Информационные технологии в электроэнергетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:57, реферат

Описание работы

Вся система электроэнергетики страны объединена в электроэнергетические си-стемы, которые имеют единое и централизованное руководство, с использованием раз-личных средств диспетчерского и технологического управления. Внедрение информационных технологий в электроэнергетической отрасли, прежде всего, связано с автоматизацией процесса сбора, обработки и отображения информации. Доступность зарубежных компьютерных и информационных технологий по-новому позволяет взглянуть на весь процесс проектирования и реализации программного обеспечения оперативно-информационных комплексов АСДУ для электроэнергетических предприятий, которые по своим качественным параметрам приближались к уровню систем, эксплуатируемых в электроэнергетике развитых зарубежных стран.

Содержание работы

Введение
1. ИТ-служба в системе управления энергокомпании
2. Разделение функций заказчика и подрядчика
3. Информационные системы электроэнергетики
4. Комплексные системы управления предприятием – Enterprise Resource Planning (ERP)
5. Системы управления производством продукции – Manufacturing Execution Systems или Manufacturing Enterprise Solutions (MES)
6. Автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ)
7. Управление взаимоотношениями с клиентами Customer Relationships Management (CRM)
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ИТ реферат.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Стандарт PMI РМВОК Guide оказал огромное влияние на развитие управления проектами как области менеджмента. Институт управления проектами PMI (Project Management Institute), стоявший у истоков управления проектами как дисциплины, сегодня крупнейшая глобальная некоммерческая организация в этой профессиональной области.

PMI PMBOK Guide — сумма профессиональных  знаний по управлению проектами. Свод знаний опирается на практиков  и теоретиков, которые используют  и углубляют эти знания. Эти методы являются обобщенными и включают в себя стандартный набор процессов управления проектом. Стандарт развивается уже несколько десятков лет и хорошо себя зарекомендовал как за рубежом, так и в нашей стране.

ИТ-аутсорсинг (IT outsourcing) – передача заказчиком своих текущих функций в области ИТ в специализированную организацию, которая гарантирует выполнение обозначенных в договоре функций соответствующего качества. ИТ-аутсорсинг охватывает работы (разовые и постоянные) в области использования ИТ: поддержка аппаратного и программного обеспечения, услуги по разработке и интеграции ИТ-систем, ИТ-обучение и др.

Аутсорсинг дает следующие преимущества при развитии основного бизнеса компании:

  • появляется возможность сфокусировать усилия на процессах, являющихся основными для компании, т.е. на тех, которые непосредственно приносят прибыль;
  • отпадает необходимость увеличивать штат компании за счет непрофильных для основного бизнеса специалистов;
  • повышается контролируемость расходов так как затраты на ИТ напрямую связываются с ИТ-сервисами и уровнем их качества, что дает возможность страховать риски, связанные с нарушением ИТ-сервисов;
  • происходит снижение косвенных затрат.

В сформированном по результатам анализа мировой практики ИТ-аутсорсинга отчете аналитической фирмы Gartner Group сообщается, что аутсорсингом пользуются 70 % компаний из списка Fortune 500. В 2007 г. объем мирового рынка аутсорсинга информационных услуг составил около 230 млрд долл.; по прогнозам, в ближайшие годы он будет очень быстро расти. По данным исследования компании Market-Visio, российский рынок услуг аутсорсинга в области ИТ в 2004 г. оценивался в 800—900 млн долл, т.е. почти 13 % всего российского рынка ИТ.

Экономически обоснованными являются не только традиционные для России сферы ИТ-аутсорсинга: веб-хостинг, обслуживание аппаратных и программных средств, реализация ИТ-проектов, но и использование центров обработки данных, служб поддержки пользователей. Но не все ИТ-сервисы могут быть переданы внешним поставщикам; существует ряд систем, специфических для электроэнергетики, компетенции по которым находятся исключительно внутри энергосистем.

 

  1. Информационные системы электроэнергетики.

 

На предприятиях энергосистем в настоящее время используются сотни различных информационных систем, причем применяются как стандартные решения от известных производителей, так и собственные разработки. Поскольку рассказать обо всех системах не представляется возможным, дадим, в качестве иллюстрации описание лишь нескольких основных типов комплексных информационных систем, применяемых сегодня на энергопредприятиях.

