963 году из Сапожковской площади,улицы Калинина (ныне Воздвиженка), вновь проложенной магистрали от Арбатской площади до Садового кольца, и части Кутузовского проспекта от Садового кольца до Новоарбатского моста (до 1957 года — Большой Новинский переулок

Составной частью проспекта Калинина стала улица Калинина, названная  так в 1946 году.

Неофициально участок проспекта  Калинина между Арбатской площадью и Садовым кольцом москвичи называли Новым Арбатом.

(слайд) Был построен с 1965 по 1979 по проекту архитекторов Д. Чечулина,П. Штеллера с коллективом авторов как Дом Советов РСФСР. При проектировании Дома Советов были использованы более ранние наработки Д. Чечулина (проект «Дома „Аэрофлота“»)[2], само здание стало последним проектом советского архитектора.

В 1981—1993 в Доме Советов размещались Комитет народного контроля и Верховный Совет РСФСР (переименованный 25 декабря 1991 года в Верховный Совет Российской Федерации]), с 1994 — Дом Правительства Российской Федерации.

Стиль советской архитектуры этого  времени эволюционирует. Он отходит  от рационализма, преодолевает сухость, присущую раннему этапу, и затем  выдвигает новыую проблему — соответствие органическим формам.

Жив.Начало 1960-х годов характеризуется новыми идейно-творческими тенденциями. Эти тенденции развивали и утверждали художники, которые впервые выступили на 1950-60-х годах. Основной пафос этого искусства в переломный период — стремление освободиться от штампов в подходе к современности, желание покончить с парадностью, помпезным изображением действительности, показать непосредственный контакт с реальностью вместо умозрительного иллюстрирования. Художники желали активно переживать искусство, а не создавать повествование о событии. Эти авторы переживали «обычное», «повседневное» в романтическом аспекте, создавали обобщенный и приподнятый образ повседневности. Им была свойственна прямая, публицистическая, «ораторская» обращенность к зрителю, которого призывали вместе с художником оценивать явления и события жизни «ответственно и граждански».

Новым принципам художественного и гражданского мировосприятия соответствовали и новые профессиональные поиски. Каждый из видов искусства искал метод углубленной разработки специфики выразительности, свойственной данному жанру. Авторы старались увеличить пластическую активность формы ради эмоционально-смысловой идейно-образной наполненности, динамичности и лапидарности художественного языка.

(слайд) Виктор Попков пришёл в советскую живопись в конце 1950-х годов. Он выделялся даже среди художников своего специфического круга гражанственной, творческой активностью. Его творчество отличается вечным беспокойством, отсутствием благополучия, самоудовлетворенности. Самым значительным этапом в его творчестве стали середина и конец 1960-х годов. В 1960 написана его известная «Строители Братска».

(слайд)  Дмитрий Жилинский обращается к Ренессансу, к классике русской живописи, например, Александру Иванову, при этом ориентируясь и на своего учителя Павла Корина. Его «Семья. У моря» (1964) — программное произведение, соединяющее строгость и уравновешенность композиции с экспрессивной интенсивностью цветов.


Информация о работе Советская архитектура в 1920-х годах