Информационное обеспечение инновационного менеджмента на ОАО «ШААЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть информационное обеспечение инновационного менеджмента.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
Изучить виды информации и требования к ее качеству
Рассмотреть методы сбора и анализа информации на предприятии
Рассмотреть информационное обеспечение различных этапов процесса инновационного управления
Дать характеристику ОАО «ШААЗ»
Рассмотреть информационные потоки в управлении ОАО «ШААЗ»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ…………………………………………………………………5
1.1. Виды информации и требования к ее качеству…………………………….5 1.2. Методы сбора и анализа информации на предприятии…………………..14
1.3. Информационное обеспечение различных этапов процесса инновационного управления………………………………………………….19
II. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ШААЗ»……………29
2.1 Краткая характеристика ОАО «ШААЗ»…………………………………...29
2.2. Информационные потоки в управлении ОАО «ШААЗ»…………………35
2.3.Перспективные технологии в информационном обеспечении инновационного управления ОАО «ШААЗ»…………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..54

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_i_nauki_RF_1.docx

— 207.17 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Шадринский государственный педагогический институт»

Кафедра Менеджмент в образовании

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине: инновационный менеджмент

Тема: Информационное обеспечение инновационного менеджмента на ОАО «ШААЗ»

 

 

 

 

Исполнитель:

Пермякова Ирина Александровна

студентка 464 группы дневного

отделения

 

Допущена к защите    Научный руководитель:

«___» ________20__г.           старший преподаватель кафедры МО

Зав. кафедрой ________           Некрасова Т.В.

 

 

 

 

Шадринск, 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ…………………………………………………………………5

1.1. Виды информации  и требования к ее качеству…………………………….5 1.2. Методы сбора и анализа информации на предприятии…………………..14

1.3. Информационное  обеспечение различных этапов  процесса   инновационного  управления………………………………………………….19

II. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ШААЗ»……………29

2.1 Краткая  характеристика ОАО «ШААЗ»…………………………………...29

2.2. Информационные  потоки в управлении ОАО «ШААЗ»…………………35

2.3.Перспективные  технологии в информационном  обеспечении инновационного управления  ОАО «ШААЗ»…………………………………43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..54

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Особенность современного общества заключается  в непрерывном обмене информацией. Полная, достоверная, своевременно полученная информация является необходимым условием успешного функционирования любой  организации.

Управленческий  процесс в первую очередь связан с информационным обменом между  субъектами и объектами управления. Поэтому информационное обеспечение  играет важную роль в управленческой деятельности. При отсутствии необходимой  информации невозможно принятие правильных и своевременных решений, определение  направлений развития и стратегии  организации. Наличие информации, неизвестной  конкурентам, обеспечивает более успешное функционирование организации, ставит ее  в более выгодные условия. При современном уровне развития вычислительной техники и средств связи автоматизация процесса управления позволяет быстро и эффективно решать поставленные задачи, для чего создаются комплексные автоматизированные системы управления.

Сбор  и накопление информации — это  естественный процесс. Он отражает жизнедеятельность  предприятия. Действительная ценность информации зависит от трех факторов: вероятность благоприятного исхода принятия решения прямо пропорциональна  объему собранной информации; относительная  выгода определяет выбор решения  из имеющегося набора альтернатив; стоимость  собранной информации.

Для эффективности  принятия решений необходимо, чтобы  предприятие было «прозрачным» для  руководства. Это означает наличие  возможности в любой момент времени  получить «срез» состояния предприятия  в нужном виде. Задача не из простых, потому что фактически необходимо хранить  всю информацию о движении материалов и денежных средств, о производстве, о закупках и продажах.

Как показывает анализ современного состояния инновационных  процессов, промышленные предприятия  являются основными субъектами инновационной  деятельности. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций. Создатели  инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной области. Инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов  и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию  этой информации и т.п.

Цель работы: рассмотреть информационное обеспечение инновационного менеджмента.

Исходя  из поставленной цели, вытекают следующие  задачи:

    1. Изучить виды информации и требования к ее качеству
    2. Рассмотреть методы сбора и анализа информации на предприятии
    3. Рассмотреть информационное обеспечение различных этапов процесса   инновационного  управления
    4. Дать характеристику ОАО «ШААЗ»
    5. Рассмотреть информационные потоки в управлении ОАО «ШААЗ»
    6. Изучить перспективные технологии в информационном обеспечении инновационного управления ОАО «ШААЗ».

Предмет -  информационное обеспечение инновационного менеджмента.

Объект: информационное обеспечение инновационного менеджмента на ОАО «ШААЗ».

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

    1. Виды информации и требования к ее качеству 

 

          Во всех сферах жизни управление  играет огромную роль. Любая организация  нуждается в рациональном и  эффективном управлении. Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур: сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта, анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым, сбор и обработка оперативной информации о  состоянии системы и ее элементов, создание банков данных, анализ и прогнозирование развития ситуации, принятие решения по оперативному вмешательству в функционирование системы, разработка предложений по корректировке плановых решений по функционированию системы, оформление соответствующих отчетных документов.[1]

Процесс управления нуждается в предоставлении своевременной, достоверной и полной информации, т.е. в информационном обеспечении.

Информационное  обеспечение управленческой деятельности — это осуществление действий по предоставлению своевременной, достоверной  и полной информации субъекту управления (руководителю) с заданной периодичностью.

