Информационный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

В этой курсовой работе автор делает попытку осветить основные виды информационных услуг. И осветить некоторые вопросы, а именно:
Каковы особенности информационных товаров и услуг? Какие используются аппаратные средства? Какое, программное обеспечение, требуется при том или ином виде информационных услуг? Какие информационные средства? И многие другие важные вопросы.

Файлы: 1 файл

экономич.расчеты.docx

— 97.03 Кб (Скачать файл)

Дезинформация;

Сокрытие информации;

Создание многократно  избыточной информации.

Крайнее проявление информационного  противоборства – информационные войны. Это понятие также является относительно новым, возникшим в высокоразвитой информационной цивилизации.

Основными объектами воздействия  в информационной войне являются:

Сети связи и информационно  – вычислительные сети, используемые государственными организациями;

Военная информационная инфраструктура, решающая задачи управления войсками;

Информационные и управляющие  структуры банков, транспортных и  промышленных предприятий;

Средства массовой информации (в первую очередь, электронные);

Любые другие информационные системы, разрушение или дестабилизация которых может нанести вред противнику.

Как показал опыт последних  лет, технологически развитые страны уже  прибегают в военных конфликтах ко всем методам информационной войны.

Информационное общество не есть общество всеобщего благоденствия. Технологические факторы, порождающие  его позитивные черты, порождают  и новые, специфические опасности.

По мере развития информационного  рынка все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность, то есть секретность определенных видов  информации. Уже сегодня в странах, где в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, в праве рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред. Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для фирм и организаций, и для страны в целом.

В последние годы мы имели  возможность видеть, какими тяжкими  могут быть последствия нарушения  информационной безопасности личности, связанные с использованием современных  технологий. [6].

Некоторые проблемы и опасности, возникающие с развитием  информационного рынка:

Реальная возможность  разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

Возможность все большего влияния на общество со стороны средств  массовой информации и тех, кто эти  средства контролирует;

Сложность отбора качественной и достоверной информации при  наличии большого ее объема;

Сложность адаптации многих людей к среде информационного  общества и необходимости постоянно  повышать свой профессиональный уровень;

Появление у некоторых  людей (особенно молодых) психологических  отклонений при столкновении с виртуальной  реальностью, где сложно различимы иллюзия и действительность;

Сохранение социального  расслоения людей при переходе к  информационному обществу. Информационное неравенство, добавившись к существующим видам неравенства, может усилить  социальную напряженность в обществе;

Сокращение числа рабочих  мест в экономике развитых стран. Если его полностью не компенсировать созданием новых рабочих мест в информационной сфере, появится массовая безработица.

Государственную политику РФ в данной сфере отражает Доктрина информационной безопасности Российской федерации, принятая в 2000 году.

Основные положения доктрины.

Объектами информационной безопасности в РФ являются:

Все виды информационных ресурсов;

Права граждан, юридических  лиц и государства на получение, распространение и использование  информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;

Система формирования, распространения  и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки  данных, информационные технологии и  другое;

Информационная инфраструктура, включающая в себя центры обработки  и анализа информации, каналы информационного  обмена и телекоммуникации, механизмы  обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;

Система формирования общественного  сознания (мировоззрения, моральных  ценностей, нравственных оценок, социально  допустимых стереотипов поведения  и взаимоотношений между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.

В сферу национальных интересов РФ входят:

Соблюдение конституционных  прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления страны, сохранение и укрепление ценностей общества;

Информационное обеспечение  государственной политики РФ, связанное  с доведением до российской и международной  общественности достоверной информации о государственной политике;

Развитие современных  информационных технологий отечественной  индустрии информации;

Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение  безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

В доктрине формулируются  методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно – технические и  экономические. В доктрине также  формулируются особенности обеспечения  информационной безопасности РФ в различных  сферах общественной жизни. Особенно актуальной для современной России является проблема обеспечения информационной безопасности в области науки  и техники, в частности проблема «утечки мозгов». Многие отечественные (в основном молодые) ученые эмигрируют за границу, имея перспективу хорошо оплачиваемой научной деятельности. Часть этих ученых являются носителями важной научно – технической, экономической, оборонной информации. Ряд государств (в том числе и недружественные  России) прилагают усилия для привлечения  научных работников из стран, входивших  ранее в состав СССР. В связи  с этим возникает проблема защиты научного потенциала нашей страны. Доктрина информационной безопасности одной из важнейших объявляет  проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими  его группами населения, то есть данная проблема имеет прямое отношение  к национальной безопасности. Особенно важно преодоление информационного  неравенства в образовании, так  как:

Появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;

Велико различие уровней  доходов семей учащихся;

Значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных  учреждений в различных регионах страны.

Преодоление информационного  неравенства в РФ является задачей  первостепенной государственной важности.[2, с. 294].

