Динамика развития мирового рынка информации и информаци-онных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 00:48, реферат

Описание работы

Важным понятием для выявления сущности информации и информационных услуг и продуктов в условиях рыночной экономики выступает понятие полезного эффекта труда. К. Маркс использовал это понятие для обозначения вещей и действий, которые не могут выступать продуктами, товарами или услугами, так как по своим свойствам не соответствуют таким требованиям к продукту и товару, как однородность, массовость и воспроизводимость, или такому требованию к услуге, как нацеленность на производство добавочной стоимости. Эти вещи и действия приобретают рыночную форму товара или услуги благодаря цене, но от этого собственно товаром или услугой не становятся.

Файлы: 1 файл

10 вариант.docx

— 52.72 Кб (Скачать файл)

Коммерческая  информация при подготовке важных решений  часто используется совместно и в сочетании с деловой, биржевой и финансовой, экономической и статической информацией, с таким видом специальной информации как правовая, новостями, а иногда и НТИ, например, при поиске норм и стандартов.

У биржевой и коммерческой информации потребители различаются  и по характеру и по рангу. Если биржевая и финансовая информация в основном используется высшими руководителями специалистами, а также всеми теми, кто активно участвует в операциях на бирже, то у коммерческой информации основными потребителями выступают руководители среднего звена.

Несмотря на высокую  ценность, коммерческая информация как  на Западе, так и в России обычно является недорогой, и это стимулировало  процесс ее включения в Интернет. Это связано с тем, что первоначальные вложения в ее создание были сделаны давно - еще в эпоху печатных справочников и баз данных, подготавливаемых в государственных учреждениях, а актуализация имеющейся информации не требует существенных затрат, так как за один раз, как правило, изменяется лишь незначительная часть (10-15%) информации.

На российском информационном рынке коммерческую информацию можно считать дефицитной, потому что коммерческие информационные службы в последние пять лет в условиях низкой покупательной способности пользователей и сохраняющейся неготовности платить за информацию так и не решили эту проблему по примеру развитых стран. Представляется, что Интернет может дать такое решение, но необходимо, чтобы ИБД коммерческой информации отказались от идеи размещения в сети коммерческих баз данных, а перешли на принципы распространения информации по методу желтых страниц, т. е. оплачивали бы подготовку справочной информации за счет рекламодателей, а не пользователей. Сделать это будет непросто, так как в России с ее неразвитой информационной культурой удельные затраты на актуализацию коммерческой информации выше, чем за рубежом.

Однако значимость Интернета для распространения  коммерческой информации России выше, чем на Западе.

В России с 1995г. коммерческая информация по открытым акционерным  обществам, извлеченная из проспектов эмиссий акций и открытая для всех пользователей, предоставлялась в Интернете через сервер Института коммерческой инженерии и некоторые другие. Кроме того, в России важнейшим источником официальной коммерческой информации по предприятиям всех форм также выступают государственные организации, например, местные регистрационные палаты, ГИВЦ Госкомстата с базой данных, Государственный регистр предприятий РФ, Минимущество, Центральный Банк РФ, другие федеральные ведомства, например, МВЭС, Государственный таможенный комитет, их институты, а также сохранившиеся отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Некоторая часть коммерческой информации в России также обеспечивается информационными службами общественных организаций. Это, например, реестр предприятий-партнеров для эффективной предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, который пыталась подготавливать Российская торгово-промышленная палата, реестры Ассоциации российских банков (АРБ), других профессиональных ассоциаций и союзов и т. п. Эта информация уже существует в электронной форме, и никаких препятствий для организации доступа к ней через Интернет не имеется.

Базы данных по предприятиям могут охватывать промышленные предприятия и предприятия других отраслей общественного производства, включать информацию по узкоспециализированным предприятиям всего мира, например, по отелям, информацию по предприятиям определенного вида, например промышленным, значительного числа стран или экономической группировки стран, например ЕЭС или региона - Европы, Азии. Базы данных по предприятиям нескольких видов, как правило, относятся к предприятиям одной страны. Примером таких узкоспециализированных баз может служить база СоrpTech, содержащая описания корпораций США, работающих в области высокой технологии.

Базы данных по предприятиям могут быть специализированными  на информации не только в зависимости от сферы деятельности или отрасли, к которой относится предприятие, но и в зависимости от формы предприятия, например, базы данных по публичным и частным компаниям или базы данных по корпорациям.

Полнота сведений о предприятиях в базах данных может быть различной.

