Информационное обеспечение законодательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:08, реферат

Описание работы

В Совете Федерации уделяют большое значение развитию информационно-телекоммуникационной сети – технологической системе, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Только с помощью информационных технологий, как процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способов осуществления таких процессов и методов, диалог между властью, средствами массовой информации и обществом может быть конструктивным и открытым. Большие возможности информационные технологии обеспечивают и для оперативного взаимодействия между федеральными органами государственной власти, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Информационное обеспечение законодательной деятельности.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Основными целями создания Парламентского портала являются:

обеспечение открытости законодательных  органов государственной власти;

обеспечение эффективного информационного  взаимодействия граждан с законодательными органами государственной власти;

обеспечение эффективного информационного  взаимодействия законодательных органов  государственной власти с международными парламентскими организациями, законодательными органами власти зарубежных стран и  иностранными гражданами;

обеспечение единства подходов к построению информационной структуры Интернет-сайтов и интеграции информационных ресурсов законодательных органов государственной власти с одновременным расширением их информационных и функциональных возможностей.

Для реализации поставленных целей необходимо:

обеспечить публикацию актуальной информации о деятельности законодательных  органов государственной власти;

обеспечить доступ к интегрированной  информации о состоянии законодательства в стране и в регионах путём  организации мониторинга правового пространства и правоприменительной практики;

обеспечить интерактивное  взаимодействие с российскими и  зарубежными посетителями посредством  внедрения соответствующих сервисных  функций;

обеспечить доступ к информационным ресурсам для зарубежных посетителей посредством развития подсистемы машинного перевода;

обеспечить развертывание  на базе Парламентского портала Интернет-сайтов законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, не имеющих в  настоящее время собственных представительств в сети Интернет.

Кроме того, с целью информационно-аналитического обеспечения законодательной и  представительской деятельности Совета Федерации и решения задачи поиска, сбора, хранения, обработки и предоставления информации создается Ситуационно-аналитический центр Совета Федерации (далее – САЦ). В настоящее время разработана его концепция и техническое задание на создание. САЦ должен обеспечивать принятия решения членом Совета Федерации:

об одобрении или отклонении федерального конституционного закона или федерального закона;

о разработке и внесении в Государственную Думу проекта  федерального конституционного закона или федерального закона (далее –  законопроект) в порядке личной законодательной  инициативы;

о разработке и внесении в Государственную Думу законопроекта в порядке законодательной инициативы Совета Федерации.

Создание САЦ  обеспечит повышение эффективности, оперативности и качества выполнения следующих задач информационно-аналитического обеспечения законодательной и представительской деятельности Совета Федерации:

экспертизы  последствий принятия законов и  законопроектов;

анализа законодательства и правоприменительной практики;

мониторинга социально-экономического положения регионов;

прогнозирования возникновения и развития ситуаций в политической, экономической, социальной, правоохранительной и т. п. сферах на федеральном и региональном уровнях;

своевременного  предоставления информации по ключевым и злободневным проблемам развития общества и государства с выявлением и анализом их причин;

мониторинга межпарламентских отношений;

визуализации  информационно-аналитических материалов для коллективного обсуждения и  выработки решений в виде, обеспечивающем сокращение времени для оценки и  понимания ситуации.

САЦ является организационно-технической информационно-коммуникационной системой, призванной обеспечить информационную и интеллектуальную поддержку законодательной и представительской деятельности Совета Федерации. Он использует развитые современные механизмы и инструменты накопления, сопровождения и обработки больших объёмов разнородной информации, необходимой и хранящейся в едином систематизированном и классифицированном информационном фонде. Наполнение, систематизация, классификация, преобразование и очистка информации информационного фонда осуществляется с помощью автоматизированных механизмов.

Для информационно-аналитического обеспечения законодательной и  представительской деятельности Совета Федерации САЦ предоставляет  следующие механизмы и инструменты:

поиска необходимой информации в информационном фонде;

моделирования, прогнозирования и выявления  ситуаций на основе построенных моделей  предметных областей;

выявления скрытых  факторов, влияющих на развитие предметных областей;

сравнительной оценки сценариев развития предметных областей;

визуализации  результатов для информационно-аналитической  поддержки законодательной и  представительской деятельности Совета Федерации.

