Динамика развития мирового рынка информации и информаци-онных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 00:48, реферат

Описание работы

Важным понятием для выявления сущности информации и информационных услуг и продуктов в условиях рыночной экономики выступает понятие полезного эффекта труда. К. Маркс использовал это понятие для обозначения вещей и действий, которые не могут выступать продуктами, товарами или услугами, так как по своим свойствам не соответствуют таким требованиям к продукту и товару, как однородность, массовость и воспроизводимость, или такому требованию к услуге, как нацеленность на производство добавочной стоимости. Эти вещи и действия приобретают рыночную форму товара или услуги благодаря цене, но от этого собственно товаром или услугой не становятся.

Файлы: 1 файл

10 вариант.docx

— 52.72 Кб (Скачать файл)

Правовая информация выглядит перспективной сферой для  коммерческой деятельности в рамках Интернета в России. Единственное препятствие для широкого развития выступает платность предоставления услуг из-за трудностей привлечения на правовые Web-страницы рекламодателей. В связи с этим можно ожидать опережающего развития такого сектора как бизнес-бизнесу. По-видимому, фирмам, работающим в области правовой информации, удастся переключить часть существующих корпоративных клиентов с получения баз данных на дискетах и компакт-дисках на работу в сетевом режиме.

Будущее систем правовой информации, рассчитанных на массового  пользователя, выглядит более туманным, хотя, целесообразность постановки такого рода задач для государственных учреждений и прежде всего Государственной налоговой службы и Государственного таможенного комитета выглядит очевидной. Здесь напрашивается форма информационных киосков, которые могли бы быть установлены в налоговых инспекциях и учреждениях таможни. Наличие такого рода киосков совершенно необходимо, так как согласно действующему законодательству сотрудники упомянутых учреждений имеют право не давать никаких справок посетителям, в то время как российское экономическое законодательство уже является чрезвычайно сложным, постоянно меняется и нуждается в разъяснениях. Самыми простыми услугами могли бы стать справочные службы по заполнению налоговых и таможенных деклараций в диалоговом режиме, а также справочники по законодательству и списки часто задаваемых вопросов - FAQ - Frequently Asked Questions.

В Интернете имеется  информация, представляющая интерес  для специалистов фактически во всех областях.

б) Научно-техническая информация

Понятие НТИ и  данный сектор мирового информационного  рынка объединяет в себе информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Базы данных НТИ могут быть библиографическими (содержащими ссылки на документы только в виде библиографических описаний), реферативными (когда библиографическое описание дополняется рефератом документа, отражающим его содержание) и фактографическими. В последнем случае они фактически смыкаются с базами данных специальной информации.

Базы данных НТИ  можно подразделить на политематические и тематические - отраслевые и проблемно-ориентированные.

Большая часть  всех существующих мировых и региональных международных систем работает в  области НТИ, например, INIS по атомной  науке и технике, АGRIS - по сельскому  хозяйству, Infoterra - в области информации по источникам сведений об охране окружающей среды.

Доступ к базам  данных НТИ осуществляется большинством ведущих мировых ЦОД. Диалоговый поиск библиографических базах данных возможен по формальным признакам (автор, название, издательство, год выпуска и т. п.) или по тематике с использованием рубрик рубрикатора, дескрипторов тезауруса, ключевых слов из заглавий или текста реферата. Потребителю предоставляется возможность поиска по заранее подготовленным запросам в массивах текущих поступлений с выдачей на терминал пользователя в удобное для него или для системы время.

Поиск в фактографических - числовых и текст-числовых базах  данных осуществляется так же, как в случае информации для специалистов. Многие ЦОД разработали и распространяют специальное программное обеспечение, облегчающее и делающее более эффективным поиск информации. В качестве примера такого ППП, облегчающего работу пользователя с ЦОД, можно назвать DIALOG-LINK, обеспечивающий автоматический вызов системы, предварительную подготовку запросов, обработку полученной в результате поиска информации.

Несмотря на публичную  ориентацию НТИ, многие крупные ОБД, специализирующиеся на этом виде информации и имеющие свои WWW серверы и Web-страницы, доступ к информации этого типа предоставляют за плату, даже том случае, если это ОБД профессиональных обществ, т. е. общественных организаций или получающие бюджетную поддержку.

Подобная ситуация характерна и для России. Например, прекрасный источник доступа к НТИ - сервер ВИНИТИ (http://viniti.ru), дающий возможности поиска в текущих и ретроспективных базах данных около 30 наименований с годовым приростом до 1 млн. записей, также предлагает свои услуги только за плату. Цены являются даже более высокими, чем у западных аналогов. С другой стороны, надо заметить, что Web-страницы ВИНИТИ организованы в соответствии с лучшими стандартами и ничем не уступают страницам других западных источников НТИ. При этом, пользователь может загрузить в свой компьютер методические материалы, например, описание формата, тезаурус, методику выполнения поиска и т. п., но также за плату.

