Творчество архитектора Константина Степановича Мельникова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 13:48, реферат

Описание работы

Семья Мельниковых происходила из села Александрова – волостного центра в Сергачском уезде Нижегородской губернии. Отец будущего архитектора, Степан Илларионович Мельников, после солдатской службы устроился в Москве десятником на строительстве дороги, связывавшей город с Петровской сельскохозяйственной академией. Семья Мельниковых поселилась на территории академии, рядом со железнодорожной станцией "Соломенная сторожка". Здесь и родился 22 июля (3 августа) 1890 года Константин Мельников.

Содержание работы

Творческий путь архитектора Мельникова
Дом-мастерская в Кривоарбатском переулке
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

СОВЕТСКАЯ АРХ.docx

— 49.66 Кб (Скачать файл)

           В расположенном неподалеку от клуба имени Русакова клубе “Буревестник” Мельников запроектировал в фойе под полом бассейн (техника тех лет, к сожалению не позволила осуществить это новаторское предложение), а между основным зрительным залом и примыкающим к нему спортивным залом была устроена раздвижная стена, позволявшая объединять оба помещения при устройстве массовых празднеств.

           В клубе “Свобода”, где бассейн был запроектирован под полом зрительного зала, сам зрительный зал делился в центре на две части выдвижными стенами. Трансформация зрительного зала предусматривалась и в других клубах Мельникова. В результате автору удалось в ограниченных габаритах небольших зданий создать благоприятные условия для проведения самых разнообразных клубных мероприятий.

           В 1927-1929 годах Мельников выстроил в Кривоарбатском переулке жилой дом для своей семьи. Об истории создания этого дома рассказывается в следующих главах.

           К проектам, выполненным в самом конце 20-х годов, относится и маяк-монумент Христофору Колумбу для Сан-Доминго (теперь Санто-Доминго). Был объявлен большой международный конкурс, собравший несколько сот проектировщиков, в том числе было 23 проекта из Советского Союза. Для Мельникова (как и для ряда других советских архитекторов) традиционная для архитектуры тема монумента была совсем новой; конкретная тема памятника Колумбу придавала задаче грандиозный масштаб и философский характер.

          Жюри особо выделило работу Мельникова за его новаторство. Но все же победа была присуждена другому, более традиционному проекту.

          Примерно на границе 20-х и 30-х годов завершается второй период творчества Мельникова – самый плодотворный, насыщенный практическими работами и смелым проектированием. К мастеру приходит признание. Его приглашают к участию в наиболее ответственных конкурсах, у него много реальных заказов, о нем много пишут.

          Работы Константина Степановича демонстрируются на международных архитектурных выставках в Варшаве (1926), Нью-Йорке (1927), Милане (1930).

          В 30-е годы Мельников выполняет ряд новых проектов в порядке заказных конкурсов.

           Экспериментальным по сути было задание на проект “Зеленого города” под Москвой. Главным объектом проектирования была своего рода идеальная модель организации отдыха, программы самого отдыха, его разновидности и т.д. И уже только в соответствии с запроектированной каждым автором конкретной социально-функциональной программой предполагалась комплексная архитектурная сторона задачи. Это был своего рода специально задуманный конкурс утопий.

           В проекте “Зеленого города” фантазия Мельникова проявилась особенно ярко. Его проект выдвигал большой ряд социальных, типологических, утилитарных, конструктивных и чисто композиционных идей. Но особое внимание знакомившихся с проектом вызвало предложение о необходимости экспериментов в организации сна как наиболее полной, по мнению Мельникова, формы отдыха. Он искал более тесных соответствий между архитектурой, современной медициной и биологической природой человека.

          1931 год стал переломным для всей культуры. Критики, еще до того высказывавшие мнение о необходимости "дворцов для народа" и обвинявшие представителей авангардного направления (а среди них и Мельникова) в оторванности от жизни и формализме, получили официальную поддержку правительства в лице И. Сталина. Ситуация, сложившаяся вокруг конкурса на проект Дворца Советов, показала, что требует "отец народов" от архитектуры. Тогда Мельников, как один из ярких представителей авангарда, впервые не был персонально приглашен к участию в конкурсе. И хотя он выполнил так называемый “встречный”проект, но его работе, как впрочем и работам всех остальных архитекторов-авангардистов был предпочтен проект Иофана, больше соответствавший пожеланиям партии...

