Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:57, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей использования компьютерных технологий дистанционного обучения.
Объект исследования: дистанционное обучение. Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанционной форме. Гипотеза исследования: дистанционное обучение является новой формой обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом.
Введение 2
1 Дистанционное образование 4
1.1 Понятие и история дистанционного образования. 4
1.2Средства и методы дистанционного обучения 8
1.3 Создание и использование дистанционных учебных курсов 12
2. Урок теоретического обучения 14
2.1Форма организации дистанционных занятий 14
2.2 Компьютерные презентации 18
2.3 Лабораторно-практическое занятие 18
Заключениие 20
Приложение 22
Список литературы. 24
Законодательно название
обучающимся в системе
Очевидно, что к слушателю
ДО предъявляются высокие
Обучение в системе
ДО требует определенной готовности
к обучению, т.е. стартового уровня образования
(определенного начального набора знаний,
умений, навыков) и, кроме того, технического
обеспечения рабочего места. Очевидно,
что должно быть и соответствующее
материально-техническое
Исследования показали, что
для дистанционного обучения, также
как и для традиционного
Для ДО могут быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение
В образовательном процессе дистанционного используются следующие средства обучения : книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем, дидактические материалы на основе геоинформационных систем.
Учебно-материальная подсистема
- это важная составная часть ДСДО,
неразрывно связанная с содержанием
и методикой учебно-
Значимость этой подсистемы
определяется тем, что в условиях
рынка образовательных услуг
и отсутствия финансирования практическая
деятельность образовательного учреждения
дистанционного обучения, как аналога
промышленного предприятия, строится
на продаже образовательных услуг
и "зарабатывании" тем самым
денег на проведение и совершенствование
образовательного процесса. Кроме того,
каждый педагог и администратор
в условиях рынка должен быть знаком
с экономикой образования в части
организации и оплаты труда, финансирования
затрат на образование, методами оценки
социально-экономической
Отечественный и зарубежный
опыт показал экономическую
В образовании, как важнейшем институте общества, все большее значение приобретает правовая форма. Совершенствование и развитие системы образования невозможно без совершенствования законодательства об образовании. Очевидно, что все новации будут обречены на неудачу, если в процессе развития системы образования не уделить необходимого внимания законодательству.
Педагогические и трудовые
отношения в образовательных
учреждениях (ОУ) в настоящее время
урегулированы действующим
Особенностью ДО является
входной контроль, цели и задачи
которого - оценка у поступающего знаний,
ориентаций и мотивов; анализ и оценка
уровня развитости его профессиональных
качеств и способностей, построение
соответствующего социально-психологического
портрета с тем, чтобы выбрать
эффективные средства и методы обучения
с выходом на максимальную индивидуализацию
работы с каждым обучающимся. Все
это в противоположность цели
вступительных экзаменов в
В условиях ДО повышается вероятность
фальсификации обучения, а также
проблемы контроля образовательного процесса
на расстоянии. Поэтому требуются
специальные технические
Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:
В центре процесса обучения
находится самостоятельная
Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.
Организация самостоятельной
(индивидуальной или групповой) деятельности
обучаемых в сети предполагает использование
новейших педагогических технологий,
адекватных специфике данной формы
обучения, стимулирующих раскрытие
внутренних резервов каждого ученика
и одновременно способствующих формированию
социальных качеств личности. Наиболее
удачны в этом отношении обучение
в сотрудничестве (для активизации
познавательной деятельности каждого
ученика в сетях), метод проектов
(для творческого
Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.
Система контроля должна носить
систематический характер и строиться
как на основе оперативной обратной
связи (предусмотренной в структуре
учебного материала, оперативного обращения
к преподавателю или
Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным:
особенности технологической
базы, на которой планируется
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)…
Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками.[4] Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.
Из опыта интеграции ДО и других форм обучения
Как правило, при дистанционном
вузовском обучении от студентов
не требуется всё время находиться
в аудитории. В большинстве программ
и курсов учебных заведений, реализующих
дистанционное обучение, все же проходят
очные занятия по вечерам или
выходным. Эти занятия не обязательны
для посещения, но, как правило, крайне
полезны для выработки у