Надо заметить, что с НТИ связано и большинство  серверов Интернета, работающих в России с начала 90-х гг., которые первоначально в основном создавались на базе институтов РАН и ведущих университетов и ВУЗов при поддержке со стороны государства по линии проектов и программ РАН, Миннауки и Госкомвуза. Большую роль сыграли и международные программы, а также деятельность ведущих компьютерных фирм мира, например, SUN Microsistems. Поэтому и небезызвестный Дж. Сорос также способствовал развитию сетевой активности в области НТИ.

в) Доступ к первоисточникам

Существует три  основных возможности приобретения первоисточников: 1) формирование собственных  фондов путем подписки и приобретения; 2) получение первоисточников во временное пользование и по межбиблиотечному абонементу; 3) получение первоисточников в виде полноразмерных и микрокопий.

Как правило, организации  и отдельные потребители используют все эти три возможности одновременно, например, выписывают профильные сериальные издания и приобретают книги, пользуются услугами библиотек и заказывают копии некоторых источников. В последние годы был реализован ряд проектов по созданию систем доступа к первоисточникам в электронной форме и по каналам связи.

С переходом многих информационных организаций к рыночной концепции работы, получившей название информационного супермаркета, предоставление копий по разовым запросам стало осуществляться в сотрудничестве между крупными библиотеками, центрами-генераторами баз данных и ЦОД. При этом пользователь услуг диалогового доступа к базам данных получил возможность оперативного заказа копий непосредственно во время поисковых сеансов. На стыке предоставления услуг диалогового поиска и услуг предоставления копий первоисточников возникли новые услуги, например, позволяющие по результатам поиска в фактографической базе данных в течение нескольких дней получить от центра обработки баз данных ксерокопии последних 10 статей, относящихся к объекту поиска.

В связи с развитием  копирования первоисточников обострилась  проблема защиты авторских прав.

Основные требования законодательства об авторском праве  в США в соответствии с п. 107 Соpyright Act от 1976г. заключались в том, чтобы:

- копирование  осуществлялось в исследовательских  и учебных целях;

- на копии указывался  обладатель авторского права;

- копия предназначалась  непосредственно для конкретного  потребителя.

В п. 108 упомянутого  закона США в качестве разрешенных  также выделяются следующие случаи копирования, которые, в общем-то, не являются случаями правильного применения закона:

- копирование  в целях сохранения для использования  в будущем неопубликованных документов;

- копирование  в целях замещения (например, при  выдаче читателям) некоторых опубликованных документов;

-резервное копирование;

- копирование,  осуществляемое для читателя  и читателем;

- межбиблиотечный  абонемент.

Во всех этих случаях  подразумевается, что за один раз  делается не более одной копии (на практике в 25 % случаев это не выполняется, а по другим данным одна копия делается только в 60 % случаев копирования) и что на копии стоит знак и указание авторского права (на практике обычно не соблюдается при копировании фрагментов документов).

В США в 70-90-х  гг. считалось нарушением авторского права копирование всего документа без разрешения. Кроме того, предлагается рядом со знаком копирайта указывать адрес или телефон, по которому может быть получено разрешение на копирование.

С приходом Интернета  система подготовки и доступа  к источникам информации претерпевает существенные изменения. В частности, все большее число книг печатается не заранее определенными тиражами, а на заказ через специальные службы, где это можно сделать с некоторой задержкой, но при низких затратах и цене при использовании высокопроизводительного репрографического оборудования или непосредственно распечатывается пользователями на своем принтере. Основной проблемой здесь выступают расчеты с книгоиздателями и авторами, так как традиционные механизмы издательской деятельности и книжной торговли использованы быть не могут.

2.3. Сектор массовой, потребительской информации.

В Интернете, первоначально  создаваемом как своего рода некоммерческом совместном предприятии всех его  участников и пользователей, массовая потребительская и развлекательная информация представлены довольно широко. Эта информация может быть использована предпринимателем не только в его деловой практике, но и как объект бизнеса или просто для отдыха.

а) Новости и литература.

На новости  и литературу (журналы, справочники, энциклопедии, словари) в машиночитаемой форме приходится весьма существенная часть мирового информационного рынка.

