интенсивное развитие
информационных технологий приводит
к появлению новых угроз национальной
безопасности
информационный неоколониализм
- с помощью информационных каналов
народам развивающихся и постсоциалистических
стран навязываются не только товары и
услуги, но и ценности западного общества.
- Правовые проблемы,
требующие своего решения в связи с переходом к информационному обществу.
США и Европа идут в информационное
общество несколько разными путями. США
были своего рода пионером в формировании
основ практического осуществления информационной
инфраструктуры - технологической основы
информационного общества. В 1993 г. правительство
США выпустило доклад с планами развития
национальной информационной инфраструктуры
(НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем,
связанных с построением НИИ, была создана
Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре
(Information Infrastructure Task Force).
В специально подготовленном
докладе были рекомендованы основные
принципы формирования информационного
общества: поощрение частных инвестиций;
концепция универсального доступа;
помощь в технологических инновациях;
обеспечение интерактивного доступа;
защита личной жизни, безопасности
и надежности сетей; улучшенное
управление спектром радиочастот;
защита прав интеллектуальной
собственности; координация государственных
усилий; обеспечение доступа к
государственной информации. В соответствии
с этим докладом США взяли
курс на строительство информационной
супермагистрали как технологического
средства, позволяющего каждому найти
информацию, развлечение себе по вкусу,
и которая определяется как совокупность
всех технологий, связанных с производством,
обработкой, хранением и распространением
информации, будь то телевидение, компьютерные
сети, спутниковое вещание, коммерческие
онлайновые компании.
Доклады рабочих групп,
призванных изучать связанные
с этими процессами проблемы,
посвящены гуманитарным темам - здравоохранению,
образованию, сохранению неприкосновенности
личной жизни и информации, охране
прав интеллектуальной собственности
и т.п. С учетом глобального
характера происходящих под воздействием
информационных и телекоммуникационных
технологий изменений инициатива
из национальной постепенно перерастает
в глобальную.
В Европе также уделяется
серьезное внимание формированию
информационного общества. Разработана
стратегия вхождения Европы в
информационное общество, подготовлены
и реализуются рекомендации по
вхождению в него. Цель работы
- проследить процесс становления
информационного общества в таких
областях, как воздействие на
экономику и занятость; создание
социальных и демократических
ценностей в "виртуальном сообществе";
воздействие на общественные, государственные
службы; образование, переквалификация,
обучение в информационном обществе;
культурное измерение и будущее СМИ; устойчивое
развитие, технология и инфраструктура.
Обращается внимание
на то, что если Европа не
сможет быстро и эффективно
адаптироваться к условиям информационного
общества, ее ждет потеря конкурентоспособности
перед лицом США и азиатских
экономик, а также социальное
отчуждение внутри европейского
сообщества. Проблемы развития информационного
общества представлены в первом
ежегодном докладе Форума "Сети
для людей и сообществ".
В рамках государственной
информационной политики заложены
основы для решения таких задач,
как формирование единого информационного
пространства России и вхождение
России в мировое информационное
пространство, обеспечение информационной
безопасности личности, общества
и государства, формирование демократически
ориентированного массового сознания,
становление отрасли информационных
услуг, формирование и развитие
информационного права.
В 2002 году принята федеральная
целевая программа «Электронная
Россия (2002-2010 годы)», утвержденная Постановлением
Правительства РФ от 28.01.2002 № 652. Одной
из задач целевой программы
названо обеспечение открытости
в деятельности органов государственной
власти и общедоступности государственных
информационных ресурсов, создание
условий для эффективного взаимодействия
между органами государственной
власти и гражданами на основе
использования информационных и
коммуникационных технологий.
На первом этапе
реализации программы (2002 год) была
запланирована подготовка пакета
законопроектов, направленных на
решение проблем, связанных с:
созданием и распространением
электронных документов;
развитием электронной
торговли;
снижением административных
барьеров, препятствующих выходу
российских организаций на рынки
информационных и коммуникационных
технологий;
гармонизацией законодательства
РФ в сфере информационных
и коммуникационных технологий
с положениями международных
конвенций и законодательством
стран Европейского союза.
