Введение в специальность Дизайн среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Средовое проектирование заимствует методы других «субъектов» проектного сообщества, в т.ч. самого продвинутого из них, дизайна. Учебный курс по специальности «дизайн среды» учит сочетанию архитектурной, т.е. пространственной трактовке всех видов нашего материально-физического окружения – с дизайнерскими методами проектной реорганизации условий жизнедеятельности человека и общества. Это – специфический метод нового вида искусства, который, в конечном счете, формирует новое художественное содержание.

Содержание работы

Введение 3
1. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА 4
1.1. Понятие архитектурной среды 4
1.2. Цели проектного творчества 8
1.3. Типология средовых объектов и систем 10
1.4. Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм средовых объектов 12
1.5. Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования средовой композиции 14
1.6. Варианты включения оборудования и предметного наполнения в пространственную ситуацию 15
1.7. Понятие о предпроектном анализе. 16
Проектирование «по прототипам» и «без аналогов» 16
1.8. Проектный анализ в дизайне среды. 18
Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения 18
1.9. Преобразования и исправления композиционной схемы 20
1.10. Проблемы индивидуализации проектного образа 22
1.11. Эмоциональная организация среды. 27
Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна 27
1.12. Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА 28
2. ЖИЛАЯ СРЕДА 28
2.1. Жилая ячейка – пример средового объекта микроуровня 28
2.2. Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды. 32
Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в проектировании 32
2.3. Проблемы композиции жилой среды 35
3. СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 36
3.1. Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие типологий 36
3.2. Двойственность назначения объектов общественного комплекса. 39
Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного здания 39
3.3. Особые формы общественной среды. 42
«Среда – событие». Театрализация жизни современного общества 42
4. СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ 44
4.1. Назначение и структура производственной среды 44
4.2. Специфика проектирования объектов производственной сферы. 46
Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и «унифицированные» 46

Файлы: 1 файл

Введение в специальность Дизайн среды.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Трудней всего с пониманием сущности среды жилой – в ее пределах люди и воспитывают детей, и готовят пищу, и хранят вещи, и отдыхают. И все это – в  рамках тесно связанного общностью мыслей, имущества и судьбы «микроколлектива» - семьи. С другой стороны, нигде так полно и актино не реализуются «низменные», житейские потребности каждого человека -  сон, гигиена и др. Очевидно, что это сочетание лично-бытового, общественного и хозяйственного, можно обозначить словом «проживание», и есть ведущее начало становления характеристик жилой среды.

Именно с позиций  выявления главных задач, проблем  и средств формирования того или  иного типа среды, надо рассматривать  основные трудности и приемы их проектирования.

 

 

 

2. ЖИЛАЯ СРЕДА

 

2.1. Жилая ячейка – пример средового объекта микроуровня

 

Социально-бытовая обусловленность  видов жилища. Предметно-пространственные единицы формирования жилой среды, порядок их компоновки в жилые структуры. Оборудование как база формирования масштабности и эмоционального климата жилища.

Жилище – наиболее распространенный и знакомый нам  тип среды, обеспечивающий условия  проживания – существования человека. Сфера эта включает множество  материально-пространственных комплексов, принадлежащих разным слоям общества, ориентированных на собственные национальные и культурные традиции, на специфические климатические параметры и т.д.

Совокупность социально-бытовых  требований к типу жилой среды  формируется образом жизни донного человека или группы людей (семья, студенческий или рабочий отряд и пр.).

Именно он кристаллизует  наиболее общие, наиболее емкие характеристики поведения человека в быту, определяет количество и качество функций, осуществляемых в пределах жилища (от еды до воспитания детей) в зависимости от конкретики жизненных обстоятельств.

Если условно не принимать  во внимание законы стоимости, ограничивающие уровень комфорта жилой среды, то важнейшими среди факторов ее организации  считаются длительность пребывания (использования) и степень коллективности (социальная обусловленность) этого использования.

Чем короче срок связи  человека с данной жилой ячейкой (гостиница, каюта парохода и т.д.), тем ограниченнее круг требований к  ее оснащению, тем меньше отводится ему пространства и оборудования, обеспечивающих минимум предметно-пространственных услуг (сантехкабина, спальное место, емкости для багажа и т.п.). И наоборот, «постоянное» жилище всегда имеет тенденцию к «обрастанию» как бы ненужными, но дорогими человеку вещами и удобствами (специальное место для отдыха, для чтения, домашней работы и пр.), «резервными» пространствами многоцелевого использования. Соответствующие средовые структуры наиболее полно осуществлены в композиции «средней» городской квартиры, где есть места приготовления и потребления пищи, хранения продуктов и хозяйственных вещей, санитарно-технический блок, прихожая, спальни, зоны отдыха, общения с гостями и другие привычные нам элементы современного жилища.

Аналогично обстоит  дело с дилеммой «один или несколько жильцов». Правда при этом прирост площадей и технических устройств происходит не прямо пропорционально увеличению числа проживающих в ячейке, так как одни и те же элементы жилища могут использоваться его жильцами в разное время, совместно и т.п. Но в общем закон усложнения конструкции жилой среды с увеличением количества проживающих соблюдается неукоснительно.

