Информационное общество и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

a) Характерные черты информационного общества;
b) Положительные и отрицательные тенденции развития информационного общества;
c) Правовые проблемы, требующие своего решения в связи с переходом к информационному обществу;
d) Положения Окинавской хартии глобального информационного общества

Файлы: 1 файл

Информационные технологии в юридической деятельности.docx

— 48.85 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Положительные и отрицательные тенденции развития информационного общества

 

В любом обществе государство использует информацию для осуществления своих функций, достижения определенных целей. Важную роль в их реализации играет информационная политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед всем социумом; она выступает активным орудием воздействия на экономические и политические интересы.

 

 Такое целенаправленное  и организующее воздействие в  демократических странах осуществляется  посредством позитивного права. В этой связи нам представляется  важным выделить некоторые тенденции  развития современного информационного  права и информационного общества.

 

 Тенденции (от лат. tendentia - направленность) – это важнейшие направления становления и развития информационно-правовых норм, а также доктрины информационного права, обусловленные общими закономерностями существования самой информационной сферы и информационных технологий, как в России, так и в других странах. Разумеется, мы коснемся не всех, а лишь некоторых тенденций становления новой комплексной отрасли и этого научного направления «информационное право».

 

 Тенденции формирования  норм информационного права, отдельных  его институтов рассматриваются в единстве прошлого, настоящего и будущего развития науки и отрасли российского информационного права.

 

 В самом общем виде  эти тенденции заключаются в  том, что в цивилизованном мире  под влиянием научно-технической  революции и других компонентов  складывается постиндустриальное («научное», «ноосферное») общество, не совпадающее с понятием «капитализм». Выделим кратко основные направления развития современного общества.

 

 Первая тенденция —  это становление нового исторического  вида гражданской собственности  — интеллектуальной, которая является  одновременно общественной собственностью  всего населения планеты.       Следует отметить, что этот новый  объект правовых отношений, результаты  интеллектуальной деятельности, стал  постепенно входить в экономический  оборот лишь около трехсот  лет назад. По историческим меркам  это совсем немного по сравнению  с многовековой историей развития  правового регулирования экономического  оборота материальных ценностей. Интеллектуальная собственность  в отличие от материальных  объектов по своей природе  не отчуждается ни от их  создателя, ни от того, кто ей  пользуется. Следовательно, эта собственность является одновременно индивидуальной и общественной, т. е. общей собственностью граждан. Тем самым общая интеллектуальная собственность предстает как новая экономическая основа постиндустриального гражданского общества, как необходимое условие индивидуальной свободы и автономии.

 

 Следующая тенденция  — это перестройка мотивации  труда (например, в киберпространстве  каждый может выступать одновременно  производителем информации, издателем  и распространителем). Содержание  труда, возможность самореализации, перспективы профессионального  и социального роста становятся  определяющими стимулами трудового  поведения значительного числа  граждан. Являясь наемным работником, человек требовал повышения оплаты  труда независимо от финансового  состояния предприятия. Превращаясь  из наемного работника в сособственника  и партнера, он становится причастным  к делам предприятия и готов  участвовать частью своих доходов  в расширении производства. Это  наиболее характерно для работников  в сфере IT. Кроме того, появляются  новые профессии, которых не было  в прошлом веке (регистраторы  доменных имен, пиар-менеджеры, кибер-консультанты, системные администраторы и др.).

 

 Далее необходимо отметить  радикальное изменение социальной  дифференциации самого информационного  общества, деление его не на  классы, а на слабо дифференцируемые  информационные сообщества. И это  в первую очередь связано с  доступом к знанию и разнообразной  информации для широких слоев  населения планеты. Теперь знание  не является прерогативой богатых, знатных, успешных. Между традиционными  классами постепенно «смываются»  грани (например, это очевидно в  блогосфере). Объективной основой объединения людей в постиндустриальном обществе является развитие образования, науки, информации. В этой связи исследователи отмечают еще одну интересную тенденцию: развитие сферы социальной защиты, образования, здравоохранения, обслуживания на базе IT. Это придает взаимоотношениям людей новый, гражданский смысл, который возникает из осознания принадлежности к общей культуре, участия в общественном развитии и созидании. Следовательно, прежнее противопоставление индивидуализма и коллективизма постепенно утрачивает свое принципиальное значение.

