Введение в специальность Дизайн среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Средовое проектирование заимствует методы других «субъектов» проектного сообщества, в т.ч. самого продвинутого из них, дизайна. Учебный курс по специальности «дизайн среды» учит сочетанию архитектурной, т.е. пространственной трактовке всех видов нашего материально-физического окружения – с дизайнерскими методами проектной реорганизации условий жизнедеятельности человека и общества. Это – специфический метод нового вида искусства, который, в конечном счете, формирует новое художественное содержание.

Содержание работы

Введение 3
1. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА 4
1.1. Понятие архитектурной среды 4
1.2. Цели проектного творчества 8
1.3. Типология средовых объектов и систем 10
1.4. Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм средовых объектов 12
1.5. Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования средовой композиции 14
1.6. Варианты включения оборудования и предметного наполнения в пространственную ситуацию 15
1.7. Понятие о предпроектном анализе. 16
Проектирование «по прототипам» и «без аналогов» 16
1.8. Проектный анализ в дизайне среды. 18
Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения 18
1.9. Преобразования и исправления композиционной схемы 20
1.10. Проблемы индивидуализации проектного образа 22
1.11. Эмоциональная организация среды. 27
Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна 27
1.12. Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА 28
2. ЖИЛАЯ СРЕДА 28
2.1. Жилая ячейка – пример средового объекта микроуровня 28
2.2. Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды. 32
Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в проектировании 32
2.3. Проблемы композиции жилой среды 35
3. СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 36
3.1. Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие типологий 36
3.2. Двойственность назначения объектов общественного комплекса. 39
Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного здания 39
3.3. Особые формы общественной среды. 42
«Среда – событие». Театрализация жизни современного общества 42
4. СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ 44
4.1. Назначение и структура производственной среды 44
4.2. Специфика проектирования объектов производственной сферы. 46
Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и «унифицированные» 46

Файлы: 1 файл

Введение в специальность Дизайн среды.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

«мойка-плита» на кухне, кровать с тумбочками. Как правило, эти зоны, сами по себе еще не образуют интерьера, т.к. не имеют собственных  ограждений и по разному комбинируются  в границах пространственного целого.

Комната (помещение) составляет масштабное содержание следующего уровня, а группа помещений разного назначения (спальня-кухня-гостиная-туалет и т.д.), но общего профиля составляют единый комплексный средовой объект, квартиру, соотнесенную по масштабу не с человеком-одиночкой, а с элементарной ячейкой общества – семьей.

Последующие уровни –  поэтажные секции, дом в целом, дом с его двором, квартал, район  – развивают начальные средовые структуры дальше, вливая в них  новые объекты и системы, предназначенные  для все большего количества людей, организованных в разного рода коллективы и сообщества. Причем среди помещений, пространств и сооружений каждого уровня не только специфически жилые элементы, но и объекты другого назначения: в квартале – детские сады, школы, магазины, в районе – культурные и спортивные центры, сады и парки, в городе – промзоны, ландшафтные и резервные территории. Именно поэтому «геометрическая» категория «масштаб», т.е. легко улавливаемое количество приходящихся на потребителя пространств, может служить объективным критерием типологического анализа среды.

Эти масштабные представления  о среде можно назвать условными  терминами «микроуровень», «мезо», «макро» и «гиперуровень». Внизу  находятся практически только интерьерные  пространства, обслуживающие одну генеральную  функцию (жилье, работа и пр.). На следующей ступени рассматриваются целостности комплексного характера – интерьеры «обрастают» фасадами и окружающей дом внешней средой, макроуровень становится полифункциональным. А верхние этажи занимают образования столь крупные, что мы перестаем воспринимать их непосредственно, как единую среду, а чаще по частям: магистрали отдельно, жилые комплексы и парки отдельно, и т.д.

Соответственно видоизменяются оборудование и предметное наполнение этих функционально-пространственных (масштабных) уровней. На нижних используется «типовое» наполнение и оборудование узкого назначения – предметы быта, массовая санитарная и кухонная техника – ванны, мойки, плиты.

Средние «этажи» активно  сочетают массовые и индивидуальные формы оборудования и наполнения, масштабный строй которых соотносится уже не с индивидуальным, а с «коллективным» потребителем. А верхние уровни имеют оборудование, вообще не привязанное к человеческим масштабам: мачты электропередач, и т.п., которые сомасштабны элементам городской застройки – мостам, зданиям и пр.