           В связи с намечавшимися работами по реконструкции Москвы в 1933 году была создана система архитектурных и планировочных мастерских отдела проектирования при Моссовете (Моспроект). Руководство мастерскими было поручено наиболее авторитетным архитекторам – Жолтовскому, Щусеву, Фомину, Чернышову, Бархину и другим. Мельников был назначен руководителем архитектурной мастерской №7. В этот период Мельниковым были выполнены проекты архитектурного оформления фасадов гаражей “Интуриста” (1934) и “Госплана” (1936).

           Одновременно в мастерской разрабатывались важные градостроительные задачи и отдельные объекты: застройка Котельнической и Гончарной набережных, планировка Лужников и Юго-Западного района, жилые дома, больница, фасад типовой школы и т. д.

          Наиболее известные работы Мельникова в это время - заказные конкурсные проекты здания Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве (1934) и Павильона СССР для Международной выставки 1937 года в Париже.

          Осенью 1935 года Мельников был вторично командирован в Париж – для ознакомления с участком будущего Павильона СССР, так как его конкурсный проект был принят.

          Параллельно с проектной работой Мельников преподавал проектирование на архитектурной кафедре Военно-инженерной академии (1932-1934) и на кафедре промышленной архитектуры в Московском архитектурном институте (1934-1936).

          И все же гонения на архитектора, возникшие еще в 1931 году, усиливаются, особенно на I съезде Союза советских архитекторов в 1937 году. Руководимая Мельниковым мастерская №7 весной 1938 года была расформирована, сам он перешел в качестве автора-архитектора в руководимую Щусевым мастерскую №2, но, проработав там полгода, уволился. Ему была назначена пожизненная пенсия.

          В последующие годы он изредка выполняет небольшие архитектурные заказы и занимается главным образом живописью.

          Мельников пишет заказные портреты – с натуры и по представлению, исторические композиции (“Минин призывает нижегородцев на защиту Русской земли”, “Баррикады в 1905г. на Пресне” и др.), пейзажи, натюрморты, выступает как художник-исполнитель панно в павильонах Сельскохозяйственной выставки. Эта работа захватывает предвоенные, военные и первые послевоенные годы. Не рассчитывая на работу в архитектуре, Мельников в 1948 году решает вступить в Союз художников. Его рекомендуют художники В. И. Бакшеев, А. А. Пластов, В. Ф. Штраних, А. А. Дейнека. Но вскоре он в качестве преподавателя возвращается в архитектуру.

          В конце войны и первые послевоенные годы Мельников, вдохновленный задачами предстоящего восстановительного строительства, работает над литературными и графическими набросками на темы: “Город будущего”, “Архитектура будущего”.

           В 1948 году Константин Степанович предлагает организовать в системе Академии архитектуры специальный институт экспериментальной архитектуры.

           В немногих проектах 40-50-х годов Мельников продолжает начатую в 30-х годах стилистическую линию. Он еще активнее обращается к синтезу со скульптурой, декоративному использованию цвета, орнаментальной обработке, декоративному сочетанию материалов, использованию надписей. Некоторые его декоративные приемы оказываются предвосхищающими развитие архитектуры. Такова, например, его окраска крупных масс зданий Московского мясокомбината (1947) или “суперграфика” на проектах фасадов типовых жилых домов (1945).

         Одновременно Мельников стремится вернуться к педагогической деятельности. Весной 1949 года он получает назначение на архитектурную кафедру Саратовского автодорожного института, сначала – старшим преподавателем, затем – исполняющим обязанности профессора. Появление Мельникова дало толчок всей архитектурной жизни Саратова и архитектурному образованию в городе: он преподает проектирование и архитектурную графику, сам проектирует ряд объектов и даже избирается депутатом районного Совета.

          В 1951 году Мельников был переведен в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева, где он преподавал проектирование, рисунок и живопись. Одновременно он стал руководителем проектной мастерской №2 в Гипровузе (1951-1952). В конце 1952 года Мельников утверждается в ученом звании профессора. В 1958 году он перешел во Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт, где проработал до конца жизни – преподавал архитектурное проектирование, начертательную геометрию и графику.

         В 50-х годах Мельников участвовал в открытых архитектурных конкурсах на проекты монумента в память 300-летия воссоединения Украины с Россией (1954), Пантеона СССР (1955) и Дворца Советов (1958).

 

           В 1962 году Мельников по собственной инициативе подает встречный проект на закрытый конкурс проектов Павильона СССР для Международной выставки в Нью-Йорке.

           В конце 1965 года архитектурная общественность торжественно отметила 75-летний юбилей К. С. Мельникова. В московском Центральном Доме архитектора была развернута большая ретроспективная выставка.

          Творчество Мельникова начинает все шире (и неизменно доброжелательно) освещаться в печати.

