Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 13:48, реферат
Семья Мельниковых происходила из села Александрова – волостного центра в Сергачском уезде Нижегородской губернии. Отец будущего архитектора, Степан Илларионович Мельников, после солдатской службы устроился в Москве десятником на строительстве дороги, связывавшей город с Петровской сельскохозяйственной академией. Семья Мельниковых поселилась на территории академии, рядом со железнодорожной станцией "Соломенная сторожка". Здесь и родился 22 июля (3 августа) 1890 года Константин Мельников.
Творческий путь архитектора Мельникова
Дом-мастерская в Кривоарбатском переулке
Заключение
Библиография
Первый вариант собственного дома - это двухэтажная, квадратная в плане постройка, в центре первого этажа которой расположена большая, косо поставленная, русская печь; верхний этаж, меньший по площади, и часть его наружных стен опирается на диагональные внутренние стены первого этажа. Проектировался прежде всего интерьер, а внешний объем получался как бы сам собой.
Затем, уже к 1922 году, сохраняя печь в центре дома, Мельников начинает экспериментировать с круглым планом (и даже с овальным), продолжая отрабатывать интерьер.
Пробовал Мельников и другие варианты пространственной организации интерьера собственного дома. Есть эскизы, где в едином пространстве интерьера пол в отдельных частях запроектирован на разной высоте. Другой вариант - общий объем дома представляет собой усеченную пирамиду, в едином внутреннем пространстве которой как бы подвешены врезанные в наклонные стены небольшие антресольные помещения.
Проект построенного собственного дома Мельникова был подготовлен, судя по всему, круглым вариантом ранних эскизов, но сочетание в нем двух врезанных друг в друга цилиндров, возможно, идет от неосуществленного проекта клуба имени Зуева.
Но самое главное, что собственный дом-мастерская Мельникова стал не только уютным жилищем, не только оригинальной и самобытной постройкой, но и полностью отразил представления автора о архитектуре и жизни.
Дом-мастерская в Кривоарбатском переулке
Мельников действительно спроектировал и построил свой дом так, как он хотел. Совершенно необычный по композиции проект дома из врезанных друг в друга вертикальных цилиндров был “одобрен” семьей Мельникова. Анна Гавриловна высказывала сначала опасения, что в таком круглом доме можно и “закружиться”, но она доверяла Константину Степановичу и давала ему полный простор в планировочно-пространственной организации жилого дома. А когда дом был построен и семья уже жила в нем, Константин Степанович спросил у жены, не “закружилась” ли она в круглом доме? Анна Гавриловна ответила, что она и не замечает, что дом круглый.
Мельников в процессе проектирования обычно избегал делать макеты, считая, что уменьшенная модель не дает того представления о здании, которое возникает при его восприятии в натуральную величину. Но для собственного дома он сделал разъемный макет, позволявший видеть и объемную композицию, и внутреннюю планировку дома. Макет понадобился и при получении участка под застройку, и для того, чтобы объяснить строившим дом рабочим его объемно-пространственную структуру.
Когда Мельников подал заявку на аренду участка для строительства дома в центре Москвы в Кривоарбатском переулке, то многие считали тогда, что у него мало шансов получить этот участок, на который претендовали и некоторые коммунально-бытовые организации. Однако при обсуждении этого вопроса на комиссии районного Совета рабочий, председатель комиссии, активно поддержал заявку Мельникова, заявив, что коммунально-бытовые здания можно построить и в другом месте, а вот такой необычный дом уже никогда и нигде не будет построен, если не выделить сейчас этот участок Мельникову.
Больше того, хотя это был собственный дом Мельникова и строился на его средства (была предоставлена ссуда на 15 лет), но возводился он строительной организацией Московского коммунального хозяйства и официально во всех документах (определявших отношения Мельникова с МКХ) дом рассматривался как опытно-показательное сооружение. Видимо, это и послужило основанием для предоставления участка в центре Москвы под частную застройку. Как опытно-показательная постройка, дом Мельникова в виде исключения был освобожден от земельной ренты.
Участок представляет собой вытянутый в глубину квартала прямоугольник: короткая сторона – около 18 м, длинная – около 32 м. Дом отодвинут от красной линии в глубь участка. Перед домом разбили цветник и газон, устроили дорожки, посадили две березы и черемуху. За домом были устроены игровые площадки, посадили фруктовые деревья, огород.
Забор, отгораживающий участок от переулка, был всегда прозрачным. Оригинальна конструкция калитки с козырьком со стороны тротуара, в котором посетитель, ждущий, когда ему откроют (звонок в дом от калитки), мог укрыться от дождя.