Внедрение САЦ  в деятельность Совета Федерации  обеспечивает:

объединение, систематизацию информации и знаний, используемых для аналитической поддержки деятельности Совета Федерации;

сокращение  общего объёма и трудоёмкости задач  поиска, мониторинга и предоставления информации за счёт создания единого  информационного фонда и автоматизации  процессов его наполнения и сопровождения;

повышение качества и оперативности решения задач  за счёт предоставления достоверной  и достаточной информации, снижения затрат на поиск и предоставление информации и автоматизации интеллектуальных процедур;

повышение степени  обоснованности принимаемых решений за счёт повышения информационной обеспеченности соответствующих процессов с использованием аналитико-прогнозных моделей;

повышение контролируемости решения задач за счёт объединения  участников решения задач в единый информационно-коммуникационный контур;

возможность регламентированного  получения информации и выполнения операций с помощью удаленных  рабочих мест за счёт интеграции с  компонентами информационно-коммуникационной системы Совета Федерации и мобильных  офисов;

визуализацию представления информационно-аналитических материалов.

Целенаправленное  формирование в Российской Федерации  информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей реализацию функций  «электронного правительства» и  «электронного парламента», предполагает соблюдение следующих наиболее важных требований:

юридической значимости производимой, хранимой, собираемой, обрабатываемой и предоставляемой информации с  обеспечением её целостности и подлинности;

авторизации пользователей (исключение анонимных запросов) в случаях, определённых действующим законодательством Российской Федерации;

инвариантности  технологий (устойчивости) к изменениям регламентов взаимодействия органов  государственной власти между собой, с организациями, гражданами и иными  лицами, а также к изменениям в их структуре (обеспечение сохранности государственных информационных ресурсов в ходе административных реформ);

однократного  производства информации с последующим  многократным её использованием в соответствии с установленными полномочиями доступа.

Приложение  к статье

Рекомендации  по построению парламентских сайтов, предложенные Межпарламентским союзом

1. Рекомендуемые  для включения в парламентские  web-сайты основные элементы содержания

1.1. Общая информация  о структуре парламента

Всякому лицу, которое хочет познакомиться с деятельностью парламента через web-сайт, должна быть предоставлена возможность начать это знакомство с логически построенного исходного пункта. Такую функцию могла бы выполнить «обзорная» страница (или целый раздел), которая содержала бы общую, носящую вводный характер информацию о структуре парламента и о деятельности его органов. Она должна также иметь многочисленные внутренние связи с другими страничками, которые были бы посвящены более конкретным вопросам.

Желательно иметь для каждого парламента и/или для каждой палаты парламента отдельную разметку-план страницы общей информации на web-сайте. Однако возможно объединение общих по содержанию элементов.

1.2. Избирательная  система, партии и их фракции  в парламенте

Представительная демократия может функционировать эффективно лишь в том случае, если граждане могут реализовать свои политические права при полном знании всех основных законов о выборах. При этом web-сайты национальных парламентов являются не только естественным местом для поиска соответствующей информации, но и своеобразным средством, позволяющим в удобной для пользователя форме легко найти документы по конкретным вопросам. Более того, если в данной стране проходят парламентские выборы, то Интернет становится наиболее предпочтительным источником информации для человека, который в силу ряда причин не имеет возможности приобрести прессу или смотреть телевизор, но ему чрезвычайно важно знать результаты выборов как можно быстрее, до их официального опубликования или – что лучше – в режиме реального времени. Поэтому особенно важно получать соответствующую информацию из официального источника, каковым является сам парламент. Далее также нужна информация по распределению мест в национальном парламенте по партийному признаку. Журналисты, политические аналитики, учёные и многие другие категории пользователей Интернета доверяют постоянно обновляющейся информации на web-сайте относительно расстановки сил между партиями, их коалициями и политической принадлежности того или иного члена парламента. База данных «Parline» Межпарламентского союза может быть рассмотрена как shopping pool информации по итогам выборов: она охватывает все парламенты мира и используется в унифицированном виде, что позволяет осуществлять сравнительные исследования по нескольким странам. Однако в связи с необходимостью сбора и обработки данных содержащейся в «Parline» информации иногда её поступление не успевает за меняющимися столь быстро событиями. Из вышесказанного становится очевидным тот факт, что информация о выборах и партийных фракциях в парламенте занимает центральное место на парламентском web-сайте.

