Дистанционное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:05, реферат

Описание работы

Образовательные потребности людей сопровождаются такими требованиями к условиям обучения, которые могут быть выдержаны только при использовании моделей, форм, методов и технологий обучения, основанных на широком применении информационных и коммуникационных технологий: дистанционного обучения, открытого и гибкого обучения. Особо подробно хотелось бы рассмотреть дистанционное обучение, так как сегодня дистанционная форма обучения стала достаточно востребованной.

Файлы: 1 файл

реферат на ит.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Обучающийся. Новый смысл подчеркивается самим термином – не обучаемый, а уже обучающийся. Для того чтобы пройти дистанционное обучение, ему требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.[5, c. 89]

2.4 Специфические термины дистанционного обучения.

Термины и их определения, представленные в данном документе, разработаны в рамках Объединенного проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения".

1.Дистанционное  обучение (ДО) - обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.[10, c. 213]

2.Дистанционная  технология обучения (образовательного процесса) - совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных информационных и телекоммуникационных технологий. [6, c. 279]

3.Кейс-технология — вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей - тьюторов традиционным или дистанционным способом.

4.ТВ-технология - вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей - тьюторов.

5.Сетевая  технология - вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.

6.Система  дистанционного обучения — образовательная система, обеспечивающая получение образования с помощью дистанционных технологий обучения. Включает в себя: кадровый состав администрации и технических специалистов, профессорско-преподавательский состав, учебные материалы.[12, c. 154]

Учреждение  системы ДО - образовательное учреждение или объединение образовательных учреждений, обеспечивающее функционирование системы ДО.

8.Центр  дистанционного обучения (центр  ДО) - отдельное подразделение, представительство или филиал учреждения системы ДО, осуществляющее административную, учебно-методическую, информационную и техническую поддержку образовательного процесса.

9.Ресурсный  центр ДО - образовательная организация или ее подразделение, которое создает собственные, а также распространяет заимствованные учебные материалы для ДО.

10.Полномасштабное  дистанционное образование - дистанционное образование, основанное на прохождении полного цикла обучения соответствующего уровня и профиля с выдачей учащемуся соответствующего документа об образовании (диплома).

11.Организация  полномасштабного дистанционного  образования - учебная организация, обладающая преподавательским, методическим, технологическим, техническим и административным потенциалом, позволяющим дистанционно с надлежащим качеством и в полном объеме государственного стандарта обеспечивать полномасштабное дистанционное образование.

12.Учебный  центр (центр коллективного пользования) организации полномасштабного дистанционного образования - структурное подразделение организации полномасштабного дистанционного образования в виде филиала или представительства, расположенное в определенном географическом пункте, имеющее учебные помещения, оборудование и средства коммуникации, административный и учебно-вспомогательный персонал, позволяющие проводить для жителей этого географического пункта образовательный процесс, осуществляемый базовым учебным заведением по дистанционной технологии.

13.Индивидуальное  дистанционное обучение - дистанционное обучение по месту проживания (нахождения) индивидуального обучающегося, располагающего необходимыми аппаратно-программными средствами для обеспечения телекоммуникаций и обучения.

База учебных материалов (для ДО) - совокупность учебно-методических материалов (учебников, учебных пособий, методических указаний и пр.), предназначенных для ДО и представленных в форме, обеспечивающей доступ к ним со стороны участников процесса ДО.

14.Информационно-образовательная среда ДО (ИОС ДО) - совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.

15.Виртуальная  аудитория - множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.

 

 

 

 

Заключение

Говоря о дистанционной  форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники  информации (включая сетевые): виртуальные  библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что  главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов.  Не следует отождествлять дистанционную форму с  заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Факторы и  примеры, приведенные выше, показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.

Список литературы

  1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г. 
  2. Богатырь Б.Н., Кузубов В.Н. Системная интеграция информационных технологий в научно-образовательной сети // Проблемы информатизации высшей школы (метаинформация - координация - интеграция): Специальный выпуск. Дистанционное образование. - 1995. - № 3. 
  3. Вымятнин В.М. Информационно-технологическое обеспечение ДО // Открытое и дистанционное образование. - 2000. - № 1.
  4. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения. -  СПб.: Изд-во «Корифей», 2001.
  5. Густырь А.В. Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели дистанционного образования // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост. Овсянников В.И. - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.
  6. Демкин В., Вымятнин В., Можаева Г., Тарунина Г. Дистанционное обучение и мультимедиа // Высшее образование в России. - М.,1998.
  7. Демкин В.П., Вымятнин В.М. Принципы и технологии создания электронных учебников: Электронный учебник. Томск, 2002.
  8. Демкин В.П., Вымятнин В.М., Можаева Г.В., Тарунина Г.А. Дистанционное обучение в гуманитарном образовании // Интернет - новая информационная среда исторической науки: Тезисы докладов Международной конференции. - Барнаул, 1998.
  9. Демкин В.П., Джусубалиева Д.М., Майер Г.В., Пралиев С.Д. Программа эксперимента по организации и осуществлению международных образовательных программ с применением технологий дистанционного обучения. - Томск: ИДО ТГУ, 2000.
  10. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. - 1994. - № 3.
  11. Кирилова Г.И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании // Educational Technology & Society. - 2000. - № 4
  12. Могильницкий Б.Г., Можаева Г.В. Организация семинара в системе дистанционного обучения // Открытое и дистанционное образование. - 2000. - № 2.
  13. Можаева Г.В. Учебный процесс в системе дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. - 2000. - № 1.
  14. Овсянников В.И. Структура дистанционного образования // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост Овсянников В.И. - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.
  15. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№5.
  16. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. - М., «Академия», 2006
  17. Смирнов С. Технологии в образовании // Высшее образование в России. – 1999
  18. Толстик А.М. Компьютерный лабораторный практикум в дистанционном образовании // Интеграция учебного процесса и фундаментальных исследований в университетах: инновационные стратегии и технологии: Т. 2. - Томск, 2000.
  19. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36.
  20. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. - №2.

 


Информация о работе Дистанционное обучение