Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:05, реферат
Образовательные потребности людей сопровождаются такими требованиями к условиям обучения, которые могут быть выдержаны только при использовании моделей, форм, методов и технологий обучения, основанных на широком применении информационных и коммуникационных технологий: дистанционного обучения, открытого и гибкого обучения. Особо подробно хотелось бы рассмотреть дистанционное обучение, так как сегодня дистанционная форма обучения стала достаточно востребованной.
Введение
Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Начавшись в 70-х годах прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающие страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей, в частности образовании. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества значительно. Научно доказано, что информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования обучаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде. Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. [1, c. 18]
Первая из них
заключается в повышении
Особую задачу представляет собой информатизация деятельности отдельно взятого университета или института. Информатизация конкретного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности процессов обработки информации во всех, без исключения, видах деятельности современного учреждения образования. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного
Образовательные
потребности людей
Глава 1.Сущность и назначение дистанционного обучения
1.1 Определение дистанционного обучения.
Дистанционное образование представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И сегодня дистанционное обучение органично впитывает в себя компьютерные и Интернет - технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Обучение ведётся корпоративной сети, по сети Интернет, e-mail и с помощью других современных средств связи. [1, c. 21]
Выделяют следующие
цели дистанционного обучения:
1. профессиональная подготовка и переподготовка
кадров;
2. повышение квалификации педагогических
кадров по определенным специальностям;
3. подготовка школьников по отдельным
учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
4. подготовка школьников к поступлению
в учебные заведения определенного профиля;
5. углубленное изучение темы, раздела
из школьной программы или вне школьного
курса;
6. ликвидация пробелов в знаниях, умениях,
навыках школьников по определенным предметам
школьного цикла;
7. базовый курс школьной программы для
учащихся, не имеющих возможности по разным
причинам посещать школу вообще или в
течение какого-то отрезка времени;
8. дополнительное образование по интересам.
Дистанционная форма обучения есть практически в каждом вузе. Неоднократно описаны преимущества дистанционного образования. Чаще рассматриваются успешные проекты. Но ведь система дистанционного образования имеет и множество отрицательных моментов, которых следует избегать. И проблемы здесь различные: психологические, технические, педагогические. Как правило, студент, поступивший на дистанционную форму обучения получает доступ к образовательной системе, в которой может выбирать доступные для его специальности учебные ресурсы (электронные учебники, сканированные варианты обычных печатных учебников, методические указания по выполнению контрольных работ). Если группа набрана на базе головного вуза, то будет проведено небольшое количество установочных лекций и студент «свободен» до экзаменационной сессии. Если же группа набрана в представительстве или филиале, то, скорее всего, и эти установочные занятия будут переданы студенту в электронном виде (презентации, текстовые документы и т.д.) [4, c. 78]
Без сомнения, дистанционное образование не решает всех проблем образования, однако в ряде случаев посредством новых информационных технологий дистанционное обучение позволяет решить ряд важных проблем высшего образования:
1 .2 Модели дистанционного обучения.
Термин
«дистанционное образование» обозначает
различные образовательные
Каждая модель дистанционного образования использует технологии, тем или иным образом воздействующие на эти компоненты.
Различные
модели дистанционного обучения отличаются
не только используемыми ими
Ниже представлены три модели дистанционного образования. Конечно, они не отражают всех возможных подходов к дистанционному образованию. Однако, они отражают два крайних случая и середину на континууме от управления обучением преподавателем к управлению самим учащимся.
1.Модель распределенного
Б.Модель самостоятельного обучения освобождает студентов от необходимости находиться в определенном месте в определенное время. Студенты обеспечиваются набором материалов, включающим изложение курса и подробную программу, и получают возможность обращаться к сотруднику факультета, который осуществляет руководство, отвечает на вопросы и оценивает работу.
Контакт между студентом и методистом достигается путем использования телефона, компьютерных конференций, электронной и обычной почты.
Характеристики:
В.Модель открытое обучение + класс включает в себя использование печатного изложения курса и других средств (например, видеозаписей или компьютерных дисков), которые позволяют студенту изучать курс с наиболее приемлемой скоростью в сочетании с интерактивными телекоммуникационными технологиями для организации общения студентов внутри дистанционной группы.
Характеристики:
Представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время, индивидуально или в группе.
Можно сформулировать некоторые требования, не зависящие от принятой модели обучения:
• учащиеся, которые находятся за пределами учебного заведения, нуждаются в специальных образовательных услугах, сервисе. Контакты учащихся с выездным преподавателем имеют решающее значение, поскольку учебные заведения всех типов должны обеспечить аккуратное поступление информации по всем учащимся. Консультации могут проводиться по телефону, электронной почте или очно на выездных консультационных пунктах.[13, c. 65]
• Должен быть обеспечен свободный доступ к источникам не учебной информации. Учащимся должно быть хорошо известно, к кому обращаться со специфическими вопросами. Часто это наилучшим образом достигается с помощью печатных материалов для заочного обучения.
• Обычно преподаватели имеют определенное время для индивидуальных консультаций с учащимися. Должен быть налажен механизм, с помощью которого дистанционные учащиеся могут связаться с преподавателем. Преподаватель может сообщить учащимся свой телефонный номер, приемные часы, адрес электронной почты. В случаях, когда проводятся аудиторные занятия, преподаватели должны указать время использования телекоммуникационных технологий (до или после уроков, во время перемен) для обсуждения общих проблем и связи с дистанционными учащимися.