Дистанционное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей использования компьютерных технологий дистанционного обучения.
Объект исследования: дистанционное обучение. Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанционной форме. Гипотеза исследования: дистанционное обучение является новой формой обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом.

Содержание работы

Введение 2
1 Дистанционное образование 4
1.1 Понятие и история дистанционного образования. 4
1.2Средства и методы дистанционного обучения 8
1.3 Создание и использование дистанционных учебных курсов 12
2. Урок теоретического обучения 14
2.1Форма организации дистанционных занятий 14
2.2 Компьютерные презентации 18
2.3 Лабораторно-практическое занятие 18
Заключениие 20
Приложение 22
Список литературы. 24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИНФОРМАТИКИ.docx

— 231.71 Кб (Скачать файл)

Законодательно название обучающимся в системе дистанционного обучения (как это принято в  традиционной системе образования - воспитанники, ученики, студенты) не определено. Часто их называют слушателями. Основу образовательного процесса при ДО составляет самостоятельная работа в удобном  месте, темпе и времени. При этом слушателям предоставляется возможность  в зависимости от модели обучения (при разных вариантах обучения) общаться как с преподавателем, так  и между собой. Это может происходить, как очно, так и посредством  средств НИТ (электронной почты, видеоконференцсвязи, телефона).

Очевидно, что к слушателю  ДО предъявляются высокие требования к личностным качествам: настойчивости, целеустремленности, честности и  др. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной  работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей  мотивированности. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами НИТ.

Обучение в системе  ДО требует определенной готовности к обучению, т.е. стартового уровня образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того, технического обеспечения рабочего места. Очевидно, что должно быть и соответствующее  материально-техническое обеспечение  рабочего места обучающегося.

Исследования показали, что  для дистанционного обучения, также  как и для традиционного обучения применимы пять общедидактических  методов обучения, разработанных  И.Я. Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Для ДО могут быть рекомендованы  методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение  задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение

В образовательном процессе дистанционного используются следующие  средства обучения : книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем, дидактические материалы на основе геоинформационных систем.

Учебно-материальная подсистема - это важная составная часть ДСДО, неразрывно связанная с содержанием  и методикой учебно-воспитательного  процесса. Она находится в подчиненном  положении по отношению к целям  обучения. Полувековой опыт всех развитых стран мира наглядно продемонстрировал, что систематическое расширение и усложнение учебно-материальной подсистемы образовательного учреждения - непременное  условие нормального функционирования образования, повышения его эконо Анализ и проектирование больших человеко-машинных систем, в числе которых находится система дистанционного обучения, на современном этапе немыслимо без финансово-экономической оценки, поскольку современная теория экономики образования рассматривает образование как товар. Как отмечал директор НИИ ВО А.Я. Савельев, "Сегодня появились новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание обучения. Главный вопрос, который при этом надо решать - сколько это будет стоить и какое время потребуется для реализации этих идей" мической и социальной роли.

Значимость этой подсистемы определяется тем, что в условиях рынка образовательных услуг  и отсутствия финансирования практическая деятельность образовательного учреждения дистанционного обучения, как аналога  промышленного предприятия, строится на продаже образовательных услуг  и "зарабатывании" тем самым  денег на проведение и совершенствование  образовательного процесса. Кроме того, каждый педагог и администратор  в условиях рынка должен быть знаком с экономикой образования в части  организации и оплаты труда, финансирования затрат на образование, методами оценки социально-экономической эффективности  образования.

Отечественный и зарубежный опыт показал экономическую эффективность  ДО. Тем не менее, экономическая оценка ДО, так же, как и педагогическая, должна быть проделана при проектировании системы дистанционного обучения, при  мониторинге образовательного процесса.

В образовании, как важнейшем  институте общества, все большее  значение приобретает правовая форма. Совершенствование и развитие системы  образования невозможно без совершенствования  законодательства об образовании. Очевидно, что все новации будут обречены на неудачу, если в процессе развития системы образования не уделить  необходимого внимания законодательству.

Педагогические и трудовые отношения в образовательных  учреждениях (ОУ) в настоящее время  урегулированы действующим законодательством, правилами и инструкциями. Основные документы регламентирующие педагогический процесс и деятельность преподавателей в вуза: Закон "Об образовании", Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по направлению, Государственный образовательный стандарт, Устав военно-учебного заведения, Директива МО РФ №Д-43 "О введении в действие норм учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава в вузах МО" и др.

Особенностью ДО является входной контроль, цели и задачи которого - оценка у поступающего знаний, ориентаций и мотивов; анализ и оценка уровня развитости его профессиональных качеств и способностей, построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать  эффективные средства и методы обучения с выходом на максимальную индивидуализацию работы с каждым обучающимся. Все  это в противоположность цели вступительных экзаменов в традиционном процессе, где он служит в основном, для отбора кандидатов на учебу.

В условиях ДО повышается вероятность  фальсификации обучения, а также  проблемы контроля образовательного процесса на расстоянии. Поэтому требуются  специальные технические средства, приемы и методики, позволяющие решить эти проблемы. В настоящее время  вопрос решается бессистемно, на эмпирическом уровне. 

1.3 Создание и использование дистанционных учебных курсов

Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить  современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим  образом:

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а  не преподавание).

Важно, чтобы обучаемый  научился самостоятельно приобретать  знания, пользуясь разнообразными источниками  информации; умел с этой информацией  работать, используя различные способы  познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в  удобное для него время.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный  характер, напротив, обучаемый с  самого начала должен быть вовлечен в  активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных  проблем окружающей действительности.

 

Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование  новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы  обучения, стимулирующих раскрытие  внутренних резервов каждого ученика  и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации  познавательной деятельности каждого  ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

Дистанционное обучение предусматривает  активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с  другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при  дистанционном обучении.

Система контроля должна носить систематический характер и строиться  как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре  учебного материала, оперативного обращения  к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для  обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным:

  • более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;
  • максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;
  • наличие эффективной обратной связи, позволяющей ученику, студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
  • мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства: структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы снижают заметно мотивацию обучения;

особенности технологической  базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, оказывают непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик  курса предполагает, что курс будет  функционировать полностью в  сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, средства массовой информации) в качестве компонентов  курса, то структура курса и его  содержательная сторона, а также  организация самого процесса обучения будут несколько иными.

 

2. Урок теоретического  обучения

2.1Форма организации дистанционных занятий

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен  метод обучения, который получил  название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)…

Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками.[4] Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.

Из опыта интеграции ДО и других форм обучения

Как правило, при дистанционном  вузовском обучении от студентов  не требуется всё время находиться в аудитории. В большинстве программ и курсов учебных заведений, реализующих  дистанционное обучение, все же проходят очные занятия по вечерам или  выходным. Эти занятия не обязательны  для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков. Также в ряде учебных заведений используются короткие (одно-двухдневные) выездные школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для групповой работы.

Информация о работе Дистанционное образование