Информационное общество и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

a) Характерные черты информационного общества;
b) Положительные и отрицательные тенденции развития информационного общества;
c) Правовые проблемы, требующие своего решения в связи с переходом к информационному обществу;
d) Положения Окинавской хартии глобального информационного общества

Файлы: 1 файл

Информационные технологии в юридической деятельности.docx

— 48.85 Кб (Скачать файл)

 интенсивное развитие  информационных технологий приводит  к появлению новых угроз национальной  безопасности

 

 информационный неоколониализм - с помощью информационных каналов  народам развивающихся и постсоциалистических стран навязываются не только товары и услуги, но и ценности западного общества.

 

  1. Правовые проблемы, требующие своего решения в связи с переходом к информационному обществу.

 

США и Европа идут в информационное общество несколько разными путями. США были своего рода пионером в формировании основ практического осуществления информационной инфраструктуры - технологической основы информационного общества. В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Force).

 

 В специально подготовленном  докладе были рекомендованы основные  принципы формирования информационного  общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности  и надежности сетей; улучшенное  управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной  собственности; координация государственных  усилий; обеспечение доступа к  государственной информации. В соответствии  с этим докладом США взяли  курс на строительство информационной  супермагистрали как технологического средства, позволяющего каждому найти информацию, развлечение себе по вкусу, и которая определяется как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, будь то телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании.

 

 Доклады рабочих групп, призванных изучать связанные  с этими процессами проблемы, посвящены гуманитарным темам - здравоохранению, образованию, сохранению неприкосновенности  личной жизни и информации, охране  прав интеллектуальной собственности  и т.п. С учетом глобального  характера происходящих под воздействием  информационных и телекоммуникационных  технологий изменений инициатива  из национальной постепенно перерастает в глобальную.

 

 В Европе также уделяется  серьезное внимание формированию  информационного общества. Разработана  стратегия вхождения Европы в  информационное общество, подготовлены  и реализуются рекомендации по  вхождению в него. Цель работы - проследить процесс становления  информационного общества в таких  областях, как воздействие на  экономику и занятость; создание  социальных и демократических  ценностей в "виртуальном сообществе"; воздействие на общественные, государственные  службы; образование, переквалификация, обучение в информационном обществе; культурное измерение и будущее СМИ; устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

 

 Обращается внимание  на то, что если Европа не  сможет быстро и эффективно  адаптироваться к условиям информационного  общества, ее ждет потеря конкурентоспособности  перед лицом США и азиатских  экономик, а также социальное  отчуждение внутри европейского  сообщества. Проблемы развития информационного  общества представлены в первом  ежегодном докладе Форума "Сети  для людей и сообществ".

 

 В рамках государственной  информационной политики заложены  основы для решения таких задач, как формирование единого информационного  пространства России и вхождение  России в мировое информационное  пространство, обеспечение информационной  безопасности личности, общества  и государства, формирование демократически  ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных  услуг, формирование и развитие  информационного права.

 

 В 2002 году принята федеральная  целевая программа «Электронная  Россия (2002-2010 годы)», утвержденная Постановлением  Правительства РФ от 28.01.2002 № 652. Одной  из задач целевой программы  названо обеспечение открытости  в деятельности органов государственной  власти и общедоступности государственных  информационных ресурсов, создание  условий для эффективного взаимодействия  между органами государственной  власти и гражданами на основе  использования информационных и  коммуникационных технологий.

 

 На первом этапе  реализации программы (2002 год) была  запланирована подготовка пакета  законопроектов, направленных на  решение проблем, связанных с:

 

 созданием и распространением  электронных документов;

 

 развитием электронной  торговли;

 

 снижением административных  барьеров, препятствующих выходу  российских организаций на рынки  информационных и коммуникационных  технологий;

 

 гармонизацией законодательства  РФ в сфере информационных  и коммуникационных технологий  с положениями международных  конвенций и законодательством  стран Европейского союза.

 

 Ряд законопроектов  была представлен и принят, например, Федеральные законы «Об электронной  цифровой подписи»3, «О коммерческой  тайне»4 и «О персональных данных»5. Планируется принятие ряда законопроектов в ближайшем будущем.

 

 Одним из основных  направлений реализации целевой  программы является совершенствование  законодательства и системы государственного  регулирования в сфере информационных  и коммуникационных технологий. Целью мероприятий этого направления  является создание правовых предпосылок  для широкого использования информационных  и коммуникационных технологий  во всех сферах общественной  жизни, в экономике, во взаимоотношениях  органов государственной власти  и местного самоуправления с  гражданами и организациями.