 

 Следующая тенденция  — это широкое участие слоев  населения в процессах подготовки, принятия и осуществления управленческих  решений, а также в контроле  над их реализацией. Особую роль  такое участие играет в тех  областях, которые имеют для гражданина  большое значение. Например, в это  в первую очередь касается  электронного голосования на  выборах в местные органы власти. Такое положение вещей расширяет  общественные связи человека  и возможности для его самовыражения  и самоутверждения.

 

 В целом можно заключить, что в своей совокупности и  в обобщенном виде наблюдаются  две взаимосвязанные тенденции  развития информационного общества. Первая состоит в гражданской  социализации экономических структур  и отношений частной собственности, в ограничении государственной  власти. Социализация ведет не  к уничтожению капитала, а к  изменению его характера, приданию  ему определенных общественных  и цивилизованных форм. Это ограничивает  и подавляет его эгоистические  черты. И этот процесс в тех  или иных формах («кооперативной», «акционерной») занял свое надлежащее  место в большинстве развитых  стран.   Вторая тенденция —  это индивидуализация экономических и социальных процессов, их наполнение многообразным личностным содержанием (люди все больше сидят дома, работают на дому).

 

  Следует отметить, что  на общественные процессы оказывают  влияние не только одни ученые, изобретатели и крупные корпорации. Например, в последние годы на  развитие компьютерной технологии  и интернет-телефонии в США существенно повлияли именно подростки (через спрос на потребительском рынке), а не американские военные.

 

 Процессы информатизации  общества должны идти «снизу», доминирующую роль при этом  должны играть экономические  факторы, преобладая над политическими, идеологическими, технологическими, социальными. Иными, словами наибольшая роль  в осуществлении компьютеризации  должна принадлежать предпринимателям, нежели политикам, теоретикам или  даже инженерам.

 

 Анализ показал, что  на сегодняшний день можно  выделить следующие тенденции  становления и развития самого  информационного права как отрасли  и формирующейся юридической  науки. Обозначим их.

 

Происходит расширение понятийного аппарата информационного права, как в РФ, так и в других странах. Наблюдается процесс обогащения и последовательного закрепления в нормативных правовых актах новых понятий. Среди них такие понятия как: «электронный документ», «электронный документооборот», «информационное общество», «информационная безопасность», «информационная сфера»). Однако многие понятия еще пока не находят своего закрепления в современном российском законодательстве (например, «электронная торговля», «доменное имя», «сетевой договор», «электронные деньги» и т.д.).

 

Происходит более четкое определение предмета информационного права. Так некоторые исследователи прошлого века (например, В.А. Копылов) выделяли всего пять областей информационной сферы, нуждающиеся в правовой регламентации, называемые «матрицей отношений». Сегодня мы отмечаем увеличение этих областей. В частности, в своем учебном пособии «Информационное право». М.: Норма, 2010, мы выделяем уже десять общественных отношений, входящих в предметную область исследуемой отрасли. Перечислим их.

 отношения по международному  информационному обмену;

 отношения по реализации  основных информационных прав  и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства  в информационной сфере;

 отношения в сфере  организации и деятельности средств  массовой информации;

 интернет-отношения, а также отношения в области связи и массовых коммуникаций;

 отношения в сфере  электронного документооборота;

 отношения в сфере  электронной торговли и ведения  предпринимательской деятельности  с использованием информационных  технологий;

 отношения по обработке  персональных данных;

 отношения в сфере  библиотечного дела, архивного дела;

 отношения в сфере  обеспечения информационной безопасности  России;

 отношения по рассмотрению  информационных споров.

