Дистанционное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:05, реферат

Описание работы

Образовательные потребности людей сопровождаются такими требованиями к условиям обучения, которые могут быть выдержаны только при использовании моделей, форм, методов и технологий обучения, основанных на широком применении информационных и коммуникационных технологий: дистанционного обучения, открытого и гибкого обучения. Особо подробно хотелось бы рассмотреть дистанционное обучение, так как сегодня дистанционная форма обучения стала достаточно востребованной.

Файлы: 1 файл

реферат на ит.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Важной отличительной  особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Начавшись в 70-х годах прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее  время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающие страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей, в частности образовании. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества значительно. Научно доказано, что информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере  образования обучаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде. Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. [1, c. 18]

Первая из них  заключается в повышении эффективности  всех видов образовательной деятельности вуза на основе использования ИКТ. Информатизация образования заставляет пересматривать традиционные учебные курсы информатики, методы, технологии и средства информатизации, применяемые в обучении другим дисциплинам. С помощью методов и средств информатики будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и  как их можно использовать в целях повышения эффективности своей  будущей профессиональной деятельности.[4, c. 77]

Особую задачу представляет собой информатизация деятельности отдельно взятого университета или института. Информатизация конкретного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности процессов обработки информации во всех, без исключения, видах деятельности современного учреждения образования. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного

Образовательные потребности людей сопровождаются такими требованиями к условиям обучения, которые могут быть выдержаны только при использовании моделей, форм, методов и технологий  обучения, основанных на широком применении информационных и коммуникационных технологий: дистанционного обучения, открытого и гибкого обучения. Особо подробно хотелось бы рассмотреть дистанционное обучение, так как сегодня дистанционная форма обучения стала достаточно востребованной.

 

 

 

 

 

Глава 1.Сущность и назначение дистанционного обучения

1.1 Определение дистанционного обучения.

Дистанционное образование представляет собой  высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И сегодня дистанционное обучение органично впитывает в себя компьютерные и Интернет - технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Обучение ведётся корпоративной сети, по сети Интернет, e-mail и с помощью других современных средств связи. [1, c. 21]

Выделяют следующие  цели дистанционного обучения: 
1. профессиональная подготовка и переподготовка кадров; 
2. повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям; 
3. подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном; 
4. подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля; 
5. углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса; 
6. ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла; 
7. базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени; 
8. дополнительное образование по интересам.

Дистанционная форма обучения есть практически в каждом вузе. Неоднократно описаны преимущества дистанционного образования. Чаще рассматриваются успешные проекты. Но ведь система дистанционного образования имеет и множество отрицательных моментов, которых следует избегать. И проблемы здесь различные: психологические, технические, педагогические. Как правило, студент, поступивший на дистанционную форму обучения получает доступ к образовательной системе, в которой может выбирать доступные для его специальности учебные ресурсы (электронные учебники, сканированные варианты обычных печатных учебников, методические указания по выполнению контрольных работ). Если группа набрана на базе головного вуза, то будет проведено небольшое количество установочных лекций и студент «свободен» до экзаменационной сессии. Если же группа набрана в представительстве или филиале, то, скорее всего, и эти установочные занятия будут переданы студенту в электронном виде (презентации, текстовые документы и т.д.) [4, c. 78]

Без сомнения, дистанционное образование не решает всех проблем образования, однако в ряде случаев посредством новых информационных технологий дистанционное обучение позволяет решить ряд важных проблем высшего образования:

  • Снижение стоимости обучения;
  • Возможность выбора собственных темпов обучения;
  • Отсутствие территориальных ограничений для обучения;
  • Разнообразие средств и способов обучения;
  • Получение дополнительных знаний в новых информационных технологиях;
  • Изучение дисциплин, не доступных в ближайших учебных заведениях;
  • Доступ к престижным университетам, образовательным программам, курсам.[3, c. 43]

1 .2 Модели дистанционного обучения.

Термин  «дистанционное образование» обозначает различные образовательные модели, для которых общим является то, что некоторые или все обучаемые и преподаватели пространственно разделены. Как и все типы образования, различные модели дистанционного образования строятся на основе главных компонент процесса обучения:

  • изложение предметного содержания;
  • взаимодействие с преподавателями;
  • выполнение практических заданий.

Каждая  модель дистанционного образования  использует технологии, тем или иным образом воздействующие на эти компоненты.

Различные модели дистанционного обучения отличаются не только используемыми ими технологиями, но и степенью управления и ответственности преподавателя и учащихся. В некоторых моделях, преподаватели и учебное заведение сохраняют свои функции полного управления процессом обучения как в случае традиционной системы классного обучения. В других случаях управление обучением переходит к обучаемым.[19, c. 24]

Ниже  представлены три модели дистанционного образования. Конечно, они не отражают всех возможных подходов к дистанционному образованию. Однако, они отражают два  крайних случая и середину на континууме от управления обучением преподавателем к управлению самим учащимся.

