Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 20:55, контрольная работа
Рисунок на ткани можно получить путем переплетения нитей основы и утка или путем нанесения на поверхность ткани узоров, рисунков зверей и птиц краской. Всего сто пятьдесят - двести лет назад рисунок печатали или «набивали» на ткани при помощи особых деревянных досок с вырезанным на них орнаментом и силуэтом животного или птицы. Ткани, полученные таким способом, получили название «набоек». Родиной этого древнейшего искусства считается Индия. К концу 17 века индийская цветная набивная ткань (ситец) произвела революцию в европейской моде, и более поздний европейский текстиль был лишь слабой имитацией индийских образцов.[5]
1. Особенности создания декоративного текстиля в интерьере
1.1. Особенности использования текстиля в интерьере………………..
1.2. Композиция и колорит в текстиле…………………………………..
2 Особенности шелковых тканей…….…………………………...
2.1. Ассортимент шелковых тканей……………………………………...
3.2. История шелка…………………………………………...…………...
3.3. Приемы росписи на шелке……………………………..…………....
Минобрнауки
России
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Тульский государственный университет
Кафедра «Дизайн»
по дисциплине «Отделочные материалы»
Тема: Текстиль в интерьере.
Студент 01.11.2015
(подпись, дата) (фамилия, инициалы)
Руководитель
(подпись, дата) (фамилия)
1. Особенности создания
декоративного текстиля в
1.1. Особенности использования текстиля в интерьере………………..
1.2. Композиция и колорит в текстиле…………………………………..
2 Особенности шелковых тканей…….…………………………...
2.1. Ассортимент шелковых тканей……………………………………...
3.2. История шелка………………………………………….
3.3. Приемы росписи на шелке……………………………..…………....
Введение
Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое может наполнить нашу жизнь радостью творчества. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками. Изделие, выполненные в технике батик, могут открыть талант художника, дизайнера одежды или интерьера. И связано это, с одной стороны, с чудесным материалом - шелк, бязь, ситец и т д., с другой стороны, с прекрасными яркими красками, с помощью которых можно украсить интерьер.
Батик и роспись на шелке имеют широкое поле деятельности, - от реализма, где роспись начинает спорить с живописью и графикой,- до орнамента, где она становится тканью.
Рисунок на ткани можно получить путем переплетения нитей основы и утка или путем нанесения на поверхность ткани узоров, рисунков зверей и птиц краской. Всего сто пятьдесят - двести лет назад рисунок печатали или «набивали» на ткани при помощи особых деревянных досок с вырезанным на них орнаментом и силуэтом животного или птицы. Ткани, полученные таким способом, получили название «набоек». Родиной этого древнейшего искусства считается Индия. К концу 17 века индийская цветная набивная ткань (ситец) произвела революцию в европейской моде, и более поздний европейский текстиль был лишь слабой имитацией индийских образцов.[5]
В истории мировой культуры ни одна эпоха, ни один народ не обошли в своем искусстве животных, а именно птиц. От ритуально-магического изображения зверя в доисторические времена до монументальных и декоративных произведений второй половины XX столетия прослеживается непрерывная линия развития анималистической темы. Многообразный животный мир - это значительная часть окружающей нас природы, с которой тесно связана жизнь человека. С древнейших времен до нашей эры, среди изображений вечных спутников человека - лошади, собаки, кошки, быка (коровы) нередко встречается выразительный образ удивительных, изящных и в своем роде прекрасные создания парящих птиц. Птица с древних времен является символом или оберегом ловкости, хитрости, талисманом любви в браке так же в некоторых традициях птица выступает как вестник плодородия, приносящий дождь. Некоторые народы наиболее пристрастны к этому символу, другие предпочитают дракона, леопарда, тигра, змею, дельфина… Все зависит от национальных традиций, народных верований, обычаев и почитаний.[30]
Свой мир мы создаем сами, наполняя его тем, чего ждем от него. Редкость появления образа счастья на Земле побудила затронуть память прошлого и воссоздать образ птиц - солнца, воплощения удачи и радости, чтобы на свете хотя бы одной встречей, одной улыбкой стало больше. Счастье раньше символизировал образ птицы Сирин, и поэтому моей задачей стал сбор информации о таинстве и значении птиц. Сирин и Алканост - птицы древних легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам.