 

1.5. Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования средовой композиции

 

Наиболее общая рубрикация видов и форм оборудования и оснащения  среды любого назначения содержит 4 номинации:

    • Все то, что непосредственно участвует в осуществлении собственно средовых процессов – это специальное технологическое оборудование – станки, мебель, бытовые изделия и приборы используемые в трудовой деятельности, для приготовления и приема пищи, для сна и т.д.; - информационные устройства (от телефона до пультов управления); - вспомогательное оборудование (лифты, конвейеры, транспортные механизмы).
    • Оборудование, создающее условия для эффективного осуществления средовых процессов – инженерное оборудование (освещение, отопление и т.д.), встроенное или скрытое – вентканалы, батареи; и различные приборы и устройства – вентиляторы, обогреватели, торшеры и т.д.
    • Устройства, связанные с подготовкой к производственному или бытовому процессу и сохранению готового или промежуточного продукта – емкости, холодильники, чемоданы и т.д.
    • Вещи и устройства, украшающие среду или совершенствующие условия выполнения происходящих здесь процессов: элементы ландшафтного искусства, от цветов до аквариумов, произведения монументально-декоративного искусства, элементы бытового и производственного дизайна, обеспечивающие комфортность пребывания в среде.

 

Любой из названных групп  присуще тесное взаимопроникновение  утилитарного и художественного  начал, их совместная работа на эстетику среды.

Практически любая средовая ситуация динамична, обладает уникальной чертой – умением «приспосабливаться» к вкусам, привычкам и желаниям потребителя. АДАПТАЦИЯ (от латинского adaptatio – приспособление) – способность средовых объектов в процессе своего становления, развития и существования изменять часть характеристик «в угоду» интересам использующих их людей. Различают адаптационные явления ЧАСТИЧНЫЕ (перестановка мебели, замена части предметного наполнения, мелкие ремонтные работы) и КАПИТАЛЬНЫЕ (смена большинства визуальных и материально-физических параметров среды, появление фактически нового интерьера). Отмечают также обоюдный характер процессов адаптации – с одной стороны, человек изменяет какие-то черты своего окружения, с другой – среда формирует у него новые привычки и представления, меняя если не весь образ жизни, то хотя бы некоторые его параметры.

 

 

1.6. Варианты включения оборудования и предметного наполнения в пространственную ситуацию

 

Специфически средовой принцип  типологической дифференциации элементов  благоустройства среды – по способу и степени их участия в формировании ее пространственного комплекса.

Многие из них могут  быть статичными, подобно архитектурным  формам, а могут менять свое местоположение, образовывать в одной и той  же ситуации, но в разное время – новые пространственные комбинации.

Рассмотрим такую классификационную  цепочку уровней мобильности  разных форм средового обустройства:

    • «встроенное» оборудование – элементы оснащения, жестко интегрированные в архитектурно-пространственный каркас среды. Обычно это технологическое (станки, эскалаторы) или инженерное оборудование (короба вентиляции, камины, скрытое освещение), выступающие как «постоянные» детали арх. композиции, а иногда играющие в среде пространствообразующую роль.
    • приставное (пристроенное) объемное оборудование – чаще всего корпусная мебель, сантехника, осветительное оборудование, раздвижные перегородки, декоративные растения
    • в постоянных емкостях и т.д. Их размещение в интерьере обычно зафиксировано удобством пользования. Иногда эта расстановка может быть изменена почти без ущерба для функции, но с полной или частичной трансформацией облика интерьера, т.к. меняется пространственная ситуация.
    • стационарное предметное наполнение и объемное оборудование – вещи, которые обычно имеют постоянное место (телевизор, пианино), но могут быть переставлены без кардинального изменения характера помещения. К ним относятся декоративные элементы интерьера – крупные напольные вазы, картины и т.д.
    • подвижные объемные и напольные элементы – кресла, стулья, торшеры, нагреватели и т.д, имеющие несколько вариантов размещения, преобразующих облик интерьера.
    • мобильное наполнение – посуда, книги, игрушки, одежда и т.п. – которое может оказаться в самых неожиданных местах, хотя для них существуют свои стабильные варианты.

 

Если сравнить предложенную классификацию со сценографической организацией театрального дела, то проясняется  композиционная роль, которую играет каждая из групп в формировании среды.

Неподвижное встроенное оборудование, связанное с архитектурной  основой, выступает как своеобразная сценическая площадка, на которой разыгрывается тот или иной вариант развития интерьера.

Помимо дифференциации на элементы разной степени подвижности  предметная составляющая арх. среды  обладает еще одним принципиальным свойством – способностью формировать в пределах пространственной ситуации ОБОСОБЛЕННЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ относительно узкого назначения. В жилище это специальное оборудование кухни, гардеробной, прихожей, в других видах среды – место продавца в баре, информационно-справочный узел в универмаге, аэропорту, на городской площади. Каждый такой блок представляет собой композиционную предметно-пространственную структуру и существуют в среде не изолированно, а вместе с ее архитектурно-пространственным телом. Причем мобильная часть структуры подвижна и в композиционном плане – в зависимости от ее положения во времени и пространстве.

