Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:47, реферат
Рынок рассматривается в экономической науке как наиболее эффективный из известных инструментов развития экономики, основной особенностью которого выступает способность к саморегулированию, поскольку независимые производители, учитывая спрос потребителей, решают, что и сколько производить. В основе эффективного функционирования рынка лежит конкуренция, которая является основным мотивом, побуждающим предприятие к борьбе за место на рынке. В результате рынок, где встречается потребитель и производитель, стремится к уравновешиванию спроса и предложения товаров.
Глава I. История развития рынка информационных ресурсов и услуг.............................................................................................................. 3
1.1. История развития……………………………………………………... 3
1.2. Новые виды субъектов рынка информационных ресурсов………... 5
1.3. Информационная революция 60-х гг. XX в.: компьютеры и базы данных........................................................................................................... 10
1.4. Информационная революция 90-х гг.: Интернет……………………13
Глава II. Рынок информационных ресурсов и услуг в России………19
2.1. Становление и развитие рынка……………………………………… 19
2.2. Новые государственные и некоммерческие службы………………. 21
2.3. Коммерческие информационные службы……………………………21
2.4. Влияние Интернета на российский рынок информационных услуг
Глава III. Сферы рынка информационных ресурсов…………………..26
3.1. Рынок информации……………………………………………………26
3.2. Рынок электронных сделок…………………………………………. 28
3.3. Рынок электронной глобальной коммуникации…………………….30
Список используемой литературы…………………………………….32
Содержание
Глава I. История развития рынка
информационных ресурсов и услуг.........................
1.1. История развития……………………………………………………..
1.2. Новые виды субъектов рынка информационных ресурсов………... 5
1.3. Информационная
революция 60-х гг. XX в.: компьютеры и базы
данных........................
1.4. Информационная революция 90-х гг.: Интернет……………………13
Глава II. Рынок информационных ресурсов и услуг в России………19
2.1. Становление и развитие рынка……………………………………… 19
2.2. Новые государственные и некоммерческие службы………………. 21
2.3. Коммерческие информационные службы……………………………21
2.4. Влияние Интернета на российский рынок информационных услуг
Глава III. Сферы рынка информационных ресурсов…………………..26
3.1. Рынок информации……………………………………………………
3.2. Рынок электронных сделок…………………………………………. 28
3.3. Рынок электронной глобальной коммуникации…………………….30
Список используемой литературы…………………………………….32
Рынок рассматривается в
экономической науке как
Рынок информационных ресурсов и услуг можно определить как совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой ресурсов и услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. В основе предлагаемого определения рынка информационных ресурсов лежат уточненные классические определения рынка как совокупности экономических отношений по поводу купли-продажи.
Информационная деятельность выделилась из научной деятельности и деятельности по политическому и хозяйственному управлению как одно из направлений разделения интеллектуального труда и специализации в нематериальной сфере для выполнения части рутинных функций еще в доэкономическую эпоху.
Первым специализированным информационным органом стали государственные (пусть и доступные ограниченному кругу пользователей, но не личные) и академические библиотеки - хранилища знания в виде документов, в основном, рукописных книг. С этого времени существенная часть информационной деятельности стала государственной и финансировалась из бюджета.
Первыми тематическими областями информационной деятельности стали области научной и технической, правовой и социальной информации; другими словами, рынок информационных ресурсов формировался как рынок информации для специалистов.
Первыми видами информационных услуг стали услуги хранения информации - документов в виде рукописей и рукописных книг, а также ее поиска - авторские и систематические каталоги библиотек, облегчающие поиск необходимой информации. В это время возникли и такие виды информационных услуг как копирование документов и их фрагментов, а также подготовка обзорной, аналитической информации по заданной теме, осуществлявшаяся работниками библиотек.
