Информационная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:56, реферат

Описание работы

Информационная экономика - попытка создания стройной экономической теории информационного общества. Предмет и метод дисциплины, описание модели "креативного человека", которая в информационном обществе приходит на смену модели "экономического человека".

Файлы: 1 файл

социальная реферат.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Долго, мучительно, малоэффективно, с преобладанием в производстве разрушительного начала, в Росси осуществляется переход к рыночной экономике. Недостаточное и часто мало квалифицированное использование приемов и методов маркетинга сыграло в этом далеко не главную, но все же весомую отрицательную роль.

Маркетинг, безусловно, является порождением основополагающего принципа рыночной экономики - конкуренции. Поэтому его возникновение и эволюция объективны и действовать он может только в конкурентной среде. Совершенствование существующих и создание новых маркетинговых технологий всегда определялись необходимостью обслуживания развития потребностей стремительного растущего товарного производства и, следовательно, работы в условиях более высокого уровня конкуренции, вплоть до борьбы на поражение. В последние 20 и, особенно, 10 лет темпы развития сферы сервиса стали значительно выше, чем производственной. Это привело к ускорению расширенного воспроизводства капитала в этой сфере и формированию сервисной идеологии развития, опирающейся на глобальную постиндустриальную экономику, технологии и сложившуюся в мире специализацию. В результате произошло существенное перераспределение потребления, значительно возросли роль и значение маркетинга, которые предопределили его трансформацию и совершенствование.

Маркетинг в управлении современным предприятием занимает не просто важную, а особую программирующую, координирующую и объединяющую функцию. Специфическая его значение заключается в изучении (исследовании) и главное в прогнозировании рынков, как основы стратегического и среднесрочного планирования инновационной деятельности предприятия. Поэтому нельзя согласиться с той ролью которую отводят маркетингу в новой глобальной информационной экономике некоторые экономисты - аналитики ":основным товаром новой экономики стала продажа новых механизмов продажи продукции старой экономики. Как следствие, основные инвестиции в новую экономику даются под новые маркетинговые технологии на базе Internet ^а", и далее ": которые, в случае их внедрения, реально обеспечивают колоссальный рост доходов". Действительно постиндустриальная экономика была вынуждена искать новые сферы приложения. Однако не только изобретение (используя результаты изучения и прогнозирования рынков, маркетинговые инновационные технологии), но и продвижение на рынок новых и новых услуг для отдельных людей и организаций (используя маркетинговый комплекс, который в России называется подсистемой формирования спроса - ФОС, системы ФОССТИС) выполнил маркетинг. От маркетинга не следует требовать чуда создания только положительных результатов и эффектов. Это не справедливо с точки зрения диалектики. С негативными последствиями маркетинга давно борются его противники. Кому не надоела и не мешает навязчивая реклама? Действительно ": реализация маркетинговых технологий на базе Internet ^а автоматически ведет к уничтожению большого сектора в сфере потребительских услуг. Это ведет к существенному перераспределению финансовых потоков, в частности, к их значительной концентрации". Однако Internet и маркетинговые Internet технологии существуют, доказали свою целесообразность и эффективность. Мы живем в постоянно меняющемся мире. Остановить инновационный процесс не возможно. Общая задача всех субъектов, принимающих участие в создании и использовании маркетинговых технологий, максимально стимулировать положительные и уменьшить отрицательные их воздействия и последствия. Однако, исходя из целей и экономической сущности маркетинга это, вероятнее всего, является лозунгом и мало реально. Ведь даже сама концепция социально - этичного маркетинга становится действительно социально - этичной, только тогда, когда это для него выгодно, или если это предусмотрено законами или правилами.

Таким образом, роль и значение маркетинга и его технологий в развитии индустриальной и создании новой постиндустриальной информационной глобальной экономики несомненна и весьма весома.