  1. Комплексные системы управления предприятием – Enterprise Resource Planning (ERP).

Комплексная система автоматизированного управления административно-финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия. Концепция ERP предложена аналитической фирмой Gartner Group в начале 90-х гг. и уже подтвердила свою жизнеспособность. Системы ERP — верхний уровень в иерархии систем управления, затрагивающий ключевые аспекты производственной и коммерческой деятельности, такие как производство, планирование, финансы и бухгалтерия, материально-техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, ведение заказов на изготовление (поставку) продукции и предоставление услуг. Такие системы создаются для предоставления руководству информации для принятия управленческих решений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными с поставщиками и потребителями.

Основные функции ERP систем:

  • бухгалтерский учет, заказы, счет-фактура;
  • управление складом и связями с клиентами;
  • прогнозирование производства и другие.

Внедрение ERP подчинено одной цели — повышению эффективности работы энергопредприятия средствами информационных технологий. Особое внимание уделяется решению конкретных прикладных бизнес-задач. Внедрение системы позволяет достичь общего повышения эффективности бизнеса и экономических результатов, сокращения затрат. ERP-системы призваны с единых позиций управлять людскими, финансовыми и производственными ресурсами.

  1. Системы управления производством продукции – Manufacturing Execution Systems или Manufacturing Enterprise Solutions (MES).

 

 

 Системы оперативного управления, позволяющие оптимизировать производственные процессы. Как определяет Международная ассоциация производителей и поставщиков MES-решений (MESA International), MES — это интегрированная информационно-вычислительная система, объединяющая инструменты и методы управления производством в режиме реального времени. Основные функции систем MES:

  • сбор фактических данных о процессе производства в реальном времени;
  • оперативное и детальное планирование работ и оптимизация производственных графиков;
  • управление документами и качеством продукции;
  • управление персоналом и др.

Используя данные уровни планирования и контроля, MES-системы управляют текущей производственной деятельностью в соответствии с поступающими заказами, требованиями нормативной документации, актуальным состоянием оборудования, преследуя при этом цели максимальной эффективности и минимальной стоимости выполнения производственных процессов.

Чем отличаются MES-системы от ERP-систем и почему они находятся на разных уровнях информационной структуры? Первые реализуют оперативное планирование и, оперируя точной информацией о технологических процессах, отвечают на вопрос: как в заданный срок и в заданном количестве выпускается продукция, а вторые ориентированы на объемное планирование, т.е. отвечают на вопрос: когда и сколько продукции должно быть изготовлено.

Но все-таки главное их отличие в том, что MES-системы, работающие исключительно с производственной информацией, позволяют скорректировать либо полностью пересчитать план в течение рабочей смены столько раз, сколько это необходимо. В ERP-системах из-за большого объема административно-хозяйственной и учетно-финансовой информации, перепланирование может осуществляться не чаще 1 раза в сутки. MES — это связующее звено между ориентированными на финансово-хозяйственные операции ERP-системами и оперативной деятельностью предприятия на уровне отдельного производственного подразделения.

Системы управления основными фондами – Enterprise Asset Management (ЕАМ) – системы управления основными фондами предприятия; программные системы, автоматизирующие поддержку полного цикла жизни оборудования. Под термином «Asset» в общем случае понимаются не только основные фонды, но любое оборудование, подлежащее учету. В русскоязычной литературе используется термин УФАП.

Система ЕАМ (УФАП) позволяет увеличить производственные мощности путем осуществления следующих мер:

  • оптимизации распределения товарно-материальных запасов;
  • уменьшения времени на проведение инвентаризации фондов;
  • оптимизации операций снабжения в области управления закупками;
  • ускорения процесса ремонта оборудования;
  • увеличения времени безотказной работы оборудования;
  • увеличения срока службы оборудования;
  • управления затратами на производственный цикл оборудования.

Одна из главных задач системы ЕАМ — переход от обслуживания оборудования «по времени» (т.е. в соответствии с нормативными сроками) к обслуживанию «по реальному состоянию». Этот переход и дает львиную долю выгоды. Основная цель применения системы ЕАМ — максимизация прибыли.