Визуальные коммуникации – специфическое средство формирования архитектурной среды.

Классификация основных форм:

    • текстовая (вербальная) информация;
    • «символические» (знаковые) ориентиры;
    • реклама световая;
    • пиктограммы;
    • декоративно-изобразительные указатели;
    • витрины, вывески.

 

 

1.7. Понятие о предпроектном анализе.

Проектирование  «по прототипам» и «без аналогов»

 

Все варианты задач композиционной организации средовых комплексов можно разделить на две группы:

создание объектов принципиально  новых, где синтезируются не встречавшиеся  ранее  технические, пространственные и образные параметры;

внесение новых качеств  в облик или техническое решение  объектов и систем, уже знакомых потребителю. Первый тип задач носит в теории дизайна название «проектирование без аналогов», второй «проектирование по прототипам». В обоих случаях потребитель получает некий новый товар, новый вид услуг, новое решение среды. Но характер проектных действий при этом не одинаков.

Первый вариант возникает, если состоявшиеся в прошлом способы  решения средовой проблемы исчерпали  себя, если появляются невиданные раньше технологические принципы, кардинально  преобразующие известные прототипы, если появляются новые проблемы – социального, художественного, научно-технического плана. Так в прошлом веке стремительно сменялись эстетические предпочтения – от ретро до деконструктивизма, так автомобиль и лифты преобразовали коммуникационную структуру, а потом и всю среду современного города.

Во втором варианте речь идет о совершенствовании, модернизации зарекомендовавшего себя приема организации  среды, приспособление отработанной технической  или пространственной схемы к  новым вкусам или обстоятельствам. Т.е. творческая энергия нацелена на поиск новых аспектов развития уже известной формы, она уже имеет «стартовую площадку» из эмоциональных и технических решений, и результатом должна стать их модификация, а не полный пересмотр и замена новыми Однако в дизайне, и средовом в т. ч., становление нового не является событием непредсказуемым, случайным.

Теория и практика дизайна разработали специальную  технологию проектного поиска новых  решений. Она носит название –  ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ и имеет  универсальный характер.

Например, известно, что  новизна дизайнерского «товара» имеет две стороны: прагматическую (когда улучшаются утилитарные, потребительские  или конструктивные качества вещи) и художественную (если меняются только показатели формы – конфигурация, цвет, фактура и т.п.).

Понятно, что и в  том и в другом варианте появляется новый продукт, новое состояние  среды.

Суть методики предпроектного анализа в средовом дизайне состоит  в расчленении процесса исследования предлагаемой дизайнеру ситуации на ряд этапов, самостоятельных по целям и результатам работы.

Первый этап – обследование, знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать. Техника этого этапа: изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов, выяснение их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы.

На втором этапе проектировщик  ставит себе задачу ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ  ЗАДАНИЯ. Ее смысл – восприятие задания  как проблемы, т.е. столкновения противоречий между обстоятельствами будущей жизни объекта и эксплуатационными характеристиками его структур.

Диалектика разрешения этих противоречий служит содержанием  следующего этапа – ТЕМАТИЗАЦИИ (выбора «тем») арсенала возможных решений  проблемной ситуации.

Завершает предпроектный анализ сравнение «тем», т.е. предложений, распутывающих отдельные узлы проблемы, сведение их в разные варианты согласованного общего решения, и выбор среди этих вариантов наиболее эффективного. Это еще не проект, а – дизайн-концепция, принципиальная дизайнерская идея будущего проекта, но уже содержащая его реально представимые формы: инженерно-технические, пространственные и т.д. Обычно дизайн-концепция формулируется в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожиданной метафоры, наиболее выпукло изображающей смысл дизайнерского предложения: «перетекающее пространство» в жилом доме, «сцена вокруг зала» в театре без антрактов, «город в городе» для гигантского супермаркета.

Дизайн-концепция может успешно разрабатываться и для объектов, имеющих прототипы и аналоги, и для тех, что появляются в проектном деле впервые: космических станций, трасс для автогонок и пр. Только для этого приходится особым способом обрабатывать исходную информацию – проводить СИСТЕМНЫЙ ПОИСК – перебирая известные способы технологических решений проблемы, составлять их в типологические системы. Существует и ПРОБЛЕМНЫЙ ВАРИАНТ формирования дизайн-концепции без прототипов – обусловленный новаторским видением проблем проекта и разработкой новых идей их решения: внедрением новых технологий или производственного процесса (компьютерные технологии), размещением средового комплекса в принципиально новом окружении (на Луне, под водой), изобретением новых строительных конструкций или материалов, необыкновенных технических устройств, образующих нестандартные и даже фантастические формы среды (например «виртуальная реальность»).

Информация о работе Введение в специальность Дизайн среды