Дистанционное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:05, реферат

Описание работы

Образовательные потребности людей сопровождаются такими требованиями к условиям обучения, которые могут быть выдержаны только при использовании моделей, форм, методов и технологий обучения, основанных на широком применении информационных и коммуникационных технологий: дистанционного обучения, открытого и гибкого обучения. Особо подробно хотелось бы рассмотреть дистанционное обучение, так как сегодня дистанционная форма обучения стала достаточно востребованной.

Файлы: 1 файл

реферат на ит.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Вот некоторые рекомендации, которые специалисты-практики находят  полезными в дистанционном обучении:

  • следует предусмотреть время для ответов на вопросы обучающихся по телефону;
  • надо предоставить обучающимся методические материалы, включающие упражнения для самопроверки, а также ссылки на правильные ответы так, чтобы они могли проверить свое понимание учебного материала и управлять своим обучением;
  • желательно предоставить обучающимся обратную связь друг с другом. Например, если одна из целей - развитие у учащихся навыков практического анализа, следует дать возможность студентам оценивать работы друг друга по определенным критериям.
  • Каким бы образом не была организована обратная связь, очень важно обеспечить ее регулярность в соответствии с графиком, чтобы учащиеся имели понятие о своем продвижении по курсу.
  • Когда обучаемые и преподаватели разделены, как в случае дистанционного обучения, особую роль играют хорошие коммуникативные навыки. Общение может быть дополнено использованием средств наглядности, раздаточного материала и учебных руководств. Доказано, что наглядные образы очень полезны в обучении для улучшения восприятия учащимися информации, фокусировки внимания на основных понятиях, управления вниманием аудитории, а также персонализации обучения, в ходе которого многие учащиеся не имеют непосредственного контакта со своими преподавателями. Существуют различные стили учебного использования наглядных образов.

Принципы хорошего графического отображения информации:

  • Будьте внимательны к балансу словесной и визуальной информации. Слишком насыщенное представление информации препятствует восприятию учащимися знаний,
  • Графические изображения должны быть, как можно более просто оформлены (не более чем девять линий и одно понятием на одно изображение).
  • Изображения должны соответствовать размерам экрана или окна на экране. диаграммы или рисунки, на которых опущены определенные частности для того, чтобы выделить особенности изображаемого явления, такие как сечения, чертежи, рисунки машин;

таблицы и диаграммы  или разного рода матричные представления  словесных и числовых данных, такие  как расписания, таблицы спортивных результатов, диаграммы для сравнения;

• статические фотографии, которые хороши для привлечения внимания, демонстрации подлинников, введения в контекст.

Раздаточный материал должен разрабатываться как неотъемлемая часть учебного курса. Он не только поддерживает учебную деятельность, но и обеспечивает организационную структуру обучения.

Вот некоторые  советы:

  • Обеспечивайте учащихся раздаточными материалами с учетом времени их распространения.
  • Программы обучения - один из наиболее важных видов раздаточных материалов для учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к ним для получения точной и ясной информации. В такие руководства полезно включать:
    1. биографическую информацию о преподавателе;
    2. изложение философии обучения преподавателя;
    3. подход к учебному курсу;
    4. цели курса;
    5. цели уроков;
    6. расписание;
    7. требования;
    8. критерии окончания обучения;
    9. часы телефонных консультаций;
    10. описание экзаменов, проектов, письменных работ;

Раздаточные материалы  должны включать списки определений, формул, рисунков и диаграмм. Улучшают пособие вопросы для обсуждения, потому что отклики становятся менее спонтанными. По крайней мере, такие вопросы побуждают учащихся к размышлениям.

Иногда  преподаватели создают свои собственные  интерактивные учебные руководства, которые могут содержать ответы на часто задаваемые учащимися вопросы и вспомогательный материал, посвященный понятиям, которые обычно учащимися усваиваются с трудом. Полезно включать в методические руководства тесты для самопроверки, чтобы учащиеся могли контролировать свое продвижение. Хорошо также иметь в таких руководствах часто используемые справочные материалы. Поскольку методическое пособие это не учебник, важно, чтобы оно было написано легким, разговорным языком.

Одно из преимуществ  используемой модели структурного планирования курса состоит в том, что облегчается выявление сильных и слабых сторон разработанного курса и его усовершенствование.

2.2 Основополагающие принципы обучения.

Описание каждого из этих принципов дано ниже, так же как и советы по их реализации в дистанционном обучении.

  1. Управление вниманием.

Управление  вниманием особенно важно в случае обучающей видеоконференции. Виртуальный класс состоит из учащихся, находящихся в самых разных местах. Учащиеся, объединенные в одном месте имеют собственное взаимодействие, часто выходя из-под непосредственного влияния преподавателя. Как добиться внимания всех участников занятия? Как содействовать атмосфере сотрудничества?

