Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:05, реферат
Образовательные потребности людей сопровождаются такими требованиями к условиям обучения, которые могут быть выдержаны только при использовании моделей, форм, методов и технологий обучения, основанных на широком применении информационных и коммуникационных технологий: дистанционного обучения, открытого и гибкого обучения. Особо подробно хотелось бы рассмотреть дистанционное обучение, так как сегодня дистанционная форма обучения стала достаточно востребованной.
Вот некоторые рекомендации,
которые специалисты-практики находят
полезными в дистанционном
Принципы хорошего графического отображения информации:
таблицы и диаграммы или разного рода матричные представления словесных и числовых данных, такие как расписания, таблицы спортивных результатов, диаграммы для сравнения;
• статические фотографии, которые хороши для привлечения внимания, демонстрации подлинников, введения в контекст.
Раздаточный материал
должен разрабатываться как
Вот некоторые советы:
Раздаточные материалы должны включать списки определений, формул, рисунков и диаграмм. Улучшают пособие вопросы для обсуждения, потому что отклики становятся менее спонтанными. По крайней мере, такие вопросы побуждают учащихся к размышлениям.
Иногда
преподаватели создают свои собственные
интерактивные учебные руководс
Одно из преимуществ используемой модели структурного планирования курса состоит в том, что облегчается выявление сильных и слабых сторон разработанного курса и его усовершенствование.
2.2 Основополагающие принципы обучения.
Описание каждого из этих принципов дано ниже, так же как и советы по их реализации в дистанционном обучении.
Управление вниманием особенно важно в случае обучающей видеоконференции. Виртуальный класс состоит из учащихся, находящихся в самых разных местах. Учащиеся, объединенные в одном месте имеют собственное взаимодействие, часто выходя из-под непосредственного влияния преподавателя. Как добиться внимания всех участников занятия? Как содействовать атмосфере сотрудничества?
Можно использовать юмор или визуальные стимулы внимания. Вовлечь учащихся, осмыслить с ними начальный этап работы, сфокусировать внимание учащихся на предмете курса, его основных вопросах - это хороший способ начать занятия.
Информирование о задачах урока помогает и учащимся, и преподавателям сконцентрироваться на самом важном. В случае видеоконференции задать вопрос более затруднительно, чем в классе. Формулировка задач в самом начале дает дистанционным учащимся уверенность в том, что они ничего не пропустили, что они находятся на том же уровне, что и все остальные. Задачи помогают представить, что можно ожидать от учащихся в плане результатов обучения.
Лучше, когда задачи сформулированы письменно, с привлечением графических изображений. Это делает инструкцию максимально четкой и однозначной. Задачи становятся простыми и понятными, они быстро понимаются. Цель - дать учащимся возможность сказать в конце занятия - да, я это знаю (я это изучил).
Если изучение базируется на ассоциации идей, то активизация припоминания изученного ранее становится решающей . Усвоенная ранее информация, необходимая для текущего урока, должна быть доступна учащимся. Она должна быть храниться в памяти учащихся или в их записях. Можно активизировать припоминание следующими способами:
Учащиеся, самостоятельно изучающие материал, часто усваивают информацию и понятие лучше, чем те, кто просто слушает лекцию. Поэтому можно позволить учащимся ознакомиться с материалом вне урокa. Высвободившееся время можно потом использовать в классе для закрепления материала, обеспечивая наглядные примеры и иллюстрации и концентрируя внимание на самых трудных понятиях. [2, c. 97]
В этом
случае с помощью правильно организова
Обучающиеся убеждают и самих себя, и преподавателя в том, что они освоили предмет, что они обладают необходимыми знаниями. Учащегося просят продемонстрировать новые знания и стать активным участником учебного процесса.
Преподаватель обеспечивает обратную связь посредством полной или частичной корректировки ответа учащегося. Если преподаватель стремится освоить все тонкости дистанционного общения, то реагируя кивком или улыбкой на ответ учащегося во время видеоконференции, он должен помнить, что студенты в других местах не могут видеть его в этот момент.
В случае видеоконференции практически невозможно увидеться лицом к лицу со всеми учащимися, так что нет твердой уверенности в том, захвачены ли они интерактивной деятельностью. Нет и возможности опросить учащихся, как они сами оценивают степень вовлеченности в процесс обучения. Чтобы убедиться в том, что уровень вовлеченности обучаемых определен точно, можно указать и обсудить с обучаемыми особенно удачные ответы.
Тесты, зачеты или экзамены должны быть непосредственно связаны с ранее определенными задачами курса.
Повторение материала - необходимое условие усвоения изученного. Необходимо предложить разнообразные проблемные ситуации, чтобы учащиеся могли практиковаться в применении изученного в новых контекстах. Таким образом, достигается регулярное повторение учащимися изученного.[9, c. 124]
2.3 Основные особенности
Как и всякая
специальная форма организации
учебно-воспитательного процесс
Гибкость. Обучающиеся,
в основном, не посещают регулярных занятий
в виде лекций, семинаров. Каждый может
уделять учебе столько своих ресурсов
(временных, финансовых и пр.), сколько
ему лично необходимо для освоения курса,
дисциплины и получения необходимых знаний
по выбранной специальности.
Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".
Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения преподаватель и обучающийся могут реализовывать технологию обучения независимо друг от друга во времени т. е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе, однако в пределах некоторых ограничений.
Охват. Эту особенность иногда называют также “ массовостью”. Количество обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.
Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов. [14, c.31 ]
Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя, когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью электронной почты или других систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.