Введение в специальность Дизайн среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Средовое проектирование заимствует методы других «субъектов» проектного сообщества, в т.ч. самого продвинутого из них, дизайна. Учебный курс по специальности «дизайн среды» учит сочетанию архитектурной, т.е. пространственной трактовке всех видов нашего материально-физического окружения – с дизайнерскими методами проектной реорганизации условий жизнедеятельности человека и общества. Это – специфический метод нового вида искусства, который, в конечном счете, формирует новое художественное содержание.

Содержание работы

Введение 3
1. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА 4
1.1. Понятие архитектурной среды 4
1.2. Цели проектного творчества 8
1.3. Типология средовых объектов и систем 10
1.4. Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм средовых объектов 12
1.5. Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования средовой композиции 14
1.6. Варианты включения оборудования и предметного наполнения в пространственную ситуацию 15
1.7. Понятие о предпроектном анализе. 16
Проектирование «по прототипам» и «без аналогов» 16
1.8. Проектный анализ в дизайне среды. 18
Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения 18
1.9. Преобразования и исправления композиционной схемы 20
1.10. Проблемы индивидуализации проектного образа 22
1.11. Эмоциональная организация среды. 27
Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна 27
1.12. Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА 28
2. ЖИЛАЯ СРЕДА 28
2.1. Жилая ячейка – пример средового объекта микроуровня 28
2.2. Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды. 32
Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в проектировании 32
2.3. Проблемы композиции жилой среды 35
3. СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 36
3.1. Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие типологий 36
3.2. Двойственность назначения объектов общественного комплекса. 39
Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного здания 39
3.3. Особые формы общественной среды. 42
«Среда – событие». Театрализация жизни современного общества 42
4. СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ 44
4.1. Назначение и структура производственной среды 44
4.2. Специфика проектирования объектов производственной сферы. 46
Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и «унифицированные» 46

Файлы: 1 файл

Введение в специальность Дизайн среды.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Замыкает список сегодняшних  тенденций формирования общественной среды стремление архитекторов и дизайнеров создать вообще новые, неизвестные ранее типы средовых объектов и систем. Некоторые из них, появившись и пережив период бурного расцвета, сегодня уже исчезли из жизни, например «кинотеатры для автомобилистов», наводнившие в 60-е годы США.

Другие только ищут свое лицо – таковы зрительные залы телестудий (поле чудес), со своим техническим и игровым оборудованием.

В этом отношении ХХ век  является впечатляющим примером. Потому что именно среда общественного  назначения, изначально направленная на реализацию форм общения человека и общества, является наилучшей сферой поиска в области изобразительного (во всеобъемлющем значении этого слова) искусства, которое и есть само по себе одно из мощнейших средств человеческого общения.

 

 

4. СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ

 

4.1. Назначение и структура производственной среды

 

В наши дни производственная сфера в развитых странах составляет основную часть созданных руками и разумом человека зданий, сооружений, и занимает ведущее место в  общей массе капитало вложений в мировое строительство. Электростанции, транспортные сооружения, средства связи, строительная техника…

Многообразие видов  промышленности определяет первую особенность  среды промышленных комплексов: многочисленность ее разновидностей и их внешнюю несхожесть, так как каждой разновидности присущи свой тип продукции, свой способ ее производства, своя форма участия человека в производственной деятельности.

Вторая особенность  – неизменная ориентация на прагматизм, рациональность организации, что отражается на общем деловом, суховатом характере эмоционального строя.

Третья особенность  связана с тем, что производственная сфера – самая подвижная, и  изменчивая часть созданного человечеством  мира. Научно-технический прогресс, кардинально меняющий практически  все технологии современного производства каждые 15-20 лет, полностью преобразует конкретные формы организации среды производственных комплексов, заставляет дизайнеров искать способы и средства ее безболезненного приспособления к новым задачам и обстоятельствам.

Отсюда еще одна черта  промышленной среды – радикальная  нетрадиционность, принципиальная новизна  составляющих ее визуальных форм, их независимость  от образов и «идеалов» прошлого при несомненной «техногенности», целесообразности и эффектности (выразительности) зрительных характеристик.