Можно использовать юмор или визуальные стимулы внимания. Вовлечь учащихся, осмыслить с  ними начальный этап работы, сфокусировать  внимание учащихся на предмете курса, его основных вопросах - это хороший способ начать занятия.

  1. Информирование учащихся о задачах урока.

Информирование  о задачах урока помогает и  учащимся, и преподавателям сконцентрироваться на самом важном. В случае видеоконференции задать вопрос более затруднительно, чем в классе. Формулировка задач в самом начале дает дистанционным учащимся уверенность в том, что они ничего не пропустили, что они находятся на том же уровне, что и все остальные. Задачи помогают представить, что можно ожидать от учащихся в плане результатов обучения.

Лучше, когда задачи сформулированы письменно, с привлечением графических изображений. Это делает инструкцию максимально четкой и однозначной. Задачи становятся простыми и понятными, они быстро понимаются. Цель - дать учащимся возможность сказать в конце занятия - да, я это знаю (я это изучил).

  1. Активизация припоминания изученного ранее.

Если  изучение базируется на ассоциации идей, то активизация припоминания изученного ранее становится решающей . Усвоенная ранее информация, необходимая для текущего урока, должна быть доступна учащимся. Она должна быть храниться в памяти учащихся или в их записях. Можно активизировать припоминание следующими способами:

  • Предусмотреть повторение изученного ранее.
  • Попросить учащихся просмотреть материалы до занятия и за тем попросить одного или двух из них выполнить обобщение.
  • Попросить учащихся поработать в группах, чтобы помочь друг другу восстановить самое существенное, а затем поделиться с классом.
  • Использовать визуальные средства, которые показывают последовательность событии с одной пропущенной компонентой. Попросить учащихся восстановить пропущенное.
  • Показать видеозапись как пример какого-либо понятия или действия. Попросить учащихся объяснить, примером какого понятия или действия служит эта видеозапись.
  1. Предварительное знакомство с материалом.

Учащиеся, самостоятельно изучающие материал, часто усваивают информацию и понятие лучше, чем те, кто просто слушает лекцию. Поэтому можно позволить учащимся ознакомиться с материалом вне урокa. Высвободившееся время можно потом использовать в классе для закрепления материала, обеспечивая наглядные примеры и иллюстрации и концентрируя внимание на самых трудных понятиях. [2, c. 97]

  1. Обеспечение учебными руководствами.

В этом случае с помощью правильно организованной подсказки преподаватель поддерживает обучаемых в достижении новых знаний. Преподаватель подвигает учащихся к формулировке правил, лежащих в основе допущений, принципов и направлений мышления.

  1. Проверка выполнения или применения.

Обучающиеся убеждают и самих себя, и преподавателя в том, что они освоили предмет, что они обладают необходимыми знаниями. Учащегося просят продемонстрировать новые знания и стать активным участником учебного процесса.

  1. Обеспечение обратной связи.

Преподаватель обеспечивает обратную связь посредством полной или частичной корректировки ответа учащегося. Если преподаватель стремится освоить все тонкости дистанционного общения, то реагируя кивком или улыбкой на ответ учащегося во время видеоконференции, он должен помнить, что студенты в других местах не могут видеть его в этот момент.

В случае видеоконференции практически невозможно увидеться лицом к лицу со всеми учащимися, так что нет твердой уверенности в том, захвачены ли они интерактивной деятельностью. Нет и возможности опросить учащихся, как они сами оценивают степень вовлеченности в процесс обучения. Чтобы убедиться в том, что уровень вовлеченности обучаемых определен точно, можно указать и обсудить с обучаемыми особенно удачные ответы.

  1. Оценка выполнения.

Тесты, зачеты или экзамены должны быть непосредственно связаны с ранее определенными задачами курса.

  1. Повышение качества усвоения.

Повторение  материала - необходимое условие  усвоения изученного. Необходимо предложить разнообразные проблемные ситуации, чтобы учащиеся могли практиковаться в применении изученного в новых контекстах. Таким образом, достигается регулярное повторение учащимися изученного.[9, c. 124]

2.3 Основные особенности дистанционного  обучения

Как и всякая специальная форма организации  учебно-воспитательного процесса дистанционного обучения имеет целый ряд специфических особенностей. К их числу обычно относят следующие:  
Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может уделять учебе столько своих ресурсов (временных, финансовых и пр.), сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности. 

Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. 

Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства". 

Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса. 

Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения преподаватель и обучающийся могут реализовывать технологию обучения независимо друг от друга во времени т. е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе, однако в пределах некоторых ограничений. 

Охват. Эту особенность иногда называют также “ массовостью”. Количество обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ. 

Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов. [14,  c.31 ]

Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя, когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью электронной почты или других систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты. 

Информация о работе Дистанционное обучение