SCADA-системы широко используются в диспетчерском управлении. Компьютеры вместе с установленным на них специализированным программным обеспечением — вершина SCADA-пирамиды — обеспечивают сбор данных и их представление в удобном для человека виде и являются пультом управления системой SCADА. Основа этой пирамиды — датчики и преобразователи, преобразующие физические параметры контролируемого объекта (температуру, давление, силу тока, напряжение) в формализованные информационные сигналы. Середину пирамиды составляют контроллеры, измеряющие сигналы с датчиков и преобразующие их в цифровую форму, обеспечивающие локальную обработку данных, передающие данные по каналам связи в центральную ЭВМ.

Крупные SCADA-системы могут состоять из нескольких уровней. Каждый уровень обеспечивает наблюдение и управление за своей зоной ответственности. Данные, собранные нижестоящим уровнем, поступают в систему вышестоящего уровня. С вышестоящего уровня поступают команды управления. Это классическая схема: восходящий поток данных и нисходящий поток команд.

 

  1. Автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ).

 

В различных случаях трактуются по-разному. Это может быть и «автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов», и «автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов», и «автоматизированная система контроля и управления энергопотреблением».

Первичная задача АСКУЭ — измерение, сбор, обработка, накопление, отображение и документирование информации о полученной, переданной, распределенной и отпущенной энергии. Работа системы начинается со сбора данных с электросчетчиков, подключенных к точкам коммерческого учета на объектах энергосистемы через измерительные трансформаторы. Полученная информация посредством устройств сбора и передачи данных передается по каналам связи в центр сбора и обработки информации.

Аппаратура центра сбора информации (телекоммуникационный сервер) выполняет прием, проверку достоверности и первичную подготовку данных. На центр сбора также возлагается задача повторного запроса не пришедших данных по основному или резервному каналу связи. Готовые данные поступают в базу данных, выполняющую задачу ведения архивов измеренных значений количества энергии, мощности и показателей качества электрической энергии. При организации базы данных предусматриваются процедуры санкционированной коррекции данных в ручном режиме.

Следующая основная задача АСКУЭ — обработка накопленных данных и формирование отчетов — решается на АРМ пользователей системы, взаимодействующих с центральным сервером базы данных через локальную сеть

В последнее время роль АСКУЭ возрастает. Без их внедрения предприятия не могут выходить на свободный рынок электроэнергии. Без информационных систем этого типа невозможно определить количество реально поставленной потребителям электрической энергии.

В связи с развитием рыночных отношений в отрасли особо актуальной стала задача повышения собираемости средств за предоставляемые услуги, осуществление их точного учета, оптимизации финансовых потоков. Биллинговые системы призваны обеспечить:

  • создание единого расчетного центра;
  • консолидацию финансовой и расчетной информации по всем абонентам;
  • создание единой системы расчетов с абонентами;
  • ведение оперативного анализа и поддержку принятия решений руководством.

Анализ зарубежного опыта развития биллинговых систем позволяет выделить три основных этапа.

Первый этап – наведение порядка во взаимодействие поставщиков и потребителей услуг, в организации платежей и денежных расчетов, в налаживании контроля качества предоставляемых услуг. На этом этапе формируется информационная база и устанавливаются договорные отношения во взаимодействии служб, организаций и потребителей услуг.

На втором этапе расширяются связи между всеми участниками рынка, открывается возможность широкого выбора поставщиков услуг и видов услуг, увеличиваются территории обслуживания. На этом этапе биллинг предоставляет конкурентные преимущества при развитии связей между предприятиями и регионами.

Третий этап – формирование и предложение различных пакетов услуг и тарифных схем. Это неизбежно, так как отрасль имеет социальное значение. Услуги постоянно востребованы населением, стремящимся повысить уровень собственного комфорта и негативно воспринимающим увеличение его стоимости. Биллинг – ключевой инструмент для разработки различных пакетов услуг, наиболее подходящих той или иной категории потребителей. Он способен удовлетворять амбиции предприятий и компаний, стремящимся к собственному развитию и завоеванию большей доли рынка.

Биллинг – невидимый, но необходимый инструмент развития отрасли, это и бизнес, и средство для его развития, но не «калькулятор».

Информация о работе Информационные технологии в электроэнергетике