Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа
Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).
1. Введение 3
2. Понятие экономической информации 5
3. Информационная модель предприятия 6
3.1 Система управления 6
3.2 Информационные ресурсы предприятия 8
4. Роль и место автоматизированных информационных систем
в экономике 12
4.1. Понятие системы и ее свойства 12
4.2. Понятие информационной системы 16
5. Классификация информационных технологий 22
6. Список литературы 26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ П.А.СОЛОВЬЕВА
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ»
СТУДЕНТ РАКИТИНА А.С.
ГРУППА ЗЭС 2-08
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СТАРШИЙ ПРЕПОДОВАТЕЛЬ
БОНДАРЕНКО А.А._______________
ОЦЕНКА___________________
ПОДПИСЬ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_________________
ДАТА__________________________
2011 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
3.1 Система управления 6
3.2 Информационные ресурсы предприятия 8
4. Роль
и место автоматизированных
в экономике 12
4.1. Понятие системы и ее свойства 12
4.2. Понятие информационной системы 16
5. Классификация информационных технологий 22
6. Список литературы 26
В В Е Д Е Н И Е
Любая деятельность человека основывается на информации.
Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).
· Информация – это не любые сведения, она несет в себе нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность;
· информация существует вне ее создателя, это отчужденное от ее создателя знание; знание – отражение действительности в мышлении человека;
· информация стала сообщением, так как она выражена на определенном языке в виде знаков;
· сообщение может быть записано на материальном носителе (сообщение является формой передачи информации);
· сообщение доступно для воспроизведения без участия автора;
· она передается в каналы общественной коммуникации.
Информация позволяет организации:
· определять стратегические, тактические и оперативные цели и задачи организации;
· осуществлять контроль за текущим состоянием организации, ее подразделений и процессов в них;
· принимать обоснованные и своевременные решения;
· координировать действия подразделений в достижении целей.
Наряду с понятием «информация» распространение получило понятие «данные». В общеупотребительном смысле это синонимы, но существует достаточно строгое различие, которое заключается в том, что «информация» имеет общетеоретическое значение – «меры упорядоченности системы», а понятие «данные» сводит информацию до объекта тех или иных преобразований. В этом отношении данные представляют собой конкретные сведения (информацию в определенной форме – речевую, аудио, видео) на носителе, которые можно подвергнуть обработке, в том числе и компьютерными средствами.
Информационная потребность. Отсутствие информации вызывает информационную потребность – осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом. Процесс насыщения производства и всех сфер жизни и деятельности человека информацией называется информатизацией. Постепенно процесс насыщения приводит наше общество в такое состояние, когда общество называют информационным обществом.
Информационное общество. Это такое общество, в котором созданы все условия для удовлетворения информационных потребностей всех граждан, организации и государства; большинство работающих либо занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, либо не в состоянии выполнять свои производственные обязанности без этих процессов.
Информационная культура. Граждане информационного общества обладают некоторой информационной культурой – умением работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии.
2. Понятие экономической информации
Экономическая информация – совокупность сведений о социально-экономических процессах, служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах. Также под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К экономической информации относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются различные системы управления.
Характеристики экономической информации:
· большие объемы;
· многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);
· многообразие источников и потребителей;
· значительный удельный вес рутинных процедур при ее обработке.
Как превратить экономическую информацию в данные
Предположим,
у нас имеется некоторый
Реквизит состоит из реквизита-признака, характеризующего качественные свойства описываемого объекта (наименование, время действия и т.д.), и реквизита-основания, дающего количественную характеристику этого объекта.
Совокупность логически
связанных реквизитов-
3. Информационная модель предприятия
3.1. Система управления
Существование производственных и экономических объектов определяется их назначением удовлетворять те или иные потребности общества. Каждый такой объект вступает в определенные отношения с изменяющейся средой (с государственными органами управления, с другими объектами и т.п.) и состоит из множества различных элементов, взаимодействие которых и обеспечивает его существование и выполнение своих функций.
В дальнейшем будем называть любой такой объект вне зависимости от его размеров, формы собственности, организационно-правового статуса организацией.
Организация – это стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности. Всем организациям присущи как индивидуальные, так и общие черты.