Четвертая особенность  – многогранность интегрирования производственной сферы в жизнь человека. Она  активно участвует в формировании специфического образа жизни разных слоев общества, занятых в производственных процессах, способствует выработке и утверждению все новых и новых технологий человеческой жизнедеятельности, что в свою очередь меняет мировоззрение, навыки и художественные идеалы общества и его отдельных членов.

Масштабность миссии промышленной среды – в созидании  всей совокупности материально-физической продукции, необходимой для сохранения и развития человечества. И производственное технологическое оборудование доминирует в образе среды на всех уровнях ее организации.

Определяющая роль производственных процессов и производственного («созидающего») оборудования, настроенность на физически ощутимый результат – появление конкретной продукции – пронизывает все «формальные» параметры проектирования среды для индустрии. Именно заполняющие среду станки, конвейеры, трубопроводы, дорожные механизмы, химические установки и т.п. – образуют ее главный зрительный компонент. Отсюда – ощущение «внечеловеческого» масштаба производственной среды; бесконечное разнообразие и непредсказуемость, оригинальность форм заполнения пространства; безусловное главенство визуальных качеств оборудования по отношению к качеству форм архитектурных оболочек процесса; преобладание логических, рациональных приемов организации пространства, преимущественное использование в пределах средовых объектов и систем преувеличенных (по сравнению с человеческими) габаритных характеристик.

Другими словами, основное содержание эстетического конфликта  в среде производственных зданий и комплексов – активно выраженное противопоставление «человек – машина», причем фактически побеждает в этой борьбе механическое, техногенное, «отчужденное» от человеческих свойств начало. Это обстоятельство в принципе отличает производственную сферу от ее функциональных «соседей», для каждого из которых характерна своя система эмоционально содержательных сопоставлений: для жилья это контакт «человек – пространство», для общественных зданий – взаимодействие личности и общества, для ландшафтных ситуаций – взаимоотношение человека и природы. Каждая из форм среды избирает свои приемы и средства разрешения присущих им идейно-художественных противоречий: в жилье для этого используется в основном предметное наполнение, в общественных сооружениях – архитектурная композиция, в ландшафтной среде – рациональность организации природных комплексов.

Свой арсенал средств для преодоления идейно-эстетического конфликта «человек-машина» имеется в производственной сфере. Главное среди них – образно-идеологическое «переключение» центра тяжести основных впечатлений с позиции «машина побеждает (подавляет)» на установку «создано человеком, подвластно ему», для чего используется ряд способов.

Специально нацеленный дизайн машин, механизмов, инженерного  оборудования. Здесь наиболее плодотворны  два направления:

    • первое – выявление рационального, логического начала, т.е. стремление сделать понятным, объяснимым назначение механизма, его строение, причем от зрителя не скрывается сложность, хитроумность этой конструкции, ее мощность и т.д.;
    • второе – приведение визуальных характеристик машин в соответствие с «идеальными» для человека представлениями:
      • о должном масштабе и цветовом климате нашего окружения, которые не должны отвлекать работника от дела, раздражать ненужной яркостью;
      • об ожидаемой тектонике машинного мира, с ясно    выраженными представлениями о покое, устойчивости, силе тяжести, динамизме движущихся деталей.

 

 

 

Комплексное формирование масштабных впечатлений, обязательное введение «второго» и «третьего» плана размерностей в общую масштабную шкалу средового объекта, чтобы  габаритные характеристики крупного дополнялись антропогенными «указателями масштаба».

Формирование эмоционального климата, гарантирующего защищенность, безопасность, психологическую комфортность пребывания человека в производственной среде, для чего зрительно выделяются «зоны риска», требующие повышенного внимания человека. Этот путь требует специального дизайна всех видов оборудования, особых планировочных и

объемно-пространственных предложений, как при работе с  архитектурным пространством, так  и при образовании пространственных структур из объемных форм технологического парка: станков и механизмов, зафиксированных в пространстве интерьера трубопроводов вентиляции и т.д.

Фундаментом большинства  профессиональных подходов к генеральной  задаче гуманизации, «очеловечивания» производственной среды являются две сферы интеллектуального творчества: эргономическая наука, «привязывающая» человеческий фактор к технике, и эмоционально-художественная интерпретация визуальных форм, окружающих нас на рабочем месте. Первая исследует вопрос «что надо сделать», чтобы производство стало удобным, безопасным, эффективным с позиций учета возможностей человеческого организма. Вторая – всем опытом художественного творчества, прежде всего изобразительного, отвечает на вопрос «как это сделать».

