Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:56, реферат
Информационная экономика - попытка создания стройной экономической теории информационного общества. Предмет и метод дисциплины, описание модели "креативного человека", которая в информационном обществе приходит на смену модели "экономического человека".
· макроэкономическая и геополитическая информация- включает в себя информацию об изменении социально-экономической политики различных стран, тенденциях развития национального и мирового финансовых рынков, рынков труда;
· информация о поставщиках- сфокусирована на таких аспектах, как издержки, надежность, качество и время поставки;
· внешняя финансовая информация- включает в себя информацию о валютных курсах, динамике курсов акций, движении на рынке капиталов;
· информация о регулировании и налогообложении- включает нормативную информацию о государственном регулировании предпринимательской деятельности и налогообложении в развитых странах мира.
Основные виды внутренней информации следующие:
· информация о производстве- включает данные об эффективности производства и производительности, производительных мощностях, издержках, отходах производства и качества;
· информация о трудовых ресурсах- сфокусирована на таких аспектах, как обучение персонала и уровень квалификации, моральное состояние и расходы на обеспечение кадрами В США распространена система сбора информации о личной жизни работников: характере, увлечениях, семейной жизни;
· внутренняя финансовая информация- включает основную информацию из бухгалтерского баланса о прибыли и издержках, об имуществе и обязательствах, а также широкий спектр финансовых показателей, таких как отношение рыночной цены акции к доходу по ней, отношение заработной платы к валовой выручке.
Источники бизнес - информации подразделяют на первичные и вторичные. Первичная информация возникает в результате исследования или анализ, инициированного фирмой. Вторичная информация результат обработки уже имеющихся источников.
Стратегии поиска информации могут быть официальными, использующими специализированных поставщиков информации, либо неофициальными, использующими иные каналы. Они также могут быть активными или пассивными.
Основные навыки, которые требуются для управления информацией,- это поиск, анализ, структурирование, хранение и манипуляция. Вся работа с информацией делится на шесть основных частей:
· вход, сбор необработанных данных;
· коммуникации, перемещение информации от одного источника к другому;
· обработка, преобразование информации из одной формы в другую;
· хранение, сохранение обработанной информации;
· поиск, процесс доступа к хранящимся данным;
· выход, формирование информации в виде, удобного для пользователя.
Управление информацией часто приводит к двум проблемам. Во-первых, высокоточные методики сбора информации компенсируются неправильными и совершенно не достаточными критериями отбора, которые могут привести к суждению целей организации и к ограничению возможностей. Во-вторых, информация не содержит необходимые рекомендаций по наилучшему ее использованию.
Достоверность- это характеристика информации, показывающая, насколько она правдива, т.е. в какой мере являются отражением реальности. В последнее время с появлением общедоступных баз данных создаются условия для мгновенного распространения ошибок и мифов. Поэтому проблема оценки достоверности информации становятся все более важной. Способами оценки достоверности являются:
· проверка ряда источников в связи с одним и тем же элементом информации, в особенности степень их независимости;
· наведение справок о надежности разных источников информации;
· определение, до какой степени элемент опровергает существующие знания или опровергается ими.
3.2 Деловые знания
Деловые знания есть накопленный потенциал для целенаправленного координированного действия. В данной главе под термином «знание» понимается именно деловое знание. К знаниям не относятся статичные описания и «наборы» фактов, поскольку они описывают отдельно взятые предметы, а не их взаимосвязи. Информация и данные- это незадействованные запасы «сырья» для создания знания. Рабочие знания есть приложение знаний к выполняемой работе. Они предполагают наличие трех элементов: применяющего знание работника, самого знания и технологии работы со знанием.
Выделяют шесть видов знаний:
1. макро-микро. Знания макроуровня- это знания, широко распространенные в обществе. Они обеспечиваются средствами государственного образования, тогда как знания микроуровня- это специальные знания, которыми владеет ограниченное число людей.
2. встроенные - обособленные. Встроенные знания включены в продукт и представляют один из его главных компонентов; они не могут быть использованы сами по себе.