Для воплощения идеи выбрала технику батик, потому что эта техника очаровала графическими и живописными эффектами. Холодный способ батика позволяет наиболее выразительно воплотить мой замысел. Для выполнения творческой композиции мне необходимо будет глубоко изучить роспись по ткани, собрать материал про птиц и их значении.
1 Особенности создания декоративного текстиля в интерьере
1.1. Особенности использования текстиля в интерьере
Декоративные ткани занимают значимое место в современном интерьере и часто являются важным определяющим художественным элементом. И в жилище, и в общественном здании они могут создать интересный и запоминающийся интерьер, если при подборе учтено функциональное назначение самой ткани, а также помещения. Например, номера гостиницы, санатория или дома отдыха близки по назначению к жилищу, подбор декоративных тканей для этих помещений различен: краткое пребывание в гостинице позволяет применить более насыщенные по цвету изделия и ткани с украшенным масштабом рисунка, для жилища необходимо учитывать условия повседневного пребывания. Для интерьеров административных зданий ткани должны быть сдержанными по цвету и рисунку, учитывая рабочую атмосферу помещения, тогда как в кафе, ресторане могут использоваться самые различные по декору и насыщенности изделия.
В современной практике использования декоративных тканей для интерьеров различного назначения наметились три основных приёма:
1) тканям отводится
2) ткани дополняют по цвету и характеру рисунка остальные элементы убранства интерьера;
3) ткани являются нейтральным
фоном для других
Первый прием предусматривает оформление интерьера, главным образом, декоративным текстилем и наиболее приемлемым для интерьеров общественных зданий. Здесь могут использоваться самые различные изделия: гобелен, занавес, мебельная ткань, ковровые покрытия и т.д. сочетаясь контрастно или тонально с другими видами тканей или элементами оборудования, любой текстиль может стать ведущим элементом всей композиции интерьера.
В интерьерах жилища этот прием также очень распространен: в оформлении той или иной комнаты акцентом композиции могут быть ковер, ткань, шторы.
Второй прием использования декоративных тканей состоит в том, что они являются дополнительным элементом ансамбля интерьера, по цвету или рисунка дополняют основные более выразительные элементы (декоративного панно, витраж, роспись и т.д.).
Третий приём предусматривает использование текстиля как нейтрального фона для более сильных по своим качествам и выразительности различных произведений искусства. Чаще всего произведения монументального искусства - мозаики, росписи, витража требуют нейтрального фона, и в этом случае текстиль для штор, ковровые покрытия, мебельные ткани должны быть подобраны по цвету и рисунку с учетом этого требования. В жилище этот прием больше выявляет функциональное назначение помещения: так, для спальной комнаты или кабинета необходимы нейтральные ткани.
Декоративное панно, картины, драпировки, исполненные в технике батик, весьма украшают жилое пространство дома.
Батик использует художественные приемы многих изобразительных средств - акварели, графики, витража.
Расписывая ткань для интерьера, сле6дует учитывать общие закономерности - при низких потолках стараться придавать росписи направление близкое к вертикальному, при высоких - к горизонтальному. В соответствии с задуманным стилем оформления интерьера сначала следует нарисовать эскиз помещения, который необходимо оформить, и приблизительно наметить количество и цвет будущей росписи. Использовать декоративную ткань в интерьере желательно в одном из двух направлений. Первое, когда декоративная ткань, роспись играет главную роль в сознании художественного образа интерьера. Здесь могут взаимно поддержать друг друга ткани разного назначения - станковое панно, накидки на мебель, шторы. При этом совершенно необязательно, чтобы все ткани были расписаны. Лучше их сочетать с гладкими тканями той же цветовой гаммы или небольшими включениями деталей основного орнамента. Во втором случае декоративная ткань не несет основной смысловой нагрузки, она более нейтральна и только подчеркивает основной художественный элемент интерьера - будь то мозаика или декоративное панно. Успешно создать композицию орнаментального рисунка возможно, только исходя из общего решения ансамбля интерьера, как цветового, так и пластического, и учитывая функциональное назначения этого изделия.