Появление новой информационной технологии – книгопечатания и переход общества на индустриальную стадию не изменили состава участников информационной деятельности. Вместе с тем, число библиотек, как и число их читателей, увеличилось, а среди потребителей информации росла доля представителей бизнеса. Библиотеки, работающие бесплатно при финансировании из государственного бюджета как одно из направлений народного образования и роста культуры, привели к использованию информационных ресурсов и массового потребителя, заинтересованного в доступе к информации для специалистов в целях самосовершенствования. В таком виде информационная деятельность пребывала до середины XIX в., когда, в связи с резко возросшим темпом прироста знаний и информации в отдельных областях и, прежде всего в химии и физике, появился первый реферативный журнал – информационный продукт, позволяющий получить представление о содержании документа, до обращения непосредственно к документу. Использование реферативного журнала (РЖ) позволяло пользователю быть в курсе изменения системы знаний при приемлемых затратах времени.
Прогресс в книгопечатании, подготовка специальных справочных изданий и энциклопедий, а также появление научных, деловых и массовых журналов, который является важным для развития информационного сектора общественного производства, не относятся к изменениям в информационной деятельности, рассматриваемой в узком смысле, и рынке информационных ресурсов. Вместе с тем, книгоиздание привело к возникновению рынка книг и периодики, который, в свою очередь стал моделью для рынка информационных ресурсов.
Реферативный журнал составил основу рынка информационных ресурсов вплоть до начала 60-х гг. прошлого века, когда им на смену пришли базы данных. Именно РЖ, распространяемые с использованием механизма и инфраструктуры торговли периодики (цены, зависящие от объема - числа печатных листов, подписка при авансовой оплате, решающая вопросы оборотного капитала) заложили основы формирования сначала национальных рынков, а затем и международного рынка информационных ресурсов и услуг.
Вплоть до достижения индустриальным обществом определенного уровня развития, когда информация еще не влияла непосредственно или влияла недостаточно (не в качестве ведущего фактора) на производительность общественного труда, существенная часть деловой и коммерческой информации поступала в общественное производство хотя и в отфильтрованном и сгруппированном виде, но через широкоадресные каналы – в основном через печатные источники, книги и периодику – прежде всего универсальные средства массовой информации (СМИ).
Уже с конца XVIII в. с резким расширением деловой сферы, с развитием заморской торговли внимание бизнеса стала привлекать не только научно-техническая и другие виды информации для специалистов, но и специальная деловая и коммерческая информация и деловые новости. Постоянно повышалась роль газет в качестве источников такой информации. В первой половине XIX в. появились специальные деловые газеты, рассчитанные на деловое сообщество в качестве основного потребителя.
С этого времени сформировались и принципы издания газет, рассчитанных на предпринимателя, часть которых дожила до настоящего времени (например, в виде девиза газеты New York Times – “вся информация достойна изложения”). Идеи, лежащие в основе появления деловых газет, справедливы и сейчас, и им, например, следует крупный многонациональный концерн Financial Times, издающий популярную одноименную деловую газету и деловой еженедельник Economist. Суть этих идей состоит в том, что газета должна дать предпринимателю знание не только о меняющейся ситуации (деловую информацию), но и представление о среде, в которой ведется его бизнес с точки зрения участников, товаров и услуг (коммерческую информацию). Она должна сообщать и о событиях, связанных с этими участниками (деловые новости), а также информацию об условиях бизнеса в целом. Бизнесмен должен знать обстоятельства, в которых он существует и понимать, что происходит. Отсюда роль газет, а затем и телеграфных (информационных) агентств – сообщать деловые новости.
Толчком к появлению новых видов информационных услуг, ориентированных на деловую и коммерческую информацию, стало освоение западных территорий в США. Несмотря на большие расстояния, постройка телеграфных линий связи в рамках территории одной страны не вызывала значительных трудностей и не требовала чрезмерных инвестиций (в отличие, скажем, от существенных вложений, требуемых для прокладки подводных кабелей, соединивших Европу с Америкой, а затем и Азией, или политических трудностей постройки международных каналов в Европе или между Европой и Азией при необходимости пересечения границ нескольких стран).
