Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:05, курсовая работа
В этой курсовой работе автор делает попытку осветить основные виды информационных услуг. И осветить некоторые вопросы, а именно:
Каковы особенности информационных товаров и услуг? Какие используются аппаратные средства? Какое, программное обеспечение, требуется при том или ином виде информационных услуг? Какие информационные средства? И многие другие важные вопросы.
Дезинформация;
Сокрытие информации;
Создание многократно избыточной информации.
Крайнее проявление информационного противоборства – информационные войны. Это понятие также является относительно новым, возникшим в высокоразвитой информационной цивилизации.
Основными объектами воздействия в информационной войне являются:
Сети связи и информационно – вычислительные сети, используемые государственными организациями;
Военная информационная инфраструктура, решающая задачи управления войсками;
Информационные и управляющие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий;
Средства массовой информации (в первую очередь, электронные);
Любые другие информационные системы, разрушение или дестабилизация которых может нанести вред противнику.
Как показал опыт последних лет, технологически развитые страны уже прибегают в военных конфликтах ко всем методам информационной войны.
Информационное общество не есть общество всеобщего благоденствия. Технологические факторы, порождающие его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности.
По мере развития информационного рынка все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность, то есть секретность определенных видов информации. Уже сегодня в странах, где в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, в праве рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред. Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для фирм и организаций, и для страны в целом.
В последние годы мы имели возможность видеть, какими тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованием современных технологий. [6].
Некоторые проблемы и опасности, возникающие с развитием информационного рынка:
Реальная возможность
разрушения информационными технологиями
частной жизни людей и
Возможность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
Сложность отбора качественной и достоверной информации при наличии большого ее объема;
Сложность адаптации многих людей к среде информационного общества и необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
Появление у некоторых людей (особенно молодых) психологических отклонений при столкновении с виртуальной реальностью, где сложно различимы иллюзия и действительность;
Сохранение социального расслоения людей при переходе к информационному обществу. Информационное неравенство, добавившись к существующим видам неравенства, может усилить социальную напряженность в обществе;
Сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран. Если его полностью не компенсировать созданием новых рабочих мест в информационной сфере, появится массовая безработица.
Государственную политику РФ в данной сфере отражает Доктрина информационной безопасности Российской федерации, принятая в 2000 году.
Основные положения доктрины.
Объектами информационной безопасности в РФ являются:
Все виды информационных ресурсов;
Права граждан, юридических
лиц и государства на получение,
распространение и
Система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и другое;
Информационная инфраструктура, включающая в себя центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;
Система формирования общественного
сознания (мировоззрения, моральных
ценностей, нравственных оценок, социально
допустимых стереотипов поведения
и взаимоотношений между
В сферу национальных интересов РФ входят:
Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления страны, сохранение и укрепление ценностей общества;
Информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике;
Развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;
Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В доктрине формулируются
методы обеспечения информационной
безопасности страны, включая правовые,
организационно – технические и
экономические. В доктрине также
формулируются особенности
Появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
Велико различие уровней доходов семей учащихся;
Значителен разрыв в размерах
финансового обеспечения
Преодоление информационного неравенства в РФ является задачей первостепенной государственной важности.[2, с. 294].
3.2 Перспективы развития информационного рынка
Проблемы информационного рынка как экономического объекта в целом совпадают с проблемами рынков товаров и услуг. В первую очередь, это недостаточно четкая нормативная база. Однако на информационном рынке данная проблема стоит особенно остро, поскольку для данного вида рынка гораздо более важен вопрос с авторским правом. Адекватным, четким правовым регулированием невозможно решить все проблемы информационного рынка в силу его быстрого развития. Данную проблему можно решить лишь путем постепенного изменения общественного сознания: люди не будут нарушать закон в информационной сфере лишь тогда, когда такой поступок они сами будут считать низким, порочащим их. Данный вопрос связан не только с общественным сознанием, но и с политикой ценообразования на информационном рынке. Именно высокая цена на них подталкивает людей, например, к использованию «пиратского» программного обеспечения. Поэтому для дальнейшего развития информационного рынка необходимо формирование государством благоприятных экономических условий для развития производства в информационной сфере. Увеличение количества производителей данного вида продукции повлечет за собой снижение его цены. Тогда мелких нарушений закона в информационной сфере станет гораздо меньше.
Большой проблемой на информационном
рынке остается проблема конфиденциальности
информации. В связи с этим необходимо
изменение законодательства: ужесточение
наказаний за разглашение или
распространение
Заключение
В современном обществе одним из видов ресурсов являются информационные ресурсы. На информационном рынке они становятся товаром.
Понятие информационный ресурс не совсем однозначно: по юридическому толкованию это документы в информационных системах, но люди относят сюда и технические знания, произведения литературы, искусства и другое.
По значимости информационные ресурсы сейчас аналогичны материальным.
Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы, то есть информационные ресурсы, принадлежащие конкретной стране.
Российский информационный рынок пока уступает информационному рынку развитых стран и по структуре, и по номенклатуре товаров. Одна из причин этого – массовое «пиратское» копирование программ (если информация – товар, то за нее надо платить, иначе разрушается основа рынка.).
Информационный рынок можно условно разделить на 3 части: техническая (аппаратные средства), программная (программные средства) и коммуникативная (сети и передача данных).
Информационный рынок
является объектом правовых отношений.
Основными законами, регулирующими
в настоящее время
В связи с развитием
информационного рынка
Литература
Готт В.С., Семенюк Э.П., Уршул А.Д. Социальная роль информатики – М.: Знание, 1999 – 429 с. – ISBN 5 – 75965 – 308 – 4.
Громов Р.Г. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования – М.: Наука, 2002 – 364 с. – ISBN 5 – 64037 – 836 – 7.
Кастельс М.П. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура – М.: Высшая Школа Экономики, 2005 – 526 с. – ISBN 5 – 28507 – 537 – 3.
Информатика: учебник/ под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 768 с. – ISBN 5 – 279 – 02202 – 0.
ru./wiki/Ресурс
dic.academic/dic.nsf/lower/
Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: МГУ, 2006 – 530 с. – ISBN 5 – 62056 – 648 – 7.
Могилев А.В. Информатика – М.: Издательский центр «Академия», 2005, 438 с. – ISBN 5 – 64896 – 936 – 6.
Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, 645 с. - ISBN 5 – 75643 – 934 – 5.