Информацию типа новостей или литературы часто трудно или вообще невозможно разграничить от информации для специалистов, и, в особенности, когда речь идет о специальных электронных журналах, справочниках, энциклопедиях. Критерием разграничения может быть круг возможных потребителей, который в случае специальной информации составляют специалисты, а в случае новостей - широкий и неограниченный какой-либо узкой специализацией круг заинтересованной публики.

Для предоставления новостей и литературы в последнее  время начали широко использоваться компакт-диски. Вообще, с началом  подготовки баз данных на компактных дисках связывается возможность проникновения информационных услуг на массовый потребительский рынок.

Специалисты в  области информационного обеспечения  обращают внимание пользователей на то, что в последнее время с  развитием компьютерных сетей и  цифровой революции само понятие новости как бы разрушается и размывается, а значительная часть информации, циркулирующей сегодня в компьютерных сетях, вовсе не принадлежит к новостям (хотя и может быть так озаглавлена). По мнению Wall Street Journal, настоящая новость- это сообщение о событии или тенденции, подготовленное профессиональным журналистом, который не является его непосредственным участником, на основе либо собственных наблюдений, либо интервью с различными лицами. При этом сообщение должно быть откорректировано редактором, который, также как и репортер, должен иметь опыт в освещении событий данного рода и способность осознавать роль события в общем контексте. Все соавторы и организация, к которой они принадлежат, должны иметь определенную репутацию и отвечать за точность и объективность приведенной информации.

Настоящая новость  не зависит от размера аудитории  или способа распространения, но не может быть клеветой, сплетней или необоснованным мнением, а также простой фиксацией события. Читая новости конференции или Web-страницы Интернета, пользователь должен иметь в виду, что спонсором данной конференции или страницы может выступать корпорация или заинтересованная группа лиц и то, что называется новостью (в особенности это касается деловых новостей), не более объективно, чем внутрифирменный журнал, рекламный проспект или дружеский треп.

Во-первых, каждый имеет право опубликовать свое мнение, но не каждому мнению можно доверять. Во-вторых, это проблемы использования  Интернета для распространения  информации, входящей в противоречие с общепринятыми нормами общественной нравственности и морали (например, порнографии или инструкций по изготовлению бомб) или информации, свободный и открытый доступ к которой для всех без исключения категорий пользователей (например, детей) является социально неоправданным. В-третьих, это проблемы неправомерного или несанкционированного использования информации персонального характера.

б) Потребительская и развлекательная информация

Работа сектора  потребительской и развлекательной  информации базируется на удовлетворении двух основных потребностей населения: в организации отдыха и в образовании. В 80-е гг. возникло новое понятие информационного развлечения infortainment, для которого характерен переход от пассивных форм восприятия информации к интерактивным. В числе этих форм можно выделить и формирование собственных телепрограмм с использованием программируемых приставок к телевизору и видеомагнитофону, и синтез музыкальных произведений на основе банка мелодий и ритмов, и моделирование с помощью специальных программных средств типа business strategey своего предпринимательского и потребительского поведения на рынке, и доступ к базам данных из дома.

Рынок потребительской  и развлекательной информации сформировался  сравнительно недавно - в начале 80-х гг., но уже занимает весьма важную долю в общей структуре мировой информационной индустрии. На этом рынке бизнесмен, предприниматель и менеджер в качестве потребителей могут получить всю информацию, необходимую им во внерабочее время.

Говоря о литературе в Интернете, специалисты отмечают, что эта сеть как бы продолжила традицию самиздатовских ксероксных элитарных  литературных, политических и музыкальных журналов, распространяемых всего в нескольких десятках экземпляров, и тем не менее, получающих значительный общественный резонанс. Эти бюллетени зародились еще в рамках систем электронной почты и получили наименование е-zine (вместо magazine - печатный журнал), а теперь именуются web-zines. Главным в этих изданиях, распространяемых через Web выступает не только доступность и широта распространена, но и гипертекст и мультимедийность.

Первым шагом  на пути становления на рынке массовых гипертекстовых электронных изданий можно считать то, что в продаже уже появились книги, к которым приложен компакт-диск того же содержания, но включающий текст в гипертекстовой форме. Покупателю одновременно предлагается доступ к соответствующей базе информации в Web, актуализируемой на ежедневной основе. Примером такого издания служит Internet Business 500 Online Companion (http://www.vmedia.com), фирмы Ventana. Кроме того, современные Web-журналы и книги позволили сочетать качества, недоступные для печатных или первых электронных версий - индивидуальность и элитарность с возможностью самого широкого распространения. В Интернете помимо деловых и специальных уже есть настоящие литературные и литературно-критические журналы.

Информация о работе Динамика развития мирового рынка информации и информаци-онных услуг