При этом у бизнеса возникли новые информационные потребности в деловой и коммерческой информации, которые не могли быть удовлетворены существующими источниками информации и видами информационных услуг. Во-первых, это были потребности в данных о текущих ценах на бирже (в основном на биржевые товары – зерно и мясо, а позже на уголь, металлы и финансовые ресурсы). Во-вторых, данные о потенциальных торговых и деловых партнерах или заемщиках банков. Ответом на эти потребности стали услуги доступа к оперативной биржевой информации с использованием телеграфа в виде тикерной ленты, содержащей котировки акций и ставки по привлечению и размещению финансовых ресурсов, доступной в режиме он-лайн прямо с биржи или через специальные службы биржевой информации и услуги в области коммерческой информации об участниках рынка и кредитного рейтинга, присваиваемого специальными агентствами.
Данные информационные услуги первоначально, с момента своего возникновения, были платными и подготавливались, продавались или оказывались на рыночных основах и через рынок информационных услуг по высоким ценам. Эти цены основывались не только и не столько на стоимостных факторах (оплата затрат на подготовку и доставку по каналам связи), но и на предельной полезности, так как использование этой информации и информационных услуг в деловой практике давало немедленный и осязаемый эффект, часть которого уплачивалась через рынок информационных услуг информационным службам.
Необходимость комплексного удовлетворения потребностей бизнеса в информации привела к тому, что еще в конце XIX в. появились (и благополучно дожили до XXI в.) службы, интегрирующие предоставление биржевой и финансовой, статистической и коммерческой информации, деловых новостей, а также общих – политико-социальных и культурных новостей, – национальные телеграфные агентства с международным охватом, как источников информации, так и потребителей.
Позже, уже в первой половине
XX в., с развитием процессов
Обострение проблемы реализации,
глобальные экономические кризисы
и начавшийся в первой половине XX
в. переход к организации бизнеса
на принципах маркетинговой
Рост информационных потребностей бизнеса вызывал изменения и в секторах рынка информационных услуг, связанных с информацией для специалистов, где традиционно доминировало государство. Часть сектора информации для специалистов вышла из рамок публичного сектора общественного производства, когда в структуре корпораций образовались такие специализированные подразделения информационной деятельности, как специальные библиотеки. Существуя в рамках корпораций, эти библиотеки не выходили на рынок информационных услуг в качестве поставщиков информационных услуг, но стали их активными покупателями, обладающими солидными бюджетами, способствуя укреплению и развитию рынка информационных услуг.
В связи с ростом информационных потребностей со стороны бизнеса и усиления специальных библиотек, уже к концу XIX в. традиционный набор источников информации, включающий непериодические и периодические издания, расширился за счет включения в их состав каталогов продукции и услуг, а также разнообразных патентных документов (прежде всего, заявок и патентных описаний), а в дальнейшем и непубликуемых документов (отчетов о научно-исследовательских работах и диссертаций, переводов, нормативно-технических документов).
В конце 30-х гг. XX в., когда в США в рамках антикризисных мероприятий коммерческие и инвестиционные банки были разделены, и инвестиционным банкам потребовалось завоевать утраченное или сильно пошатнувшееся доверие мелких, а также таких крупных институциональных профессиональных инвесторов, как пенсионные и взаимные фонды появился новый вид информационных услуг – аналитические материалы по состоянию отраслей и рынка, подготовленные специально в расчете на инвесторов.
Зарождение рынка информации для специалистов (прежде всего научно-технической информации) и соответствующего сектора рынка информационных услуг также находилось под влиянием повышения роли знаний и информации в качестве решающего фактора экономического роста, т. е. с расширением использования информационных ресурсов в бизнесе.
Уже к концу XIX в. все возрастающая часть информационных услуг в области информации для специалистов, оказываемых вне библиотек, стала предоставляться на рыночных условиях. Этому способствовало как появление специальных библиотек, принесших в дополнение к бюджетным дополнительные средства в информационную деятельность для закупки источников информации, для подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг, так и изменение государственной политики в области информации и рост государственных затрат в этой области.
В результате в большинстве стран на рынке информационных услуг образовались некоммерческие и коммерческие национальные службы, обрабатывающие мировой поток по определенной тематике информации для определенной страны.