 

3.2 Перспективы  развития информационного рынка

 

Проблемы информационного  рынка как экономического объекта  в целом совпадают с проблемами рынков товаров и услуг. В первую очередь, это недостаточно четкая нормативная база. Однако на информационном рынке данная проблема стоит особенно остро, поскольку для данного вида рынка гораздо более важен вопрос с авторским правом. Адекватным, четким правовым регулированием невозможно решить все проблемы информационного рынка в силу его быстрого развития. Данную проблему можно решить лишь путем постепенного изменения общественного сознания: люди не будут нарушать закон в информационной сфере лишь тогда, когда такой поступок они сами будут считать низким, порочащим их. Данный вопрос связан не только с общественным сознанием, но и с политикой ценообразования на информационном рынке. Именно высокая цена на них подталкивает людей, например, к использованию «пиратского» программного обеспечения. Поэтому для дальнейшего развития информационного рынка необходимо формирование государством благоприятных экономических условий для развития производства в информационной сфере. Увеличение количества производителей данного вида продукции повлечет за собой снижение его цены. Тогда мелких нарушений закона в информационной сфере станет гораздо меньше.

Большой проблемой на информационном рынке остается проблема конфиденциальности информации. В связи с этим необходимо изменение законодательства: ужесточение  наказаний за разглашение или  распространение конфиденциальной информации. В последнее время  нередкими стали случаи распространения  конфиденциальной информации из государственной  сферы. В связи с этим необходимо ужесточение наказаний в сфере  должностных преступлений. Меры государственного вмешательства по ужесточению наказаний  за преступления в информационной сфере  не являются идеальными. Однако они  могут повлиять на общественное сознание.

 

Заключение

 

В современном обществе одним  из видов ресурсов являются информационные ресурсы. На информационном рынке они  становятся товаром.

Понятие информационный ресурс не совсем однозначно: по юридическому толкованию это документы в информационных системах, но люди относят сюда и  технические знания, произведения литературы, искусства и другое.

По значимости информационные ресурсы сейчас аналогичны материальным.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы, то есть информационные ресурсы, принадлежащие конкретной стране.

Российский информационный рынок пока уступает информационному  рынку развитых стран и по структуре, и по номенклатуре товаров. Одна из причин этого – массовое «пиратское»  копирование программ (если информация – товар, то за нее надо платить, иначе разрушается основа рынка.).

Информационный рынок  можно условно разделить на 3 части: техническая (аппаратные средства), программная (программные средства) и коммуникативная (сети и передача данных).

Информационный рынок  является объектом правовых отношений. Основными законами, регулирующими  в настоящее время информационный рынок в России, являются Закон  «Об авторском праве и смежных  правах», Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз  данных». В целом нормативно –  правовая база по информационному рынку  в России не является совершенной. Основным методом снижения и искоренения  преступности в данной сфере является изменение общественного сознания. А на это может повлиять ужесточение  законодательства.

В связи с развитием  информационного рынка возникают  и глобальные проблемы. Это информационное противоборство и информационные войны. Страны проводят такие действия в  адрес друг друга с целью получения  выигрыша в материальной сфере. Основными  объектами воздействия в информационном противоборстве являются информационная инфраструктура и психология противника. Информационное противоборство осуществляется через дезинформацию, сокрытие информации, создание многократно избыточной информации. Основными объектами воздействия  в информационной войне являются сети связи, информационно – вычислительные сети, военная информационная инфраструктура, информационные и управляющие структуры  банков, предприятий, средства массовой информации. К проблемам информационного  общества относится и вопрос о  защите права личности, общества и  государства на конфиденциальность информации. Наличие большого объема информации приводит к сложности  отбора достоверной и качественной информации. В связи с виртуальной  реальностью у некоторых людей  появляются психологические отклонения. При переходе к информационному  обществу усиливается социальное расслоение в нем. В экономике развитых стран  происходит сокращение числа рабочих  мест в связи с развитием информационной сферы. Таким образом развитие информационного рынка в стране приводит как к множеству положительных, так и к отрицательным последствиям.

 

Литература

 

Готт В.С., Семенюк Э.П., Уршул А.Д. Социальная роль информатики – М.: Знание, 1999 – 429 с. – ISBN 5 – 75965 – 308 – 4.

Громов Р.Г. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного  использования – М.: Наука, 2002 – 364 с. – ISBN 5 – 64037 – 836 – 7.

Кастельс М.П. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура – М.: Высшая Школа Экономики, 2005 – 526 с. – ISBN 5 – 28507 – 537 – 3.

Информатика: учебник/ под  ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 768 с. – ISBN 5 – 279 – 02202 – 0.

ru./wiki/Ресурс

dic.academic/dic.nsf/lower/15130

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции  развития. – М.: МГУ, 2006 – 530 с. – ISBN 5 – 62056 – 648 – 7.

Могилев А.В. Информатика  – М.: Издательский центр «Академия», 2005, 438 с. – ISBN 5 – 64896 – 936 – 6.

Уткин В.Б. Информационные системы  в экономике. – М.: Издательский центр  «Академия», 2004, 645 с. - ISBN 5 – 75643 – 934 – 5.


Информация о работе Информационный рынок