 

 Итак, в предмет информационного  права входят разные по своему  типу отношения. Их условно можно  разделить собственно на информационные  отношения и отношения тесно  связанные с ними. Среди этих  десяти общественных отношений  отдельно можно выделить три  смежные: интернет-отношения; отношения в сфере электронного документооборота и отношения в сфере электронной торговли. Они являются «мотором» или «приводным ремнем» для развития информационного права.

 

Более четко выделяются и функции информационного права. Исходя из нашей доктрины, они могут быть обозначены по формуле: «2+4». Две основные – регулятивные и охранительная функция, которые присущие и другим отраслям. И четыре специальных функции: социальная, производственная, интеграционная и прогностическая. Особое внимание заслуживает именно прогностическая функция информационного права. Она ярко выражена, и подтверждает тезис многих зарубежных исследователей о том, что информационное право – это право будущего.

 

Наблюдается процесс закрепления в нормативных правовых актах новых блоков общественных отношений, в частности, отношений в сфере обработки персональных данных, отношений в сфере использования электронных документов, отношений по ведению электронной торговли и др. И в этом плане интересным будет законодательный опыт наших соседей, в частности Республики Беларусь, Украины, Казахстана, где имеет место расширение правового регулирования сферы электронной торговли и электронного документооборота, а также повышенное внимание к информационной безопасности. Поэтому в среднесрочной перспективе можно было бы ставить вопрос о выделении отдельных подотраслей информационного законодательства из общего информационного законодательного массива (например, интернет-законодательства; законодательства, регулирующего СМИ; законодательства, регулирующего различные виды тайн).

 

Все перечисленные выше изменения обусловлены тем, что в мировой экономике расширяется сфера коммуникационного (информационного) менеджмента. Происходят существенные изменения в банковской, налоговой, таможенной сфере, сфере государственного управления в странах СНГ. Управлять, работать и продавать так, как это было в прошлом веке, сегодня уже практически невозможно. Поэтому во многих вузах осуществляется подготовка кадров, умеющих эффективно трудиться и обучать полученным навыкам в сфере высоких технологий других работников.

 

Все это постепенно приведет к становлению новой субкультуры общества – информационной культуре и формированию нового типа информационного правосознания. В наших работах информационная культура рассматривается через: а) деятельность нового типа, связанную с умением работать с информацией и технологиями (например, деятельность программиста, регистратора доменных имен, пиар-менеджера, лиазона); б) через продукты такой деятельности (например, сайты, социальные сети и т.д.)

 

 Информационная культура  индивида определяет сегодня  его качество жизни, выражает  определенный уровень развития  информационного общества. Она связана  с определенными навыками по  использованию технических средств; с развитием IT; c умением извлекать различную информацию из разных источников (изобретением новых и куплей-продажей уже существующих информационных продуктов).

 

        Таким образом, информационное право вбирает в себя знания тех наук и научных направлений (математики, информатики, кибернетики, теории прогнозирования), которые способствуют развитию новых видов информационной деятельности. Эти тенденции сегодня особенно заметны в интернет-пространстве, в сфере Интернет-торговли, в сфере дистанционного образования.

 

Отрицательные тенденции развития информационнго общества:

 

 возрастающее влияние  на общество средств массовой  информации;

 

 возрастающие возможности  проникновения в частную жизнь  граждан или организаций посредством  использования информа­ционных технологий;

 

 усложняющаяся проблема  отбора качественной и достоверной  информации;

 

 увеличение разрыва  между разработчиками и потребителями  информационных технологий до  стратегически опасной величины;

 

 усиление проблемы  адаптации части людей к среде  информационного общества.

 

 может возникнуть угроза  расслоения общества на «информационную  элиту» - людей, занимающихся разработкой  информационных технологий и  «простых потребителей» - людей с  низкой информационной культурой.

 

Информация о работе Информационное общество и право