Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:52, доклад
Ар.В этот период, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, экономическое положение упрочилось, и перед архитектурой открылись широкие возможности. Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и поселки.
Разрабатывался и распространялся стиль советской архитектуры. Его питали разные традиции — ряд мастеров хранили старые традиции, другие занимались новаторством. Члены обоих этих групп могли придерживаться двух основных тенденций — рационализм и конструктивизм.
Один из наиболее значительных представителей станковой живописи этого периода — Борис Иогансон. В своем творчестве он обратился к наиболее ценимым в это время традициям русской живописи XIX века — наследию Репина и Сурикова. Интерпретируя его, он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе».. (слайд)Особенно популярны две его картины: «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). Первая впервые экспонировалась на выставке «15 лет РККА», вторая написана для выставки «Индустрия социализма»
(слайд) Юрий Пименов, как и Дейнека — бывший член ОСТа, создал одну из лучших картин 30-х годов — «Новая Москва» (1937). Ей характерна оптимистичность, кадровая композиция, новая роль женщины.
(слайд) Павел Корин — наиболее близок к Нестерову. Воспитавшийся в Палехе и начинавший с писания икон, в 1911 году по его совету он поступил в Московское училище ваяния и зодчего, со временем став одним из важнейших мастеров раннего советского портрета. Его прекрасная работа «Русь уходящая»
Культура в годы ВОВ
СК.Война тоже стала основной темой этого жанра, хотя скульпторам намного труднее было работать в условиях фронта.
Наиболее распространенным жанром военной скульптуры был портрет. В нём обобщалось героическое, трудное время. Вера Мухина была самым активным мастером при создании портретной галереи героев военного времени. (слайд) У неё выходили «труженики боев», вызывающие симпатию отсутствием внешней патетики — «И. Л. Хижняк», 1942. Одно из самых сильных её произведений — обобщенный портрет «Партизанка» (1942).
Хотя в эти тяжелые годы монументальных памятников не строили, проектирование продолжалось. (слайд) В 1941 году прошёл конкурс на памятник генералу Панфилову (позже установлен в г. Фрунзе). Победили Аполлон Мануйлов, А. Могилевский иОльга Мануйлова. (слайд) Один из наиболее замечательных памятников — работа Вучечича, памятник генералу М. Г. Ефремову(г. Вязьма, установлен в 1946), являющийся 5-фигурной группой. (слайд) В 1943-45 на мосту Ленинградского шоссе Москвы был поставлен скульптурный ансамбль «Торжество Победы» Томского — юноша и девушка, два бойца (см. Мост Победы).
(слайд) В конце 1945 года по постановлению советского правительства началось возведение памятников в честь павших за освобождение Европы от фашизма. «Воин-освободитель» в Берлине Вучетича был открыт одним из первым.
Жив.Великая Отечественная война очевидно стала важнейшим фактором, повлиявшим на развитие искусства 1940-х годов. Советские художники и скульпторы, как и другие граждане, были активно привлечены к делу защиты страны, а по причине специфики своей профессии они (как и литераторы) оказались привлеченными к агитационным задачам, определяемым правительством, которым в этот период отдавалась колоссальная роль.
Плакат явился одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период ВОВ.
(слайд) Над ним трудились мастера следующего поколения (И. Тоидзе, «Родина-мать зовет!»; В. Корецкий, «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). Окна ТАСС
Советские художники создали своего рода летопись Великой Отечественной войны. Содержание картин напрашивалось само собой — фашистская угроза, суровые будни войны, скорбь по погибшим, ненависть к врагу, затем радость победы, чувство причастности каждому к общему делу. Произведения, созданные за годы войны, различаются по мере растущего опыта восприятия событий художником, в зависимости от года их создания. Немногословность и лаконичность постепенно сменяются тяготением к пространному выражению переживаемого — по причине углубления осмысления происходящего. (слайд) Так, это очевидно, сравнивая «Оборону Севастополя» (1942) Дейнеки с его более ранней картины. Новое полотно — уже историческая эпопея.
(слайд) Аркадий Пластов в первый период войны создал известную картину «Фашист пролетел» (1942). Сергей Герасимов пишет «Мать партизана» (1943), отдавая дань развернутости действия
(слайд) Константин Юон написал «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1942), написав исторически достоверный образ парада, с которого войска шли на фронт. Павел Корин в 1942 году создает центральную часть триптиха «Александр Невский» (боковые части «Старинный сказ» и «Северная баллада» были написаны позднее), выражая в образе князя героическое начало, непреклонную энергию.
Арх.В первый послевоенный период особой интенсивностью характеризуется работа архитектора. Они активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая новые. Восстанавливая города, архитекторы старались исправлять их старые недостатки. (слайд) Таким образом был перестроен Крещатик — центральная улица Киева. Восстановлением украинской столицы занимались не только местные, но и московские и ленинградские архитекторы. В 1949 году был предложен проект восстановления магистрали Крещатика, который изменил его планировку, хотя и отдавал «дань поверхностному декоратизму» (Александр Власов, Анатолий Добровольский, Виктор Елизаров, А. Захаров, Александр Малиновский, Борис Приймак).