Основным источником сведений о предприятиях могут выступать  те сведения, которые обязаны сообщать обществу о своей деятельности предприятия, объявившие себя публичными (и получившие благодаря этому некоторые финансовые и налоговые льготы) и собственные сведения, собираемые организациями, подготавливающими справочную информацию. Как правило, сведений, сообщаемых публичными компаниями, все равно бывает недостаточно, и информационные центры-генераторы коммерческой информации собирают дополнительные сведения как путем анкетирования (по почте, телефону, лично), так и через добровольных и платных помощников и корреспондентов.

Основным поставщиком  коммерческой информации по предприятиям выступают коммерческие предприятия.

Подход к организации  обеспечения информацией о продукции  в странах Запада в принципе не отличается от принятого в нашей стране. Каждая фирма, как правило, наряду с картотеками своих поставщиков, потребителей и конкурентов и досье по наиболее важным из них, имеет фонд спецификаций на выпускаемую и потребляемую продукцию, подборки промышленных каталогов и рекламных материалов. Различие заключается прежде всего в том, что затраты времени и средств на комплектование таких фондов невелики, так как производители продукции обычно сами заботятся о том, чтобы сведения о ней попали ко всем заинтересованным потребителям.

Базы данных информации по продукции относятся к промышленной продукции (прежде всего, продукции отдельных отраслей промышленности) и к продукции и услугам предприятий и организаций непроизводственной сферы.

Базы данных о  финансовом состоянии и операциях  дополняют информацию баз данных по предприятиям различных видов, относящимся к производственной и непроизводственной сферам.

 

г) Деловые новости.

Деловые новости  включают информацию по экономической  конъюнктуре в мире, отдельных  регионах и странах, по видам экономической  деятельности, отраслям и продукции. Природа деловых и экономических новостей весьма разнообразна и включает обзоры прессы в области экономики и политики, мнения, комментарии, подробности деятельности компаний и событий, полученные из официальных и неофициальных источников, интерпретацию известных фактов и многое другое. Отличие деловых и коммерческих новостей от обычных заключается в том, что они рассчитаны на восприятие специалистами и подготавливаются с учетом этого либо на основе обработки обычных новостей, поставляемых агентствами новостей и прессы, либо специально.

Интернет есть один из основных каналов доступа  к деловым новостям - новостям в области деятельности компаний, услуг и продуктов, а также о состоянии рынка. Если в первые годы своего развития Интернет выступал одним из важнейших источников деловых новостей, сгруппированных по узким секторам рынка, проблемам и группам пользователей, то в последние годы все более широкое распространение получают деловые новости общенационального или даже глобального охвата событие и фактов, имеющие политематический характер. Важное преимущество Интернета в том, что информация получает новое качество за счет применения гипертекстовых и мультимедийных технологий.

Появление множества  источников деловых новостей в электронной  форме привело к тому, что имеющихся средств управления информационными потоками, предоставляемых традиционными ОБД и диалоговыми информационными системами, оказалось недостаточно и потребовались новые инструменты работы. Оказалось, что многие пользователи просто не могут работать с базами новостей в электронной форме, даже используя мощные информационно-поисковые системы, так как только простой просмотр заголовков приводит к неоправданно большим потерям времени.

В рамках традиционных диалоговых систем решение этой проблемы все еще ищется на путях более  тщательной подготовки баз данных деловых  новостей, которые в отличие от потока сырых электронных новостей имеют четко рубрицированную информацию, тщательно отобранную и оцененную редакторами.

Интернет дает возможность настройки потока новостей на информационные потребности конкретного  лица с использованием системы фильтров, позволяющих оказывать ему услуги, которые прежде имели название ИРИ - избирательное распространение информации. Заботу о проведении фильтрации берут на себя особые информационные службы, так называемые службы доставки (delivery services), которые передают требуемую информацию прямо в электронный почтовый ящик пользователя или на персональную Web-страницу. Службы доставки информации, как правило, работают на платной основе и наряду c фильтрацией информации в соответствии с профилем интереса пользователя оказывают дополнительные услуги, например, предлагают информацию, полезность которой для него неочевидна, но несомненна с точки зрения информационной службы.

Деловые и экономические  новости с широким охватом  сфер деятельности и стран, как правило, являются реферативными и включают краткие изложения деловой информации из публикаций в массовой и специальной прессе.

Деловые новости  по отраслям промышленности или продукции, как правило, представлены в виде ежедневно обновляемых баз данных полнотекстовой информации и содержат наряду с новостями аналитические и обзорные материалы.