Ряд законопроектов
была представлен и принят, например,
Федеральные законы «Об электронной
цифровой подписи»3, «О коммерческой
тайне»4 и «О персональных данных»5.
Планируется принятие ряда законопроектов
в ближайшем будущем.
Одним из основных
направлений реализации целевой
программы является совершенствование
законодательства и системы государственного
регулирования в сфере информационных
и коммуникационных технологий.
Целью мероприятий этого направления
является создание правовых предпосылок
для широкого использования информационных
и коммуникационных технологий
во всех сферах общественной
жизни, в экономике, во взаимоотношениях
органов государственной власти
и местного самоуправления с
гражданами и организациями.
Программа определила,
что одной из основных задач,
реализуемых в рамках данного
направления, является создание
правовой базы для решения
проблем, связанных с производством
и распространением документов
в электронной цифровой форме.
Одновременно были закреплены
принципы, на которых должно быть
основано правовое регулирование
в данной сфере. К ним, в частности,
относится создание правовых
условий для использования электронных
документов в государственном
управлении и гражданско-правовой
сфере. Указанные положения федеральной
целевой программы «Электронная
Россия (2002 – 2010 годы)» позволяют
утверждать, что по итогам ее
реализации в РФ должны быть
сформированы государственные информационные
ресурсы открытого доступа, предназначенные
для информирования граждан и
организаций о политике государства,
что является реализацией положений
Доктрины информационной безопасности
РФ.
Принятие Доктрины
информационной безопасности РФ
стало логичным итогом работы
всех государственных структур,
принимавших участие в формировании
правовой политики РФ в информационной
сфере. Данная Доктрина представляет
собой совокупность официальных
взглядов на цели, задачи, принципы
и основные направления обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации. Доктрина развивает Концепцию
национальной безопасности РФ
применительно к информационной
сфере. Таким образом, она основана
на двух Концепциях – по
информационной политике и национальной
безопасности.
Кроме того, необходимо
отметить, что принятие Доктрины
информационной безопасности по
срокам совпало с принятием
Хартии Глобального информационного
общества (июль 2000 года)6. Указанная
Хартия установила основные принципы
создания информационного общества
и вхождения в него других
государств. Многие положения Доктрины
повторяют или развивают положения
Хартии. Необходимо отметить, что
возрастание роли информационной
сферы характерно не только
для России, но и для всего
мира. Доктрина отмечает системообразующий
характер информационной сферы, ее значительное
влияние на состояние политической, экономической,
оборонной и других составляющих безопасности
РФ. Подчеркивается, что национальная
безопасность РФ существенным образом
зависит от обеспечения информационной
безопасности, и в ходе технического прогресса
эта зависимость будет возрастать.
В 2005 году Распоряжением
Правительства РФ от 09.06.2005 № 748-р
была одобрена «Концепция создания
системы персонального учета
населения РФ»7. Данная Концепция
определяет роль и место системы
персонального учета в структуре
государственных информационных
систем и ресурсов, цели, принципы,
структуру, функции и основные
этапы создания и развития
системы персонального учета, а
также источники финансирования.
Концепция также содержит предложения
по формированию нормативной
правовой базы, необходимой для
функционирования системы персонального
учета и обеспечения защиты конституционных
прав и свобод граждан при сборе и использовании
их персональных данных. Одно из назначений
Концепции — обратить внимание органов
государственной власти,средств массовой
информации, всех заинтересованных лиц
напроблемы подготовки государства, общества,
личности к условиям жизни в информационном
обществе8.
В 2006 годы были приняты
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ
«О персональных данных»9 и Федеральный
закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и
о защите информации»10. Данные
законы упорядочили правоотношения
в области оборота информации
и персональных данных.