          В 1967 году Мельникову без защиты диссертации была присвоена ученая степень доктора архитектуры, а в 1972 году – почетное звание заслуженного архитектора РСФСР.

         До последних дней жизни Мельников продолжает изредка проектировать, обучает студентов, занимается живописью, активно работает над рукописью “Архитектура моей жизни”. Он выступает в Союзе Архитекторов, Московском архитектурном институте, ЦНИИ теории и истории архитектуры, участвует в ряде выставок.

         Однако здоровье его постепенно ухудшается. Осенью 1974 года у него наступает обострение продолжавшегося много лет заболевания. 28 ноября 1974 года Константин Степанович Мельников умер на восемьдесят пятом году жизни. Его похоронили на московском Введенском (Немецком) кладбище.

 

                 В поисках архитектурного решения дома-мастерской

 

 

                                    Жизнь людей в доме так же, как и жизнь самого дома,

 

                                    должны жить одной жизнью - жизнью Архитектуры...

 

                                                                                      Константин Мельников

 

 

             Дом Мельникова - это не просто жилой особняк, а дом-мастерская. Он создавался в расчете на конкретного человека - архитектора, имеющего свои особые привычке в работе. Мельников всегда предпочитал работать один, в домашней обстановке, без помощников и соавторов, поэтому сама мастерская рассчитана на одного человека. Все же остальные помещения дома, будучи "подогнаны" под требования конкретной семьи, тем не менее были и отражением представлений Константина Степановича об идеальном жилище.

           Мельников строил свой собственный дом-мастерскую в 1927-1929 годах, когда он имел большое количество реальных заказов и мог выделить из семейного бюджета средства на строительство. Но мечтать о собственном доме он начал задолго до этого.

            В архиве Мельникова сохранились различные варианты проектов собственного дома-мастерской. Первые эскизы относятся к первым послереволюционным годам, когда у Мельникова уже была семья.

            Получилось так, что его первая работа по специальности (проектирование архитектурного оформления фасадов завода АМО) разворачивалась в благоприятных жилищных условиях. Завод предоставил ему одноэтажный деревянный особняк из шести комнат, где, видимо, и сформировалась у самого Мельникова модель взаимоотношений бытовой и творческой среды. Константин Степанович был очень привязан к своей семье и не представлял для себя иной, кроме домашней, атмосферы для творчества. И этим объясняется упорное стремление Мельникова спроектировать и построить собственный дом-мастерскую.

          После Февральской революции 1917 года строительство завода АМО было приостановлено, и Мельников лишился предоставленного ему дома. Некоторое время он жил со своей семьей у родителей в их избе на окраине города, затем (с 1919 года) ему предоставили две комнаты в многонаселенной коммунальной квартире на улице Петровке на втором этаже углового трехэтажного дома. Семье было выделено около 50 кв. м. жилой площади, большую часть которой составляла комната, представлявшая в плане четверть круга и имевшая пять окон в изогнутой по кругу стене. В этой комнате Мельников сам соорудил отдельно стоящую кирпичную печь. Ее топили и на ней же готовили.

          В этих двух комнатах Мельниковы жили до 1929 года, т.е. до переезда в собственный дом. Здесь и сложились традиции семейной жизни, сформировались привычки самого архитектора, для которого эти комнаты были одновременно и бытовой и рабочей средой.

          В доме на Петровке сформировался и тип уюта, перенесенный затем в новый дом. В первой половине 20-х годов по случаю приобрели большой набор антикварной мебели - предметы красного дерева русской работы конца 18-19 веков. Интерьер также формировали кружевные украшения работы жены Мельникова, а на стенах висели только живописные и графические работы самого архитектора и его сына-художника.

 

            Мечта об отдельном собственном доме-мастерской овладела Мельниковым еще в студенческие годы. Сначала он надеялся приобрести какое-нибудь старое здание и перестроить его. Он долго ходил по Москве, подыскивая подходящую постройку. И даже облюбовал себе небольшой старый двухэтажный каменный дом. Сохранились эскизы проектов перестройки этого дома - Мельников проектирует крыльцо и даже классический портик (работы относятся к 1916-1917 годам).

            Затем, уже после того, как семья Мельникова была вынуждена оставить особняк, предоставленный заводом АМО, Мельников несколько лет интенсивно работает над эскизами проекта нового собственного дома. Во многих эскизах еще видны традиционные формы фасада и планировки. Но вскоре (видимо, с 1919 года) Мельников в своих эскизах переходит к поискам необычного типа жилого дома.

Информация о работе Творчество архитектора Константина Степановича Мельникова