Следует особо отметить, что значительная часть информации, используемой в  управленческой деятельности, существует в форме документов. Документационное обеспечение управленческой деятельности играет важнейшую роль в современных  процессах управления, так как  подавляющее число управленческих решений в настоящее время  в обязательном порядке фиксируются  на бумаге. Вместе с тем, большой  интерес представляет информационное обеспечение управленческой деятельности в свете использования современных информационных технологий.

Задачи  информационного обеспечения процесса управления заключаются в следующем:

  • удовлетворение информационных потребностей управляющих органов;
  • определение и отбор источников информации;
  • правильная интерпретация и систематизация полученных данных;
  • обеспечение своевременности формирования, полноты и оперативности представления статистической информации государственным органам и международным организациям путем внедрения прогрессивных методов наблюдения и современных информационно-технологических средств сбора, передачи и обработки данных;
  • повышение и улучшение качества информации за счет расширения круга разрабатываемых расчетных показателей, взаимодействия с внешними информационными системами;
  • эффективное обеспечение всех категорий пользователей на различных уровнях необходимой статистической информацией при сочетании доступности данных и их защиты;
  • повышение роли регионального уровня в ходе реформирования статистики;
  • проверка достоверности, полноты и непротиворечивости данных;
  • исключение дублирования информации;
  • представление данных в едином и удобном для восприятия формате;
  • постоянное обновление данных.

Таким образом, информационное обеспечение является неотъемлемой частью любой управленческой деятельности. С его помощью происходит распространение необходимой информации среди компетентных лиц и ее эффективное использование в процессе принятия управленческих решений.

Информационное  обеспечение функции календарно-планового  руководства заключается в реализации следующих процедур:

  • сбор и анализ информации о ходе выполнения планов, состоянии плановых показателей и сроках исполнения;
  • сбор информации об условиях функционирования предприятия в их влиянии на ход выполнения плана;
  • доведение полученной информации до ответственных руководителей для принятия решения о необходимости корректировки их действий;
  • документационное оформление принятых решений и доведение их до исполнителей;
  • предоставление необходимой информации подразделениям и руководителям, осуществляющим планирование для возможной дальнейшей корректировки плановых показателей.

Информационное  обеспечение функции оперативного управления включает в себя:

  • сбор и обработку информации о возникшей при работе проблемной ситуации и формулировку соответствующих задач;
  • сбор и обработку информации, необходимой для решения поставленных задач;
  • сбор и анализ информации об имеющихся ресурсах (материальных, кадровых, временных, информационных и т.д.);
  • организационное и документационное оформление выбранного варианта решения;
  • доведение информации о принятом решении до конкретных исполнителей;
  • сбор информации о результатах реализации данного решения, анализ и доведение ее до заинтересованных руководителей.

Информационное обеспечение  функции контроля состоит в выполнении следующих процедур:

  • сбор и анализ информации о выполнении соответствующих функций подразделениями и отдельными сотрудниками;
  • доведение полученной информации до руководителей, осуществляющих контроль за деятельностью данного подразделения или сотрудника;
  • документационное оформление принятых руководителем на основании полученной информации решений;
  • доведение данных решений до исполнителей:
  • предоставление необходимой информации подразделениям и руководителям, осуществляющим планирование и календарно-плановое руководство.

Таким образом, основными принципами и целями внутрифирменных  систем информации являются: определение  требований к содержанию информации и ее характеру в зависимости  от целенаправленности; выработка системы  хранения, использования и предоставления информации в централизованном и  децентрализованном управлении; определение  потребностей в технических средствах (в том числе, в компьютерной технике) на предприятии в целом и в  каждом хозяйственном подразделении; разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных; проведение многовариантных расчетов в процессе разработки программ маркетинга, планировании, контроле, сборе и обработки цифровой информации; автоматизированная обработка и выдача текстовой информации; обеспечение копировальными устройствами, телексами, всеми средствами связи и коммуникации в рамках предприятия и его отдельных подразделений; автоматизация административно-управленческого труда на основе использования компьютерной техники.

Определение потребностей каждого руководителя в необходимой ему конкретной информации - чрезвычайно сложная  задача, и ее решение зависит от опыта и функций руководителя, а также, от его полномочий в принятии управленческих решений. Автоматизированные управленческие информационные системы призваны на основе быстрой обработки информации выдавать необходимую информацию. Оснащение современными программными продуктами позволяет экономить управленческие и накладные расходы, значительно повышает эффективность проектно-конструкторских работ, обеспечивает эффективное внутрифирменное планирование.

Информация (от лат.Informatio – разъяснение, изложение) – отчужденное знание, выраженное на определенном языке в виде знаков алфавита, записанное на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации.

В современных  условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в  сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы  на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми  взаимосвязанными подразделениями  фирмы осуществляется на базе современной  электронно-вычислительной техники  и других технических средств связи.

В литературе предлагается следующая классификация  информации:

  1. по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;
  2. по принадлежности к подсистеме системы менеджмента — информация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам;
  3. по форме передачи — вербальная и невербальная информация;
  4. по изменчивости во времени — условно-постоянная и условно - переменная (недолговечная);
  5. по способу передачи — спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;
  6. по режиму передачи — в не регламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
  7. по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
  8. по стадиям жизненного цикла объекта — по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т. д.;
  9. по отношению объекта управления к субъекту — между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации;
  10. по месту образования и направлению информационных потоков – входящая, исходящая и внутренняя информация.

Информация о работе Информационное обеспечение инновационного менеджмента на ОАО «ШААЗ»