3. рыночные - нерыночные. Этот критерий отражает, имеют ли значения какую-либо ценность на рынке. Знания микроуровня с большей вероятностью обладают рыночной ценностью, особенно если они могут быть встроены в продукт. Знания микроуровня или обособленные, скорее всего, будут иметь пониженную рыночную стоимость, так как они доступны из многих источников.
4. персональные - групповые. П
5. передаваемые- непередаваемы
6. эксплицитные- имплицитные. Эксплицитное знание- это явное, организованное знание. Имплицитное знание- неявное, неорганизованное знание.
Технологии работы со знанием позволяют быстрее распространять знания, способствуют эффективной работе команды, создают новые способы генерирования знаний и управления ими. Выделяют три класса технологий работы со знанием:
1. технологии, нацеленные на создание знаний либо путем обработки и анализа информации, либо содействием деятельности людей, занимающихся этим;
2. технологии, нацеленные на открытие и исследование знаний, извлекают знания из этих источников и собирают их для дальнейшего применения;
3. технологии, нацеленные на распространение знаний, содействующие передаче знаний из одной точки в другую в рамках системы или сети.
Управление знаниями включает: применение рассредоточенных знаний в целях подготовки и образования; применение практики объединения, позволяющего работать в группах и получать выгоды коллективного знания.
Навыки знаний есть навыки работника по приобретению и созданию знаний, навыки организации знаний и навыки приложения знаний:
· навыки приобретения знаний связаны с обучением, они включают способность устанавливать приоритеты и определять, какие знания понадобятся в будущем;
· навыки создания знаний включают такие области, как проектирований и анализ информации для генерирования новых знаний. Эти навыки и навыки приобретения знаний имеют одну цель- дополнить существующие персональные или групповые знания;
· навыки организации знаний касаются вопросов планирования, контроля, организации знаний и руководства ими с момента создания или приобретения.
Работники, обладающие навыками знаний, отличаются от работников физического труда, потребность которых в навыках приобретения знаний ограничена начальным периодом подготовки. Такие работники характеризуется следующими свойствами:
· мобильность. Навыки трансформации знаний развиты в высокой степени и могут применяться во множестве различных рабочих ситуаций. Это намного повышает ценность работников и обеспечивает легкость при перемене задачи, работы, нанимателей и даже профессий;
· власть работников этой категории вытекает из их знаний и того факта, что в современной экономике спрос на них превышает предложение. Большинство из них понимает это и использует для обеспечения себе более благоприятных условий работы;
· частая работа в виртуальном пространстве затрудняет контроль и мониторинг работы;
· индивидуализм. Различные комбинации навыков и подготовки, которыми владеют работники этой категории, превращают их в индивидуалистов. Поэтому менеджмент должен подходить к ним как к индивидуумам, а не как к однородным элементам процесса;
· постоянное обучение длится до тех пор, пока работник, владеющий знаниями, применяет свои навыки для создания и приобретения знаний. Рассматриваемые в качестве активов фирмы эти работники постоянно растут в цене, их базовые знания постоянно изменяются, и поэтому их вклад в фирму также будет изменяться.
· Необходимость поддержки. Индивидуализм в сочетании с частой работой в одиночку означает, что работники, обладающие знаниями, чаще работников физического труда подвержены стрессам. Они менее открыты и коммуникабельны и больше вовлечены в работу.
3.3 Парадигма глобального менеджмента
В информационной экономике стираются различия между национальными системами управления. Глобальные рынки создают новые правила, новые требования и новые клиентов, т.е. создают новую игру. Глобальный потребитель желает получить всё и сразу: высокое качество, низкие цены, быструю доставку и максимальную надежность. Глобальные товары и услуги должны удовлетворить покупателей по многим аспектам. Фирмы уже не могут, как раньше, концентрироваться только на одном из них.
Парадигма глобального менеджмента - управленческая система, полностью или частично практикуемая компаниями мирового уровня независимо от национальных, культурных или политических привычек или обычаев. Это комплекс взаимосвязанных, логически последовательных действий в таких областях, как организация, менеджмент, принятие решений и мотивация.