Деловые новости  характеризуют общую экономическую  конъюнктуру на мировом и национальном рынках, содержат сведения о деятельности фирм и компаний и основных событиях на рынке, включая информацию о появлении новых товаров, крупных сделках, изменениях в организационной структуре рынка - покупках, слияниях и поглощениях, а также банкротствах.

Деловые новости  относятся к исторической информации, обновляемой через определенные промежутки времени от нескольких часов  до одного раза в год, но в основном - ежедневно и еженедельно.

Рынок диалоговых деловых новостей возник одновременно с рынком коммерческой информации, т. е. несколько позже, чем рынок биржевой и финансовой, а также научно-технической информации. Деловые новости, как и коммерческая информация, в условиях конкуренции может непосредственно использоваться предпринимателями и менеджерами при планировании и принятии хозяйственных решений. Основными потребителями деловых новостей выступают руководители среднего звена.

Базы данных деловых  новостей представляются в режиме диалога, на магнитных лентах, на дискетах для ПК и компакт-дисках, и, как правило, могут использоваться многоаспектно, так как диалоговый режим работы с текстовой (реферативной или полнотекстовой) информацией обеспечивает уникальную комбинацию скорости актуализации и разнообразия данных, скорости и гибкости методов поиска, а также простоты оборудования у пользователя.

Интернет, первоначально  созданный для информационного  взаимодействия ученых и специалистов между собой и с государственными служащими, уже по этой причине является системой, эффективной при предоставлении информации специалистам и обмене ею между ними.

 

а)Профессиональная информация

Информацией для  специалистов может считаться информация почти всех рассматриваемых нами секторов информационного рынка, начиная с биржевой и кончая научно-технической и новостями. Под информацией для специалиста понимается информация, расширяющая профессиональные знания в узкой предметной области профильной специализации ее потребителей. Для бизнесменов или управляющих - это информация о методике экономических исследований и технологии менеджмента, для юристов - законы и другие правовые документы, для врача - справочники по лечению, фармакопеи, для ученых и инженеров - информация о свойствах веществ и материалов, инженерные справочники и т. п.

В качестве примера  можно назвать базы данных правовой информации. Юристы стали одними из первых массовых пользователей диалоговых информационных систем в практике (а не только исследованиях или анализе решений) и заявляют, что информатика коренным образом повлияла на их профессию и что они просто не представляют себе дальнейшую работу без юридических информационных систем. Внедрение компакт-дисков только расширило их возможности, и теперь каждый юрист располагает средствами оперативного и недорогого доступа фактически ко всей полной юридической информации.

Второй важнейшей  группой пользователей баз данных профессиональной информации стали врачи, фармацевты и химики. Описания фармацевтических продуктов и химические справочники (прежде всего по опасным веществам, требующим специального обращения) могут быть дополнены текущей информацией из баз данных научно-технической и коммерческой информации и в таком сочетании также являются незаменимым повседневным средством практической, деятельности. Пример, база данных МЕDLINЕ по медицине.

Специализированные  профессиональные базы данных для врачей, фармакологов и химиков могут быть числовыми и текст-числовыми, поиск в которых может осуществляться по свободному тексту. В качестве примера такой справочной базы данных, объединяющей различные виды информации, можно назвать ЕЕСDNG, содержащую данные о влиянии на здоровье вредных химических веществ и правила обращения с ними. Сведения о токсичности содержатся в базе данных МERC INDEX.

К базам данных для специалистов, несомненно, можно  отнести многие базы данных коммерческой информации узкого назначения. Например, это могут быть базы, содержащие программное обеспечение, которые можно перезагрузить в ПК пользователя, а также справочные базы данных по программному обеспечению и базы данных полного текста в этой области, например, Direct-Net, содержащую обзоры и описания более 5 тыс. программ для IВМ-совместимых ПК, Соmpuhе1р, содержащую информацию о продукции ЭВМ и услугах для слепых или лиц с ослабленным зрением и т. п. Подобные базы данных могут содержать новости или информацию о состоянии развития какой либо области деятельности, представляющие интерес для ограниченного круга специалистов, работающих в этой предметной области. Эти базы предоставляют специалистам возможность контактов через телекоммуникационные сети, демонстрации новых продуктов, например, программного обеспечения и обмена ими, электронную почту, электронные доски объявлений.

Многие базы данных информации для специалистов готовятся  на некоммерческой основе и для доступа к информации, содержащейся в них, можно устанавливать научно-техническое сотрудничество с соответствующими зарубежными организациями.

Информация о работе Динамика развития мирового рынка информации и информаци-онных услуг