Результатом взаимодействия организации со средой являются происходящие в ней изменения различного рода, которые вызывают необходимость управления – такого целенаправленного воздействия на организацию, которое обеспечит достижение поставленных целей. Управление позволяет в зависимости от особенностей конкретных организаций и целей управления стабилизировать их, сохранить их качественную определенность, поддержать динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование организации и достижение того или иного полезного эффекта.
Осуществление управления – особая функция. В связи с этим в рамках организации можно выделить управляемый процесс (объект управления) и управляющую часть (орган управления). Их совокупность определяется как система управления.
Система управления предприятием функционирует на базе информации о состоянии объекта, его входов и выходов в соответствии с поставленной целью. Управление осуществляется выдачей управленческих воздействий с учетом обратной связи и внешней среды, рынка и вышестоящих органов управления. Назначение управляющей системы – формировать такие воздействия на управляемую систему, которые побуждали бы её принять состояние, определяемое целью управления.
Цели управления: выживание в конкурентной борьбе, получение максимальной прибыли, выход на определенные рынки. Применительно к промышленному предприятию с некоторой долей условности можно считать, что целью является выполнение производственной программы в рамках технико-экономических ограничений; управляющие воздействия – это планы работ подразделений; обратная связь – данные о ходе производства (выпуске и перемещении изделий, состоянии оборудования, запасах на складе и т.д.).
Планы и содержание обратной связи не что иное, как информация. Поэтому процессы формирования управляющих воздействий являются процессами преобразования экономической информации.
3.2. Информационные ресурсы организации
Ресурс – запас, источник чего-либо. Рассматривая народное хозяйство страны, любую отрасль, предприятие, т.е. организацию любого масштаба, мы можем выделить материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические ресурсы. Эти понятия являются экономическими категориями.
В настоящее некоторые исследователи считают, что для нормального функционирования организации любого масштаба недостаточно только этих ресурсов. Существенным ресурсом стала информация. Недостаточно иметь для производства только необходимые материальные, финансовые и людские ресурсы, необходимо знать, что с этим всем делать, иметь информацию о технологиях. Поэтому именно информация, информационные ресурсы в настоящее время рассматриваются как отдельная экономическая категория.
Информационные ресурсы. Если вспомнить определение информации, которое было дано выше, то информационные ресурсы можно определить как весь имеющийся объем информации в информационной системе. Для страны – это будут информационные ресурсы страны, для организации одного из уровней – информационные ресурсы организации. Иначе говоря, информационные ресурсы – это весь объем знаний, отчужденных от их создателей, зафиксированный на материальных носителях и предназначенный для общественного использования.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информация, информационные ресурсы существовали всегда, но из-за своей специфичности они не рассматривались как экономическая категория, хотя информация всегда использовалась людьми для управления. Когда в результате развития общества, усложнения технологий и т.п. объем информации становился настолько большим, что его нельзя было переработать для управления, человечество находило какое-либо решение. Появление иерархии управления, возникновение товарно-денежных отношений, создание вычислительных машин с этой точки зрения позволило преодолеть трудности в переработке огромных объемов информации для управления (информационных барьеров — по В.М. Глушкову).
В настоящее время общество достигло такого уровня развития, когда объемы информации и уровень ее сложности потребовали создания информационной индустрии. Наличие информации предопределяет развитие стран, отраслей, организаций. Информация стала одним из важнейших стратегических ресурсов.
Источники формирования информационных ресурсов организации. Любая организация существует в некоторой внешней среде. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду. Внутренняя среда формируется совокупностью структурных подразделений предприятия и работающих там людей технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями между ними.
В зависимости от источника возникновения в рамках организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая ее информационные ресурсы.
Информация внутренней среды, как правило, точная, полно отражает финансово-хозяйственное состояние. Ее обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур.
Внутренняя информация: о людях, продуктах, затратах, жалобах, услугах, технологических процессах, сферах применения продукта, методах сбыта и технике продаж, поставках, каналах сбыта.
Внешняя среда – экономические и политические субъекты, действующие за пределами предприятия, и отношения с ними. Это экономические, социальные, технологические, политические и другие отношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, государственными органами и т.п.
Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна и противоречива. В таком случае она требует нестандартных процедур обработки.
Внешняя информация: о рынке, конкурентах, тенденциях изменений в деловой среде страны и состоянии международных рынков, покупателях, спросе, требованиях клиентов и конкурентов, изменении законодательства.