Информационные технологии в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).

Содержание работы

1. Введение 3
2. Понятие экономической информации 5
3. Информационная модель предприятия 6
3.1 Система управления 6
3.2 Информационные ресурсы предприятия 8
4. Роль и место автоматизированных информационных систем
в экономике 12
4.1. Понятие системы и ее свойства 12
4.2. Понятие информационной системы 16
5. Классификация информационных технологий 22
6. Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Информационные технологии в экономике1doc.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Приведем ряд источников внешней информации организации  в зависимости от характера информации:

1. Общая информация  о состоянии экономики. Источник: информационно-аналитические материалы, специализированные журналы, газеты, ресурсы Интернета. Примером является сервер «Росбизнесконсалтинга» (www.rbc.ru), предоставляющий следующую информацию:

·      оперативные экономические новости (несколько десятков новостей в день);

·      оперативная информация с СЭЛТ/FОRЕХ;

·      биржевые индексы (АК&М, NIKKEY и пр.);

·      информация по валютному, фондовому, вексельному, кредитному рынкам;

·      аналитическая информация.

2. Специализированная экономическая  информация. Например, на сервере Центробанка (www.crb.ru) можно найти всю информацию по финансовому рынку (межбанковский кредитный рынок, ставки привлечения рублевых депозитов, рынок облигаций Банка России, рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок, курсы валют на заданную дату, динамика курса заданной валюты, кросс-курсы валют).

3. Информация по ценам на товары. Источник: специализированные журналы  и бюллетени, каталоги, базы данных  в Интернете. В российской части  Интернет – в основном по компьютерной технике. Одним из серверов, предоставляющих подобную информацию, является Dzik! Computer Database. На нем собрана информация по ценам на московском рынке по следующим разделам (в каждом из разделов может осуществляться поиск): компьютеры; компоненты; аксессуары; программное обеспечение, игры, книги, видеопродукция, услуги.

4. Тематическая информация. Различные  источники, в том числе и  Интернет. При поиске такой тематической  информации, по которой сложно  найти специализированные серверы,  используются поисковые системы.  Одной из самых больших (по количеству известных ей документов) российских поисковых систем является Rambler (www. rambler. ru). Выполняется поиск документов в Интернете по ключевым словам с учетом морфологии русского языка. Кроме того, любой крупный поисковый сервер содержит информацию о серверах по определенным тематическим группам. Например, тот же Rambler содержит такие разделы: бизнес-финансы, работа, законы, реклама, компании, товары/услуги, недвижимость, образование, экспертиза.

5. Информация из государственных органов и органов управления (законы, постановления, сообщения налоговых органов и т.п.).

Информационными ресурсами, как любыми другими, можно управлять. Хотя еще не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребности в них. И, тем не менее, на уровне организации можно и нужно изучать информационные потребности, планировать и управлять информационными ресурсами.

Суть управления информационными ресурсами составляет:

·    оценка информационных потребностей на каждом уровне и в рамках каждой функции управления;

·    изучение и рационализация документооборота организации; стандартизация и унификация типов и форм документов; типизация информации и данных;

·    преодоление проблемы несовместимости типов данных;

·    создание системы управления данными и т.п.

4. РОЛЬ И МЕСТО АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ

4.1. Понятие системы, ее свойства

Производственные и  хозяйственные предприятия, организации, фирмы, корпорации, банки представляют собой сложные системы. Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов, функционирование которых направлено на реализацию конкретной цели или достижение полезного результата. В соответствии с этим определением практически каждый экономический объект (организацию) или его часть можно рассматривать как систему, стремящуюся в своем функционировании к достижению поставленной цели.

Для системы характерны следующие  основные свойства: сложность, делимость, целостность, многообразие элементов, различие их природы, структурированность.

Сложность системы зависит от множества входящих в нее элементов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и динамичности. Служба маркетинга предприятия или организации является примером такого элемента, реализующего сложные внутренние и внешние связи. Деятельность этой службы обеспечивает изучение рынка, выявление условий осуществления сделок по купле-продаже товаров и услуг, находит наилучшие способы достижения цели организации и удовлетворения спроса потребителей.

Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам. Это свойство особенно важно при анализе особенностей работы экономических объектов, организации их управленческой деятельности; формирования и движения документопотоков; функционирования центров переработки информации и т.п.

Целостность системы означает, что функционирование множества элементов системы подчинено единой цели, чем достигается желаемая и определяемая в процессе моделирования результативность деятельности конкретного экономического объекта.

Многообразие  элементов системы и различия их природы связаны с функциональной специфичностью и автономностью элементов. Например, в материальной системе объекта могут быть выделены такие элементы, как сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты, готовая продукция, трудовые и денежные ресурсы. Для системы маркетинга элементами являются товары, услуги, цены, трудовые и материальные ресурсы и т.п.

Структурированность системы определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов по горизонтали и уровням иерархии. Это не только обусловливает сложившуюся организацию производственно-хозяйственной деятельности, но и создает условия для формирования движения материальных, денежных и информационных потоков.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Примеры различных систем

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Фирма

Люди, оборудование, материалы, здания и др.

