Дистанционное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей использования компьютерных технологий дистанционного обучения.
Объект исследования: дистанционное обучение. Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанционной форме. Гипотеза исследования: дистанционное обучение является новой формой обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом.

Содержание работы

Введение 2
1 Дистанционное образование 4
1.1 Понятие и история дистанционного образования. 4
1.2Средства и методы дистанционного обучения 8
1.3 Создание и использование дистанционных учебных курсов 12
2. Урок теоретического обучения 14
2.1Форма организации дистанционных занятий 14
2.2 Компьютерные презентации 18
2.3 Лабораторно-практическое занятие 18
Заключениие 20
Приложение 22
Список литературы. 24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИНФОРМАТИКИ.docx

— 231.71 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего и профессионального образования

«Уральский федеральный  университет имени первого

Президента России Б. Н. Ельцина»

Институт фундаментального образования

Кафедра интеллектуальных информационных технологий

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Информационные  технологии в управлении»

На тему: Дистанционное  образование

 

Руководитель:                                                                            Алферьева Т.И.

Нормоконтроль:                                                                         Хлебников Н.А.

 

Студент(ка) группы                                                                    Рузанова Е.А.

ФО 120304

 

 

Оценка

 

 

Екатеринбург 2013 

Оглавление

Введение 2

1 Дистанционное образование 4

1.1 Понятие и история дистанционного образования. 4

1.2Средства и методы дистанционного обучения 8

1.3 Создание и использование дистанционных учебных курсов 12

2. Урок теоретического обучения 14

2.1Форма организации дистанционных занятий 14

2.2 Компьютерные презентации 18

2.3 Лабораторно-практическое занятие 18

Заключениие 20

Приложение 22

Список литературы. 24

 

 

Введение

Дистанционное обучение — одно из наиболее быстро развивающихся направлений системы образования. Это новый, доступный и эффективный способ получить знания с помощью сети Интернет.

Многие зарубежные учебные заведения, как вузы, так и центры подготовки специалистов активно используют дистанционную форму обучения. Дистанционное обучение развивается и в России, хотя и несколько медленными темпами. Эта форма обучения является наиболее доступной и недорогой для всех слоев населения.

Дистанционная форма обучения позволяет  получить высшее образование параллельно с работой, расширяет возможности в обучении за рубежом, получении ученых степеней, признанных международным образовательным сообществом. К тому же программы дистанционного образования стоят гораздо дешевле аналогичных дополнительных курсов.

Дистанционное обучение подойдет тем  людям, которые не имеют возможности посещать занятия и слушать часовые лекции, людям постоянно занятым на работе или дома и при этом стремящихся получить новые знания.

Сегодня посредством дистанционного образования можно получить первое или второе высшее образование, пройти обучение в аспирантуре или магистратуре, пройти курс обучения по программам МВА, получить школьное и среднее образование.

Среди российских учебных  заведений лидирующую позицию по соотношению стоимости обучения, количеству специальностей и срокам обучения занимают Академия «МНЭПУ», которая активно развивает дистанционную форму обучения и реализует на базе дистанционных технологий инновационные программы обучения при поддержке властей столицы, и Московский институт экономики и права, ЦДО — проект Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП).

Цель исследования: выявление  особенностей использования компьютерных технологий дистанционного обучения.

Объект исследования: дистанционное  обучение.

Предмет исследования: процесс  организации обучения в дистанционной  форме.

Гипотеза исследования: дистанционное  обучение является новой формой обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования определены следующие основные задачи данного  исследования:

определить понятие "дистанционное  обучение";

выявить достоинства и  недостатки дистанционного обучения;

рассмотреть дидактическую  систему дистанционного обучения;

Использовались следующие  методы исследования: изучение литературы, анализ, синтез, методы теоретического обобщения.  

1 Дистанционное образование

1.1 Понятие  и история дистанционного образования.

Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное  взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной  работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение - это  новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео - и аудио-, космической и  оптоволоконной техники.

Дистанционное обучение - систематическое  целенаправленное обучение, которое  осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и  обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.

Дистанционное обучение - тип  обучения, основанный на образовательном  взаимодействии удаленных друг от друга  педагогов и учащихся, реализующемся  с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Дистанционное образование  осуществляется с преобладанием  в учебном процессе дистанционных  образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а  также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

Помимо Интернета, популярной технологией является пересылка  учащимся образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видеокурсов, видеосеминаров и др.) посредством системы «университетский телепорт — спутник — спутниковая антенна студента — телевизор». Данная технология интерактивна: в режиме реального времени учащиеся проходят тестирование знаний, консультируются с педагогами и т. д.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Современное дистанционное  обучение строится на использовании  следующих основных элементов:

среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

методов, зависимых от технической  среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным  является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых  массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

 

Дистанционное обучение позволяет:

снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

проводить обучение большого количества человек;

повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек  и т. д.

создать единую образовательную  среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Дистанционные образовательные  технологии с использованием Интернета  применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения  высшего образования . Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме on-line и в режиме off-line. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:

Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;

Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания;

Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

История

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется  бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных  фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха  «корреспондентского обучения», множество  ВУЗов во всем мире вели и ведут  его до сих пор.

Появление радио и телевидения  внесло изменения в дистанционные  методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые  шли, начиная с 50-х годов. Однако у  телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 80-х доступность  персональных компьютеров дала новую  надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились  на первых компьютерах в виде различных  игр.

В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно  считать 30 мая 1997 года, когда вышел  приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров  и Интернета делают распространение  дистанционного обучения еще проще  и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио  и телевидение. Появилась возможность  общаться и получать обратную связь  от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн»  семинары (вебинары) для обучения. 

1.2Средства и методы дистанционного обучения

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся  непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности  освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных  программ высшего и среднего профессионального  образования соответственно в образовательных  учреждениях высшего, среднего и  дополнительного профессионального  образования.

Содержание обучения можно  определить как педагогическую модель социального заказа, процесс обучения, методы и организационные формы  его реализации определяются его  содержанием. При отборе содержания при ДО целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения на объект (субъект) обучения, который может находится на большом  расстоянии, и (или) иметь особый временной  график жизнедеятельности, и (или) физиологическую  невозможность обучатся традиционно  и др. причины. Кроме того, должны быть учтены те обстоятельства, что  при дистанционном обучении не по всем специальностям можно проводить  подготовку специалистов. В содержании дистанционного обучения можно ориентироваться  перечнем направлений подготовки специалистов и специальностей по которым получение  высшего профессионального образования  в заочной форме или в форме  экстерната не допускается, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня  направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение  высшего профессионального образования  в заочной форме или в форме  экстерната не допускается"

Информация о работе Дистанционное образование