В небольшом здании собственного дома Мельников сумел в натуре проверить целый ряд сложных художественно-композиционных и конструктивных приемов, превратив свою квартиру в своеобразную экспериментальную площадку.
В этом доме удивительно все: и планировка, и пространство, и конструкции.
Начнем с рассмотрения конструкций. Стены дома кирпичные, перекрытия деревянные. Казалось бы, что можно придумать нового в сочетании этих традиционных материалов? Однако и конструкция кирпичных стен, и конструкция перекрытий не только оригинальны, но и выполнены на уровне технических изобретений.
Дом-мастерская Мельникова строился в тот период, когда в стране в условиях ускоренной индустриализации (первая пятилетка) разворачивалось массовое жилищное строительство. Страна вынуждена была экономить на всем – металл и цемент направлялись прежде всего на промышленное строительство. Не хватало и кирпича. И в то же время требовалось большое количество нового жилья. В массовом жилищном строительстве встала проблема внедрения экономичных материалов и конструкций. В проекте дома Мельникова отразились и общие, и личные поиски решения этих проблем на путях, не освоенных другими архитекторами. Свой дом Мельников построил не только из самых дешевых традиционных материалов (кирпича и дерева), но и при максимальной экономии этих материалов.
На фундаменте в виде двух пересекающихся колец стены выкладывали особой узорчатой кладкой, создававшей ажурный кирпичный каркас. Сетка каркаса стандартна от фундамента до крыши. Он не меняется на всем своем протяжении – элементы каркаса с шестиугольными просветами повторяются, равномерно распределяя напряжение по всей стене и исключая потребность в несущих столбах и перемычках. Размеры сетки каркаса, просветов и простенков предопределены размером кирпича. Причем использовался только целый кирпич (без его битья на трехчетверки и половинки). Это достигалось путем сдвигов кладки через каждые два ряда то в одну, то в другую сторону. В результате такой конструкции кирпичных стен в наружных стенах обоих цилиндров дома образовалось 124 шестиугольных просвета, которые можно было заложить или оставить в виде окна. Большая часть этих просветов была заложена, но более 60 оставлены в качестве окон, а некоторые использованы как ниши. Проемы закладывались с использованием битого кирпича и строительного мусора, что позволило сэкономить значительное количество кирпича. Снаружи и внутри стены оштукатурены. Кроме того, ячеистый каркас стен дает возможность в процессе эксплуатации дома, не нарушая конструкции стен, менять в случае необходимости расположение оконных проемов, устраивая новые окна в любом месте стены и закладывая существующие.
Столь же оригинальна конструкция деревянных перекрытий. Все перекрытия одинаковые, диаметром 9 м. В них нет балок, стропил, наката. Использован только тес, все элементы которого работают конструктивно. Поставленные на ребро доски пересекаются под прямым углом, образуя сетку из квадратных ячеек. Сверху и снизу эта сетка зашита шпунтовым настилом (под прямым углом друг к другу). В результате перекрытие конструктивно работает как единая решетчатая плита-мембрана, в нем нет неработающих элементов. Такое перекрытие сохраняет конструктивную надежность, даже прогибаясь под тяжестью. Например, потолок в мастерской от времени несколько провис (в форме линзы). Но Мельников при ремонте не стал его выпрямлять, объяснив это тем, что выгнутый вниз потолок лучше улавливает свет, отражая его вниз.
Архитектура дома состоит из всеченных на 1/3 друг в друга двух цилиндров диаметром по 10 м и высотой в 8 и 11 м.
А теперь рассмотрим пространственно-планировочную структуру дома. В доме все было приспособлено для жизни конкретной семьи – архитектора с женой и двумя детьми школьного возраста.
Небольшая передняя (6,3 кв. м.), вход в которую устроен в центре уличного фасада, незаметно для посетителя выводит его в правую половину первого цилиндра. Для удобства хозяев и гостей дома предусмотрено оригинальное устройство внутренней двери передней. Одна створка обслуживает два проема – она может закрыть переднюю, объединив жилые помещения первого этажа с лестницей, ведущей на второй этаж, или же закрыть вход в эти помещения, объединив пространство передней и лестницы.
Все помещения первого этажа связаны между собой широким коридором (11,7 кв. м.), расположенным по продольной оси дома. Причем одни помещения (столовая, кухня, туалетная) выходили в этот коридор открытыми проемами до потолка, другие имели двери со створками.