Выделяют три этапа развития парадигмы глобального менеджмента. Традиционная парадигма массового производства в развитых странах достигла своего апогея в 1950-1960 гг. она характеризуется прямоточными сборочными линиями, иерархией власти, контролем качества продукции и массовым потреблением.Ориентация на процесс - парадигма менеджмента, возникшая в Японии и утвердившаяся к концу 1980-х гг. Она характеризуется контролем качества процесса и его непрерывным совершенствованием, а также системой «точно и вовремя». Парадигма Глобального менеджмента сформировалась в середине 1990-ых гг.
Её основными составляющими являются:
· Горизонтальная корпорация. Ступени властной иерархии уничтожаются, пирамиды функциональных организаций становятся более плоскими и организованными по горизонтальному принципу, возникают корпорации с сетевой струк
На рис. 4.2. изображены иерархические и плоская структуры управления фирмой. Рассматривается простейший случай, когда функциональные единицы совпадают с конкретными работниками, а общее число работников равно пяти. Они изображены кружками и обозначены латинскими буквами. В иерархической структуре управленческие воздействия однонаправлены, а управление носит директивный характер (рис. 7.2а). В плоской структуре управления межчеловеческие взаимодействия носят двусторонний характер, поэтому не существует какого-либо одного работника, занимающего исключительное положение.
А)
Б)
Рис.3.2. Структура управления фирмой: а)иерархическая; б)плоская.
· Реинжинириг процесса. Процессы производства и предоставления услуг подвергаются реинтегрции. Отдельные операции объединяются в более крупные блоки, при этом число шагов и отдельных частей сокращается, а операции, не вносящие вклада в ценность продукта, исключается .
· Полная ориентация на клиента. Каждый отдельный клиент или связанная группа клиентов становится отдельным рынком. Это изменение описывается изречением «покупают не рынки, а люди».
· Автономные команды и ячейки. Горизонтальная организация реинтегрированных процессов представляет собой сетевые структуры, состоящие из взаимодействующих команд, которые владеют процессом производства.
· Интеграция клиентов. Клиент становится частью производственного процесса, целью предприятия, движущей силой стратегии и окончательным арбитром качества товаров и услуг, широты номенклатуры и цен.
· Рынки, функционирующие внутри компании. Автономные команды в горизонтальной корпорации организуются и координируются при помощи внутренних механизмов рыночной экономики.
· Интеграция поставщиков. Производство поставщиков физически переносится непосредственно в производственный процесс или на сборочный завод.
· Исключение компромиссов позволяет улучшать такие характеристики, как качество, себестоимость, гибкость, производительность и своевременность - причём всё одновременно.
· Управление по принципу «открытой книги». Информация корпорации больше не является тайной или конфиденциальной, но её значение как важного инструмента управления растёт.
· Корпоративная динамика. Компания отказывается от традиционного прогнозирования и планирования, так как превращает гибкость и способность реагировать «онлайн» в важные сферы компетенции специалистов.
Немногие компании мирового уровня смогли ввести у себя парадигму глобального менеджмента, как целостную систему. Чаще компании внедряют различные элементы этой парадигмы отдельно и независимо от остальных элементов. Для того чтобы понять, как компоненты парадигмы глобального менеджмента взаимосвязаны, а также усиливают друг друга, требуется системное мышление, которое не является частью образования современных руководителей.
Глава 4. Мировой и российский опыт
Информационная экономика: перспективы для России
В начале XXI века мировая экономика активно пытается формировать новую парадигму научно-технического развития. Её слагаемыми выступают: возрастающая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, быстрое развитие того, что получило название «экономика, основанная на знаниях» или «новая экономика», усиление социальной ориентации новых технологий, глобальный характер создания и использования новых знаний, технологий, продуктов и услуг. Термин «новая экономика» впервые был введен в 1990-е гг. для характеристики беспрецедентно длительного бескризисного экономического развития США, в результате которого эта страна подтвердила своё научно-техническое лидерство и вновь завоевала передовые позиции в конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Однако сегодня понятие новой экономики можно считать всемирным, а вопросами новой экономики занимается все больше исследователей. Можно выделить несколько основных моделей (в чисто страноведческом аспекте): информационные экономики Запада (Европейский Союз и Северная Америка) и т.н. новые азиатские экономики. Внутри каждой из этих моделей возможна своя классификация.