Панно в технике батик может быть декоративным элементом, украшающим комнату. Оно может быть выполнено в различных стилевых решениях от строгой геометрии до нежной акварели. Шелковое панно гармонично впишутся в корпоративный стиль офиса, и внесут интересные стилевые и цветочные акценты в интерьер дома. Панно может легко превратиться в эффектную светящуюся перегородку, которая преобразит пространство комнаты.
Картины - батик превосходно вписываются в современный дизайн помещений. Силуэты фигур, символические и условные образы животных, абстрактные композиции прекрасно подходят для оформления интерьеров домов, отелей и ресторанов. Ткань гармонирует с таким естественными материалами, как камень, бамбук, дерево.
Не преследующий цели удивить экстрамодными цветовыми сочетаниями и авангардными решениями, являясь по сути своей прикладным искусством, чаще всего батик успокаивает и помогает прийти в состояние умиротворенного размышления и созерцания.
1.2. Композиция и колорит в текстиле
Для текстильного искусства характерна условность изображения, ритмическая связь, соподчиненность масштабов между собой, определенный колорит.
Композиция декоративного текстильного произведения - это ритмическое и организованное и членение его плоскости, когда все орнаментальные или изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены общему художественно - декоративному замыслу. Другими словами, это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и идейно - образцового содержания.
Работа над композицией, заключается в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельном случае в зависимости от поставленных художником задач, от всего его творческого отношения к миру.
В значительной степени характер композиции определяется ритмом - одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно - прикладного искусства.
Ритм - это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка, способствующее достижению явности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Последовательное распределение элементов композиции художественного произведения - увеличение или уменьшение расстояния между ними, изменение заполнености узором к краям или середине изделия - также варьирование движения в определенном ритме.
Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается различными приемами: повторением узора, симметричное построение рисунка, свободным распределением орнамента.
Прием раппортного повторения узора, при котором элементы композиции равномерно чередуются на плоскости изделия, на основе различного типа сеток. Сетка может быть построена из квадратов, треугольников, ромбов или прямоугольников, расположенных в определенном порядке.
Прием симметричного построения рисунка. Симметрию следует понимать не только как зеркальное повторение рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси. Она может иметь диагональное направление или произвольный наклон. В случае свободного распределения орнамента по всей плоскости украшаемой вещи, элементы расположены на противоположных краях изделия, уравновешены - они сходны по величине и общему силуэту. Не исключено, заполнение только одного угла или одной стороны текстиля. Равновесие композиции в этом случае достигается цветовым решением.
Работа мастера над новым произведением начинается с выбора темы, соответственно назначения изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которое художник стремиться передать с помощью. Различных художественных средств.
Хорошо сложенная и продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или уменьшенном масштабе.
При разработке декора следует определить, какая часть композиции будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку.
По схеме построения и характеру трактовки орнамента, композиционные решения, бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные композиционные схемы чаще всего симметричны и требуют строгой трактовки орнамента. Сюда, как правило, относятся линейные рисунки, композиции с геометрическим орнаментом и некоторые произведения с растительным узором. Статичные композиции передают состояния покоя и уравновешенности. В динамичных по решениям композициях элементы узора располагаются по диагональным осям или свободно распределяются по плоскости. В них ярче выражено движение, схемы более разнообразны, здесь возможно смелое нарушение симметрии. Цветовое решение в динамических композициях может быть более напряженным.
Весьма существенным моментом является выбор масштаба рисунка соответственно размеру и назначению изделия.
Важнейшей художественным мерилом текстильного искусства может быть хорошо продуманный колорит. Цельное решение возможно только при обобщенности форм, раздробленность влечет за собой и пестрое цветовое решение. Кроме того, для современного стиля в искусстве характерно бережное отношение к красоте обрабатываемого материала, а обобщенность форм позволяет ярче выявить естественные его качества.
Колорит в декоративном текстильном изделии неотъемлемая часть композиции. Прекрасную по рисунку вещь можно загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. Для того чтобы грамотно решать вопросы колористики, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влияние цветов и их сочетаний на человека.
Колорит текстильного изделия определяется совокупностью применяемых цветов, гармоничностью их сочетаний. В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит может быть темным или светлым, холодным или теплым, он может строиться на сочетании больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным и напряженным. Однако, прежде всего колорит характеризуется преобладанием в нем цветов - синим или желтым, фиолетовым или зеленым и т.д.