Проблемы эргономически  оправданных преобразований, которые следует вносить проектировщику в слагаемые среды, в наше время разрабатываются довольно успешно, и нашли отражение в большом числе специальных учебников, пособий с «типовыми» предложениями и  рекомендациями. Тогда как вопросы сознательного формирования эмоциональных характеристик среды в большинстве случаев решаются на интуитивной или субъективно-эмпирической основе.

 

 

4.2. Специфика проектирования объектов производственной сферы.

Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и «унифицированные»

 

Общие установки комплексного формирования композиционной структуры, интегрирующей архитектурные и  дизайнерские слагаемые производственной среды:

  • доминантой любого производственного процесса является главный источник получения продукции, технологическое или соответствующее ему инженерное оборудование. Поэтому формирование производственной среды есть по преимуществу дизайнерская задача, где теснейшим образом переплетаются: «пространственный дизайн», создающий условия для размещения производственных процессов, дизайн технологический (собственно производственного оборудования), дизайн инженерный (отопление, вентиляция), дизайн визуальных коммуникаций, обеспечивающий рациональность ориентации в средовой ситуации.
  • архитектурный дизайн производственной среды вторичен по отношению к технологическим процессам, нацелен на обслуживание производственных задач, и разрабатывает прежде всего функционально-прагматические решения: ограждение рабочих пространств,  рациональное размещение коммуникационных каналов и систем, обеспечение освещения, пожарной безопасности и т.д.
  • пространственное «тело» производственной среды, как правило, лишь «облекает» габариты и конфигурации технологических цепочек осуществляемых здесь процессов, которые могут быть разделены на 2 класса: а) крупные длительно эксплуатируемые комплексы (прокатные станы, химические установки, конвейеры автоматической сборки и т.п.), чьи планировочные и объемные параметры порождают специфику отвечающих им индивидуальных архитектурно-пространственных ограждений, и б) гибкие, легко приспосабливающиеся к пространственной базе комбинации «малогабаритных» рабочих мест, подсказывающие только общие габариты цеха, но безразличные к конкретике их планировочной структуры. Соответственно архитектурный дизайн промсооружений первого типа тяготеет к созданию уникальных специализированных объемно-пространственных схем, тогда как для объектов второго типа характерно создание «обезличенных» пространств, унифицированных для данного класса производств, что позволяет на одних и тех же площадях размещать различные варианты меняющих друг друга производственных цепочек.
  • в формировании объектов производственного назначения особенно важна роль коммуникационных систем (конвейеров, подъемных механизмов, проходов, проездов и т.д.), которые а) существуют в структуре средовых объектов как сложно взаимосвязанные материально-пространственные тела; б) составляют каркас материально-пространственной конструкции объекта и в) определяют композицию (порядок расстановки элементов) средового образования. Ибо в большинстве производственных процессов главное – это организация движения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции «в теле» средового объекта. Тогда как размеры и  формы обрабатывающего продукцию оборудования работают как «узлы» и «каналы», материализующие этот порядок.
  • дизайн оборудования (технологического и инженерного), как правило, должен вестись одновременно с проектированием рабочих мест и их комбинаций, причем станки, конвейеры и т.п. проектируются как объемные сооружения, а рабочие места, зоны и подводящие к ним коммуникационные «русла» - как пространственные системы. В результате облик производственного интерьера складывается как своеобразное взаимодействие «скульптур» станков и механизмов с окружающими их пространствами коммуникаций и рабочих мест, которые вместе образуют объемно-пространственный каркас средового «тела».
  • особой задачей формирования пространственной основы «уникальных» и «унифицированных» производств является создание систем инженерного обеспечения. При этом такие системы стремятся сконцентрировать в единых магистральных каналах.
  • в производственной среде существенно художественное «разделение труда» ее пространственной основы и элементов оборудования и наполнения: выразительность первой практически отодвинута на второй план, и «заслонена» в облике среды формами станков, инженерных коммуникаций и т.д., которые раскрывают и содержательную роль образа, и являются декором пространственной системы.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Введение в специальность Дизайн среды