- Положения Окинавской Хартии глобального информационного общества
22 июля 2000 г. на Окинаве
Великобритания, Германия, Италия, Канада,
Россия, США, Франция и Япония
приняли Хартию Глобального Информационного
Общества. В этой Хартии устанавливаются
основные принципы вхождения
государств в такое общество и провозглашаются
основные положения, которые страны восьмерки
будут согласованно применять и которые
могут применять все остальные страны
мира.
уделение повышенного внимания
базовому образованию, а также расширению
возможностей пожизненного обучения с
упором на развитие навыков использования
информационно-коммуникационных технологий
(ИТ);
Информационно-коммуникационные
технологии (ИТ) – один из наиболее важных
факторов, влияющих на формирование общества
XXI в. Их революционное воздействие касается
образа жизни людей, их образования и работы,
а также взаимодействия правительства
и гражданского общества. ИТ быстро становятся
жизненно важным стимулом развития мировой
экономики. Они также дают возможность
всем частным лицам, фирмам и сообществам,
занимающимся предпринимательской деятельностью,
более эффективно и творчески решать экономические
и социальные проблемы. Перед всеми нами
открываются огромные возможности.
улучшение технической
совместимости, расширение доступа
и снижение затрат;
Информационное общество
позволяет людям шире использовать
свой потенциал и реализовывать
свои устремления. Для этого руководители
стран «восьмерки» будут принимать
меры, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих
целей обеспечения устойчивого экономического
роста, повышения общественного благосостояния,
стимулирования социального согласия
и полной реализации их потенциала в области
укрепления демократии, транспарентного
и ответственного управления, международного
мира и стабильности.
формирование политического,
нормативного и сетевого обеспечения;
содействие подготовке
специалистов в сфере ИТ и других
актуальных областях, а также в нормативной
сфере;
разработка инновационных
подходов в целях расширения
традиционной технической помощи,
включая дистанционное обучение
и подготовку на местном уровне;
создание сети государственных
учреждений и институтов, включая
школы, научно-исследовательские центры
и университеты.
поощрение участия
в работе глобальных сетей
электронной торговли.
Устойчивость глобального
информационного общества основывается
на стимулирующих развитие человека
демократических ценностях, таких,
как свободный обмен информацией
и знаниями, взаимная терпимость
и уважение к особенностям
других людей.
Хартия состоит из
следующих разделов:
использование возможностей
цифровых технологий;
преодоление электронно-цифрового
разрыва;
содействие всеобщему
участию;
дальнейшее развитие.
Использование возможностей
цифровых технологий.
Задача заключается
не только в стимулировании
и содействии переходу к информационному
обществу, но также и в реализации
его полных экономических, социальных
и культурных преимуществ.
Для достижения этих
целей важно строить работу
на следующих ключевых направлениях:
проведение экономических и
структурных реформ в целях создания обстановки
открытости, эффективности, конкуренции
и использования нововведений, которые
дополнялись бы мерами по адаптации на
рынках труда, развитию людских ресурсов
и обеспечению социального согласия;
рациональное управление макроэкономикой,
способствующее более точному планированию
со стороны деловых кругов и потребителей
и использование преимуществ новых информационных
технологий;
разработка информационных
сетей, обеспечивающих быстрый, надежный,
безопасный и экономичный доступ с помощью
конкурентных рыночных условий и соответствующих
нововведений к сетевым технологиям, их
обслуживанию и применению;
развитие людских ресурсов,
способных отвечать требованиям
века информации, посредством образования
и пожизненного обучения и
удовлетворения растущего спроса на специалистов
в области ИТ во многих секторах нашей
экономики;
активное использование
ИТ в государственном секторе и содействие
предоставлению в режиме реального времени
услуг, необходимых для повышения уровня
доступности власти для всех граждан.
Настоящая Хартия является
прежде всего призывом ко всем как в государственном,
так и в частном секторах, ликвидировать
международный разрыв в области информации
знаний. Солидная основа политики и действий
в сфере ИТ может изменить методы нашего
взаимодействия по продвижению социального
и экономического прогресса во всем мире.
Эффективное партнерство среди участников,
включая совместное политическое сотрудничество,
также является ключевым элементом рационального
развития информационного общества.