1.3. Законотворческий  процесс и документы

Разумеется, по объективным причинам невозможно на нескольких страничках парламентского web-сайта чётко изложить весь столь запутанный законотворческий процесс. Кроме того, он должен содержать краткое описание парламентской процедуры и предоставить хорошо продуманную поисковую систему, при помощи которой могли бы вноситься изменения и поправки в тексты законодательных актов, включая законопроекты и поправки. База данных в режиме online и специально разработанные поисковые системы могут быть достаточно сложными, что, в свою очередь, затрудняет их использование. Не останавливаясь на специфике используемой в каждом конкретном парламентском сайте той или иной поисковой системы, отметим, что раздел, посвященный вопросам законотворчества, должен содержать ряд ключевых компонентов, о которых пойдёт речь ниже. В этом смысле особенно важно обеспечить относительно регулярную обновляемость информации, чтобы наиболее полно отразить нынешнее состояние дел в парламенте.

1.4. Данные о  руководстве парламента

Состав данных о руководстве парламента вытекает из институциональной особенности  должности председателя (спикера) парламента или палаты парламента, что должно найти отражение и на парламентском web-сайте. Как правило, соответствующие страницы наиболее часто посещаются пользователями, и именно сюда направляется основной поток обращений (вопросов и комментариев) по электронной почте.

1.5. Члены парламента

Граждане проявляют  особый интерес к повседневной деятельности своих представителей в парламенте. В этой связи Интернет позволяет  обеспечить значительную степень транспарентности. В то же время это даёт возможность  лично каждому члену парламента добиться популярности в глазах общественности. Соответственно лица, отвечающие за парламентский web-сайт, должны уделить особое внимание предоставлению информации электорату и общественности в целом не только о фамилиях законодателей, но также по масштабам стоящих перед ними задач, ответственности и проводимой ими деятельности. Велением времени является необходимость в том, чтобы член парламента все чаще действовал через свой собственный сайт, который в основном служит аналогичным целям, что и парламентский сайт, но наполнялся бы собственным содержанием на индивидуальной основе. Такие сайты дополняли бы информацию, которая доступна из официальных web-сайтов национальных парламентов.

1.6. Органы парламента

Категорией  информации, которую чрезвычайно сложно размещать на web-сайтах национальных парламентов, являются данные о структуре, мандатах, составе и программе работы постоянных и временных непленарных комитетов, подкомитетов и комиссий. Если общая информация о парламентах мира действительно доступна через базу данных «Parline» Межпарламентского союза, то практически невозможно для Межпарламентского союза отслеживать ежедневные изменения в непленарных органах национальных парламентов. В то же время эта информация чрезвычайно необходима, как об этом свидетельствуют поступившие на web-сайт Межпарламентского союза сообщения обратной связи. Именно по этой причине национальным парламентам необходимо иметь постоянно обновляющуюся информацию на своих соответствующих web-сайтах.

1.7. Публикации

Парламенты предоставляют во всевозрастающих масштабах пользователям Интернета возможность напрямую заказывать парламентские документы и информационные материалы через web-сайт. Эта особенность чрезвычайно ценится исследователями, студентами и другими пользователями, которые заинтересованы в получении таких документов, но это также относится и к жителям других стран и географически удалённых регионов. Необходимо отметить, однако, что деятельность специальной службы по поддержанию такой странички в режиме online, позволяющем оперативно заказывать парламентские документы и информационные материалы, может быть довольно дорогостоящей и требующей значительных кадровых ресурсов. Такая возможность заказа не должна исключать традиционных способов распространения парламентских документов. Хотя, как и прежде, система заказа по почте и покупка материалов в специализированных парламентских киосках продолжает функционировать, в то же время размещение информации о парламентских документах на web-сайтах может активизировать их распространение и усилить в долгосрочной перспективе их влияние.

Информация о работе Информационное обеспечение законодательной деятельности