(слайд) Колоссальное внимание было уделено
новому генеральному плану стертого с
лица земли Сталинграда (Волгограда)
(слайд) Получила развитие и тенденция
к излишнему декоративизму, квалифицированному
позднее как украшательство». Такими гигантами
оказались московские высотки,
самой удачной из которых признавали здание МГУ(1949—1953 гг., архитекторы Борис Иофан (
(слайд) Фонтан «Дружба
Фонтан был создан по проекту архитектора-художника К. Т. Топуридзе, инженера В. И. Клявина и бригадой скульпторов3. В. Баженовой, А. И. Тенеты, И. М. Чайкова, 3. В. Рылеевой иВ. П. Гаврилова. Открыт в 1954 году.
Большой восьмигранный пруд, в центре которого возведён фонтан, был создан на месте небольших павильонов, находившихся за старым Главным павильоном 1939 года. Ступенчатое гранитное основание фонтана, которое в плане напоминает цветок, плавно переходит в необъятный чашеобразный сноп колосьев, подсолнухов и конопли. Вокруг него установлены, покрытые сусальным золотом, 16 девушек, символизирующих республики СССР до 1956 года, когда шестнадцатую — Карело-Финскую ССР преобразовали в автономную республику — Карельскую АССР
Конец этому роскошному стилю
положило постановление ЦК
(слайд) Николай Томский на основе созданных им же ранее памятников-бюстов создает монументы генералов Апанасенко (Белград, 1949) и Черняховского(Вильнюс, 1950 — перевезен в Воронеж). В них скульптор сочетает меру конкретного сходства с обощенной лепкой, гармонией скульптуры и архитектурного постамента, четкостью и выразительностью постамента. (слайд) Юозас Микенас создал выразительный Памятник 1200 гвардейцам в Калининграде (1946) — две устремленные вперед фигуры с четким динамическим силуэтом, памятник выражает дух победы[38].
Кроме памятников героям войны и
мемориалов в 1950-х годах устанавливались
памятники историческим персонажам
и деятелям культуры. (слайд) В 1953 году
по проекту Сергея Орлова был поставлен Памятник Юрию Долгорукому;
(слайд) в 1958 году — памятник Маяковскому скульптора Кибальн
(слайд) После 23-летнего перерыва, в 1945 году, на родину вернулся скульптор Сергей Коненков. Его программной работой стал «Освобожденный человек» (1947): разорвавший цепи Самсон, в победном жесте вскинувший руки. «В образе освобожденного гиганта скульптор воплотил свою радость и гордость за народ, одержавший победу над фашизмом»[40]. В 1957 году он первым среди советских скульпторов получил Ленинскую премию.
Жив.В живописи этих лет широкое распространение получил исторический, «историко-революционный» жанр.
(слайд) Владимир Серов, «наследник» Бродского, написал в 1950 году картину «Ходоки у Ленина» — историческое событие приобрело жанровый характер, оттенок натуралистичности, фотографичности.
(слайд) Патриотические чувства, рождённые Великой Отечественной войной, всколыхнули интерес к родной истории вообще. Эта война тоже превращалась в историческое явление. Благодаря этому исторический и бытовой жанр сближались[33]. Такова, например, картина Юрия Непринцева «Отдых после боя» (1951) о Василии Теркине.
Тема «мирного труда», мирной жизни, также пользовалась особым вниманием. «Они импонировали восприятию зрителя проявлением особой, „вневоенной“ красоты окружающего — человека, природы, предметов и т. д. (слайд) Радостная полнота жизни без войны, «радостный труд», благодаря которому человек чувствовал себя особенно молодым и счастливым, выражалась в произведениях живописи. Такова, например, картина «Хлеб» кисти Татьяны Яблонской (1949): «энергичная по манере живопись выявляет приподнято поэтическое состояние людей, работающих на колхозном току»
«Мирное создание как главное содержание жизни советского общества, особенно отчетливо выявившееся на рубеже войны и мира, явилось и новым толчком в развитии пейзажного жанра. Широко распространенная во время войны трактовка образа природы как фона для многообразных фронтовых сюжетов уступает место изображению природы, проникнутому радостью и гармонией». Пейзаж лирического направления получил новые импульсы в своем развитии. (слайд) Так, Сергей Герасимов писал подмосковные пейзажи, небольшие по размеру, скромные, но убедительные и конкретные в характеристике среднерусской природы, лиричные и личностные в выражении настроения времени («Зима», 1959;). При этом в лирический образ природы непременно вторгаются элементы эпические, которые своеобразно выявляют в лирическом строе идею патриотизма.
(слайд) Георгий Нисский работает над пейзажем в ином плане.. В большинстве его пейзажей основой композиции является движение, быстрое и активное, развивающееся в решительных монументальных ритмах; применяются неожиданные острые ракурсы, причудливые развороты пространства, сопоставления больших цветовых плоскостей (обычно по принципу контраста). Цветовая гамма — сдержанная, холодноватая, серо-стальная с яркими цветовыми акцентами. Из ярких работ этого периода - «Подмосковье» (1957).
Культура в 60-80 годы
Памятники ставились по всему миру.
Мемориальные комплексы создавались
в бывших лагерях (Освенциме, Бухенвальде, Заксе
(слайд) Под руководством скульптора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (1959—1967).
От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.
Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.
«Родина-мать» сделана из блоков железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.
Сложнейшие расчёты
От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 м.