1.Модель распределенного класса имеет место в тех случаях, когда интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют курс, рассчитанный на один класс, на группы студентов, находящихся в разных местах. Типичный результат - смешанный класс, который объединяет традиционно обучаемых и дистанционных студентов. Учебное заведение и деканат контролируют успеваемость. Характеристика данной модели:

  • Занятия включают в себя синхронные коммуникации; студенты и преподаватели должны находиться в определенном месте в определенное время (по крайней мере, раз в неделю).
  • Количество участников варьируется от одного до пяти и более; чем больше количество участников, тем выше техническая, логическая и познавательная сложность.
  • Учащимся удобней организовать свое учебное место дома или на работе, чем находясь в учебном заведении.
  • Учебные заведения способны обслужить небольшое количество студентов, находящихся в том или ином месте.
  • От студентов и преподавателей ускользает мимика и другая не вербальная информация, важная в процессе обучения.

Б.Модель самостоятельного обучения освобождает студентов от необходимости находиться в определенном месте в определенное время. Студенты обеспечиваются набором материалов, включающим изложение курса и подробную программу, и получают возможность обращаться к сотруднику факультета, который осуществляет руководство, отвечает на вопросы и оценивает работу.

Контакт между  студентом и методистом достигается  путем использования телефона, компьютерных конференций, электронной и обычной почты.

Характеристики:

  • Не проводятся занятия в классе: студенты обучаются самостоятельно, следуя подробным инструкциям программы.
  • Студенты взаимодействуют с методистом и иногда с остальными студентами.
  • Представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время.
  • Материалы курса используются в течение нескольких лет и, как правило, являются результатом структурированного процесса разработки, в который вовлечены создатели курса, эксперты и специалисты по средам обучения. Эти материалы являются общими для всех методистов.

В.Модель открытое обучение + класс включает в себя использование печатного изложения курса и других средств (например, видеозаписей или компьютерных дисков), которые позволяют студенту изучать курс с наиболее приемлемой скоростью в сочетании с интерактивными телекоммуникационными технологиями для организации общения студентов внутри дистанционной группы.

Характеристики:

Представление содержания курса происходит через  печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время, индивидуально или в группе.

  • Материалы курса используются более одного семестра и отличаются для каждого преподавателя (например, видеозапись его лекций).
  • Студенты периодически собираются вместе для проведения занятий с участием преподавателя. При этом используются интерактивные технологии (в соответствии с моделью распределенного класса).
  • Занятия в классе проводятся для того, чтобы студенты могли обсудить и уточнить основные понятия, получить навыки решения задач, групповой работы, выполнения лабораторных работ, моделирования и других прикладных исследований.

Можно сформулировать некоторые требования, не зависящие от принятой модели обучения:

  • При организации системы распространения учебных материалов очень важно, чтобы все учащиеся получали их вовремя. Учащиеся должны получать все необходимые материалы для выполнения заданий, для участия в групповых или классных занятиях (в моделях А и В), для извлечения максимальной пользы из обратной связи с преподавателем. Учащиеся, находящиеся в других регионах, не должны оказываться в невыгодном положении.
  • Если учебное заведение решило проводить письменные экзамены, процедура экзаменов должна быть тщательно продумана и организована. Экзамены могут проводиться в самом учебном заведении или в удаленных специально организованных экзаменационных пунктах. Личности сдающих экзамен, должны удостоверяться с помощью фотографии, Необходимо обеспечивать одинаковые условия для сдающих экзамены во всех местах и следить за этим с помощью соответствующих технических систем наблюдения и контроля. Важно, чтобы учащимся предоставлялась возможность самим выбирать экзаменатора, из числа одобренных учебным заведением.
  • При проведении экзамена должна тщательно соблюдаться секретность, начиная от составления экзаменационных заданий до выставления оценок. До и после проведения экзамена доступ к материалам должны иметь лишь определенные люди, материалы должны храниться на определенном рабочем месте или кабинете. В качестве меры предосторожности можно сделать копии работ перед пересылкой их для проверки.
  • Учебное заведение может потерпеть убытки на деятельности, связанной с дистанционным образованием. Это могут быть затраты на телефонные разговоры и компьютерные сети, почтовые расходы, командировки. Политика учебного заведения в отношении таких расходов должна быть заранее определена.

• учащиеся, которые находятся за пределами учебного заведения, нуждаются в специальных образовательных услугах, сервисе. Контакты учащихся с выездным преподавателем имеют решающее значение, поскольку учебные заведения всех типов должны обеспечить аккуратное поступление информации по всем учащимся. Консультации могут проводиться по телефону, электронной почте или очно на выездных консультационных пунктах.[13, c. 65]

• Должен быть обеспечен свободный доступ к источникам не учебной информации. Учащимся должно быть хорошо известно, к кому обращаться со специфическими вопросами. Часто это наилучшим образом достигается с помощью печатных материалов для заочного обучения.

• Обычно преподаватели имеют определенное время для индивидуальных консультаций с учащимися. Должен быть налажен механизм, с помощью которого дистанционные учащиеся могут связаться с преподавателем. Преподаватель может сообщить учащимся свой телефонный номер, приемные часы, адрес электронной почты. В случаях, когда проводятся аудиторные занятия, преподаватели должны указать время использования телекоммуникационных технологий (до или после уроков, во время перемен) для обсуждения общих проблем и связи с дистанционными учащимися.

Информация о работе Дистанционное обучение