Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 13:41, контрольная работа
a) Характерные черты информационного общества;
b) Положительные и отрицательные тенденции развития информационного общества;
c) Правовые проблемы, требующие своего решения в связи с переходом к информационному обществу;
d) Положения Окинавской хартии глобального информационного общества
Тема. Информационное общество и право
Введение
Существование человечества
на планете Земля, формирование
и развитие общества и
Мы являемся свидетелями
существенного повышения роли
и места информации в жизни
личности, общества, государства, воздействия
информации на развитие
Цивилизация в целом
и каждый из нас в частности,
находимся в стадии
Информационное общество
и лежащие в его основе
Понятие и сущность информационного общества.
Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
В истории развития цивилизации, неразрывно связанной с процессом накопления знаний, произошло несколько информационных революций, обусловленных кардинальными изменениями в сфере обработки информации. Следствием этих преобразований стали важные качественные изменения человеческого общества. Каждая из информационных революций кардинально изменила всю цивилизацию и оказала на развитие человечества больше влияния, чем любое государство или правитель.
Первая информационная
революция связана с
Вторая (середина XVI в.) — вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило культуру, организацию деятельности. Появилась возможность активного распространения информации, ее тиражирования.
Третья (конец XIX в.) — обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию. Следствие этой революции - повышение степени распространяемости информации, повышение информационного "охвата" населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.
Четвертая (70-е годы XX в.) — связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
переход от механических
и электрических средств
миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
создания программно — управляемых устройств и процессов.
Последняя информационная
революция выдвигает на первый
план отрасль — информационную
индустрию, связанную с производством
технических средств, методов, технологий
для распространения новых
Информационные и
Бурное развитие компьютерной
техники и информационных
В соответствии с концепцией 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество — разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами — сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.
Существуют различные
критерии определения факта
Однако информационное общество — общество особое, не известное истории.
Характерные черты информационного общества:
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
Некоторые характерные черты информационного общества:
1. Объемы информации возрастут и человек будет привлекать для ее обработки и хранения специальные технические средства.
В информационном обществе людям и коллективам, прежде чем предпринять какое-либо действие или принять решение, необходимо провести работу по сбору и обработке информации, ее осмыслению и анализу. Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обработать. Он привлекает для этого специальные технические средства.
2. Неизбежно использование компьютеров.
В информационном обществе использование компьютеров неизбежно. Это обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации.
3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта.
Во второй половине XX века произошел переход людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Появился новый социальный слой, который называют «белые воротнички» — люди, не производящие непосредственно материальные ценности, а занятые обработкой информации (учителя, банковские служащие, программисты и т.д.). Материальный продукт станет более «информационно емким». Его стоимость будет зависеть от инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.
4. Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.
Увеличится количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом.
5. Произойдет переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.
Уже сейчас компьютерные игры занимают большую часть свободного времени человека. Сейчас они трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров. Растет время «проведенное» в Интернете, где можно путешествовать по образовательным сайтам, виртуальным музеям, читать литературу и т.д. Большой популярностью пользуются «чаты» и служба ICQ, которые позволяют общаться с людьми на расстоянии и режиме реального времени.
6. Будут развиваться
Сеть Интернет разрастается
на 10-15% в месяц и число ее пользователей
приближается к 200 миллионам человек (возможно,
что это устаревшие данные, так как количественные
характеристики Интернета устаревают
быстрее, чем печатаются книги, в которых
эти данные приводятся). Информационные
технологии универсализируются, чему
способствует использование современных
мультимедийных систем, объединяющих
функции многих устройств — компьютера,
телевизора, радиоприемника и т.д.
Устройства хранения информации станут
крошечными, умещающимися на
ладони. Они будут иметь собственный универсальный
справочник, объем
которого сопоставим с несколькими энциклопедиями,
а также его можно
будет подключать к сети, чтобы получать
оперативные данные, например о
погоде или пробках на дороге и т.д.
7. У людей дома появятся всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства.
Дома будут оснащены вместо системы проводов одним силовым и одним информационным кабелем, который возьмет на себя все информационные связи, включая каналы кабельного телевидения и выход в Интернет. Специальный электронный блок будет контролировать всю бытовую технику и все системы жизнеобеспечения. Здание станет «умным». К «умным зданиям» добавятся «умные автомобили», в которых кроме ставшего обязательным компьютера, следящего за технической частью автомобиля, будет функционировать система, постоянно связанная с городскими информационными службами. Такой автомобиль будет связан с «умным домом» и даже сможет им управлять.
8. Производством энергии и материальных
продуктов будут заниматься
машины, а человек главным образом обработкой
информации.
Нa производстве происходит массовое сокращение людей на сборочных линиях, впоследствии внедрения вместо них роботов и манипуляторов.
9. В сфере образования будет создана система непрерывного образования.
Человек получит возможность учиться всю жизнь, чтобы не отстать от времени, иметь возможность сменить профессию, занять достойное место и обществе.
10. Дети смогут обучаться на
дому с помощью компьютерных программ
и телекоммуникаций.
В связи с этим формы обучения в учебном процессе изменятся, и появится ряд проблем, связанных с воспитательными аспектами обучения.
11. Появляется и развивается рынок информационных услуг. Информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать.
Для перехода от индустриального общества к информационному должна была возникнуть ситуация информационного кризиса. И она возникла в связи с тем, что в XX веке лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, сделал практически невозможной его ориентацию в этом объеме. Возникло большое количество избыточной, лишней информации. Началом же перехода к информационному обществу стало внедрение современных средств обработки и передачи информации в различных сферах деятельности человека. Этот процесс называется информатизация.
Переход от индустриального общества к информационному осуществился, благодаря информатизации общества.
Информатизация общества — это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (по закону Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года).
До недавнего времени вместо термина «информатизация» использовался термин «компьютеризация», который означает развитие и внедрение компьютеров в общество. Но информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация, т.к. сегодня главными являются не столько технические средства, сколько сущности и цели социально-технического процесса в целом. Компьютеры являются только частью процесса информатизации общества — ее базовой технической составляющей.
Главной составной
частью информационного