Прежде всего, потому, что растет число реализуемых  в жилье функций, а стало быть, усложняется необходимое для  них оборудование, которому отводится специальное место, и возникают многочисленные интерпретации связей между этими предметно-пространственными элементами: игровое пространство для детей соседствует с зоной, где они учат уроки, тренажеры домашнего спортзала должны быть близко от ванной, санузлам лучше примыкать к спальням и т.д. Но, прежде всего усложняется «коллективная» функция жилья – общение, которое не только требует специальных площадей и оборудования (гостиная с камином, будуар хозяйки дома и т.п.), но и активно вливается в остальные зоны жилища, иногда перемещаясь по квартире без видимых тенденций локализации (процессы воспитания детей с одинаковым успехом осуществляются и в детской, и в гостиной, и в домашней мастерской).

Гибкость, многовариантность  использования жилого пространства – при внешней предопределенности его назначения – важнейшее свойство жилой среды, отражающее принципиальное стремление любого человека, любой семьи к полноте, многогранности проявлений личной жизни. А разного рода ограничения жизненных запросов (социальные, имущественные, религиозные и т.п.), хотя в известной степени и регулируют организационные структуры жилья, никогда не уничтожают свободы выбора линии поведения человека в пределах его жилища полностью. Ибо это в первую очередь «личное пространство» проживающих, и индивидуально-человеческое начало, в конечном счете, определяет все архитектурно-дизайнерские свойства жилой среды.

В наиболее чистом виде понятие  «жилая среда» воплощается на микро- и мезо- уровнях ее организации  – в собственно жилой ячейке и в их «связке», многоквартирном жилом доме в городском варианте. Более высокие уровни – жилой квартал, район – из-за многочисленных включений пространств и устройств нежилого назначения – теряют «личностную» ориентацию среды, хотя, безусловно, сохраняют окраску камерности, защищенности, присущую атмосфере жилых образований. Поэтому именно жилая ячейка (квартира, индивидуальный дом) максимально раскрывает черты и тенденции комплексного формирования объектов жилой среды.

Процесс проектного формирования среды этого уровня реально раскладывается на ряд стадий, отражающих последовательность «вживания» автора в суть стоящих перед ним проблем.

Первая – образование  и локализация в средовом пространстве функциональных ПОЛЮСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, сосредотачивающих разные «элементарные» процессы, свойственные жилищу. Формируются эти полюса всегда вокруг соответствующего процессу оборудования: кухонная плита, стол и мойка для приготовления пищи, обеденный стол со стульями – для приема пищи, кровать – как база места для сна и т.д. А оборудование притягивает к себе пространство, необходимое для нормального осуществления процесса. В результате образуются характерные предметно-пространственные единицы (зоны и блоки), запрограммированные на целенаправленную реализацию отдельных житейских надобностей, составляющих вместе целостную жилую ячейку.

Другими словами, отправной  точкой формирования средового организма  является специальное оборудование с принадлежащими ему пространственными  ресурсами, и изменение этого  оборудования (в габаритах, технологии, стилистике, декоративном оформлении) ведет к изменениям «элементарных» предметно-пространственных слагаемых средового комплекса аналогично усложняется, оборудуется специальными приборами микросреда, связанная с отдыхом, самообразованием, санитарно-гигиеническими процессами. Большинство этих «элементарных» процессов в настоящее время закреплено в хорошо отработанных архитектурно-дизайнерских стандартах – «нормалях», т.е. устойчивых габаритных предметно-пространственных сочетаниях, что во многом облегчает проектную работу с рядовыми формами жилища.

Вторая стадия – соединение «первичных клеточек» в укрупненные  взаимосвязанные системы: зоны, комнаты, помещения и группы помещений.

Компоновка первичных  средовых фрагментов жилой среды, как правило, чрезвычайно жестко привязана к наиболее устойчивым вариантам соподчинения ведущих для этого типа среды функциональных процессов. Так, квартира начинается с прихожей и продолжается коридором или холлом, которые служат распределительным узлом всех помещений, связывая все другие зоны жилища – кухню, санитарно-гигиеническую, спальню, гостевую и т.д. На этой стадии работ господствует не функционально обоснованная связка «пространство-оборудование», а функционально оправданное соединение нацеленных на то или иное использование собственно ПРОСТРАНСТВ. Здесь решаются задачи по преимуществу архитектурные: зонирование квартирных пространств, возможности совместного или раздельного использования зон или помещений при разных вариантах жизненных ситуаций, выделение «парадных» (доминантных) помещений, подчинение им остальных, интимных или «проходных», наконец, выработка идеи, соединяющей пространства квартиры: проход «на свет», «диагональная перспектива» помещений, «перетекающее пространство», «анфилада» и т.п.

