Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:47, реферат
Информатизация общества требует резкого увеличения видов и объемов информации, необходимой эффективной деятельности человека, а значит, возрастает значимость решения проблем ее отбора, фильтрации, хранения и использования. В настоящее время новые информационные технологии широко используются во всех сферах деятельности человека.
Особое место они имеют в сфере управления сложными системами. Системное использование таких информационных технологий неизбежно приводит к глубоким изменениям в технологиях управления...
Введение……………………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Определение задач информационного обеспечения управления, подлежащих автоматизации………………………………………………..стр.4
Глава 2. Создание базы данных…………………………………………стр.7
Глава 3. Построение экспертных систем управления…………………стр.8
Глава 4. Автоматизация деловых процессов……………………….....стр.17
Глава 5. Автоматизация рабочих мест: конструктора; разработчика технической документации; руководителя………………………………..стр.22
Глава 6. Автоматизация документооборота……………………………стр.29
Заключение……………………..………………………………………..стр.35
Эти изменения стали возможными
благодаря двум основным факторам:
выделению в алгоритме
Обычные программы имеют
фиксированную
Изменение в структуре и повышение вследствие этого общего интеллекта компьютерных программ является ключевым для определения экспертных систем, и это естественно, так как, для того чтобы стало возможным повысить интеллект программ, необходимо усложнить их организацию и структуру. Таким образом, можно попытаться дать определение экспертной системы.
Экспертная система - это компьютерная программа, которая моделирует рассуждения человека-эксперта в некоторой определенной области и использует для этого базу знаний, содержащую факты и правила об этой области, и некоторую процедуру логического вывода.
Для того чтобы пользователь
мог эффективно взаимодействовать
с экспертной системой, ее интерфейс
должен выполнять две основные функции:
давать советы и объяснения пользователю
и управлять приобретением
У экспертной системы должно быть два режима работы: режим приобретения знаний и режим решения задач. В режиме приобретения знаний эксперт общается с экспертной системой при посредничестве инженера знаний, в режиме решения задач в общении с экспертной системой участвует пользователь, которого интересует результат и способ его получения. Экспертная система в отличие от решения задач по алгоритму не исключает пользователя из решения, а, наоборот, сохраняет за ним инициативу. В то же время ЭС не является просто пассивным источником полезной информации подобно книжному справочнику или базе данных. В нужные моменты ЭС подсказывает необходимое направление решения задачи, развивает цепочки умозаключений, объясняет свои действия.
Искусственный интеллект
давно стал источником новых технологических
приемов, решений, которые широко вошли
в практику программирования, так, в
работах по искусственному интеллекту
берут свое начало такие идеи, как
разделение времени, обработка списков,
редактирование и отладка программ
в диалоговом режиме, эвристическое
программирование, графический интерфейс,
использование полиэкранного
С точки зрения решения основной задачи экспертных систем: кодирования знаний о предметной области и их использования для решения проблем в этой области наиболее существен опыт исследователей искусственного интеллекта в решении задач представления знаний и распознавания образов.
Для разработки ЭС используются
те же языки и системы
Особенно перспективной для экспертных систем оказалась реализация языка Пролог. Основная идея логического программирования состоит в отделении логики программы от управления ходом вычислений, что делает процесс создания программы более прозрачным.
Целью поддержки разработки является облегчение творческого и интеллектуального пути от идеи к ее описанию в доступной ЭВМ форме, специфика средств, языков программирования и пользовательских интерфейсов оказывают существенное влияние на технологию создания ЭС: разработчику приходятся тратить больше времени на перевод идеи на язык ЭВМ, чем на доводку самой идеи. Поддержка разработки должна освободить пользователя от как можно большего числа деталей и позволить ему сосредоточиться на идее.
Эволюция средств разработки ЭС может быть разбита на четыре этапа. Для этой эволюции характерны две тенденции: увеличение степени охвата этапов жизненного цикла ЭС; движение от использования дискретных средств ко все более интегрированным целостным системам.
Существуют различные средства поддержки разработки программ. Трансляторы языков программирования и отладчики для контроля за состоянием программ во время выполнения были в числе первых таких средств. Отладчики наряду с экранными редакторами и в настоящее время остаются наиболее часто используемыми средствами. К другим популярным средствам относятся программы 'красивой' печати, поддержка управления конфигурацией, программа перекрестных программных ссылок и трассировщик выполнения.
Перечисленные средства
являются дискретными и
Следующим шагом в развитии средств разработки был интегрированный набор средств, названный 'инструментальным ящиком', каждое средство проектировалось с учетом остальных, поэтому система обеспечивала возможность обращения к другим средствам.