В России роль маркетинга еще более не однозначна. Основное условие целесообразности применения классического маркетинга - наличие перепроизводства, "рынка покупателя". Для большинства отечественных "индустриальных" товаров это условие нарушается в принципе, так - как большинство реализуемых промышленных товаров - импортные. Следовательно, факт нашего экономического и производственного отставания - это аксиома. Продвижение импортных товаров на российские рынки с использованием российских маркетинговых коммуникационных каналов противоречит национальным интересам. Мы сознательно повышаем планку конкуренции для без того не конкурентных российских товаров и предприятий. Игнорирование многими российскими производителями маркетинговых, концепций и технологий, рудименты плановой экономики, отбрасывают их назад более чем на 100 лет, ко времени зарождения маркетинга, "товарной ориентации" и идее: "производить то, что легко производится, на что нацелено производство, и продавать, используя в качестве стимулятора рекламу своего товара". Убедительным подтверждением этого являются повышенный интерес и явные предпочтения, которые отдают российские производители рекламе. Существует масса специальных "бесплатных" рекламных газет; реклама - одна из важнейших статей финансирования телевидения, радио и печатных изданий. К сожалению, с помощью рекламы нельзя обеспечить конкурентоспособность товаров, не обладающих современными потребительными свойствами даже на отечественных рынках, не говоря об экспорте. По своей экономической, политической и социальной природе проблема значительно глубже и серьезнее, так как ее необходимо рассматривать с позиций обеспечения для России достойного места в мировом сообществе, если не завтра, то в достаточно близком будущем. Следовательно, России необходимо "догнать" развитые страны, что мы безуспешно пытаемся сделать со второй половины 50 - х годов. Если считать это целью, то, прежде всего, следует сформировать предмет. К большому сожалению, нам необходимо не только одновременно создавать индустриальную и постиндустриальную информационную экономики, адекватные уровню развитых стран на соответствующий момент времени, но и не допускать отставания в дальнейшем.

С точки зрения теории догоняющего развития для России и большинства "стран ближнего зарубежья" падение производства в 2-3 раза, разрушение, физическое и моральное старение основных производственных фондов, ликвидация большей части специализированных организаций, осуществлявших промышленное строительство, недостатки финансовой и инвестиционной систем, отток капиталов из страны и др. являются не самыми большими потерями. Главный ущерб - это значительное увеличение существовавшего технологического отставания, которое усугубилось практически полным развалом академической, ВУЗовской и отраслевой науки, проектных институтов, утечкой наиболее квалифицированных и продвинутых специалистов - потенциальных создателей новых технологий, товаров и услуг. Эти потери, особенно трудно восполнить, еще и в связи с тем, что наиболее сильно Россия отстала именно в информационных технологиях - электронном оборудовании, включая современные технологии его изготовления, программных продуктах и т.п. Даже во времена "застоя" в СССР систематически обновляли парк мощных компьютеров ЕС (последними были ЕС 1061 и ЕС 1066), которые изготавливали на отечественных заводах на 75-80 % из собственных комплектующих и остальных поставляемых из стран СЭВ. В качестве операционной системы использовали MS - DOS, но многие прикладные программы были оригинальными. В конце 80-х годов появились первые отечественные персональные компьютеры ДВК с операционной системой ФОБОС, а затем ЕС -1840 и 1841 (модификация с жестким диском на 20 мБт). До начала рыночных реформ на постсоветском пространстве пользовались менее качественными, но отечественными теле, радио приемниками и многими другими электронными товарами. Для производства товаров мирового уровня промышленность России нуждалась в модернизации и совершенствовании. Однако, особенно с учетом возможностей и потенциала, развитого ВПК, она являлся для этого прекрасной базой, вплоть до создания отечественных информационных технологий не уступающих наиболее продвинутым зарубежным.

Эти возможности не были использованы, главным образом, из - за:

не понимания в структурах государственного управления первичности роли и значения инновационных технологий в современном мире, просчетов в прогнозировании направлений технологического и экономического развития, без достаточного учета процессов роста глобализации;

отсутствия квалифицированных, компьютерно грамотных управленцев, владеющих созидательными рыночными технологиями на государственном, региональных и муниципальных уровнях, в организациях (предприятиях) ;

недостаточностью, низкой достоверностью и высокой стоимостью статистической информации, необходимой для комплексного анализа и прогнозирования рынков товаров и услуг, как основы снижения рисков при планировании стратегического развития предприятий и инвестировании.

Настоящая работа посвящена изучению использования возможностей маркетинга, в качестве одной из весомых составляющих, для превращения России в экономически развитую постиндустриальную страну, занимающую достойное место в мире.

 



Информация о работе Информационная экономика