На этой же стадии дизайнер, в конечном счете, реализует свои идеи через синтез пространства и  предметного наполнения. Ибо комбинировать  единичные предметно-пространственные элементы интерьеров в цельность  можно самыми разными способами. Кухню можно задумать как специализированную «машину для производства еды»; можно представить как развитый набор самостоятельных узкопрофилированных пространственных блоков – подготовительные работы, горячие процессы, хранение, сервировка; можно соединить с обеденным местом (кухня-столовая), считать частью общего нерасчлененного пространства холостяцкой квартиры и т.д. И всякий раз возникают специфические для задуманного варианта комплексы кухонного и сопутствующего оборудования, порождающие индивидуальные для этого сочетания приборов пространственные ситуации, и соответственно – особые средовые ощущения. Потому что на вооружении дизайнера находится не просто номенклатура тех или иных приборов и пространств, но и свойства их формы – контрасты и соподчинение визуальных впечатлений, эмоциональные воздействия цвета, пропорций, ассоциации стилей, фактур и ритмов.

Третья стадия – художественно-творческая работа по созданию:

    • отдельных художественно завершенных помещений, скомпонованных из самостоятельных функционально ориентированных уголков и зон, каждое со своим эмоционально-эстетическим климатом, оборудованием, декором;
    • комплексов этих помещений, образующих индивидуально-окрашенное жилище данной личности или семьи. Средовую композицию, где все компоненты квартиры (помещения) соединены конкретной предметно-пространственной (архитектурно-дизайнерской) идеей, в которой, подчеркивая достоинства друг друга, наиболее полно и интересно проявляются свойства ее элементов, всех вместе и каждого по отдельности.

Особая часть завершающей  стадии проектирования жилища – формирование и уточнение ее эмоционального климата.

В принципе ведущую эмоциональную  интонацию дома или квартиры генерирует функциональное содержание жилой среды, однако архитектурно-дизайнерская реализация этого ощущения – задача сугубо профессиональная, и решается она прежде всего работой с декором и отделкой предметного наполнения, которое является средством формирования масштабных ощущений в жилище.

Прорабатываются форма, размеры, фактура и членения мебели, рисунок штор и обоев, приемы освещения и формы осветительных приборов, а главное - выбирается эмоционально-психологическая ориентация будущего убранства. Вариантов множество; мягкая «кожаная» мебель; ковровые композиции, текстиль и дерево как способ отделки; подчеркнутое обращение к «естественным» мотивам и материалам. Все это придает основному настроению камерности, комфортности, индивидуальности жилого пространства совершенно разные эмоциональные оттенки – от «роскошной» расслабленности до суховатой целеустремленности. И этот аспект работы как бы завершает период формального – «до заселения» - создания жилой среды, которая теперь обладает рядом хорошо воспринимаемых характеристик.

Жилая среда – это  всегда «лично» ориентированное  образование, где контакт человека (семь, малой группы) и его окружения происходит непосредственно, напрямую: мы обращаемся к нужному нам оборудованию, мебели, вещам и пространствам квартиры «сразу», без посредников.

Поэтому – масштаб  жилой среды (масштабность ее составляющих) характерен тремя близкими по размерности и комплексно «перетекающими» друг в друга градациями: «меньше человека» (посуда, бытовые вещи и проч.), «такие как человек» (прежде всего мебель и др. крупное оборудование) и «больше человека» - собственно жилые помещения. Иначе говоря, базовая масштабная единица жилой среды сам человек, вернее соотнесенный с его обликом предметны, вещный мир жилища.

Из-за этого, ведущим посылом, доминантой профессионального формирования жилого интерьера является его «обстановка» - вещи, оборудование, мебель.

 

 

2.2. Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды.

Адаптация жилой  среды. Интерпретация адаптационных  закономерностей в проектировании

 

Функциональные причины  архитектурно-дизайнерской адаптации  жилой среды сводятся к ограниченному числу модификаций так или иначе устоявшихся жизненно-бытовых процессов:

«ЕЖЕДНЕВНЫЕ» бытовые  деформации, связанные со временем суток. Эти деформации не связаны  с капитальными изменениями среды (частичная перестановка мебели, изменение  освещения).

«Эпизодические» трансформации жизненного уклада (приезд гостей, праздничный вечер). И в этом случае можно обойтись без коренных переделок интерьера. Вместе с тем дух среды, ее характер, могут изменяться весьма активно.

«СЕЗОННЫЕ» изменения. Эти деформации близки эпизодическим и не требуют принципиальных изменений среды.

Кардинальные изменения  образа жизни: изменение материального  положения, новый состав семьи. Как  правило, это влечет за собой ломку  общей пространственной ситуации (передел  комнат, капитальный ремонт с перестановкой перегородок). Но особенно сильно смена образа жизни отражается на структуре предметного наполнения: заменяется и переставляется мебель, и т.п. Происходят принципиальные деформации среды.

Спонтанное длительное преобразование образа жизни: покупка  новых вещей, частичный ремонт, внедрение технических усовершенствований (электроника, новое кухонное и др. оборудование), трансформация вкусовых представлений и т.п. В этом случае средовые изменения накапливаются исподволь, долгое время, но в какой-то момент может оказаться, что семья живет, фактически, уже в другой среде.

Информация о работе Введение в специальность Дизайн среды