Производство  товаров

Компьютер

Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуникационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное  обеспечение и др.

Передача  информации

Информационная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство  профессиональной информации


В информатике понятие  «система» широко распространено и  имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно  к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Добавление к понятию  «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

4.2. Понятие информационной системы

Процесс управления связан с обменом информацией между  компонентами системы, а также с  окружающей средой и предполагает получение  сведений о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений. Таким образом, любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.

Информационная  система (ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работников различного ранга информацией для реализации ими функций управления.

Мы определили, что информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует информационную систему организации.

Информационные системы  организуют управление и принятие решений и существенно повышают качество, полноту, точность, достоверность и своевременность принимаемых решений. Функции информационных систем реализуются двумя классами задач: информационными и технологическими.

Информационные задачи обеспечивают переработку и представление информации, которые непосредственно используются в процессах управления и принятия решений человеком. Технологические задачи связаны с актуализацией баз данных, поддержанием их в целостном состоянии, эксплуатацией, настройкой информационной системы.

К информационным системам предъявляются следующие  требования:

·    способность к изменениям и настройке на новые функциональные области;

·    реакция системы на запросы пользователей в требуемый период времени;

·    возможность расширения приложений и включение новых приложений;

·    технологичность информации и сопровождение системы;

·    надежность функционирования;

·    эффективность использования вычислительных ресурсов.

Экономическая информационная система (ЭИС) – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Миссия информационных систем. Информационные системы, как и информация, и информационные технологии, существовали с момента появления общества, поскольку на любой стадии его развития существует потребность в управлении. А для управления требуется систематизированная, предварительно подготовленная информация.

Таким образом, миссия информационных систем – производство нужной для организации информации, чтобы обеспечить эффективное управление всеми ее ресурсами, создать информационную и техническую среду для осуществления управления организацией.

Как соотносятся информационная технология и информационная система. Как только у вас возникнет потребность, вы начнете (попытаетесь) управлять своей информацией. Для этого нужно будет разбить ее на части, например, ценовая информация, информация о клиентах, о сырье. Вы должны будете подумать о способах сбора, хранения, обработки и распространения информации в каждой части. Все, что вы будете делать с информацией, и сама информация как таковая и есть ваша информационная система. Информационная технология реализуется в рамках информационной системы. Информационная технология – это ваш способ преобразования информации. В информационной системе могут использоваться много таких технологий. Эта система является средой для реализации технологии. Однако информационная технология шире, чем информационная система. Она может существовать вне ее.

Рассматривая систему  управления, мы выделили три уровня управления: стратегический, тактический  и оперативный. На каждом из этих уровней  управления имеются свои задачи, при  решении которых возникает потребность в соответствующих данных, получить эти данные можно путем запросов в информационную систему. Эти запросы обращены к соответствующей информации в информационной системе. Информационные технологии позволяют обработать запросы и, используя имеющуюся информацию, сформировать ответ на эти запросы. Таким образом, на каждом уровне управления появляется информация, служащая основой для принятия соответствующих решений.

В соответствии с характером информации и решений в организации  появляются информационные системы определенного уровня: информационная система продажи авиабилетов, информационная система складского хозяйства, информационная система для автоматизации технологических процессов и т.п.

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения. Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть задач, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена.

В любой информационной системе организуются определенные процессы, чтобы

·     выявить информационные потребности;

·     осуществить отбор источников информации;

·     осуществить сбор информации;

·     выполнить действия по обработке информации, оценке ее полноты и значимости и по представлению ее в удобном виде;

·     вывести информацию для предоставления потребителям или передачи в другую систему;

·     организовать использование информации для оценки тенденций, разработки прогнозов, оценки альтернатив решений и действий, выработки стратегии;

·     организовать обратную связь – по результатам обработки данных осуществить коррекцию взаимодействия с внешней средой.

Все эти действия осуществляются с помощью тех или иных информационных технологий в рамках информационной системы организации.

Для любой организации  является существенным установление регламента функционирования информационной системы – от выявления информационных потребностей до использования информации.

Речь идет о типизации  задач, решаемых в организации, установлении периодичности получения, обработки  и использования информации, стандартизации входных и выходных документов, процедур обработки информации.

Запросы к информационной системе и, следовательно, процедуры  формирования ответа на них можно  подразделить на рутинные и нерутинные. Рутинные процедуры характеризуются заданностью исходной и выходной информации, а также определенностью алгоритма получения последней из первой. Выделение рутинных задач и процедур обработки информации позволяет их формализовать, а в дальнейшем и автоматизировать, что зависит только от того, в состоянии ли используемые в организации информационные технологии обеспечить инфраструктуру для этого. Если рутинные повседневные действия автоматизированы, то гораздо проще обрабатывать не            рутинные случайные запросы.

Информация о работе Информационные технологии в экономике