Столовая (17 кв. м.) связана с передней и с лестницей на второй этаж, что включало ее в официальную часть дома (передняя – столовая – гостиная - мастерская). Это основное помещение первого этажа, где собиралась семья, где обедали, в том числе и во время приема гостей. Освещается столовая одним шестиугольным проемом и большим прямоугольным окном, выходящим в сторону уличного фасада.
Кухня (7 кв. м.) примыкает к столовой. В перегородку между этими помещениями встроен буфет, в котором было сделано передаточное окно. Из кухни хозяйка по переговорной трубке могла общаться с членами семьи, находящимися в других помещениях дома (внутренний телефон). В кухне два шестиугольных окна и шестиугольный проем в качестве ниши – холодного шкафа. Перед окнами – газовая плита (дом имел газ сразу с момента введения в эксплуатацию) и длинный стол. Над плитой стеклянный экран – вытяжка, позволяющая через вентиляцию удалять воздух от плиты, что особенно важно, так как кухня не имела закрывающейся двери.
К кухне примыкает санузел – ванная (с газовой колонкой и одним шестиугольным окном) и уборная. Далее по левой стороне от коридора расположены две небольшие одинаковые детские рабочие комнаты (4,5 кв. м. каждая). В плане – это секторы круга. В каждой комнате по одному шестиугольному окну. В детских рабочих комнатах все было предназначено для ученических занятий: вблизи окна у перегородки стояли письменные столы (свет слева), полки для книг – и все. На побеленном потолке этих комнат цветные треугольники: желтый у дочери, синий – у сына.
Справа от продольной оси в глубине дома расположена общая туалетная комната (11 кв. м.), имеющая три шестиугольных окна. В плане это сектор немногим больше четверти круга (на потолке – треугольный сектор брусничного цвета). Вдоль радиальных перегородок встроенные шкафы: справа от входного проема – женский (мать и дочь) белого цвета, слева – мужской (отец и сын) желтого цвета. В этой комнате в шкафах хранилась личная одежда всех членов семьи. Здесь переодевались, когда выходили из дому, здесь же переодевались и перед сном (в спальню шли в спальной одежде и в халатах, так как там не было никаких шкафов – только крючки для халатов). В туалетной комнате стоял диван, туалетный столик, большое зеркало. Зеркало расположено в конце продольной оси дома и просматривалось из коридора и даже из столовой.
Рядом с туалетной – рабочая комната хозяйки (5,4 кв. м.). Здесь был шкаф для белья, место для глаженья белья и швейной машины.
В доме имеется подвальный этаж, планировка которого во многом вынужденная. Когда копали котлован под фундамент дома, то обнаружили остатки фундаментов каких-то старых построек. Их сохранили, приспособив к ним планировку подвала.
Основное помещение подвала – камера калорифера (14,6 кв. м.), из которой теплый воздух по каналам расходится по всем помещениям дома (воздушное отопление позволяет непрерывно обновлять воздух в доме, создавая режим принудительной вентиляции). Топка калорифера соединена каналом с кухней (своеобразный мусоропровод); по нему вниз сбрасывается мусор, который можно было сжечь. Кроме того, в подвале устроены кладовая и погреб для продуктов.
Над первым этажом находятся три помещения (гостиная, спальня и мастерская), каждое из которых занимает одну из двух половин “восьмерки” и ограничено криволинейными стенами. В выходящем в сторону переулка цилиндре над первым этажом имеется один этаж, в другом цилиндре – два этажа. Высота помещений первого этажа и спальни (второй этаж) почти одинакова – 2,65 – 2,7 м, высота гостиной (второй этаж) и мастерской (третий этаж) – более 4,7 м.
На второй этаж ведет достаточно высокая лестница (с учетом необходимости вносить по ней мебель), которая, начавшись с прямого марша (ширина почти 110 см), переходит затем в винтовую лестницу (ширина 90 см). Выход с лестницы на второй этаж расположен на стыке обоих помещений этого этажа – спальни и гостиной. Створка двери с лестницы на второй этаж складывается, она может открываться целиком, если необходимо внести крупногабаритные вещи.
Спальня (43 кв. м.) предназначена только для сна, роли которого в жизни человека Мельников придавал особое значение. Спальня была общая для всех членов семьи. Она освещается 12 шестиугольными окнами. В ней нет никаких шкафов и никакой иной мебели, кроме встроенных в пол трех кроватей – двуспальной для родителей и односпальных для сына и дочери. Кровать родителей зрительно изолирована от кроватей детей двумя радиально расположенными перегородками-ширмами (не соприкасающимися между собой и не доходящими до наружных стен).
Информация о работе Творчество архитектора Константина Степановича Мельникова