Например, такие системы,
как Turbo-Prolog, Interlisp-D, позволяют программисту
запустить программу сразу
Проектирование больших программных средств является сложной проблемой. разбиение жизненного цикла на несколько этапов (анализ требований, спецификации, проектирование, реализация, тестирование и отладка, работа и сопровождение) направлено на уменьшение сложности проектирования путем изолирования и упорядочения важных задач в процессе разработки.
Interlisp-D, Turbo Prolog поддерживают
только этапы реализации и
отладки. Исследования
Успех методов искусственного интеллекта в различных областях мотивировал их применение в разработке программного обеспечения. Показательными системами являются проект 'Помощник программиста' в Массачусетском технологическом институте, проект "Пси' в Станфордском университете, в этих проектах осуществляется попытка моделировать знания, которыми пользуется программист для понимания, проектирования, реализации и сопровождения программы. Эти знания могут быть использованы экспертными системами для частичной автоматизации процесса разработки программ.
В заключение отметим некоторые особенности этапов жизненного цикла экспертных систем.
Тестирование экспертных систем отличается от тестирования обычных систем.
Во-первых, экспертные системы часто обладают недетерминированным поведением, потому что стратегия разрешения конфликтов может зависеть от параметров времени выполнения. Это делает поведение невоспроизводимым, и, следовательно, более трудным для отладки.
Во-вторых, для правил
в отличие от процедур в
традиционном программном
В-третьих, число способов,
которыми могут быть
Макетирование является единственным эффективным способом тестирования экспертной системы.
Сопровождение и модификация - важная часть разработки экспертных систем. Правила базы знаний эволюционируют с накоплением опыта их применения, и, следовательно, модифицируются чаще, чем алгоритмы. Правила могут также зависеть от времени, поэтому их достоверность может также изменяться со временем.
С разработкой и использованием
экспертных систем тесно связаны
такие понятия, как знания и базы
знаний. Особая роль знаний в экспертных
системах обусловлено, прежде всего, областью
их применения, экспертные системы
предназначены для решения
Источниками знаний для конкретной ЭС могут быть учебники, спавочники, материалы конкретных исследований в проблемной области и т.п. сами разработчики могут иметь теоретические знания и практический опыт в данной области. Но классическим источником знаний является эксперт- профессионал в данной предметной области. Таким образом приобретение знаний требует учёта человеческого фактора. Для успешного решения этой проблемы необходимы совместные усилия математиков, программистов, психологов.
На настоящий момент нет готовых систем, позволяющих исключить человека из цепочки, причастной к формированию БЗ, однако имеются теоретические исследования и исследовательские разработки, наличие которых позволяет выделить три класса способов приобретения знаний:
Традиционный диалог эксперта с инженером по знаниям, в котором все знания предоставляются экспертом.
Автоматическая генерация знаний, которая позволяет часть правил получать автоматически.
Построение индивидуальной модели исследования предметной области конкретным экспертом, позволяющей организовать целенаправленный процесс исследования этой области на основе индивидуальных представлений данного эксперта.
При разработке ЭС необходимо начинать работу с создания “бумажной” её модели. Эта модель формируется в процессе общения с экспертом. При этом выделяются основные понятия, которыми оперирует эксперт, формируется тезаурус системы. После этого на нескольких несложных примерах подробно анализируется метод, которым эксперт решает такого рода задачи. Таким образом разрабатывается алгоритм задачи.
В базе знаний в некотором закодированном виде хранятся формализованные знания эксперта. На современном этапе развития ЭС используется несколько форм представления знаний. Выделим из них четыре основные:
1.“Тройка” объект- атрибут-
значение, например: дом- цвет- зелёный;
пациент- температура- высокая.
2.Правила продукций в
виде: Если пациент болен гриппом
И стадия заболевания
Правило продукции состоит из двух частей: посылки (ЕСЛИ) и заключения (ТО), каждая из которых состоит из конъюнкции утверждений более низкого уровня детализации.
3.Фрейм. Представляет
собой именованную таблицу с
некоторым количеством слотов- ячеек,
имевших свои имена и
4.Семантическая сеть. Это ориентированный граф, вершины которого соответствуют объектам (событиям), а дуги описывают отношения между вершинами.
4. Автоматизация деловых процессов
С некоторым опозданием,
по сравнению с Западом, в России
медленно, но верно начинают понимать
всю важность комплексного подхода
в автоматизации предприятий
и организаций. На собственном горьком
опыте и благодаря множеству
публикаций в компьютерной прессе многие
осознали, что эффективность
Информация о работе Анализ задач ИОУ подлежащих автоматизации