 

 Программа определила, что одной из основных задач, реализуемых в рамках данного  направления, является создание  правовой базы для решения  проблем, связанных с производством  и распространением документов  в электронной цифровой форме. Одновременно были закреплены  принципы, на которых должно быть  основано правовое регулирование  в данной сфере. К ним, в частности, относится создание правовых  условий для использования электронных  документов в государственном  управлении и гражданско-правовой  сфере. Указанные положения федеральной  целевой программы «Электронная  Россия (2002 – 2010 годы)» позволяют  утверждать, что по итогам ее  реализации в РФ должны быть  сформированы государственные информационные  ресурсы открытого доступа, предназначенные  для информирования граждан и  организаций о политике государства, что является реализацией положений  Доктрины информационной безопасности  РФ.

 

 Принятие Доктрины  информационной безопасности РФ  стало логичным итогом работы  всех государственных структур, принимавших участие в формировании  правовой политики РФ в информационной  сфере. Данная Доктрина представляет  собой совокупность официальных  взглядов на цели, задачи, принципы  и основные направления обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации. Доктрина развивает Концепцию  национальной безопасности РФ  применительно к информационной  сфере. Таким образом, она основана  на двух Концепциях – по  информационной политике и национальной  безопасности.

 

 Кроме того, необходимо  отметить, что принятие Доктрины  информационной безопасности по  срокам совпало с принятием  Хартии Глобального информационного  общества (июль 2000 года)6. Указанная  Хартия установила основные принципы  создания информационного общества  и вхождения в него других  государств. Многие положения Доктрины  повторяют или развивают положения  Хартии. Необходимо отметить, что  возрастание роли информационной  сферы характерно не только  для России, но и для всего  мира. Доктрина отмечает системообразующий характер информационной сферы, ее значительное влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Подчеркивается, что национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

 

 В 2005 году Распоряжением  Правительства РФ от 09.06.2005 № 748-р  была одобрена «Концепция создания  системы персонального учета  населения РФ»7. Данная Концепция  определяет роль и место системы  персонального учета в структуре  государственных информационных  систем и ресурсов, цели, принципы, структуру, функции и основные  этапы создания и развития  системы персонального учета, а  также источники финансирования. Концепция также содержит предложения  по формированию нормативной  правовой базы, необходимой для  функционирования системы персонального  учета и обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан при сборе и использовании их персональных данных. Одно из назначений Концепции — обратить внимание органов государственной власти,средств массовой информации, всех заинтересованных лиц напроблемы подготовки государства, общества, личности к условиям жизни в информационном обществе8.

 

 В 2006 годы были приняты  Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ  «О персональных данных»9 и Федеральный  закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и  о защите информации»10. Данные  законы упорядочили правоотношения  в области оборота информации  и персональных данных.

 

 

 

  1. Положения Окинавской Хартии глобального информационного общества

22 июля 2000 г. на Окинаве  Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония  приняли Хартию Глобального Информационного  Общества. В этой Хартии устанавливаются  основные принципы вхождения  государств в такое общество и провозглашаются основные положения, которые страны восьмерки будут согласованно применять и которые могут применять все остальные страны мира.

 

 уделение повышенного внимания базовому образованию, а также расширению возможностей пожизненного обучения с упором на развитие навыков использования информационно-коммуникационных технологий (ИТ);

 

 Информационно-коммуникационные  технологии (ИТ) – один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.

 

 улучшение технической  совместимости, расширение доступа  и снижение затрат;

 

 Информационное общество  позволяет людям шире использовать  свой потенциал и реализовывать  свои устремления. Для этого руководители  стран «восьмерки» будут принимать  меры, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, международного мира и стабильности.

 

 формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения;

 

 содействие подготовке  специалистов в сфере ИТ и других актуальных областях, а также в нормативной сфере;

 

 разработка инновационных  подходов в целях расширения  традиционной технической помощи, включая дистанционное обучение  и подготовку на местном уровне;

 

 создание сети государственных  учреждений и институтов, включая  школы, научно-исследовательские центры  и университеты.

 

 поощрение участия  в работе глобальных сетей  электронной торговли.

 

 Устойчивость глобального  информационного общества основывается  на стимулирующих развитие человека  демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией  и знаниями, взаимная терпимость  и уважение к особенностям  других людей.

 

 Хартия состоит из  следующих разделов:

 

 использование возможностей  цифровых технологий;

 

 преодоление электронно-цифрового  разрыва;

 

 содействие всеобщему  участию;

 

 дальнейшее развитие.

 

Использование возможностей цифровых технологий.

 

 Задача заключается  не только в стимулировании  и содействии переходу к информационному  обществу, но также и в реализации  его полных экономических, социальных  и культурных преимуществ.

 

 Для достижения этих  целей важно строить работу  на следующих ключевых направлениях:

 

проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;

 

рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей и использование преимуществ новых информационных технологий;

 

разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;

 

 развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям  века информации, посредством образования  и пожизненного обучения и  удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИТ во многих секторах нашей экономики;

 

 активное использование  ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

 

 Настоящая Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области информации знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества.

Информация о работе Информационное общество и право